Краткий терминологический словарь 565
Эффект бумеранга— явление «отраженного воздействия», когда управленческие влияния на исполнителя (или группу) порождают аналогичные по содержанию, но часто более сильные ответные действия с их стороны.
Эффект ореола— тенденция давать обобщенную и одинаковую оценку всем параметрам ситуации или личности без их критической дифференциации; может быть либо преувеличенно позитивной, либо негативной.
«Эффективный менеджер»— условное понятие, обозначающее идеального руководителя, знающего основные положения теории управления, умеющего их действенно реализовать на практике, характеризующегося высокой профессиональной компетентностью.
«Я-зеркальное»— система представлений о собственной личности, формирующаяся на основе восприятия ее оценок, демонстрируемых другими людьми.
Приложение
«Управленческий континуум» (по К.С. Джорджу)
Годы | Индивидуум или этническая группа | Основной вклад в развитие менеджмента |
4000 до н.э. | Египтяне | Признание необходимости планирования, организации и контроля |
Шумеры | Письменность; регистрация фактов | |
Египтяне | Децентрализация и организация управления | |
Хаммурапи | Использование свидетелей и письменных документов для контроля; установление минимальной заработной платы | |
Египтяне | Централизация в управлении | |
Епреи | Концепции организации, скалярный принцип, принцип исключения | |
Китайцы | Признание необходимости организации, планирования, руководства и контроля | |
Менциус | Признание необходимости систем и стандартов | |
Китайцы | Признание принципа специализации | |
Ксенофонт | Признание менеджмента как особого вида искусства | |
Платон | Формулировка принципа специализации | |
Александр Великий | Создание штаба | |
20 н.э. | Иисус Христос | Единоначалие. Золотое правило. Человеческие отношения |
Диоклетиан | Делегирование полномочий | |
Аль-Фараби | Требования к руководителю | |
Венецианцы | Учет издержек производства; чеки и балансы для контроля; присваивание номеров при инвентаризации; метод конвейера; убавление кадрами; стандартизация и взаимозаменяемость деталей; контроль товарных запасов; контроль себестоимости | |
Томас Мор | Призыв к усилению специализации; анализ недостатков плохого руководства | |
Макиавелли | Осознание принципа массового согласия; признание необходимости целеустремленности в организации; определение качеств руководителя | |
Дж. Стюарт | Истоки теории власти |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Адам Смит | Применение принципа специализации к промышленным рабочим; концепции контроля; расчет оплаты труда | |
Эли Уитни | Научные методы; использование методов исчисления себестоимости; контроль качества; концепция взаимозаменяемости частей | |
Джеймс Уатт, Маттеус Бултон, Сохо | Стандартные операции; спецификации; планирование; стимулирование заработной платой; стандартное время; Рождественские праздники для служащих; Рождественские премии; страховое общество служащих | |
Роберт Оуэн | Ответственность за подготовку рабочих; строительство домов с удобствами для рабочих | |
Джеймс Милл | Анализ человеческой мотивации | |
Генри Пур | Принципы организации, связи информации на железных дорогах | |
Даниэль К. МакКаллум | Использование организационных схем для демонстрации структуры менеджмента | |
Генри К. Меткалф | Искусство менеджмента; наука у1гравления | |
Фредерик У. Тэйлор | Научный менеджмент; системный подход; кадровый менеджмент; необходимость кооперации между трудом и менеджментом; высокая заработная плата; равноправие между трудом и менеджментом; функциональная организация; система оценки себестоимости; исследования рабочего времени; упор на работу менеджера; упор на исследования; стандарты, планирование, контроль и кооперация | |
Франк Б. Гилбрет | Наука мотивационных исследований | |
Гекри Л. Ганг | Задания и система поощрения; гуманный подход к труду; схемы Ганта; ответственность менеджероп за подготовку рабочих | |
Гуго Мюнсгерберг | Использование психологии в менеджменте и работе | |
Дж. К. Дункан | Первый учебник менеджмента для колледжей | |
Акри файоль | Первая полная теория менеджмента; преподавание менеджмента в учебных заведениях | |
Александр Г. Черч | Функциональная концепция менеджмента; первый американец, рассмотревший весь комплекс концепций менеджмента и связавший их в целое | |
Вальтер Д. Скотт | Привнес психологические знания в рекламное дело и работу с кадрами | |
Элтон Мэйо | Социологическая концепция групповых устремлений | |
Т.К. Фрай | Статистические основы теории обслуживания | |
Мэри П. Фоллет | Философия менеджмента, основанная на индивидуальной мотивации. Групповой менеджмент |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Честер Барнард | Теория организации; социологические аспекты менеджмента; коммуникации | |
П.М.С. Блэкетт | Операционные исследования | |
Линдэлл Урвик | Корреляция принципов менеджмента | |
Макс Вебер, Ренсис Ликерт, Крис Аржирис | Упор на психологию и исследования человеческих отношений в теории организации | |
Норберт Винер, Клод Шеннон | Системный анализ и теория информации в менеджменте | |
Франк Абраме, Селекман | Ввели искусство управления в мышление менеджеров | |
Герберт Саймон, Левитт | Придали особое значение поведению человека при принятии решений, которое рассматривалось ими как наблюдаемый и измеряемый процесс | |
Дуглас МакГрегор | Доказал, что отношение менеджера к своим подчиненным существенно влияет на их поведение и на рабочий климат в организации. В «теории X» — утверждение приоритета контролирующего менеджера, в «теории V» — принцип распределения ответственности | |
Игорь Ансофф | Подверг сомнению прежние методы долгосрочного планирования и предложил модель стратегического планирования | |
Вильям Оучи | Развитие теории фирмы. Несовершенства рынка — причина существования фирм. «Теория Z» | |
Геральд Саланчик | Теория властных структур внутри и между организациями | |
Розмари Стюарт | Альтернативы и ограничения действий менеджера в разнообразных ситуациях и различия между видами управленческих задач | |
Л. Портер | Выдвинул новые идеи относительно конкурентной стратегии, конкурентоспособности, потребительских качеств продукции и ресурсов, выраженных через себестоимость | |
Джон Коттер | Исследование работы высших руководителей | |
Теренс Дил, Алан Кеннеди | Создали концепцию корпоративной культуры как важнейшего фактора, влияющего на «организационное поведение» и корпоративное развитие | |
Том Питере | Отношение к потребителям как к людям, а к персоналу организации — как к важному ресурсу развития бизнеса |
Литература
1. Американский капитализм и управленческие решения / Под ред. Л. И. Евенко. М., 1977.
2. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе. М., 1980.
3. Ансофф И. Стретегическое управление. М., 1989.
4. Арбиб М. Метафорический мозг. М., 1976.
5. Белкин П.Г., Емельянов Е.Н., Иванова М.А. Социальная психология научного коллектива. М., 1987.
6. Блейк Р., Моутон Д. Научные методы управления. Киев, 1990.
7. Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. М., 1982.
8. Брэддик у. Менеджмент в организации. М., 1997.
9. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.
10. Вендров Е.Е. Психологические проблемы управления. М., 1969.
11. Выготский А.С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6 т. М., 1982. Т. 2.
12. Вудкок М., Фрэнсис А- Раскрепощенный менеджер. М., 1991.
13. Генов Ф. Психология управления. М., 1982.
14. Головаха Е.И. Структура групповой деятельности. Социально-психологический анализ. Киев, 1979.
15. Грачев М.В. Суперкадры: управление персоналом и международные корпорации. М., 1993.
16. Грейсон Дж., О'Дейл К. Американский менеджмент на пороге
XXI века. М., 1991.
17. Данилов-Данилъян В.И. Бегство к рынку. М., 1991.
18. Дизель П., МакКинси у., Ренан Д. Поведение человека в организациях. М., 1993.
19. Диксон П. Фабрики мысли. М., 1976.
20. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М., 1995.
21. Евенко AM. Вступительная статья к книге М. Мескона и др. «Основы менеджмента». М., 1992.
22. Евенко AM. Организационные структуры управления промышленными корпорациями США. М., 1983.
23. Ерманский О.А. Легенда о Форде // Научная организация труда и управления. М., 1966.
37-7615
ЛИТЕРАТУРА
24. Журавлев А.А., Рубахин В.Ф., Шорин В.Г. Индивидуальный стиль руководства производственным коллективом. М., 1976.
25. Залмах В.П. Выработка управленческих решений на производстве. Рига, 1978.
26. Зелснсвский Я. Организация трудовых коллективов. М., 1984.
27. Зигерт В., Аанг А. Руководить без конфликтов. М., 1990.
28. Кайдалов Д.П., Суименко Е.И. Психология коллегиальности и единоначалия. М., 1979.
29. Как добиться успеха / Под ред. В.Е. Хруцкого. М., 1991.
30. Карнсги Д Как завоевывать дррей и оказывать влияние на людей. М, 1994.
31. Карпов А.В. Психологический анализ трудовой деятельности. Ярославль, 1988.
32. Карпов А.В. Психология принятия решения в профессиональной деятельности. М., 1991.
33. Карпов А.В. Психология принятия управленческих решений. М., 1998.
34. Киллсн К. Вопросы управления. М., 1981.
35. Китов AM. Психология хозяйственного управления. М., 1977.
36. Козелщкий Ю. Психологическая теория решений. М., 1979.
37. Ковалсвски С. Научные основы административного управления. М., 1979.
38. Коно Т. Стратегия и структура японских предприятий. М., 1987.
39. Красовский Ю.Д Управление поведением в фирме. М., 1997.
40. Кричсвский Р.Л. Если вы — руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. М., 1993.
41. Кудряшова Л.Д Каким быть руководителю: психология управленческой деятельности. Л., 1986.
42. Кухюткин Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. М., 1970.
43. Кунц Г., О'Ьрннсх С. Управление. Системный и ситуационный анализ управленческих функций. М., 1981.
44. Курс для высшего управленческого персонала / Под ред. В.И. Терещенко. М., 1970.
45. Курс практической психологии / Под ред. P.P. Кашапова. Можайск, 1992.
46. Кхоа Й. Эффективность управленческих решений. М., 1975.
47. Ааданов ИД Практический менеджмент. М, 1995.
48. Лебедев В.И. Психология и управление. М., 1990.
49. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. М., 1983.
ЛИТЕРАТУРА
50. Линдсхи ДБ. Эмоции // Экспериментальная психология. М., 1960.
51. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
52. Ломов Б.Ф., Сурков Е.Н. Антиципация в структуре деятельности. М.,
1984.
53. Машутов Н.С., Уманский Л.И. Организатор и организаторская деятельность. Л., 1975.
54. Мартынов Е.А Профессионалы в управлении. Л., 1991.
55. Мейстер Дж. Эргономические основы разработки сложных систем. М., 1979.
56. Менеджмент организации / Под ред. З.П. Румянцевой. М., 1995.
57. Мсрсер Д. ИБМ: управление самой преуспевающей корпорацией мира. М., 1991.
58. Мескон М., Альберт М, Хедури Ф. Основы менеджмента. М., 1992.
59. Мильнср Б.З. Организация программно-целевого управления. М.,
1980.
60. Мицич П. Как проводить деловые беседы. М., 1983.
61. Монтень М. Опыты. М., 1979.
62. Морита А. Сделано в Японии. М., 1990.
63. Муздыбаев К. Психология ответственности. Л., 1983.
64. Наполеон. Избранные произведения. М., 1941.
65. Наумова Н.Ф. Психологические механизмы свободного выбора // Системные исследования, 1983. М., 1984.
66. Научная организация труда и управления. М., 1966.
67. Никифоров Г.С. Самоконтроль человека. Л., 1988.
68. Ниссинсн Й., Вуотилайнен Э. Время руководителя: эффективность использования. М., 1988.
69. Нормативные и дескриптивные модели принятия решения. М., 1981.
70. Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. B.C. Агеева. М., 1987.
71. Омаров A.M. Управление: искусство общения. М., 1983.
72. Ошанин ДА. Концепция оперативности отражения в инженерной и общей психологии // Инженерная психология. М., 1977.
73. Парьиин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971.
74. Пиз А. Язык телодвижений. М., 1996.
75. Питере Т., Уотсрман Р. В поисках эффективного управления. М., 1988.
76. Планкетт Л., Хейл Г. Выработка и принятие управленческих решений. М., 1984.
37"
ЛИТЕРАТУРА
77. Паркинсон СИ. Законы Паркинсона: Сборник. М., 1989.
78. Практическое мышление: функционирование и развитие / Под ред. Д.Н. Завалишиной. М., 1988.
79. Пригожин AM. Организации: системы и люди. М., 1983.
80. Психологические аспекты управления. М., 1984.
81. Психологические проблемы современного руководителя. М., 1982.
82. Рубинштейн С.А. Основы общей психологии. М., 1946.
83. Саймон Г. Наука об искусственном. М., 1973.
84. Свещщкий А.Л. Социальная психология управления. Л., 1983.
85. Секреты умелого руководителя. М., 1991.
86. Система работы с кадрами управления. М., 1984.
87. Синк Л С. Управление производительностью. М., 1989.
88. Совместная деятельность / Под ред. Б.Ф. Ломова. М., 1988.
89. Старобинский Э.Е. Как управлять персоналом? М., 1997.
90. Тарасов В.К. Персонал — технология: отбор и подготовка менеджеров. М., 1989.
91. Тарле Е. Наполеон. М., 1941.
92. Теплов Б.М. Ум полководца // Проблемы индивидуальных различий. М., 1961.
93. Типы руководителей — стили управления. Новосибирск, 1992.
94. Тичи Н., Деванна М. Лидеры реорганизаций. М., 1990.
95. Трусов В.П. Социально-психологические исследования когнитивных процессов. Л., 1980.
96. Тэйлор Ф.У. Научная организация труда // Научная организация труда и управления. М., 1966.
97. Уиткин Э. Профессия — менеджер. М., 1992.
98. Управление — это наука и искусство. М., 1992.
99. Филиппов А.В. Работа с кадрами. Психологический аспект. М., 1984.
100. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения. М., 1992.
101. Фостер Р. Обновление производства: атакующие выигрывают. М., 1987.
102. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. М., 1986. Т. 1, 2.
103. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования.
М., 1996.
104. Хофман И. Активная память. М., 1986.
105. Хрящсва Н.Ю. Деловое общение руководителя. Л., 1990.
106. Шадриков В.Д. Способности и деятельность. М., 1995.
ЛИТЕРАТУРА
107. Швальбс В., Швальбс X. Личность, карьера, успех. М., 1993.
108. Шепель ВМ. Управленческая психология. М., 1984.
109. Шибутани Т. Социальная психология. М., 1970.
110. Шихирев П.Н. Современная социальная психология в Западной Европе. М., 1985.
111. Энксльман Н. Преуспевать с радостью. М., 1993.
112. Якокка Л. Карьера менеджера. М., 1990.
113. Ackoff R.L. Scientific Method. Optimistic Applited Decision. N.Y., 1969.
114. AXbrecht K. Stress and manager. N.Y., 1979.
115. Argyris С Intergrating the Individual and the Organization. N.Y., 1964.
116. Arrow K.I. Social Choice and Individual Values. N.Y., 1957.
117. Atkinson J.W. Motivational Determinants of Risk-Taking Behavior // Psychol. Rev. 1957. V. 64.
118. Barnard Cb.l. The Function of the Executive. Cambridge, 1938.
119. Bass B. Leadership. Psychology and Organizational Behavior. N.Y., 1960.
120. Boring E.G. History of Experimental Psychology. N.Y., 1950.
121. Brchm J.W. A Theory of Psychological Reactance. N.Y., 1970.
122. Broadbent D.E. Decision and Stress. N.Y., 1971.
123. Carrol S., Tost H. Organizational Behavior. Chicago, 1977.
124. Chandler A.D. Strategy and Structure. Cambridge, 1964.
125. Child J. Organizations: A guid to problems and practice. N.Y., 1985.
126. Clare R.B. Group-induced Shift Toward Risk: A Critical Appraisal // Psychol. Bull. 1971. V. 76.
127. Conflict and Consensus. A General Theory of Collective Decision. N.Y., 1996.
128. Communication and Group-Decision Making / Ed by R. Hirokawa, M. Poole. Texas AM University, 1996.
129. Cowan T.A. Decision Theory in Law // Science. 1963. V. 6.
130. Cunvning M. The Theory and Practice of Personnel Management. London, 1968.
131. Davis K., Frederic W. Business in Society. N.Y., 1984.
132. Davis K. Human Behavior at Work. N.Y., 1977.
133. Dcnnet D.C. Brainsorms. Cambridge, 1981.
134. Drucker P. Managing in Turbulent Times. N.Y., 1980.
135. Eden С (Ed.). Managerial and Organizational Cognition. N.Y., 1998.
136. Edwards W. Behavioral Decision Theory // Amer. Rev. of Psychol. 1961. V. 12.
ЛИТЕРАТУРА
137. Fcstinger L Confict, Decision and Dissonance. Stanford, 1964.
138. Fiedler F. A Theory of Leadership Effectiveness. N.Y., 1967.
139. FicshoffG., Bcyth R. «I know it Would Happen» // Org. Behav. and Human. Perform. 1975. V. 13.
140. Fishburn P.C. The Theory of Social Choice. Princeton, 1973.
141. Fraud V.E. Die Psychotherapy in der Praxis. Wien, 1947.
142. Fiedman M., Rosenman R. The key cause — type A behavior pattern // Stress and coping. N.Y., 1977.
143. French W. The Personnel Management Process. Boston, 1982.
144. Ghiselli E.E. Intelligence and managerial success // Psychol. Report. 1963. V. 121.
145. GibbJ.R. The Effect of Group Size // Amer. Psychol. 1951. V. 6.
146. Goetz B.E. Management Planning and Control. N.Y., 1947.
147. Gordon M. Synectic. N.Y., 1962.
148. Graen G.B., Casbman J.F. A Role-Making Model of Leadership in Formal Organization // Leadership Friontiers. Ohio, 1975.
149. Green S.G., Mitchell T.R.' Atrributional processes of leader in leader-member interaction // Org. Behav. and Human. Perform. 1979. V. 23.
150. Hachnan J.R., Porter L.W. Expectancy Theory predictions of work effectiveness // Org. Behav. and Human. Perform. 1968. V. 3.
151. Hcrscy P., Blanchard K. Management and Organizational Behavior. N.Y., 1982.
152. Hoffman L.R., Stein R.L. The Hierarchical Model of Problemsolving Groups // Small Groups and Social Interaction. London, 1983.
153. Hollander E.P. Leader, Groups and Influence. N.Y., 1964.
154. Howard R.A. The Foundation of Decision Analysis // IEEE Transaction on systhems Science. 1968. V. 3.
155. Irwin F.W. Stated Expectation as Founctions of Probability and
Desarability of Outcoms // Journ. of Person. 1953. V. 21.
156. Johns G. Organizational Behavior. N.Y., 1983.
157. Janis D. Victims of Groupthink. Boston, 1972.
158. Kahncman D., Slavic H., Tversky A. Judgement under Uncertainty. Cambridge, 1982.
159. Katz D., Kahn R, The Social Psychology of Organizations. N.Y., 1966.
160. Koontz H. The management theory jungle // J. Of the Acad. ofManag. 1961. V. 4.
161. Lawler E.E. Motivation in Work Organizations. Monterrey, 1973.
162. Lawrence P., Lorsch J. Organization and Enviioment: Managing Differentiation and Intergration. Boston, 1967.
163. Las Cases J. Le Memorial de St. Helen. Paris, 1933.
ЛИТЕРАТУРА
164. Leawiit H.J. Managerial Psychology. Chicago, 1964.
165. Lewin K. Group Decision and Social Change. N.Y., 1947.
166. LikertR. New Pattern of Management. N.Y., 1961.
167. Lorange P. Corporate Planning: An Executive Viewpoint. N.J., 1980.
168. Lord R.G., Aliidger CM. A comparison of four information processing model of leadership // Acad. Manag. Journ. 1980. V. 23.
169. Luthans F. The Contingency Theory of Management: A Path out the Jungle // Busin. Horizons, June, 1973.
170. Maclagan P. Management and Morality. Chicago, 1998.
171. Manteuffel R. Zarzadzanie przedsilbiorstwem rolniczym. Warszawa, 1973.
172. Mashw A. Motivation and Personality. N.Y., 1954.
173. McOeuand B.C. Power: The Inner Experience. N.Y., 1975.
174. McOeUand D.C The achieving Society. N.Y., 1961.
175. March ]., Olsen J. Ambigity and Choice in Organizations. Bergen, 1976.
176. March ]., Simon H. Organizations. N.Y., 1958.
177. MMer E.Y., Rice A.K. Systems of Organization. N.Y., 1965.
178. Miner J.B. The Management Process. N.Y., 1978.
179. Mintzbcrg H. The Nature of Managerial Work. N.Y., 1973.
180. MitcheU T. Motivation: New Direction Theory and Practice // Acad. of Manag. Rev. 1982. V. 7.
181. Mooncy J.D. The Principles of Organization. N.Y., 1947.
182. Nadler D.A., Hachnan J.R., Birdsall T.G. Managing Organization Behavior. Boston, 1971.
183. NaisbittJ. Megatrends. N.Y., 1984.
184. Nemet C.J. Differential Contributions of Majority and Minority
Infuence // Psychol. Rev. 1984. V. 3.
185. Organizational Psychology / Ed. by D.A. Kolb. N.Y., 1984.
186. Perrow Ch. Complex Organization. A Critical Essay. N.Y., 1972.
187. Raia A.R. Managing by Objectives. N.Y., 1974.
188. Rabbins S.R. Organizational Theory. The Structure and Desing of Organization. N.J., 1983.
189. Sayles L.S., Straus G. Human Behavior in Organization. N.J., 1966.
190. Schoderbck P.P. Management Systems. N.Y., 1971.
191. Simon H. Adminisrtativ Behavior. N.Y., 1947.
192. Simon H., March ]. Organization. N.Y., 1958.
193. Sparrow J. Knowledge in Organizations. N.Y., 1998.
194. Starr M.K. Management: a Modern Approach. N.Y., 1971.
ЛИТЕРАТУРА
195. Stcincr G.A. Top Management Planning. N.Y., 1969.
196. Stogdill ИМ. Group productivity, drive and cohesiveness // Org. Behav. And Human Perform. 1972. V. 8.
197. Stogdiu ИМ. Handbook of Leadership. N.Y., 1974.
198. Stoncr ИА. A Comparison of Individual and Group Decision Involing
Risk. MIT, 1961.
199. Sycrt И, March J. Behavioral Theory of the Firm. N.Y., 1963.
200. Tompson ].D. Organization in Action. N.Y., 1967.
201. Vroom V., Yetton U. Leadership and Decision-Making. N.Y., 1980.
202. Woodward ]. Industrial Organization: Theory and Practice. London, 1965.
203. WoffordJ.C. Organizational Behavior. Boston, 1982.
204. Young S. Management: a System Approach. N.Y., 1968.
205. Yuld G.A. Leadership in Organizations. N.Y., 1981.
Оглавление
От автора.................................................................................. 5
Раздел I. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА
УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Глава 1. Развитие науки управления.................................... 11
1.1. Предыстория науки управления............................. 11
1.2. Основные школы науки управления....................... 15
1.3. Общие подходы в теории управления.................... 23
1.4. Современное состояние теории управления.......... 33
Глава 2. Сущность управленческой деятельности и основ
ные подходы к ее исследованию............................. 38
2.1. Сущность управленческой деятельности............... 38
2.2. Основные подходы к изучению управленческой деятельности 47
2.3. Определение системы основных управленческих функций 62
Глава 3. Элементы теории организации............................... 65
3.1. Сущность организации............................................ 65
3.2. Иерархические структуры...................................... 68
3.3. Адхократические (органические) структуры......... 71
3.4. Основные понятия теории организации................. 75
Глава 4. Функция целеполагания.......................................... 84
4.1. Сущность функции целеполагания......................... 84
4.2. Типология целей организации................................. 87
4.3. Требования к реализации функции целеполагания. . . 91
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава 5. Функция прогнозирования..................................... 98
5.1. Определение функции прогнозирования............... 98
5.2. Основные виды и типы прогнозирования в управленческой деятельности 101
Глава 6. Функция планирования........................................ 108
6.1. Роль и место планирования в организационном функционировании 108
6.2. Структура процесса планирования...................... 110
6.3. Типология планирования и его принципы........... 113
Глава 7. Функция организации.......................................... ... 118
7.1. Понятие организационной функции.................... ... 118
7.2. Процессы делегирования полномочий................ ... 120
Глава 8. Функции принятия решения................................ ... 126
8.1. Специфика функции принятия решения в деятельности руководителя 126
8.2. Организационные факторы управленческих решений 130
8.3. Нормативная структура процесса принятия управленческого решения 133
8.4. Типология управленческих решений и нормативные требования к ним 136
Глава 9. Функция мотивирования..................................... ... 143
9.1. Определение функции мотивирования................ ... 143
9.2. Концепции мотивации исполнительской деятельности 148
9.3. Основные подходы к реализации функции мотивирования 151
Глава 10. Коммуникативная функция............................... 159
10.1. Определение коммуникативной функции......... ... 159
10.2. Типы организационных коммуникаций............. ... 162
ОГЛАВЛЕНИГ 579
10.3. Нормативная структура коммуникативного про
цесса и его «барьеры»......................................... 166
Глава 11. Функция контроля и коррекции......................... 175
11.1. Общая характеристика контрольно-коррекцион-
ной функции......................................................... 175
11.2. Принципы реализации контрольно-коррекцион-
ной функции......................................................... 181
Глава 12. Кадровые функции руководителя..................... 187
12.1. Определение системы кадровых функций......... .. 187
12.2. Основные направления кадровой работы руководителя 189
12.3. Функции руководителя при работе с персоналом ". 196
Глава 13. Производственно-технологические функции... 202
13.1. Определение системы производственно-технологических функций 202
13.2. Характеристика основных производственно-технологических функций 205
Глава 14. Производные (комплексные) функции управле
ния ....................................................................... 215
14.1. Понятие производных функций управления ..... 215
14.2. Характеристика производных функций управления 216
Раздел II. ПСИХОЛОГИЯ СУБЪЕКТА
УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Глава 15. Перцептивные процессы в управленческой дея
тельности ............................................................ 229
15.1. Понятие перцептивных процессов..................... 229
15.2. Специфика перцептивных процессов в управленческой деятельности ; 230
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава 16. Мнемические процессы в управленческой дея
тельности ............................................................ 246
16.1. Понятие мнемических процессов и их состав . . . 246
16.2. Специфика оперативной памяти в деятельности руководителя 251
16.3. Специфика долговременной памяти в деятельности руководителя 256
16.4. Личный профессиональный опыт как регулятор управленческой деятельности 263
Глава 17. Мыслительные процессы в управленческой дея
тельности ............................................................ 273
17.1. Общепсихологическое понятие мышления....... 273
17.2. Специфика мышления в деятельности руководителя 276
17.3. Основные свойства практического мышления
в деятельности руководителя............................ 289
Глава 18. Интеллект руководителя................................... 296
18.1. Понятие интеллекта в психологии..................... 296
18.2. Интеллект и эффективность управленческой деятельности 306
18.3. Специфика интеллектуальных качеств руководителя 310
Глава 19. Регулятивные процессы в управленческой дея
тельности ............................................................ 324
19.1. Общая характеристика регулятивных процессов. . . 324
19.2. Специфика основных регулятивных процессов
в управленческой деятельности......................... 334
Глава 20. Процессы принятия управленческих решений. . . 351
20.1. Общая характеристика процессов принятия управленческих решений 354
20.2. Характеристика процессуальной организации принятия управленческих решений 369
ОГЛАВЛЕНИЕ 581
20.3. Структурная организация процессов принятия управленческих решений 380
20.4. Феноменология процессов принятия управленческих решений 400
20.5. Индивидуальные различия управленческих решений 414
Глава 21. Коммуникативные процессы в управленческой
деятельности......................................................... 425
21.1. Коммуникативное поведение руководителя........ 426
21.2. Коммуникативные явления и процессы в управленческой деятельности 433
21.3. Рефлексивные процессы в управленческой деятельности 438
Глава 22. Эмоционально-волевая регуляция состояний в уп
равленческой деятельности.................................. 446
22.1. Понятие эмоционально-волевой регуляции состояний 446
22.2. Стресс и управление им в деятельности- руководителя 453
22.3. Специфика регуляции состояний в управленческой деятельности 461
Глава 23. Мотивация деятельности руководителя.............. 470
23.1. Содержательные теории мотивации.................... 472
23.2. Процессуальные теории мотивации..................... 479
23.3. Понятие внутренней мотивации........................... 486
Глава 24. Власть как регулятор управленческой деятельно
сти. Руководство и лидерство.............................. 495
24.1. Формальные и неформальные организации. Руководство и лидерство 496
24.2. Типология власти.................................................. 501
24.3. Теории лидерства и стили управления................. 506
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава 25. Способности к управленческой деятельности .... 525
25.1. Понятие способностей в психологии................. .. 525
25.2. Определение состава управленческих способностей 527
25.3. Менеджерские характеристики.......................... .. 530
25.4. Общеорганизационные способности................. 538
25.5. Общие и специальные способности в управленческой деятельности 542
Краткий терминологический словарь................................ 548
Приложение......................................................................... 566
Литература........................................................................... 569
Учебное издание Карпов Анапюлий Викпюрович
ПСИХОЛОГИЯ МЕНЕДЖМЕНТА
Учебное пособие
Редактор НА. Воронова
Оформление переплета Л.Л. Вондарсико
Художественный редактор И.С. Соколов
Корректор ГЛ Шаровка
Компьютерная перстка И.Г. Арлмй
Книги УИЦ «Гардарики» можнокупить:
В книготорговом объединении *Юристъ —Тардарика»
105082, Москва, ул. Ф. Энгельса, д. 75, стр. 10 (ст. метро «Бауманская»)
Тел.: (095) 797-9081, 797-9082, 797-9083, 797-9084 363-0634, 363-0635, 363-0636
Адрес электронной почты: [email protected]
Интернет-магазин «Юристъ — Гардарика»: http://www.u-g.ru
Оптовый отдел, «Книга — почтой» — с 9.00 до 18.00, выходные — суб., воскр. Розничный магазин — с 10.30 до 20.00 (понед. — суб.) с 10.00 до 16.00 (воскр.)
В книжном магазине * Юристъ»
101000, Москва, Лубянский пр., д. 7, стр. 1
(ст. метро «Лубянка», « Китай-город» )
Тел.: (095) 924-5036
Время работы: с 10.00 до 19.00, выходные — суб., воскр.
Гигиенический сертификат 77.99.02.953.Д003058.05.04 от 05.05.04
Изд. лиц. № 066160 от 02.11.98.
Подписано в печать 20.09.2004. Формат 60x90 /\ь. Гарнитура Лазурский.
Печать офсетная. Усл. печ. л. 36,5. Доп. тираж I 3000 экз. Заказ 7615
УИЦ «Гардарики»
101000, Москва, Лубянский пр., д. 7, стр. 1.
Тел.: (095) 921-0289
Факс: (095) 921-1169
E-mail: [email protected]
Отпечатано с готовых диапозитивов
в ОАО «Можайский полиграфкомбинат»
143200, г. Можайск, ул. Мира, 93