Типы высшей нервной деятельности и темперамент

Типы высшей нервной деятельности по Павлову:

Типы высшей нервной деятельности и темперамент - student2.ru

Типы высшей нервной деятельности и темперамент - student2.ru Сила/слабость нервной системы (нервные процессы проявляются четко/не четко, сильно/слабо) .Уравновешенность/неуравновешенность (процесс возбуждения уравновеш., процесс торможения и наоборот)

Подвижность/инертность нервной системы (один процесс легко сменяется другим и наоборот)

Понятие о характере. Структура характера, черты характера и его целостность

Характер –совокупность индивидуальных психологических свойств, составляющих единство, обусловливающих типичные для данного человека способы деятельности и формы поведения.

Отдельные черты характера зависят друг от друга и связаны между собой, образуя целостное единство. Поэтому, зная одно или несколько свойств характера человека, мы можем предсказать другие черты

Выделяют 4 системы свойств характера :

1. Свойства, выражающие отношение к обществу и к людям

2. Отношение к труду

3. Отношение к вещам

4. Отношение к себе

Характеры:цельные/противоречивые, сильные/слабые, твердые/мягкие

Средние – акцентированные( есть черты чрезмерно выраженные)– психопатии(1. стабильны во времени, 2. тотальность проявления, 3. социальная дезадоптация)

Индивидуальное и типичное в характере. Норма и патология характера.

Характер человека представляет собой единство особенного (индивидуального) и типичного. С одной стороны, индивидуальное своеобразие жизненного пути, условий жизни и деятельности каждого человека, формируют разнообразие индивидуальных черт. С другой стороны, общие, типичные обстоятельства жизни людей, живущих в одинаковых условиях, формируют общие черты характера(национальный характер).Также поведение человека зависит от воли, чувств, мышления человека.

Понятие нормы –что-то среднее, устоявшееся, не выделяющееся из общей массы и наиболее приспособленное к окружающей среде.

Акцентуация à патология(психопатия)

Формирование характера. Привычки.

На основе любого темперамента можно сформировать любой характер, но на базе одного легче сформировать любой набор черт, на базе другого – другой.

Формирование характера начинается в раннем детстве.

Следующий этап – при поступлении в школу, затем в подростковый период.

Пути формирования характера:

1. Труд

2. Влияние коллектива

3. Личный пример

4. Самовоспитание

5. Индивидуальный подход

Привычка –потребность совершить определенное автоматизированное действие

Бывают вредными и полезными

Характер и темперамент, их проявление в деятельности и поведении.

Характер –способ поведения, он может быть хорошим или плохим, к темпераменту эти характеристики не применимы.

У человека любого темперамента может быть любой характер. Однако одни черты формируются легче на основе одних темпераментов, другие – других.

Холерик ( быстрота, порывистость):

А) хороший характер ( решительность, принципиальность)

Б) плохой характер ( несдержанность, вспыльчивость)

Флегматик (мягкость, медлительность):

А) хороший ( отсутствие порывов, усидчивость)

Б) плохой ( ленность, нерешительность)

Понятие о способностях. Виды способностей (общие и специальные)

Способности –индивидуально-психологические особенности человека, отличающие одного от другого; имеются в виду только те способности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности, они не сводятся к знаниям, умениям, навыкам, но могут объяснить легкость и быстроту их приобретения.

Виды способностей:

1. Общие

А) элементарные (отдельные свойства личности, свойственны всем в равной степени)

Б) сложные ( к труду, общению, речи, обучению и т.д.)

2. Сложные специальные (отдельные свойства личности, обеспечивающие достижение результатов в спец. области)

Наши рекомендации