Глава 9. внутренняя картина здоровья
В ряду приоритетных ценностей человека здоровью безоговорочно отводится первостепенное значение. Проблема здоровья человека ставится сегодня в ряд с такими фундаментальными науками, как физика, химия, биология. По своей практической значимости и актуальности, она считается одной из сложнейших проблем современной науки.
Обобщая мнения специалистов относительно феномена здоровья, можно сформулировать несколько положений:
1. В абсолютном смысле здоровья не существует. Абсолютное здоровье – идеал.
2. Каждый человек здоров условно.
3. Каждый человек может быть здоров в определенных условиях (климат, пища, труд). Есть подходящие (нормальные) и неподходящие (вредные) жизненные условия для конкретного человека. Условия, нормальные для одного, могут быть ненормальные для другого.
Определение здоровья по ВОЗ: «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» (Устав ВОЗ, 1946).
Внутренняя картина здоровья – составная часть самосознания, представление о своем физическом состоянии, которое сопровождается своеобразным эмоциональным и чувственным фоном.
Выделяют три вида здоровья: физическое, психологическое и социальное.
Физическое здоровье – важнейший компонент в сложной структуре состояния здоровья человека. Он обусловлен свойствами организма как сложной биологической системы, обладающей интегральными качествами, которыми не обладают отдельные ее составляющие элементы (клетки, ткани, органы, системы органов). Эти элементы вне связи между собой не могут поддерживать индивидуальное существование.
Физическое здоровье обусловливается способностью организма к саморегулированию. Саморегуляция составляет сущность биологической формы развития, т.е. жизни.
Физическое здоровье – это состояние организма человека, характеризующееся возможностями адаптироваться к различным факторам среды обитания, уровнем физического развития, физической и функциональной подготовленностью организма к выполнению физических нагрузок.
Факторы физического здоровья:
1. Уровень физического развития.
2. Уровень физической подготовленности.
3. Уровень функциональной подготовленности организма к выполнению физических нагрузок.
4. Уровень и способность к мобилизации адаптационных резервов организма, обеспечивающие его приспособление к воздействию различных факторов среды обитания.
Содержание физического здоровья часто связывается с понятием возраста человека. Биологический возраст отражает функциональную зрелость организма, как его отдельных тканей, органов, систем, так и всего организма в целом. Для принятия решений о физическом, или биологическом, возрасте человека, а значит, и о состоянии его здоровья, в детском и юношеском возрасте используют целый ряд показателей.
Критериями биологического возраста могут быть морфологические, функциональные и биохимические показатели, диагностическая ценность которых меняется в зависимости от периода развития ребенка или юноши.
Морфологические критерии – скелетная зрелость (сроки оссификации скелета); зубная зрелость (прорезывание и смена зубов); зрелость форм тела (пропорции, телосложение); развитие вторичных и первичных половых признаков.
Функциональные критерии – показатели, отражающие зрелость центральной и вегетативной нервных систем и опорно-двигательного аппарата.
Биохимические критерии – ферментативные, гормональные и цитохимические показатели.
В практической работе пользуются так называемой зубной и половой формулами. Для оценки биологического возраста в период полового созревания учитывается развитие первичных и вторичных признаков.
Считается, что определить степень физического здоровья человека достаточно просто - здоровый человек удовлетворен функционированием своего организма. Эту степень здоровья достоверно устанавливает медицина, используя специальные дифференциально-диагностические приемы.
Анализируя литературу по психологии здоровья, можно выделить три основные группы психологических факторов, коррелирующих со здоровьем и болезнью:
I. Независимые
1. Предрасполагающие:
а) поведенческие паттерны;
б) поддерживающие диспозиции (выносливость, оптимизм/пессимизм, сила «Я»);
в) эмоциональные паттерны (алекситимия, репрессивный личностный стиль).
2. Когнитивные факторы:
а) представление о болезни;
б) восприятие риска и уязвимость;
в) контроль.
3. Факторы социальной среды:
а) социальная поддержка;
б) брак и семья;
в) профессиональное окружение.
4. Демографические переменные:
а) пол;
б) возраст;
в) этнические группы и социальные классы.
II. Передающие
1. Совладание (копинг).
2. Употребление и злоупотребление веществами.
3. Виды поведения, способствующих здоровью.
4. Соблюдение правил по поддержанию здоровья и приверженность им.
III. Мотиваторы
1. Стрессоры.
2. Существование в болезни.
Рядом отечественных авторов (Громбах А.М., 1988; Карвасарский Б.Д., 1982 и др.) представили показатели психического здоровья и выделили четыре группы людей:
1-я группа - совершенно здоровые люди, жалоб нет;
2-я группа - легкие функциональные нарушения, эпизодические жалобы астено-невротического характера, связанные с конкретными психотравмирующими событиями, напряжение адаптационных механизмов под влиянием отрицательных микросоциальных факторов;
3-я группа - лица с доклиническими состояниями и клиническими формами в стадии компенсации, стойкие астено-невротические жалобы вне рамок трудных ситуаций, перенапряжение механизмов адаптации (в анамнезе у таких лиц неблагополучие беременности, родов, диатезы, травмы головы и хронические инфекции);
4-я группа - клинические формы заболевания в стадии субкомпенсации, недостаточность или поломка адаптационных механизмов.
Характеристика здоровых людей (по А. Маслоу):
1. Высшая степень восприятия реальности
2. Более развитая способность принимать себя, других и мир в целом такими, какими они есть на самом деле
3. Повышенная спонтанность, непосредственность
4. Более развитая способность сосредоточиться на проблеме
5. Более выраженная отстраненность и явное стремление к уединению
6. Более выраженная автономность и противостояние приобщению к какой-то одной культуре
7. Большая свежесть восприятия и богатство эмоциональных реакций
8. Более частые прорывы на пик переживаний
9. Более сильное отождествление себя со всем родом человеческим
10. Улучшение в межличностных отношениях
11. Более демократичная структура характера
12. Высокие творческие способности
13. Определенные изменения в системе ценностей
Переход от психологического к социальному уровню условен. На психическое здоровье воздействуют социальные факторы, семья, общение с друзьями и родственниками, работы, досуга, принадлежности к религии и т.п. Только люди со здоровой психикой чувствуют себя активными участниками в социальной системе, а само душевное здоровье принято определять как вовлеченность в общение, в социальное взаимодействие.
Социологический подход к здоровью основывается на негативном его определении. «Здоровое общество» - это то общество, где минимален уровень «социальных болезней» (Никифоров Г.С., 1999).
Социальное здоровье находит отражение в следующих характеристиках: адекватное восприятие социальной действительности, интерес к окружающему миру, адаптация к физической и общественной среде, культура потребления, альтруизм, эмпатия, ответственность перед другими, демократизм в поведении.
Социальное здоровье включает:
¨ социальную значимость тех или иных заболеваний в силу их распространенности вызываемых ими экономических потерь, тяжести (т.е. угрозы для существования популяции или страха перед такой угрозой);
¨ влияние общественного устройства на причины возникновения болезней, характер их течения и исходы (т.е. возможности выздоровления или смерти);
¨ оценку биологического состояния определенной части или всей человеческой популяции на основе интегрированных статистических показателей, составляющих социальную статистику.
Социальная среда действует на психическое и поведенческое «обрамление» болезни, поскольку она:
¨ формирует представления о том, какие виды поведения полезны, а какие – вредны для здоровья, на основе чего конструируется как саморазрушающее, так и самосохранительное поведение индивида
¨ предоставляет знания о технологических достижениях, которые могут быть использованы как для сохранения и укрепления здоровья, так и для лечения уже возникшего заболевания
¨ транслирует когнитивные схемы, на основе которых субъективные проявления соматического и психического дискомфорта, боль осознаются как симптомы болезни
¨ содержит социальные «сети», т.е. каналы неформальной коммуникации, по которым человек может получить советы относительно своего болезненного состояния.
¨ предъявляет ожидания, выполняющие функцию регулятивных норм при принятии социальной роли больного.
¨ имеет доступные для индивида специализированные институты, миссия которых заключается в сохранении и укреплении здоровья, лигитимизации статуса больного, оказании профессиональной помощи.
Выделяют следующие концептуальные модели здоровья (Калью П.И., 1998):
Медицинская модель – предполагает такое определение здоровья, которое содержит лишь медицинские признаки и характеристики здоровья, здоровьем считают отсутствие болезней и их симптомов.
Биомедицинская модель – рассматривает отсутствие у человека органических нарушений и субъективных ощущений нездоровья.
Биосоциальная модель – в понятие здоровья включаются биологические и социальные признаки, которые рассматриваются в единстве, но социальным признакам придается приоритетное значение.
Ценностно-социальная модель здоровья предполагает, что здоровье – ценность для человека, необходимая предпосылка для полноценной жизни, удовлетворения материальных и духовных потребностей, участие в труде и социальной жизни, экономической, политической, научной, культурной и других видах деятельности. Этой модели наиболее полно соответствует определение здоровья, сформулированное ВОЗ.
Таким образом, перспективными направлениями психологии здоровья являются изучение механизмов здоровья, развитие диагностики здоровья (определение уровней здоровья) и пограничных состояний, отношение системы здравоохранения и профилактики к здоровым клиентам. Практическая задача – создание простых и доступных для самостоятельного применения тестов по определению здоровья и начальных стадий заболеваний, по формированию разнообразных профилактических программ.