Задание 11. Методика изучения особенностей логического мышления
Цель исследования: определить уровень развития логического мышления.
Инструкция: «Вам предлагается 18 логических задач, каждая из которых имеет две посылки. Время решения задач – 5 минут».
По истечение 5 минут дается команда: «Стоп! Решение прекратить!».
Стимульный материал
1. А больше Б в 9 раз 2. А меньше Б в 10 раз
Б меньше В в 4 разаБ больше В в 6 раз
В ? А А ? В
3. А больше Б в 3 раза 4. А больше Б в 4 раза
Б меньше В в 6 разБ меньше В в 3 раза
В ? А В ? А
5. А меньше Б в 3 раза 6. А больше Б в 9 раз
Б больше В в 7 разБ меньше В в 12 раз
А ? В В ? А
7. А больше Б в 6 раз 8. А меньше Б в 3 раза
Б больше В в 7 разБ больше В в 5 раз
А ? В В ? А
9. А меньше Б в 10 раз 10. А меньше Б в 2 раза
Б больше В в 3 разаБ больше В в 8 раз
В ? А А ? В
11. А меньше Б в 3 раза 12. А больше Б в 2 раза
Б больше В в 4 разаБ меньше В в 5 раз
В ? А А ? В
13. А меньше Б в 5 раз 14. А меньше Б в 5 раз
Б больше В в 6 разБ больше В в 2 раза
В ? А А ? В
15. А больше Б в 4 раза 16. А меньше Б в 3 раза
Б меньше В в 3 разаБ больше В в 2 раза
В ? А А ? В
17. А больше Б в 4 раза 18. А больше В в 3 раза
Б меньше В в 7 разБ меньше В в 5 раз
В ? А А ? В
Обработка результатов
Обработка производится с помощью ключа (табл. 6) с готовыми ответами. В ходе обработки результатов подсчитывается количество правильно решенных испытуемым задач.
Таблица 6
Ключ
1. B < A | 7. A < B | 13. B < A |
2. A < B | 8. B < A | 14. A < B |
3. B > A | 9. B > A | 15. B < A |
4. B < A | 10. A > B | 16. A < B |
5. A > B | 11. B < A | 17. B > A |
6. B > A | 12. A < B | 18. A > B |
Анализ результатов
Уровень развития логического мышления определяется по количеству правильно решенных задач.
16–18 решенных задач свидетельствуют об очень высоком уровне логического мышления, 13-15 – высоком; 10-12 – среднем, 7-9 – низком. Если решено 6 и менее задач, то логичность мышления оценивается как очень низкая.
Развитию логического мышления у студентов способствуют такие дисциплины как высшая математика и логика, преподаваемые в вузах. Логическое мышление помогает устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями окружающего мира, составляет основу способностей человека и обеспечивает успешное овладение им различных видов деятельности.
Задание 12. Методика изучения аналитичности мышления
Цель исследования: оценить аналитический аспект мышления.
Инструкция: «Вам предъявляется 7 числовых рядов. Вы должны найти закономерность построения каждого ряда и вписать недостающие числа. Время выполнения работы – 5 минут».
Числовые ряды:
1) 24 21 19 18 15 13 – – 7
2) 1 4 9 16 – 49 64 81 100
3) 16 17 15 18 14 19 – –
4) 1 3 6 8 16 18 – – 76 78
5) 7 16 19 5 21 16 9 – 4
6) 2 4 8 10 20 22 – – 92 94
7) 24 22 19 15 – –
Обработка и анализ результатов
Обработка результатов производится с помощью ключа. Оценивается количество правильно написанных чисел. Норма взрослого человека – 3 и выше.
Ключ
1) 12 9 5) 13
2) 25 36 6) 44 46
3) 13 20 7) 10 4
4) 36 38
Хорошее аналитическое мышление необходимо специалистам различных профессий, в первую очередь операторских, а также сферы «человек – техника».
Задание 13. Методика изучения понимания
Сложных логических отношений
Цель исследования: изучение способности студентов
устанавливать абстрактные связи.
Инструкция: «Перед Вами 20 пар, состоящих из слов, которые находятся между собой в логической связи. Вы должны определить отношение между словами в паре. Затем подобрать наиболее близкую к ним по аналогии (ассоциации ) пару слов из образца. Указать номер аналогичного образца, например, «День – ночь» (4), так как эта пара аналогична паре «Свет – темнота». Время выполнения задания – три минуты».
Образец:
1. Овца – стадо
2. Малина – ягода
3. Море – океан
4. Свет – темнота
5. Отравление – смерть
6. Враг – неприятель
Материал
1. Испуг – бегство
2. Физика – наука
3. Правильно–верно
4. Грядка – огород
5. Пара – два
6. Слово – фраза
7. Бодрый – вялый
8. Свобода – воля
9. Страна – город
10. Похвала – брань
11. Месть – поджог
12. Десять – число
13. Плакать – реветь
14. Глава – роман
15. Покой – движение
16. Смелость – геройство
17. Прохлада – мороз
18. Обман – недоверие
19. Пение – искусство
20. Тумбочка – шкаф
Обработка результатов
Определив отношение между словами в паре, экспериментатор сверяет полученные результаты с ключом.
Уровень развития понятийного мышления определяется по количеству ошибок, допущенных испытуемым.
0 – очень высокий уровень
1 – высокий
2 – хорошая норма
3-4 – средняя норма
5-6 – низкая норма
7 и более – ниже среднего
Таблица 7
Ключ
№ пары слов | Ответ | № пары слов | Ответ |
Анализ результатов
Очень высокий уровень развития логически понятийного мышления свидетельствует о том, что испытуемый безошибочно «улавливает» логику понятий в рассуждениях. Высокий уровень показывает, что испытуемый умеет логически четко выражать свои мысли в понятиях. Показатель «2 ошибки» является хорошей нормой большинства людей, однако могут допускаться неточности в использовании понятий. Испытуемые, имеющие среднюю норму, могут допускать ошибки, неточность в использовании понятий. Низкая норма свидетельствует о том, что человек неточно выражает свои мысли и неверно понимает чужие сложные рассуждения.