Написание психологического диагноза
Обсуждение результатов с заказчиком и разработка программы действий.
Особое внимание в рамках практикума уделяется подбору инструментария и правилам работы с конкретными методиками. Выбор инструмента обусловлен, с одной стороны, особенностями диагностической задачи, с другой, компетентностью профессионала, проводящего диагностику. Необходимо отметить, что не существует специалистов по психодиагностике в широком смысле слова, большинство практикующих психологов специализируются на конкретных направлениях и задачах. Однако ключевой компетенцией для любого психолога является умение оценить диагностические возможности и ограничения методики, информация о которых представлена в методическом руководстве через психометрические характеристики теста.
В первую очередь важно обращать внимание на параметры стандартизованности теста: время и место стандартизации, состав выборки, данные описательной статистики, наличие общих и, возможно, частных, норм. В методических руководствах также отражены стандартные процедуры проведения теста и обработки данных, которые необходимо соблюдать предельно строго, чтобы обеспечить достоверность измерения.
Данные по надежности характеризуют то, в какой степени результаты диагностики относятся к измеряемому свойству, а не к побочным факторам, неизбежно присутствующим в любом измерении. Например, показатель надежности 0,86 указывает, что 86% дисперсии показателей по тесту соответствует диагностируемому признаку, а 14% дисперсии отводится «помехам». В данном случае речь идет о довольно высокой степени надежности для современных методик [А.Анастази]. Важно различать два вида надежности: ретестовую и надежность-гомогенность, учитывающие различные источники ошибок. Доля ошибок суммируется, что снижает общую достоверность полученных данных. Универсальным средством повышения надежности является соблюдение стандартных условий диагностического обследования.
Валидность теста – это ключевая, и в то же время, наиболее сложно определяемая его характеристика. Именно этот параметр определяет действенность и эффективность методики [Психологическая диагностика, 2003]. С точки зрения практики работы, ведущим видом валидности остается критериальная валидность, показывающая прогностические возможности методики. Эта же характеристика во многом обусловливает интерпретационные возможности методики. Не все диагностируемые свойства можно соотнести с объективно существующими, релевантными критериями. Поиск данных критериев является одной из приоритетных задач психодиагностики как науки [Общая психодиагностика].
В большинстве тестов решающее значение имеет конструктная валидность, включающая в себя все существующие виды валидности [А.Анастази]. Диагностический конструкт представляет собой упрощенную модель измеряемого признака, представленную автором методики. Анализируя диагностические возможности методик важно уделять внимание описанию исходных конструктов в соотнесении с уже сформированной методологической базой специалиста. В качестве примера конструкта в тестах интеллекта можно рассматривать предложенный Ч.Сприменом G-фактор – фактор общего интеллекта, соответствие которому проверяется через статистическую процедуру факторного анализа [В.Н.Дружинин].
Наиболее сложным и актуальным вопросом практической диагностики является методология написания психологического диагноза. Для понимания целостной картины психологического заключения как результата диагностического обследования целесообразно обратиться к модели ведущих тенденций, предложенной Л.Н.Собчик [Собчик, 2005]. «Ведущая тенденция» - это дефиниция, которая включает в себя и условия формирования определенного личностного свойства, и само свойство, и предиспозицию к тому состоянию, которое может развиться под влиянием средовых воздействий как продолжение данного свойства. Это более широкое понятие, чем «черта», «свойство», «состояние», оно объединяет указанные понятия и определяет направление их трансформации в разные периоды жизни на разных уровнях самосознания. Ведущая тенденция лежит в основе индивидуального стиля восприятия, переработки и воспроизведения информации, пронизывает все уровни личности: от конституционального до личностного.
Например, такая тенденция как тревожность. В качестве конституционального свойства тревожность ведет к возникновению повышенной тревожности как индивидуально-личностной черты – склонности испытывать состояние тревоги при неблагоприятных ситуациях. При написании заключения необходимо обращать внимание, к какому уровню организации личности обращена та или иная методика. Данное умение повышает точность выявления базовой симптоматики и дифференцировать ситуационные проявления личности от устойчивых личностных характеристик.
В написании психологического диагноза можно выделить 3 вектора: вертикальный (базовые свойства, характер, состояния), горизонтальный (эмоции, мотивация, когнитивный стиль, стиль межличностного поведения и др.), динамический (изменения).
По мере созревания личности, осознания своих особенностей, ведущие тенденции перерастают в личностные свойства. Они лежат в основе непредсказуемого поведения в сложных ситуациях и в стрессе. Своевременно выявленные ведущие тенденции подсказывает путь усиления контроля и овладения ситуацией, необходимый для каждой конкретной личности и формулировки рекомендаций. Важно отметить, что существует определенный диапазон изменчивости личностных свойств в онтогенезе, что также учитывается при вынесении диагностического суждения.
Раздел 2. Когнитивные тесты.