Задание 11. Методика изучения особенностей логического мышления

Цель исследования: определить уровень развития логического мышления.

Инструкция: «Вам предлагается 18 логических задач, каждая из которых имеет две посылки. Время решения задач – 5 минут».

По истечение 5 минут дается команда: «Стоп! Решение прекратить!».

Стимульный материал

1. А больше Б в 9 раз 2. А меньше Б в 10 раз

Б меньше В в 4 разаБ больше В в 6 раз

В ? А А ? В

3. А больше Б в 3 раза 4. А больше Б в 4 раза

Б меньше В в 6 разБ меньше В в 3 раза

В ? А В ? А

5. А меньше Б в 3 раза 6. А больше Б в 9 раз

Б больше В в 7 разБ меньше В в 12 раз

А ? В В ? А

7. А больше Б в 6 раз 8. А меньше Б в 3 раза

Б больше В в 7 разБ больше В в 5 раз

А ? В В ? А

9. А меньше Б в 10 раз 10. А меньше Б в 2 раза

Б больше В в 3 разаБ больше В в 8 раз

В ? А А ? В

11. А меньше Б в 3 раза 12. А больше Б в 2 раза

Б больше В в 4 разаБ меньше В в 5 раз

В ? А А ? В

13. А меньше Б в 5 раз 14. А меньше Б в 5 раз

Б больше В в 6 разБ больше В в 2 раза

В ? А А ? В

15. А больше Б в 4 раза 16. А меньше Б в 3 раза

Б меньше В в 3 разаБ больше В в 2 раза

В ? А А ? В

17. А больше Б в 4 раза 18. А больше В в 3 раза

Б меньше В в 7 разБ меньше В в 5 раз

В ? А А ? В

Обработка результатов

Обработка производится с помощью ключа (табл. 6) с готовыми ответами. В ходе обработки результатов подсчитывается количество правильно решенных испытуемым задач.

Таблица 6

Ключ

1. B < A 7. A < B 13. B < A
2. A < B 8. B < A 14. A < B
3. B > A 9. B > A 15. B < A
4. B < A 10. A > B 16. A < B
5. A > B 11. B < A 17. B > A
6. B > A 12. A < B 18. A > B

Анализ результатов

Уровень развития логического мышления определяется по количеству правильно решенных задач.

16–18 решенных задач свидетельствуют об очень высоком уровне логического мышления, 13-15 – высоком; 10-12 – среднем, 7-9 – низком. Если решено 6 и менее задач, то логичность мышления оценивается как очень низкая.

Развитию логического мышления у студентов способствуют такие дисциплины как высшая математика и логика, преподаваемые в вузах. Логическое мышление помогает устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями окружающего мира, составляет основу способностей человека и обеспечивает успешное овладение им различных видов деятельности.

Задание 12. Методика изучения аналитичности мышления

Цель исследования: оценить аналитический аспект мышления.

Инструкция: «Вам предъявляется 7 числовых рядов. Вы должны найти закономерность построения каждого ряда и вписать недостающие числа. Время выполнения работы – 5 минут».

Числовые ряды:

1) 24 21 19 18 15 13 – – 7

2) 1 4 9 16 – 49 64 81 100

3) 16 17 15 18 14 19 – –

4) 1 3 6 8 16 18 – – 76 78

5) 7 16 19 5 21 16 9 – 4

6) 2 4 8 10 20 22 – – 92 94

7) 24 22 19 15 – –

Обработка и анализ результатов

Обработка результатов производится с помощью ключа. Оценивается количество правильно написанных чисел. Норма взрослого человека – 3 и выше.

Ключ

1) 12 9 5) 13

2) 25 36 6) 44 46

3) 13 20 7) 10 4

4) 36 38

Хорошее аналитическое мышление необходимо специалистам различных профессий, в первую очередь операторских, а также сферы «человек – техника».

Задание 13. Методика изучения понимания

Сложных логических отношений

Цель исследования: изучение способности студентов

устанавливать абстрактные связи.

Инструкция: «Перед Вами 20 пар, состоящих из слов, которые находятся между собой в логической связи. Вы должны определить отношение между словами в паре. Затем подобрать наиболее близкую к ним по аналогии (ассоциации ) пару слов из образца. Указать номер аналогичного образца, например, «День – ночь» (4), так как эта пара аналогична паре «Свет – темнота». Время выполнения задания – три минуты».

Образец:

1. Овца – стадо

2. Малина – ягода

3. Море – океан

4. Свет – темнота

5. Отравление – смерть

6. Враг – неприятель

Материал

1. Испуг – бегство

2. Физика – наука

3. Правильно–верно

4. Грядка – огород

5. Пара – два

6. Слово – фраза

7. Бодрый – вялый

8. Свобода – воля

9. Страна – город

10. Похвала – брань

11. Месть – поджог

12. Десять – число

13. Плакать – реветь

14. Глава – роман

15. Покой – движение

16. Смелость – геройство

17. Прохлада – мороз

18. Обман – недоверие

19. Пение – искусство

20. Тумбочка – шкаф

Обработка результатов

Определив отношение между словами в паре, экспериментатор сверяет полученные результаты с ключом.

Уровень развития понятийного мышления определяется по количеству ошибок, допущенных испытуемым.

0 – очень высокий уровень

1 – высокий

2 – хорошая норма

3-4 – средняя норма

5-6 – низкая норма

7 и более – ниже среднего

Таблица 7

Ключ

№ пары слов Ответ № пары слов Ответ

Анализ результатов

Очень высокий уровень развития логически понятийного мышления свидетельствует о том, что испытуемый безошибочно «улавливает» логику понятий в рассуждениях. Высокий уровень показывает, что испытуемый умеет логически четко выражать свои мысли в понятиях. Показатель «2 ошибки» является хорошей нормой большинства людей, однако могут допускаться неточности в использовании понятий. Испытуемые, имеющие среднюю норму, могут допускать ошибки, неточность в использовании понятий. Низкая норма свидетельствует о том, что человек неточно выражает свои мысли и неверно понимает чужие сложные рассуждения.

Наши рекомендации