Я: компоненты личности
Люди тратят много времени и сил, думая о себе. Действительно, возможно, наше «Я» — это нечто, что мы, люди, развили в себе как механизм выживания в ответ на давление окружающего мира (Sedikides & Skowronski, 1997). Следовательно, вполне логично, что мы в некоторой степени эгоцентричны. То есть «Я» — это центр социальной вселенной каждого человека. Наше самоотождествление, или «Я»-кон-Цепция,приобретается в первую очередь через социальное взаимодействие, которое начинается в семье и продолжается во взаимоотно-
136 Глава 4. «Я»
Рис. 4.1. «Я»-концелция включает всю информацию, касающуюся понятия «Я»
Схема «Я»-концепции включает информацию и чувства, связанные с прошлым, настоящим и будущим «Я». Даже обладание чем-либо может рассматриваться как часть «Я», о чем и свидетельствует фотография.
шениях с другими людьми, которых вы встречаете на протяжении всей своей жизни. «Я»-концепциячасто определяется как организованная совокупность убеждений и чувств по отношению к самому себе; эта схема работает точно так же, как и другие схемы, которые мы обсуждали в главе 3. Следовательно, «Я»-концепция— это особая структура, определяющая, каким образом мы обрабатываем информацию о социальном мире, включая информацию о себе — например, наши мотивы, эмоциональные состояния, самооценку, способности и многое другое (Baumeister, in press).
Как показано на рис. 4.1, даже владение чем-то часто воспринимается как часть себя; вы когда-нибудь говорили о «своей собаке», «своих часах», «своей комнате» и так далее?
«Я»-концепция: основная схема
В начале этой главы мы спросили: «Кто вы?» Начиная с Уильяма Джемса (William James, 1890) более чем столетие назад, различные варианты этого вопроса (например, «Кто я?») использовались для оценки «Я»-концепции (например, Ziller, 1990). Эти исследования
Я: компоненты личности 137
привели к заключению, что каждый человек обладает уникальной «Я»-концепцией со специфическим содержанием,но что общая
структура«Я»-концепции остается одинаковой для всех (например, Rentsch & Heffner, 1994). Например, межличностное измерение является компонентом личности каждого человека, но каждый человек имеет различные отличительные черты в рамках этого измерения (например, быть студентом, быть водителем грузовика, специализироваться в психологии).
Когнитивные и эмоциональные влияния на схему «Я» человека.Схемы «Я», вероятно, более сложны, чем просто ответ на вопрос «Кто я?». Помимо общей структуры такая схема отражает также все важные события из вашего прошлого, все ваши воспоминания о том, что произошло, ваше знание о том, кем вы сейчас являетесь, и ваши убеждения в том, кем вы будете в будущем. Другими словами, схема «Я» — это сумма всего того, что человек знает и может представить о себе. Поскольку человеческие знания и способности к воображению постоянно изменяются, должна изменяться и концепция «Я».
Поскольку «Я» — это центр социального мира каждого человека и схемы «Я» развиты очень хорошо, из этого следует, что мы способны гораздо лучше обрабатывать информацию, связанную с собственным «Я», чем любой другой тип информации — эффект соотнесения с самим собой.Например, из-за того что моя фамилия Бэрн, я легко могу вспомнить, что Габриэл Бэрн — ирландский актер, Джэйн Бэрн была мэром Чикаго, а Брендан Бэрн был губернатором Нью-Джерси, хотя я никогда не видел этих людей лично. Точно так же, если вы участвуете в эксперименте и вам показывают ряд слов, спрашивая после каждого: «Описывает ли вас это слово?», вы сможете вспомнить эти слова гораздо легче, чем если бы вам показывали те же слова и спрашивали после каждого: «Это слово написано большими буквами?» Информация, связанная с «Я», скорее привлечет ваше внимание, сохранится в памяти и будет гораздо легче оттуда извлечена, что и было подтверждено в недавнем исследовательском обзоре многочисленных работ, посвященных этому явлению (Symons & Johnson, 1997). Эффект соотнесения с самим собой — это один из примеров когнитивных влияний «Я».
Другое исследование показало, что сосредоточение на собственном «Я» может иметь как эмоциональное, так и когнитивное значение. Во-первых, учтите, что в любой момент внимание человека может быть направлено либо внутрь себя, либо наружу, на окружающий мир. Сосредоточенность на себеопределяется как степень направ-
138 Глава 4. «Я»
ленности нашего внимания на собственное «Я». Этот процесс требует вызова из памяти соответствующих событий прошлого и обработки важной текущей информации. Сосредоточенность на себе влияет на точность биографической памяти (воспроизведение фактической информации о себе) и на сложность суждений, описывающих наше «Я» (Dixon & Baumeister, 1991; Klein, Loftus & Burton, 1989). Вопрос «Где вы родились?» заставляет вас обратиться к процессу воспроизведения информации. Вопрос «Как бы вы описали ваши отношения с родителями?» может выявить как простые, так и достаточно сложные суждения о себе.
Сосредоточенность на себе усиливается по мере перехода от детства к юности (Ullman, 1987); некоторые взрослые сосредоточены на себе больше, чем на других. Тем не менее ситуативные влияния имеют большое значение, и обращение к себе легко вызывается простыми командами (прямо сейчас подумайте о самой положительной черте своего характера!) или внешними сигналами, например присутствием видеокамеры или зеркала (Fenigstein & Abrams, 1993).
Сосредоточенность на себе на протяжении ограниченного периода времени может улучшить понимание самих себя. Когда участников исследования просят в течение нескольких минут подумать о себе, они более точны в суждениях о социальных взаимодействиях, чем те, кого об этом не просили (Hixon & Swan, 1993). Однако, как мы знаем из главы 3, слишком глубокое размышление о причинах наших чувств может произвести деструктивный эффект; например, человек будет менее точно рассуждать о том, почему ему что-то нравится. Точно так же слишком долгое внимание к собственному «Я» (например, у людей, переживающих депрессию) может просто указывать на продолжающиеся усилия понять себя, а вовсе не на возросшее самосознание (Conway и др., 1993).
«Я»-концепция человека сложна и содержит огромное количество разрозненных элементов. Процесс сосредоточенности на себе затрагивает лишь малую долю целого в любой данный момент времени — почти как карманный фонарик, который высвечивает различные предметы в очень большой темной комнате. То, на что направлено внимание, частично определяется структурой вопроса (см. главу 3). То, на чем мы сосредоточены, влияет не только на процесс воспроизведения информации, но и на то, что именно возвращается (Kunda и др., 1993). Например, если ваши знания о социальной жизни содержат положительные и отрицательные элементы, вы можете дать положительный ответ на вопрос «Вы счастливы в своей жизни?» и отрицательный ответ на вопрос «Вы несчастливы в своей жизни?».
Я: компоненты личности 139
Мы не всегда точно осознаем, когда обращены к самим себе (Epstein, 1983); но с большей вероятностью это происходит в знакомой и комфортной ситуации, чем в незнакомой и опасной. Например, если вы ведете машину днем по хорошо знакомой дороге, вы вполне можете начать думать о себе. Напротив, вы скорее сосредоточитесь на окружающей обстановке, когда будете вести машину по незнакомой дороге в дождливую ночь.
Сохранение в памяти положительной и отрицательной информации о себе.Оказывается, многие люди сохраняют раздельно в памяти информацию о положительных и отрицательных аспектах своего «Я» (Showers, 1992). Настроение человека в свою очередь определяется тем, на чем происходит сосредоточение: на положительных или на отрицательных элементах. Эта взаимосвязь между эмоциями и познанием также обсуждалось в главе 3. Если вы думаете только о своих отрицательных чертах, ваше настроение может легко ухудшиться. Но не только сосредоточенность на себе влияет на настроение (Sedikides, 1992); настроение также влияет на процесс размышления о себе. В результате любое внешнее событие, которое влияет на настроение, обычно также управляет и самофокусировкой (Kernis & Waschull, 1995; Leith & Baumeister, 1996). Например, если вы расстроены из-за ссоры с близким другом, вы с большей вероятностью сосредоточитесь на негативных воспоминаниях и будете пессимистично смотреть в будущее. На рис. 4.2 показаны эти взаимосвязи. Когда мы сталкиваемся с крайне негативными, стрессовыми событиями, лучше иметь несколько четко дифференцированных (разделенных по отдельным ячейкам) положителысых аспектов своего «Я», которые очень важны. Присутствие отдельных, положительных элементов «Я», на которые вы можете рассчитывать, — это защита против возникновения депрессии в стрессовой ситуации (Showers & Ryff, 1993).
Одна «Я»- концепция или несколько?Люди обычно говорят о себе, как будто «Я» — это стабильная и неизменяющаяся сущность. Даже если это так, мы знаем, что можем меняться со временем, и это действительно происходит. Вы сейчас совсем не тот человек, каким были десять лет назад, и вы, скорее всего, не останетесь таким, как сейчас, через десять лет. Иногда вы можете представить себе, какой будет ваша жизнь после окончания университета — начнете работать, Женитесь, заведете детей, будете зарабатывать много денег, будете Жить в другом месте. В результате у вас есть «Я»-концепция, но вы также знаете о других возможных «Я»(Niedenthal & Beike, 1997).
140 Глава 4. «Я»
Рис. 4.2. Взаимосвязь между внешними событиями, настроением,
сосредоточенностью на себе и ожиданиями Многие люди отдельно хранят положительную и отрицательную информацию о себе в памяти. Когда внимание сосредоточивается на положительной информации, это порождает хорошее настроение и оптимистичные ожидания. Позитивные внешние события также могут привести к хорошему настроению, сосредоточенности на положительной информации и оптимизму. Точно так же негативные внешние события, плохое настроение, сосредоточенность на отрицательной информации и пессимистические ожидания оказываются взаимосвязаны.
Маркус и Нириус (Markus & Nurius, 1986) утверждают, что «Я»-концепция в любой данный момент времени — это в действительности рабочая «Я»-концепция,которая открыта к изменениям в ответ на новый опыт, новые реакции и новую информацию, имеющую отношение к личности человека. Существование альтернативных возможных «Я» влияет на нас по-разному. Образ будущего «Я» может повлиять на мотивациючеловека, например когда принимается решение больше времени тратить на учебу или бросить курить. Хотя вы можете иметь четкое представление о своем будущем «Я», другие люди обычно воспринимают только ваше настоящее «Я»,и несоответствиемежду этими представлениями может стать источником дискомфорта. Еще более огорчительным может быть расхождение между тем, кем мы являемся, и тем, кем хотим быть (Higgins, 1996).
Помимо оптимистической и пессимистической концепций будущего «Я», люди также отличаются тем, сколько возможных альтернативных вариантов «Я» они себе представляют: много или ограниченное число. Исследование Ниденталя и др. (Niedenthal, Setterlund & Wherry, 1992) показало, что люди, имеющие очень небольшое число возможных будущих «Я», эмоционально уязвимы к обратной связи. Например, если вы рассматриваете двадцать различных вариантов
Я: компоненты личности 141
будущей профессии, информация о том, что у вас нет необходимых способностей для одной из них, не имеет очень серьезного значения — существуют девятнадцать других возможностей. Однако если ваши планы связаны только с одной профессией, информация об отсутствии у вас необходимых способностей будет просто катастрофической. Так, чем больше человек связывал себя с ролью атлета, не оставляя себе других вариантов, тем более удручающей будет спортивная травма (Brewer, 1993). В более широком смысле исследование показывает, что адаптация, следующая за различными видами травмирующих событий, лучше всего происходит у тех людей, кто может представить себе много различных положительных «Я» (Morgan & Janoff-Bulman, 1994). Далее, многочисленность «Я» в действительности служит когнитивным буфером против депрессии и болезней, вызываемых стрессом (Linville, 1987). Было выяснено, что умение представлять дополнительные возможные «Я» приносит человеку огромную пользу (Day и др., 1994). Таким образом, оказывается, что сложные представления о структуре собственного «Я» (исходя из того, что они вполне реалистичны) эмоционально более выгодны, чем простые.
Изменения в «Я»-концепции.Мы говорили, что «Я»-концепция медленно изменяется по мере того, как мы взрослеем. Кроме того, другие факторы за очень короткий промежуток времени могут изменить наше мнение о самих себе. Одним из примеров является негативное влияние на «Я»-концепцию потери работы и внезапного обретения новой социальной идентификации — безработный (Sheeran & Abraham, 1994). Противоположный опыт — получение новой работы — также приводит к изменениям в «Я»-концепции; например, было обнаружено, что полицейские, получившие звание офицера, начинают воспринимать себя по-другому (Stradling, Crowe & Tuohy, 1993). Еще большие изменения происходят, когда человек начинает службу в армии и оказывается на поле боя. Такой опыт может привести ко многим проблемам, связанным с «Я», включая трудности при ответе на вопрос «Кто я?» («Я штатский или военный?»), замешательство в отношении временной перспективы («Я слишком молод, чтобы чувствовать себя таким старым»), межличностные и профессиональные проблемы, развитие негативного «Я» (Silverstein, 1994).
Оказывается, концепция «Я» далеко не фиксирована, и внешние события могут вызывать ее изменения. Недавние исследования показали, что эти изменения происходят почти автоматически, когда мы сталкиваемся с различными групповыми идентификациями, которые
142 Глава 4. «Я»
могут иметь отношение к нашему «Я» (например, Smith & Henry, 1996). Предполагая, что такие слова, как «мы» и «нас», автоматически вызывают положительные ассоциации (например, Purdue, Dovidio, Gurtman & Tyler, 1990), Брюер и Гарднер (Brewer & Gardner, 1996) использовали задание на выбор, слов для того чтобы выявить характер идентификаций, вызываемых стимулами «мы» и «они». В серии из трех экспериментов участники — студенты университета — рассуждали о том, совпадают ли различные утверждения с их собственной точкой зрения. Брюер и Гарднер предположили, что стимул «мы» должен усиливать коллективную идентификацию, что позволит студентам действовать быстрее при рассмотрении утверждений, совпадающих с их точкой зрения. При использовании стимула «они» исследователи ожидали противоположных результатов. Как показано на рис. 4.3, именно это и произошло. Полученные результаты в очередной раз подтверждают вывод о том, что мы принимаем групповую
Рис. 4.3. Заметные отличия автоматически влияют на суждения Три эксперимента Брюера и Гарднера свидетельствуют о том, что воздействие позитивного понятия «мы» помогает строить суждения о сходстве, но мешает судить о различиях. Таким же образом акцент на относительно негативном понятии «они» помогает быстрее формулировать суждения о несхожести и замедляет распознавание сходства. Диаграмма показывает, что участники исследования быстрее судили о сходстве, когда стимулом являлось слово «мы», а не слово «они». Точно так же участники быстрее рассуждали об отличиях, когда стимулом являлось слово «они». (Источник: основано на данных из М. В. Brewer & Gardner, 1996, Эксперимент 2.)
Я: компоненты личности 143
идентификацию достаточно быстро; когда мы встречаем других людей, различные групповые идентификации моментально выходят на первый план и влияют на то, как мы рассматриваем свое «Я».
Другой путь интерпретации полученных данных — принять точку зрения Уильяма Джеймса (William James, 1890), который считает, что кроме центрального, основного «Я» (к тридцати годам «застывшего, как штукатурка»), у нас также есть множество различных социальных «Я»,которые мы проявляем в различных социальных взаимодействиях. Следуя этой концепции, Роберте и Донахью (Roberts & Donahue, 1994) выбрали нескольких женщин среднего возраста и проанализировали их специфически-ролевые «Я»-концепции, а также их основные «Я»-концепции. Специфически-ролевыми концепциями участниц эксперимента были: работник, жена, подруга, дочь. Женщин просили описать себя в этих ролях, обращая внимание на положительные эмоции, умения и надежность. Как и предполагалось, «Я»-концепции каждой участницы различались в зависимости от исполняемой ими роли; но при этом наблюдалась и высокая степень внутриличностной согласованности, проявлявшаяся от роли к роли. Например, две женщины описывали эмоции как функцию социальной роли (обе говорили, что чаще испытывают положительные чувства, исполняя роль друга, чем роль дочери), тем самым отмечая специфически-ролевые«Я»-концепции. Но эти женщины отличались друг от друга тем, что одна из них переживала в целом больше положительных эмоций в обеих ситуациях. Поскольку это различие не изменялось от роли к роли, оно становилось показателем основной«Я»-концепции.
Самоуважение: оценивая себя
Вероятно, одной из важнейших схем, присущих каждому человеку, является его отношение (см. главу 5) к самому себе, оценка, которую мы называем самоуважением.Человек с высоким уровнем самоуважения ценит себя гораздо выше и воспринимает себя как более способную и достойную личность, чем человек с низким уровнем самоуважения. С одной стороны, самооценка основывается на мнениях Других людей, с другой — на нашем восприятии определенного опыта. Интересно, что негативное самовосприятие приводит к более предсказуемому поведению, чем положительное, вероятно это можно объяснить тем, что негативная самооценка затрагивает более жесткие схемы, чем позитивная (Malle & Horowitz, 1995). В результате человек с высоким уровнем самоуважения может интерпретировать успех
144 Глава 4. «Я»
различными способами, а человек с низким уровнем самоуважения обычно слишком обобщает значения неудачи (Brown & Dutton, 1995).
Несмотря на то что большая часть исследований самоуважения сосредоточена на изучении общих критериев самооценки, очевидно, что люди выделяют разные аспекты своего «Я». Например, я могу высоко оценивать свою способность приготовить пиццу и очень низко — способность говорить по-французски. В результате такого различения ваше отношение к одним аспектам своего «Я» может быть положительным, а к другим — отрицательным. Ваше общее самоуважение может рассматриваться как комбинация нескольких позитивных и негативных самооценок разной интенсивности (Marsh, 1993).
Иной подход к рассмотрению самоуважения — сравнить концепцию собственного «Я» человека с его концепцией идеального «Я». Чем больше расхождение, тем ниже уровень самоуважения. То есть чем больше вы осознаете, что ваши характеристики не отвечают идеальному, с вашей точки зрения, уровню, тем более негативно ваше отношение к себе. Если отношение положительно, можно с уверенностью сказать, что человек обладает определенными чертами своего идеального «Я», отрицательная реакция на самого себя указывает на наличие нежелательных характеристик (Eisenstadt & Leippe, 1994). Также имеет значение, являются ли «хорошие» и «плохие», с точки зрения конкретного человека, качества широко распространенными или редкими. Самый низкий уровень самооценки обнаруживается у людей, считающих, что «идеальные» качества, которых им не хватает, достаточно широко распространены, а их нежелательные характеристики относительно редки (Ditto & Griffin, 1993).
Самоуважение и социальное сравнение.Как будет показано в главе 7, мы обычно формируем самооценку, сравнивая себя с другими людьми. Это сравнение и определяет то, как мы оцениваем сами себя (Brown и др., 1992). Данный факт объясняет результаты некоторых исследований, которые в другом случае могли бы показаться неожиданными. Например, принимая во внимание реально существующие серьезные проблемы расизма и половой дискриминации (см. главу 6), вы могли бы предположить, что женщинам и представителям меньшинств присущ более низкий уровень самоуважения. Вместо этого оказывается, что женщины и представители меньшинств обладают более высоким самоуважением, чем белые мужчины (Crocker & Major, 1989). Очевидно, что социальное сравнение в этих группах осуществляется по-разному.
Я: компоненты личности 145
В зависимости от выбранной вами группы для сравнения, успехи и неудачи могут вызывать высокую или низкую самооценку или не влиять на нее вовсе. Например, Осборн (Osborne, 1995) отмечает, что, несмотря на более высокие учебные показатели белых детей по сравнению с афроамериканцами в школах США, общий уровень самоуважения значительно выше у представителей последней группы. Очевидно, что для белых людей успехи и неудачи в учебе связаны с самооценкой в большей степени, чем для афроамериканцев. В начальных классах для обеих расовых групп еще прослеживается связь между оценками за учебу и самоуважением; но к десятому классу у афроамериканцев, особенно у мальчиков, эта зависимость практически не наблюдается (Steele, 1997). Для них, по-видимому, группой сравнения являются не одноклассники и учеба, а другие люди и другая деятельность.
Исследования помогают прояснить, как происходят сложные социальные сравнения. Когда вы сравниваете себя с другими людьми, ваша самооценка растет, если вы обнаруживаете в них какие-то отклонения — эффект контраста.Этот тип сравнения с кем-то, кто хуже вас (сравнение по нисходящей), пробуждает позитивные чувства и повышает ваше уважение к себе (Reis, Gerrard & Gibbons,-1993). Когда происходит сравнение с кем-то, кто похож на вас, практически равен вам, ваше уважение растет в том случае, если вы находите в этом человеке что-то очень хорошее — эффект ассимиляции(Brown и др., 1992). Подобным образом, если человек сравнивает себя с членами своей группы и это сравнение не в его пользу, уровень его самоуважения падает, депрессия усиливается в гораздо большей степени, чем при неблагоприятном для него сравнении с людьми из другой группы (Major, Sciacchitano & Crocker, 1993). Таким образом, социальное сравнение с людьми, принадлежащими к своей группе, наиболее связано с оценкой собственного «Я». Из этого следует, что успехи внутри своей группы на фоне относительных неудач окружающих (подобно большой лягушке в маленьком пруду) могут стать более серьезным основанием для повышения уровня самоуважения, чем равные успехи в более крупной и более преуспевающей группе (как маленькая лягушка в большом пруду) (McFarland & Buehler, 1995).
Почему мы занимаемся самооценкой?Седикидес (Sedikides, 1993; Sedikides & Strube, в печати) полагает, что существует три мотива для обращения к самооценке: понимание себя (поиск точных знаний о себе, равно как положительных, так и отрицательных), повышение собственной значимости(поиск благоприятных знаний о себе) и
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru