Стадии процесса социализации

Можно выделить 3 основные стадии социализации:

- до трудовую,

- трудовую,

- после трудовую.

1. До трудовая стадияохватывает период жизни человека до начала трудовой деятельности (от рождения до поступления в школу, а также период обучения).

2. Трудовая стадияохватывает период зрелости, это время трудо­вой деятельности.

3. После трудовая стадиядостаточно нова для социальной психологии и не только для нее. С одной стороны, само понятие социализации бессмысленно для пожилого и стар­ческого возраста, в котором все социальные функции свертывают­ся. С другой стороны, люди пожилого возраста проявляют социальную активность и вносят существенный вклад в воспроизводство социаль­ного опыта. Ставится лишь вопрос об изменении типа активности личности в этот период.

Институты социализации

Институты социализации - это конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей.

На до трудовой стадии это в первую очередь семья и детские до­школьные учреждения.

В семье дети приобретают:

- первые навыки взаимодействия,

- осваивают первые социальные роли, в том числе половые,

- осмысливают первые нормы и ценности.

В период обучения основным институтом социализации становится школа, а затем среднее профессиональное или высшее учебное заведение.

Важнейшим институтом социализации на трудовой стадии яв­ляется трудовой коллектив.

Развитие Я-концепции

В процессе социализации происходят рождение и развитие Я-концепции.

Я-концепция - это сово­купность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой.

Описательную составляющую Я-концепции часто называ­ют образом Я, или картиной Я. Составляющую, связанную с отно­шением к себе или к отдельным своим качествам, называют само­оценкой или принятием себя. Я-концепция, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем.

На формирование Я-концепции влияют:

- восприятие ребенка другими (родителями, сверстниками и т.д.);

- самоанализ (анализ личных достоинств и недостатков);

- внешние данные, ощущение силы и здоровья;

- социальные ценности, ожидания, идеалы;

- опыт социального поведения.

Функции Я-концепции

1.Я-концепция способствует достижению внутренней согласованности личности.

Рассмотрим эту функцию на примере из практики, который приводит Р. Бернс: «Мне дове­лось беседовать с девочкой, у которой показатель стандартизован­ного теста на интеллект был выше среднего, однако, как выясни­лось, она плохо успевала в школе по основным предметам. Девочка объясняла это тем, что она «не обладает большим умом».Я пытался возразить, выдвигая в качестве аргумента ее высокий показатель IQ. При следующей встрече, происходившей через несколько меся­цев, обнаружилось, что ее IQ упал до уровня ниже среднего ... Я был абсолютно уверен в том, что девочке понадобилось снизить IQ, чтобы достичь личностного равновесия. Высокий показатель ин­теллекта никак не согласовывался с ее убежденностью в соб­ственной глупости. Когда ей сообщили, что, судя по результатам теста, она имеет хорошие умственные способности и, следователь­но, может хорошо учиться, ее личностное равновесие было нару­шено, так как этот факт вступил в противоречие с ее самооценкой. Чтобы восстановить утраченное равновесие и избавиться от ощу­щения дискомфорта, она пошла по пути снижения показателя ин­теллекта ... и не воспользовалась другой имевшейся у нее возмож­ностью - не изменила своего представления о себе».

2.Еще одна функция Я-концепции заключается в том, что она определяет характер индивидуальной интерпретации опыта. Разные люди, столкнувшись с одним и тем же событием, могут воспринять его совершенно по-разному.

Например, Санитарка Марья Ивановна прошла по коридору отделения и не поздоровалась. Медсес­тра Анна, скорее всего, обиделась, что ее не замечают, и значит, не ценят; Медсестра Люда увидела в этом невоспитанность всего младшего медперсонала и провела воспитательную беседу; Медсестра Полина решила бы, что санитарка совсем замоталась, и предложила бы ей помощь; Медсестра Галина не заметила бы никакой санитар­ки вообще и т.д.

3.Третья функция Я-концепции заключается в том, что она опре­деляет ожидания индивида, т.е. его представления о том, что должно произойти.

Многие исследователи считают эту функцию централь­ной.

Например: Люди, которым свойственно беспокоиться о своих успехах, часто говорят:

«Я знаю, что никогда не смогу делать внутривен­ные ... » или

«Я знаю, что плохо сдам экзамен».

Иногда с помощью таких суждений человек просто пытается себя подбодрить, но иногда они отражают его реальную неуверенность.

Люди, уверенные в собственной значимости, ожидают, что и другие будут относиться к ним таким же образом.

Например: Дети, испытав­шие сильную материнскую депривацию (длительное отсутствие вза­имодействия с матерью), обычно сомневаются в своей ценности. Они заранее убеждены в невозможности установления тесных эмо­циональных связей с матерью или с другим близким человеком. В результате они начинают избегать всяких социальных контактов, так как всегда ожидают, что будут отвергнуты.

В основе таких от­ношений, складывающихся между ожиданиями и поведением, ле­жит механизм «самореализующегося пророчества». Каждому человеку свойственны какие-то ожидания, во многом определяющие и характер его действий. Люди, считающие, что они никому не могут нравиться, либо ведут себя исходя из этой предпо­сылки, либо интерпретируют соответствующим образом реакции окружающих.

Наши рекомендации