Периодизация круглогодичной учебно-тренировочной работы
Совершенствование спортивного мастерства в значительной мере обеспечивается непрерывностью тренировочного процесса. В спортивных играх в течение одного календарного года может быть один или два спортивных сезона, характеризующихся относительно самостоятельной системой соревнований. Подготовка к ним составляет один тренировочный цикл, обеспечивающий достижение высокого уровня готовности спортсменов. Каждый из них строится с учетом фазового характера приобретения спортивной формы. Управление приобретение ем спортивной формы положено в основу периодизации тренировочного процесса.
Структура годичной подготовки может быть различной. В футболе, хоккее она одноцикловая. В других играх могут использоваться несколько циклов. В большинстве же видов она строится по принципу сдвоенного полуцикла, т. е. двух тренировочных циклов — осенне-зимнего и весенне-летнего. При такой структуре тренировочного процесса создаются наилучшие условия для перехода количественных изменений в качественные.
Каждый тренировочный цикл складывается из трех периодов: подготовительного, соревновательного и переходного. Внутри отдельного периода выделяют этапы, в которых решаются частные задачи подготовки. Приобретение спортивной формы — это задача подготовительного периода. В соревновательном спортивная форма достигает своего максимума и стабилизируется. Переходный период связан с необходимостью ее временной утраты.
Подготовительный период открывает каждый новый тренировочный цикл. Его назначение — заложить фундамент высоких спортивных результатов сезона.
Продолжительность подготовительного периода — от 6 до 12 недель. Он начинается с началом тренировок после активного отдыха и продолжается до первого основного соревнования.
Подготовительный период подразделяется на три этапа: общеподготовительный, специально-подготовительный и предсоревновательный.
В подготовительном периоде решают следующие задачи:
1. Создание и расширение предпосылок, с помощью которых формируется спортивная форма.
2. Постепенное приобретение высокой спортивной формы.
3. Совершенствование технико-тактического мастерства, углубление специальных знаний и овладение новыми игровыми приемами.
4. Повышение уровня физической подготовленности и совершенствование функциональных возможностей организма спортсмена,
обеспечивающих готовность к высоким длительным напряжениям.
5. Дальнейшее углубление политико-воспитательной работы и обеспечение психологической готовности спортсменов к участию в соревнованиях и достижению высоких спортивных результатов.
Подготовительный период характеризуется наибольшим разнообразием используемых средств при выраженном преимуществе общей и специальной физической подготовки. Важное место здесь принадлежит и специальным средствам технико-тактической подготовки. Тренировочные занятия отличаются большими объемами и постепенным повышением интенсивности:
Общеподготовительный этап призван создать предпосылки для приобретения спортивной формы, поэтому главное внимание уделяется развитию основных физических качеств, расширению запаса двигательных навыков и умений, воспитанию морально-волевых качеств, обеспечивающих перенесение высоких тренировочных нагрузок.
На физическую нагрузку выделяется до 50% учебного времени. Причем его большую часть занимает общая физическая подготовка (до 60—70%). С этой целью используют упражнения из других видов спорта и разнообразные подвижные и спортивные игры. На изучение и
восстановление техники выделяют 30—35 %, на овладение тактикой игры - 15-20% обшего времени. Большинство тренировочных занятий посвящают физической подготовке либо им придают комплексный
технико-атлетический характер.
Специально-подготовительный этап ставит
целью расширение и углубление предпосылок для создания состояния спортивной формы, для чего изменяется соотношение используемых средств подготовки. Теперь ведущее положение занимают специальные подготовительные упражнения. Сокращается время (до 30-35%), отводимое для физической подготовки, и основное внимание уделяется совершенствованию специальных физических качеств, возрастает интенсивность тренировок.
Главное содержание тренировок составляет изучение и совершенствование техники и тактики игры; осваиваются тактические системы, разучиваются комбинации. В конце этапа планируют игровые контрольные встречи и соревнования, позволяющие определить степень приближения к избранной тактической модели игры.
Предсоревновательный этап завершает становление спортивной формы. Основная задача этапа — дальнейшее повышение уровня специальной подготовленности. Ее позволяет решать увеличение доли средств специальной направленности, некоторое уменьшение общего объема при одновременном увеличении интенсивности тренировок, широкое использование моделированных нагрузок, сопряженного метода, комплекса игровых упражнений и разнообразных подводящих упражнений.
Еще больше увеличивается доля специальной физической подготовки: она составляет до 2/3 времени, выделяемого на развитие физических качеств (25—30%). Основное внимание сосредоточивают на приобретении специальной выносливости, развитии скоростно-силовых качеств.
Основное место отводят технико-тактической подготовке (65—70%). В учебных играх моделируется предполагаемый противник, проводятся товарищеские игры с будущими соперниками. Необходимая стабильность действий приобретается в процессе участия в серии подводящих (небольших по масштабам) контрольных соревнований. Здесь окончательно определяется состав команды, наиболее правильный способ организации командных действий.
Соревновательный период отводится для реализации достигнутой спортивной формы — достижения высоких спортивных результатов.
Соревновательный период начинается с первого основного соревнования и продолжается до их окончания. Продолжительность его различна — от 2 до 6 месяцев.
Главное назначение периода — сохранение стабильно высокой спортивной формы в течение всего срока запланированных соревнований.
Структура этого периода определяется количеством и длительностью отдельных соревнований. В соответствии с этим он складывается из нескольких этапов, включающих непосредственную предсоревновательную подготовку, участие в соревнованиях и «выход» из них. Здесь важно постоянно поддерживать высокий уровень спортивной работоспособности, сохранять психическую и физическую свежесть, желание соревноваться.
Содержание тренировки в этом периоде зависит от ряда условий: подготовленности и состояния спортсменов, длительности межсоревновательных (межигровых) периодов и др. Основное место занимают упражнения, совершенствующие специальные физические качества и игровые приемы. Объем и интенсивность нагрузок первоначально остаются на одном уровне, но во второй половине периода несколько уменьшаются. Постоянно используются восстановительные мероприятия. Снять накапливающееся утомление позволяет переключение, помогает которому широкое использование средств общей физической подготовки.
Соотношение средств подготовки в основном сохраняется таким же, как и на этапе предсоревновательной подготовки. Предпочтение отдается совершенствованию технико-тактического мастерства, воспитанию морально-волевых качеств, углублению теоретической и специальной психологической подготовки.
Величина и напряженность нагрузок в соревновательном периоде достигают своего максимума. Здесь важно использовать различные микроциклы, варьируя нагрузку в них. Максимальные нагрузки применяют на фоне полного восстановления. Средние нагрузки способствуют стабилизации достигнутого уровня, малые обеспечивают восстановление и подготовку к максимальным напряжениям.
Важное значение имеет разнообразие средств и условий тренировок, их эмоциональность, соблюдение гигиенического режима и широкое использование педагогических, психологических и медико-биологических средств восстановления.
Переходный период заканчивает тренировочный цикл. Его назначение — восстановление затраченных нервных и физических сил и подготовка спортсменов к новому циклу тренировки.
Продолжительность периода — 2—6 недель. Его основные задачи — постепенное снижение нагрузок и переход к активному отдыху, дальнейшее совершенствование техники и физической подготовленности.
После окончания соревнований не следует резко прекращать тренировку. Восстановление проходит более успешно, если некоторое время нагрузки сохраняются, но снижаются как по объему, так и по интенсивности. Только во второй половине периода можно перейти к активному отдыху, выполнению упражнений, способствующих устранению выявившихся недочетов в физической подготовке. Тем самым обеспечивается сохранение достаточно высокого уровня подготовленности, что позволяет начать новый цикл без длительного втягивания, быстро восстановить двигательные возможности и использовать привычные объемы тренировочных нагрузок.
Контрольные вопросы
1. Структура управления.
2. Перспективное планирование.
3.Текущее планирование.
4.Понятие спортивной формы.
5.Периоды тренировочного цикла.
6.Этапы решения задач подготовки.