Типы высшей нервной деятельности и темперамент
Типы высшей нервной деятельности по Павлову:
Сила/слабость нервной системы (нервные процессы проявляются четко/не четко, сильно/слабо) .Уравновешенность/неуравновешенность (процесс возбуждения уравновеш., процесс торможения и наоборот)
Подвижность/инертность нервной системы (один процесс легко сменяется другим и наоборот)
Понятие о характере. Структура характера, черты характера и его целостность
Характер –совокупность индивидуальных психологических свойств, составляющих единство, обусловливающих типичные для данного человека способы деятельности и формы поведения.
Отдельные черты характера зависят друг от друга и связаны между собой, образуя целостное единство. Поэтому, зная одно или несколько свойств характера человека, мы можем предсказать другие черты
Выделяют 4 системы свойств характера :
1. Свойства, выражающие отношение к обществу и к людям
2. Отношение к труду
3. Отношение к вещам
4. Отношение к себе
Характеры:цельные/противоречивые, сильные/слабые, твердые/мягкие
Средние – акцентированные( есть черты чрезмерно выраженные)– психопатии(1. стабильны во времени, 2. тотальность проявления, 3. социальная дезадоптация)
Индивидуальное и типичное в характере. Норма и патология характера.
Характер человека представляет собой единство особенного (индивидуального) и типичного. С одной стороны, индивидуальное своеобразие жизненного пути, условий жизни и деятельности каждого человека, формируют разнообразие индивидуальных черт. С другой стороны, общие, типичные обстоятельства жизни людей, живущих в одинаковых условиях, формируют общие черты характера(национальный характер).Также поведение человека зависит от воли, чувств, мышления человека.
Понятие нормы –что-то среднее, устоявшееся, не выделяющееся из общей массы и наиболее приспособленное к окружающей среде.
Акцентуация à патология(психопатия)
Формирование характера. Привычки.
На основе любого темперамента можно сформировать любой характер, но на базе одного легче сформировать любой набор черт, на базе другого – другой.
Формирование характера начинается в раннем детстве.
Следующий этап – при поступлении в школу, затем в подростковый период.
Пути формирования характера:
1. Труд
2. Влияние коллектива
3. Личный пример
4. Самовоспитание
5. Индивидуальный подход
Привычка –потребность совершить определенное автоматизированное действие
Бывают вредными и полезными
Характер и темперамент, их проявление в деятельности и поведении.
Характер –способ поведения, он может быть хорошим или плохим, к темпераменту эти характеристики не применимы.
У человека любого темперамента может быть любой характер. Однако одни черты формируются легче на основе одних темпераментов, другие – других.
Холерик ( быстрота, порывистость):
А) хороший характер ( решительность, принципиальность)
Б) плохой характер ( несдержанность, вспыльчивость)
Флегматик (мягкость, медлительность):
А) хороший ( отсутствие порывов, усидчивость)
Б) плохой ( ленность, нерешительность)
Понятие о способностях. Виды способностей (общие и специальные)
Способности –индивидуально-психологические особенности человека, отличающие одного от другого; имеются в виду только те способности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности, они не сводятся к знаниям, умениям, навыкам, но могут объяснить легкость и быстроту их приобретения.
Виды способностей:
1. Общие
А) элементарные (отдельные свойства личности, свойственны всем в равной степени)
Б) сложные ( к труду, общению, речи, обучению и т.д.)
2. Сложные специальные (отдельные свойства личности, обеспечивающие достижение результатов в спец. области)