Работа с куклой – 30 минут

Цель: формировать у участниц компетенции по взаимодействию с новорожденным.

Комментарий для ведущего.

Деятельность по отработке навыков общения с ребенком, которая представлена в данном упражнении, можно проводить в процессе мини-лекции в качестве демонстрации тех или иных особенностей материнско-детского взаимодействия, которые влияют на развитие ребенка. Подобный демонстрационный прием позволяет ведущему обратить внимание на те моменты, которые ему кажутся особенно важными. С другой стороны, включая работу с куклой в мини-лекцию, ведущий упускает диагностические возможности данного упражнения, во время которого он может обратить внимание на особенности поведения женщин в манипуляциях с куклой и использовать этот момент для отработки навыков взаимодействия с младенцем.

Содержание.

I. Вступительное слово ведущего: «Скоро ваш малыш родится и вам нужно будет самим, на основе того, что заложено в вас природой и тех знаний, которые вы получили от своей мамы и из других источников, общаться с ребенком. Безусловно, все, что делает мать после рождения малыша: кормит его, ухаживает за ним, поет ему песни, гладит, пеленает – все это развивает его. И вскоре после рождения ребенка вы уже сможете ощутить себя самой компетентной мамой на свете.

А сегодня я предлагаю вам поиграть в куклы…».

II. Ведущий предлагает желающим «пообщаться» с куклой так, как они стали бы общаться с ребенком: запеленать, поукачивать, спеть песенку, поговорить, прочитать потешку, погладить. Можно построить работу по следующей схеме: первой участнице можно предложить запеленать куклу, передать ее другой для укачивания, третья может спеть, четвертая – погладить и т.д.

Комментарий для ведущего.

Ведущему следует обратить внимание на характер движений каждой участницы. Если движения недостаточно плавные, грубые, если женщина не поддерживает контакт глазами, следует помочь ей расслабиться, обратить ее внимание на себя, спросить о том, что беспокоит, какие чувства она испытывает. Полноценное общение с ребенком возможно только тогда, когда мать сама хорошо ощущает себя.

Для помощи женщине, испытывающей трудности в общении «с ребенком», можно обратиться к другой участнице, у которой оно получается наиболее гармоничным, предложить им вместе поработать с куклой. Следует избегать назидания, поучительного тона. Важно помнить, что женщина, испытывающая подобные затруднения, прежде всего нуждается в гармонизации собственного эмоционального состояния. Назидательный характер общения может повысить ее тревогу, неуверенность в себе как матери, чувство вины, и источником этих неприятных чувств будет видеться ребенок. Важно создать ситуацию, в которой общение с ребенком будет для женщины радостью, источником чувства уверенности в своих силах и своей компетентности.

Действия участниц следует также сопровождать комментариями о влиянии тех или иных воздействий матери на эмоциональное и интеллектуальное развитие ребенка (по материалам предыдущей мини-лекции).

Во время пеленания, поглаживания, поддержки, укачивания ребенка, беседы с ним и т.д. следует обращать внимание участниц на то, что любые действия матери: ее прикосновения, выражение лица, интонации голоса – сообщают ребенку какую-либо информацию. И самая важная информация, которую на первых порах получает ребенок, – это информация о том, что он нужен матери, любим, что он пришел в мир, которому можно доверять. Эта информация передается, в частности, через движения матери и характер обращения с малышом. Например, если женщина небрежно пеленает, не обращая внимание на узлы и скомканность пеленки, ведущему следует обратить ее внимание на то, что чувствительная кожа малыша травмируется и, возможно, стоит попросить ее посидеть на скомканной узловатой пеленке, а после спросить об ощущениях.

Если женщина держит куклу на руках, как для кормления, следует обращать ее внимание на то, что при этом необходимо смотреть на куклу, сохраняя с ней зрительный контакт, разговаривая с нею, так как мать обеспечивает не только потребность малыша в комфорте, но и его потребность в развитии, т.е. сама является стимулом для развития у ребенка зрения и слуха. Также обращайте ее внимание на то, как она берет и поддерживает куклу на руках (поддерживает ли мама голову, не свисает ли ребенок с руки и т.д.).

В разговоре о грудном вскармливании у женщин часто возникает вопрос, как лучше кормить ребенка: по режиму или по требованию. Необходимо подчеркнуть, что выбор всегда остается за матерью. Также нужно заметить, что свободное вскармливание возможно при следующих условиях: ребенок должен быть доношенным, здоровым, питаться исключительно материнским молоком, а мать должна соблюдать рационный режим собственного питания. При кормлении малыша по требованию он не нуждается в дополнительном введении жидкости. Если женщина кормит по режиму, она в первую очередь ориентируется на собственный распорядок дня и комфорт, что весьма удобно для матери, но не всегда отвечает потребностям ребенка. Можно привести следующий пример. Когда ребенок плачет ночью, мама может только догадываться, какова причина: хочет он есть, пить или испытывает эмоциональный дискомфорт и ему нужно мамино присутствие, ее грудь, контакт с кожей матери. Мать просто дает ему грудь, и ребенку иногда достаточно считанных минут, чтобы успокоиться и уснуть. Женщине надо решить для себя, каким образом она будет удовлетворять эмоциональные потребности ребенка при организации кормления по режиму.

Если в группе есть женщины, которых тревожит вероятность отсутствия молока и невозможность грудного вскармливания, нужно обсудить с ними следующий вопрос: каким образом удовлетворять психологические потребности малыша в том случае, если у мамы нет грудного молока (кормить смесями с соблюдением всех правил грудного вскармливания, касающихся контакта матери и ребенка, стимулирования его развития). Постарайтесь дать участницам возможность самим проанализировать свои действия в каждом из случаев взаимодействия с «ребенком» (куклой) и сразу же исправить ошибки, если они есть. Когда это необходимо, следует обращать женщин к их собственным ощущениям.

Владение информацией медицинского и психологического характера о росте и развитии ребенка само по себе не гарантирует того, что женщина сумеет ею пользоваться во взаимодействии со своим малышом, поэтому необходимо перевести эту информацию на уровень, доступный ее пониманию, показывая как разумно пользоваться подобными знаниями в реальной жизни с ребенком, доверяясь в первую очередь своим ощущениям и его потребностям.

Наши рекомендации