Практическое занятие № 6
Тема: «Особенности психического и социального развития при РДА»
Вопросы для обсуждения:
1. Синдром РДА как сочетание симптомов.
2. Снижение жизненного тонуса и порога аффективного дискомфорта. Повышенная пресыщаемость как механизм, ограничивающий взаимодействие аутичного ребёнка с окружающей средой.
3. Специфические нарушения восприятия у детей с РДА. Гиперсензитивность и гиперстезии.
4. Теории и гипотезы о состоянии интеллектуального развития детей с РДА. Специфические нарушения мышления.
5. Специфические нарушения речи детей с РДА.
6. Специфические нарушения поведения детей с РДА.
7. Страхи в структуре нарушений при РДА.
Задания для самостоятельной работы студентов:
1. Подготовиться к терминологическому диктанту.
2. Подготовить развёрнутые устные ответы на вопросы занятия.
3. По вопросу № 7 выполнить задание (см. соответствующий раздел)
4. Быть готовыми к письменному ответу на любой из вопросов занятия (по вариантам)
5. Подготовить доклады по статьям (докладчиков назначает преподаватель).
Источники:
1. Детский аутизм. Хрестоматия [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед., психол. и мед. учеб. заведений / Ин-т спец. педагогики и психологии Международ. у-та семьи и ребёнка им. Р. Валленберга ; сост Л.М. Шипицына. – 2-е изд., перераб. и доп. - СПБ. : Дидактика Плюс, 2001. – 368 с.
2. Лебединская, К.С. Диагностика раннего аутизма [Текст] / К.С. Лебединская, О.С. Никольская. – М. : Просвещение, 1991. – 96 с.
3. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте [Текст] : учеб. пособие / В.В. Лебединский. М. : Академия, 2003.- 144 с.
4. Никольская, О.С. Аутичный ребёнок. Пути помощи [Текст] / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. – М. : Теревинф, 2000. – 336 с.
5. Психолого-педагогическая диагностика [Текст] : учеб. пособие / под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. – М. : Академия, 2005. – 320 с.
6. Специальная педагогика [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.И. Аксёнова [и др.] ; под ред. Н.М. Назаровой. – М. : Академия, 2000. – 400 с.
Для докладов:
1. Лебединская, К.С. Дефектологические проблемы раннего детского аутизма. Основные представления о синдроме раннего детского аутизма. Сообщение 1. [Текст] / К.С. Лебединская, О.С. Никольская // Дефектология. - 1987. - № 6.
2. Лебединская, К.С. Дефектологические проблемы раннего детского аутизма. Основные представления о синдроме раннего детского аутизма. Сообщение 2. [Текст] / К.С. Лебединская, О.С. Никольская // Дефектология. - 1988. - № 2.
3. Лебединская, К.С. Дети с нарушениями общения [Текст] / К.С. Лебединская, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг, Р.К. Ульянова, Т.И. Морозова. – М. : Просвещение, 1989.
4. Лебединский, В.В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция [Текст] / В.В. Лебединский, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. – М. : Просвещение, 1990.
5. Мастюкова, Е.М. Особенности речевого развития у детей с РДА, проявляющиеся на фоне резидуально-органической недостаточности ЦНС [Текст] / Е.М. Мастюкова, Р.К. Ульянова // Дефектология, 1990. - № 5. – с. 66-71.
Примечание: возможен самостоятельный подбор информации студентами (приветствуется).
Практическое занятие № 7.
Тема: «Образ человека с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения аутистического характера в художественном воплощении (средствами кинематографа)»
Задания для самостоятельной работы студентов:
1. Внимательно выслушать информацию преподавателя перед просмотром фильма «Без ума от любви».
2. По ходу просмотра фильма производить необходимые записи.
3. Написать эссе на основе впечатлений от просмотренной киноленты.
4. Сдать письменные работы преподавателю.
Круг вопросов, которые необходимо затронуть в своём эссе (примерный).
1. Смысл названия фильма.
2. Зачем главный герой фильма создал группу себе подобных людей?
3. Особенности главного героя: его речь, походка, поведенческие реакции, интересы, способности, жизненные устремления, «странности», которые отмечаются окружающими и т.д.
4. Особенности главной героини: её речь, походка, поведенческие реакции, интересы, способности, жизненные устремления, «странности» и т.д.
5. Особенности других членов группы Дональда.
6. Главные герои фильма в детстве были детьми с РДА? Если да, то к какой группе (по классификации О.С. Никольской) они принадлежали? Какие уровни аффективной регуляции деятельности у них нарушены более всего?
7. Особенности семейного воспитания главных героев фильма (насколько это просматривается).
8. Почему главные герои не могут друг без друга и одновременно испытывают такие трудности совместного общения и проживания?
9. Смогут ли главные герои фильма остаться вместе? Может ли у них сложиться полноценная семья (в частности, с наличием ребёнка)?
10. Что лично вас более всего затронуло (удивило, разочаровало, заставило усомниться, заинтересовало, огорчило, восхитило и др.) в данном фильме?
11. Могут ли люди с аутистическим спектром расстройств жить самостоятельно, став взрослыми, на ваш взгляд?
12. Возможна ли подобная история в нашей стране, на ваш взгляд?
Примечание: Студенты, отсутствовавшие на занятиях, должны в самостоятельном порядке посмотреть фильм и выполнить необходимое задание.