Разрядка факторов, вызывающих эмоции
Брэндон, Тедди и Ларри не просто успокоились, но с ними произошло нечто большее. Что касается Тедди, то у него полностью исчез страх того, что ему придётся покидать заведение, которое было ему домом, и переезжать в незнакомую обстановку. Для решения этой проблемы Адамс сформулировала специальную установку: «Даже, несмотря на то, что ты обеспокоен своим предстоящим переездом в новое место, где будут новые люди, ты всё равно просто великолепный ребёнок». Фраза Напоминания не понадобилась, поскольку Тедди буквально переполняли эмоции, но, если нужно было сосредотачиваться на проблеме, то Фраза Напоминания обычно возникала из Установочной Фразы, такой как «беспокойство по поводу переезда на новое место, где будут новые люди». Точно так же удалось справиться и с душевными страданиями Тедди, вызванными тем, что его дразнят в школе.
Иногда, даже если при выполнении простой процедуры простукивания, реакция на ситуацию, вызывающую эмоции, утихла, при встрече со сходной ситуацией эта реакция может возникнуть вновь. Психолог Пэт Кэррингтон предлагает каждому человеку очень чётко идентифицировать такие факторы, вызывающие эмоции: «Когда ты знаешь, что это за факторы, эти отрицательные провоцирующие факторы могут стать для вас положительным сигналом к началу применения ТЭО – прямо сейчас». Хотя всем известно, что, когда стрессовая реакция уже запущена, остановиться и вспомнить о технике расслабления очень трудно, на примерах Брэндона, Тедди и Ларри, мы всё же убедились, что простукивание может быть чрезвычайно эффективно, даже при самых крайних реакциях. Кэррингнон рекомендует учиться заранее предвидеть моменты, в которых вы можете продемонстрировать свою уязвимость и, пока реакция не выплеснулась наружу, выполнять относительно них простукивание. Для этого рекомендуются такие Установочные Фразы, как «Даже, несмотря на то, что я впадаю в ярость, когда мой учитель [друг, родитель, ребёнок, начальник] критикует меня, я сохраняю в такие моменты спокойствие и возможность реагировать так, чтобы мне и всей ситуации в целом была бы от этого польза».
Способность разряжать эмоциональные факторы, возможно, является одним из наиболее практических навыков владения собой, которые только может развить в себе человек. Почему бы не начать развивать это в детстве? Эта процедура удивительно проста. Как только вы овладели Основным Рецептом и двумя связанными с ним процессами (обращение к непроработанным аспектам проблемы и проработка психологических реверсий), – так сразу вы обретаете способность нейтрализовать эмоциональные факторы в большинстве ситуаций, с которыми сталкиваетесь вы или ваш ребёнок.
Эмоциональный грабёж
Адамс точно предугадала один из аспектов приступов ярости у Тедди, обратившись к его страху по поводу переезда из привычной обстановки к совершенно незнакомым людям. Она выявила и другой аспект, когда заметила, что «улыбка сошла с его лица» как только она упомянула о том, что ей уже рассказали об его отказе идти в школу. Взрослые часто могут идентифицировать аспекты проблемы, которые мешают полностью решить её. Детям обычно нужна такая помощь, которая предполагала бы анализ этих более сложных проблем.
Что касается Тедди, то, на самом деле, здесь было задействовано меньше аспектов, чем обычно бывает в случаях, связанных с такими важными жизненными переменами. Возможно, проблемы здесь заключались в том, что в Тедди продолжала жить печаль по поводу того, что жизнь разлучила его с родными, и что никто из встретившихся ему новых людей не принял его. Когда Тедди полностью успокоился, и когда между ним и Адамс установилось прекрасное взаимопонимание, у Адамс уже были наготове основные вопросы, которые она могла задать в случае, если проблемы останутся:
«Что это (ситуация/чувство) напоминает тебе?» или
«Кто тебе об этом напоминает?»
Сила Основного Рецепта в том, что, несмотря на всю его простоту, вы можете вполне надёжно решать в каждый отдельный момент по одной проблеме, пока не проработаете все аспекты сложной проблемы.
Иногда, работая с проблемой, вы обнаруживаете, что этот фактор, вызывающий эмоции, может происходить из травмы, полученной в более раннем возрасте, либо из других эмоционально насыщенных ситуаций. Гоулмэн говорит о способах, которые миндалевидное тело использует для «разграбления» всей системы эмоциональных реакций. Оно «объявляет чрезвычайную ситуацию», и задействует на решение этой безотлагательной программы весь остальной мозг. Грабёж происходит моментально, вызывая эту безотлагательную реакцию ещё до того, как неокортекс, мыслящий мозг, получит возможность полностью понять происходящее, не говоря уже о том, чтобы понять, хорошо это, или плохо». Например, у ветерана вьетнамской войны, не излечившегося от посттравматического синдрома, срабатывает готовность убивать при виде того, как в автостоянку, расположенную возле ресторана, ударяет молния: он хватает стул и пробивает им окно. Неврологическая реакция, вызванная настоящей ситуацией, является в точности той же реакцией, которая в нём сработала в момент получения изначальной травмы, и потом он часто сожалел о своих поступках, обусловленных этой реакцией. В то время как у большинства людей реакции «эмоционального грабежа» не столь сильны, например, когда ты слишком эмоционально реагируешь на замечание супруга или коллеги, в корне этих разрушительных поведенческих реакций могут лежать какие-то экстремальные инциденты.
Многие дети, перенёсшие тяжёлую травму, не способны держать себя в руках и хорошо себя вести. И это не потому, что они от рождения порочны и им уготован известный путь: сначала центр для содержания под стражей задержанных малолетних правонарушителей, а потом тюрьма. Раннее вмешательство могло бы предотвратить эту нисходящую спираль. Основной Рецепт может систематически перемонтировать схему, провоцирующую эти эмоциональные вторжения, ведущие к разрушительному и опасному поведению. Умелое применение его в период формирования личности ребёнка, в сочетании с другими методами развития эмоционального интеллекта, может стать для ребёнка альтернативой скатывания по нисходящей спирали саморазрушения и направить его на путь к продуктивной жизни.
Когда изначальное событие включает в себя тяжёлую потерю, боль, или насилие, к нему, безусловно, приходится подходить с особой осторожностью. Все предостережения, обсуждавшиеся в конце первой главы и в других местах книги, распространяются как на детей, так и на взрослых; и методы, препятствующие вторжению деструктивных чувств, таких как техника «бесслёзной травмы» могут также использоваться в отношении детей. Разумеется, в случаях, когда ребёнок явно эмоционально неуравновешен, требуется помощь специалистов. Дэн Бенор, психиатр из Медфорда, Нью-Джерси, сообщает о достигнутых успехах в использовании разновидностей Основного Рецепта в отношении детей, с которыми жестоко обращались или которыми пренебрегали. Одно из его замечаний также даёт возможность увидеть, насколько сложными могут быть эти аспекты:
Несколько детей, страдающих посттравматическим синдромом, которые терпели от родителей жестокое обращение, предпочитали прекратить энергетическую терапию ещё до полной нейтрализации эмоций, обусловленных страшными воспоминаниями. Я полагаю, что они хотели сохранить свои чувства и воспоминания, связанные с отсутствующими родителями. Каким бы негативным ни было это воспоминание, оно хоть как-то связано с родителями.
Даже такую головоломку можно решить путём простукивания, сопровождающимся словами, например: «Даже, несмотря на то, что мама ушла, я всё равно хороший и достойный любви ребёнок», чтобы помочь ребёнку освободиться из тисков его трагической истории. Здесь снова применимо такое простое средство, как простукивание. Дети могут научиться весьма эффективно применять его с целью самоутешения и нейтрализации воспоминаний, вызывающих отрицательные эмоции. Этот метод, позволяющий обращаться к крайне сложным проблемам, повлёкшим за собой последствия, могут принять на вооружение воспитатели, педагоги и терапевты.