Стадии процесса социализации
Можно выделить 3 основные стадии социализации:
- до трудовую,
- трудовую,
- после трудовую.
1. До трудовая стадияохватывает период жизни человека до начала трудовой деятельности (от рождения до поступления в школу, а также период обучения).
2. Трудовая стадияохватывает период зрелости, это время трудовой деятельности.
3. После трудовая стадиядостаточно нова для социальной психологии и не только для нее. С одной стороны, само понятие социализации бессмысленно для пожилого и старческого возраста, в котором все социальные функции свертываются. С другой стороны, люди пожилого возраста проявляют социальную активность и вносят существенный вклад в воспроизводство социального опыта. Ставится лишь вопрос об изменении типа активности личности в этот период.
Институты социализации
Институты социализации - это конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей.
На до трудовой стадии это в первую очередь семья и детские дошкольные учреждения.
В семье дети приобретают:
- первые навыки взаимодействия,
- осваивают первые социальные роли, в том числе половые,
- осмысливают первые нормы и ценности.
В период обучения основным институтом социализации становится школа, а затем среднее профессиональное или высшее учебное заведение.
Важнейшим институтом социализации на трудовой стадии является трудовой коллектив.
Развитие Я-концепции
В процессе социализации происходят рождение и развитие Я-концепции.
Я-концепция - это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой.
Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом Я, или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя. Я-концепция, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем.
На формирование Я-концепции влияют:
- восприятие ребенка другими (родителями, сверстниками и т.д.);
- самоанализ (анализ личных достоинств и недостатков);
- внешние данные, ощущение силы и здоровья;
- социальные ценности, ожидания, идеалы;
- опыт социального поведения.
Функции Я-концепции
1.Я-концепция способствует достижению внутренней согласованности личности.
Рассмотрим эту функцию на примере из практики, который приводит Р. Бернс: «Мне довелось беседовать с девочкой, у которой показатель стандартизованного теста на интеллект был выше среднего, однако, как выяснилось, она плохо успевала в школе по основным предметам. Девочка объясняла это тем, что она «не обладает большим умом».Я пытался возразить, выдвигая в качестве аргумента ее высокий показатель IQ. При следующей встрече, происходившей через несколько месяцев, обнаружилось, что ее IQ упал до уровня ниже среднего ... Я был абсолютно уверен в том, что девочке понадобилось снизить IQ, чтобы достичь личностного равновесия. Высокий показатель интеллекта никак не согласовывался с ее убежденностью в собственной глупости. Когда ей сообщили, что, судя по результатам теста, она имеет хорошие умственные способности и, следовательно, может хорошо учиться, ее личностное равновесие было нарушено, так как этот факт вступил в противоречие с ее самооценкой. Чтобы восстановить утраченное равновесие и избавиться от ощущения дискомфорта, она пошла по пути снижения показателя интеллекта ... и не воспользовалась другой имевшейся у нее возможностью - не изменила своего представления о себе».
2.Еще одна функция Я-концепции заключается в том, что она определяет характер индивидуальной интерпретации опыта. Разные люди, столкнувшись с одним и тем же событием, могут воспринять его совершенно по-разному.
Например, Санитарка Марья Ивановна прошла по коридору отделения и не поздоровалась. Медсестра Анна, скорее всего, обиделась, что ее не замечают, и значит, не ценят; Медсестра Люда увидела в этом невоспитанность всего младшего медперсонала и провела воспитательную беседу; Медсестра Полина решила бы, что санитарка совсем замоталась, и предложила бы ей помощь; Медсестра Галина не заметила бы никакой санитарки вообще и т.д.
3.Третья функция Я-концепции заключается в том, что она определяет ожидания индивида, т.е. его представления о том, что должно произойти.
Многие исследователи считают эту функцию центральной.
Например: Люди, которым свойственно беспокоиться о своих успехах, часто говорят:
«Я знаю, что никогда не смогу делать внутривенные ... » или
«Я знаю, что плохо сдам экзамен».
Иногда с помощью таких суждений человек просто пытается себя подбодрить, но иногда они отражают его реальную неуверенность.
Люди, уверенные в собственной значимости, ожидают, что и другие будут относиться к ним таким же образом.
Например: Дети, испытавшие сильную материнскую депривацию (длительное отсутствие взаимодействия с матерью), обычно сомневаются в своей ценности. Они заранее убеждены в невозможности установления тесных эмоциональных связей с матерью или с другим близким человеком. В результате они начинают избегать всяких социальных контактов, так как всегда ожидают, что будут отвергнуты.
В основе таких отношений, складывающихся между ожиданиями и поведением, лежит механизм «самореализующегося пророчества». Каждому человеку свойственны какие-то ожидания, во многом определяющие и характер его действий. Люди, считающие, что они никому не могут нравиться, либо ведут себя исходя из этой предпосылки, либо интерпретируют соответствующим образом реакции окружающих.