Словарь основных психологических понятий
Авторитетность - способность человека иметь определенный вес среди людей, пользоваться их признанием и уважением.
Агрессивность (враждебность) - поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, вред.
Альтруизм - черта характера, побуждающая человека бескорыстно приходить на помощь другим людям.
Антиципация - предвосхищение, ожидание наступления чего-либо.
Апатия - состояние эмоционального равнодушия, безразличия и бездеятельности.
Ассоциация - соединение, связь психических явлений друг с другом.
Атрибуция каузальная - приписывание причины наблюдаемому действию или поступку человека.
Аттракция - привлекательность, влечение одного человека к другому, сопровождающееся положительными эмоциями.
Аутотренинг - комплекс специальных упражнений, основанных на самовнушении и используемых человеком для управления собственными психическим состоянием и поведением.
Афазии - нарушения речи.
Барьер психологический - внутреннее препятствие психологической природы (нежелание, боязнь, неуверенность и т.п.), мешающее человеку успешно выполнять некоторые действия. Часто возникает в деловых и личных взаимоотношениях людей и препятствует установлению открытых и доверительных отношений между ними.
Бессознательное - характеристика психологических свойств, процессов и состояний человека, находящихся вне сферы его сознания, но оказывающих такое же влияние на его поведение, как и сознание.
Брейнсторминг - специальный метод организации совместной творческой работы людей, рассчитанный на повышение их умственной активности и решение сложных интеллектуальных задач.
Вербальный - относящийся к звуковой человеческой речи.
Влечение - желание или потребность что-либо сделать, побуждающее человека к соответствующим действиям.
Внимание - состояние психологической концентрации, сосредоточенности на каком-либо объекте.
Внушение - неосознанное влияние одного человека на другого, вызывающее определенные изменения в его психологии и поведении.
Воля - свойство (процесс, состояние) человека, проявляющееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками.
Воображение - способность представлять отсутствующий или реально не существующий предмет, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им.
Восприятие - процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств, который завершается формированием образа.
Выразительные движения (экспрессия) - система данных от природы или выученных движений (жесты, мимика, пантомимика), при помощи которых человек невербальным путем передает информацию о своих внутренних состояниях или внешнем мире другим людям.
Гениальность - высший уровень развития у человека каких-либо способностей делающий его выдающейся личностью в соответствующей области или сфере деятельности.
Группа - совокупность людей, выделенная на основе какого-либо одного или нескольких, общих для них признаков.
Депрессия - состояние душевного расстройства, подавленности, характеризующееся упадком сил и снижением активности.
Деятельность - специфический вид человеческой активности, направленный на творческое преобразование, совершенствование окружающего мира и самого себя.
Дистресс - отрицательное влияние стрессовой ситуации на деятельность человека, вплоть до ее разрушения.
Жест - движение рук человека, выражающее его внутреннее состояние или указывающее на какой-либо объект во внешнем мире.
Задатки - предпосылки к развитию способностей. Могут быть врожденными и приобретенными.
Замещение (сублимация) - один из защитных механизмов, которые представляют собой подсознательную замену одной, запретной или практически недостижимой, цели на другую, разрешенную и более доступную, которая хотя бы частично удовлетворяет актуальную потребность.
Запоминание - один из процессов памяти, обозначающих введение в память вновь поступающей информации.
Заражение - психологический термин, обозначающий бессознательную передачу от человека к человеку каких-либо эмоций, состояний и побуждений.
Защитные механизмы - совокупность бессознательных приемов, с помощью которых человек оберегает себя от психологических травм.
Значение - содержание, которое вкладывают в данное слово или понятие все употребляющие его люди.
Идентификация - отождествление. Установление сходства одного человека с другим, направленное на его вспоминание и собственное развитие идентифицируемого с ним лица.
Иллюзии - феномены восприятия, воображения и памяти, существующие только в голове человека и не соответствующие какому-либо реальному явлению или объекту.
Импульсивность - характерологическая черта человека, проявляющаяся в его склонности к быстротечным, непродуманным действиям и поступкам.
Индивид - отдельно взятый человек в совокупности всех присущих ему качеств: биологических, физических, социальных и психологических.
Индивидуальность - своеобразное сочетание индивидных (см. индивид) свойств человека, отличающее его от других людей.
Индивидуальный стиль деятельности - устойчивое сочетание особенностей выполнения разных видов деятельности одним и тем же человеком.
Инициатива - проявление человеком активности, не стимулированной извне и не определяемой независящими от него обстоятельствами.
Инсайт (озарение, догадка) - неожиданное для самого человека внезапное нахождение решения какой-либо проблемы, над которой он долго и настойчиво думал.
Инстинкт - врожденная, малоизменяемая форма поведения, обеспечивающая приспособление организма к типичным условиям его жизни.
Интеллект - совокупность умственных способностей человека.
Интеракция - взаимодействие.
Интерес - эмоционально окрашенное, повышенное внимание человека к какому-либо объекту или явлению.
Интерференция - нарушение нормального хода одного процесса вмешательством другого.
Интроверсия - обращенность сознания человека к самому себе; поглощенность собственными проблемами и переживаниями, сопровождаемая ослаблением внимания к тому, что происходит вокруг.
Интуиция - способность быстро находить верное решение задачи и ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, а также предвидеть ход событий.
Инфантилизм - проявление детских черт в поведении взрослого человека.
Катарсис - очищение. Душевное облегчение, наступающее у человека после сильных эмоциональных переживаний типа аффекта или стресса.
Климат социально-психологический - общая социально-психологическая характеристика состояния малой группы, в особенности человеческих взаимоотношений, сложившихся в ней.
Компенсация. - способность человека избавляться от переживаний по поводу собственных недостатков за счет усиленной работы над собой и развития других позитивных качеств.
Комплекс неполноценности - сложное состояние человека, связанное с недостатком каких-либо качеств (способностей, знаний, умений и навыков), сопровождаемое глубокими негативными эмоциональными переживаниями по этому поводу.
Конфликт внутриличностный - состояние неудовлетворенности человека какими-либо обстоятельствами его жизни, связанной с наличием у него противоречащих друг другу интересов, стремлений и потребностей.
Конфликт межличностный - трудноразрешимое противоречие, возникающее между людьми и вызванное несовместимостью их взглядов, интересов, целей и потребностей.
Конформность - некритическое принятие человеком чужого неправильного мнения, сопровождаемое неискренним отказом от собственного мнения, в правильности которого человек внутренне не сомневается.
Кризис - состояние душевного расстройства, вызванное длительной неудовлетворенностью человека собой и своими взаимоотношениями с окружающим миром.
Лидер - член группы, чей авторитет, власть или полномочия безоговорочно признаются остальными членами этой группы, готовыми следовать за ним.
Малая группа - небольшая по численности совокупность людей, включающая от 2-3 до 20-30 человек, занятых общим делом и имеющих прямые личные контакты друг с другом.
Мимика - совокупность движений частей лица человека, выражающих его состояние или отношение к тому, что он воспринимает (представляет, обдумывает, припоминает и т.п.).
Мотив - внутренняя устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека.
Намерение - сознательное желание, готовность что-либо сделать.
Напряженность - состояние повышенного физического или психологического возбуждения, сопровождаемое неприятными внутренними чувствами и требующее разрядки,
Настроение - эмоциональное состояние человека, связанное со слабо выраженными положительными или отрицательными эмоциями и существующее в течение длительного времени.
Нормы социальные - принятые в данном обществе или группе правила поведения, регулирующие взаимоотношения людей.
Память - процессы запоминания, сохранения, воспроизводства и переработки человеком разнообразной информации.
Пантомимика - система выразительных движений, совершаемых при помощи тела.
Переживание - ощущение, сопровождаемое эмоциями.
Подражание - сознательное или бессознательное поведение человека, направленное на воспроизведение поступков и действий других людей.
Понимание - психологическое состояние, выражающее собой правильность принятого решения и сопровождаемое чувством уверенности в точности восприятия или интерпретации какого-либо события, явления, факта.
Поступок - сознательно совершенное человеком и управляемое волей действие, исходящее из определенных убеждений.
Потребность - состояние нужды индивида, личности в чем-то, необходимом для его нормального существования.
Психика - общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений, изучаемых в психологии.
Психические процессы - процессы, происходящие в голове человека и отражающиеся в динамически изменяющихся психических явлениях: ощущениях, восприятии, воображении, памяти, мышлении, речи и др.
Психологическая совместимость людей - способность людей находить взаимопонимание, налаживать деловые и личные контакты, сотрудничать друг с другом.
Релаксация - расслабление.
Рефлекс - автоматическая ответная реакция организма на действие какого-либо внутреннего или внешнего раздражителя.
Рефлексия - способность сознания человека сосредоточиться на самом себе.
Речь - система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации.
Решительность - готовность перейти к практическим действиям, сформировавшееся намерение совершить определенный поступок.
Ригидность - заторможенность мышления, проявляющаяся в трудности отказа человека от однажды принятого способа мышления и действий.
Роль - понятие, обозначающее поведение человека в определенной жизненной ситуации, которая соответствует занимаемому им положению (например, роль руководителя, подчиненного и т.д.).
Самообладание - способность человека сохранять внутреннее спокойствие, действовать разумно и взвешенно в сложных жизненных ситуациях.
Самоопределение личности - самостоятельный выбор человеком своего жизненного пути, целей, ценностей, нравственных норм, будущей профессии и условий жизни.
Самооценка - оценка человеком собственных качеств, достоинств и недостатков.
Саморегуляция - процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками.
Самосознание - осознание человеком самого себя, своих собственных качеств.
Симпатия - чувство эмоциональной предрасположенности к человеку, повышенный интерес и влечение к нему.
Совместимость - способность людей работать вместе, успешно решать задачи, требующие от них согласованности действий и хорошего взаимопонимания.
Сознание - высший уровень психического отражения человеком действительности, ее представленность в виде обобщенных образов и понятий.
Сопереживание - испытание человеком тех же самых чувств и эмоций, которые характерны для находящихся рядом с ним людей.
Соперничество - стремление человека к соревнованию с другими людьми, желание одержать верх над ними, победить, превзойти.
Сотрудничество - стремление человека к согласованной, слаженной работе с людьми. Готовность поддержать и оказать им помощь. (Противоположно соперничеству.)
Социально-психологический тренинг - теория и практика специального психотерапевтического воздействия на людей, рассчитанная на улучшение их общения и приспособление к условиям жизни.
Способности - индивидуальные особенности людей, от которых зависят приобретение ими знаний, умений и навыков, а также успешность выполнения различных видов деятельности.
Статус - положение человека в системе внутригрупповых отношений, определяющее степень его авторитета в глазах остальных участников группы.
Стремление - желание и готовность действовать определенным образом.
Стресс - состояние душевного (эмоционального) и поведенческого расстройства, связанное с неспособностью человека целесообразно и разумно действовать в сложившейся ситуации,
Суггестия - внушение.
Схема мышления - система понятий или логика рассуждении, привычно применяемых человеком при встрече с незнакомым объектом или новой задачей.
Темперамент - динамическая характеристика психических процессов и поведения человека, проявляющаяся в их скорости, изменчивости, интенсивности и других характеристиках.
Тест - стандартизированная психологическая методика, предназначенная для сравнительной количественной оценки у человека изучаемого психического качества.
Тестирование - процедура применения тестов на практике.
Тревожность - свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях.
Убежденность - уверенность человека в своей правоте, подтверждаемая соответствующими аргументами и фактами.
Умение - способность выполнять определенные действия с хорошим качеством и успешно справляться с деятельностью, включающей эти действия.
Уровень притязаний - максимальный успех, которого рассчитывает добиться человек в том или ином виде деятельности.
Установка - готовность, предрасположенность к определенным действиям или реакциям на конкретные стимулы.
Утомление - состояние усталости, сопровождаемое пониженной работоспособностью.
Фанатизм - чрезмерная увлеченность человека чем-либо, сопровождаемая снижением контроля за своим поведением, некритичностью в суждениях об объекте своей увлеченности.
Фрустрапия - эмоционально тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд в достижении определенной желаемой цели.
Характер - совокупность свойств личности, определяющих типичные способы ее реагирования на жизненные обстоятельства.
Ценностные ориентации - то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, позитивный жизненный смысл.
Черта личности - устойчивое свойство личности, определяющее характерное для / нее поведение и мышление.
Честолюбие - стремление человека к успехам, рассчитанное на повышение его авторитета и признание со стороны окружающих.
Чувствительность - способность организма запоминать и реагировать на воздействие среды, не имеющая непосредственного биологического значения, но вызывающая психологическую реакцию в форме ощущений.
Чувство - высшая, культурно обусловленная эмоция человека, связанная с некоторым социальным объектом.
Эгоцентризм - сосредоточенность сознания и внимания человека исключительно на самом себе, сопровождающаяся игнорированием того, что происходит вокруг.
Эйфория - состояние чрезмерной веселости, обычно не вызванное какими-либо объективными обстоятельствами.
Экстраверсия - обращенность сознания и внимания человека в основном на то, что происходит вокруг него. (Противоположна интроверсии.)
Эмоции - элементарные переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и процесса удовлетворения актуальных потребностей.
Эмоциональность - характеристика личности, проявляющаяся в частоте возникновения разнообразных эмоций и чувств.
Эмпатия - способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, к пониманию их внутренних состояний.
Список литературы
1. Абалакина М.А. Анатомия взаимопонимания. - М., 1990.
2. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. - Брест, 1993.
3. Айзенк Г. Проверьте свои способности. - М., 1992.
4. Айзенк Г. Узнай свой собственный коэффициент интеллекта. - М., 1995.
5. Алиев X. Ключ к себе. - М., 1993.
6. Андреев В.И. Деловая риторика. - Казань, 1993.
7. Андреев В.И. Конфликтология. Искусство ведения спора, переговоров.- Казань, 1992.
8. Атватер И. Я вас слушаю. - М., 1984.
9. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы: Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1988.
10. Бодалев А.А. Личность и общество. - М., 1983.
11. Брудный А.А. Понимание и общение. - М., 1989.
12. Вайнцвайг В. Десять заповедей творческой личности. - М., 1990.
13. Ваш психологический портрет. - Киров, 1990.
14. Власов Л.В., Сементовская В.К. Деловое общение. - Л., 1980.
15. Власова Н. И проснешься боссом... - Справочник по психологии управления. - Т. 1-3. - М.: ИНФРА-М, 1994.
16. Выготский Л.С. Собр. соч.: В б т. - М., 1982.
17. Гисберт Бройниг. Руководство по ведению переговоров. - М.: ИНФРА- М, 1996.
18. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. - М.:ИНФРА-М, 1997.
19. Головаха Е.И., Панина Н.В. Психология человеческого взаимопонимания. - Киров, 1989.
20. Грановская P.M. Элементы практической психологии. - Л., 1984.
21. Данилова Н.И. Эмоциональные состояния: механизмы и диагностика. -М., 1985.
22. Дашков Л.П. Как преуспеть в бизнесе. - М., 1993.
23. Дебольский М. Психология делового общения. - М., 1992.
24. Деревицкий А.А. Шпаргалка агента: Агентская работа в рекламе, страховании, коммерции. - Киев, 1995.
25. Джампольски Дж. Как обрести внутреннее равновесие. - М., 1990.
26. Джейм М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать: трансакционный анализ результат упражнениями. - М., 1993.
27. Дип С., Сесмен Л. Верный путь к успеху: 1600 советов менеджерам. -М., 1995.
28. Добрович А.А. Общение: наука и искусство. - М., 1989.
29. Добротворский И. Технология успеха: Все, что нужно знать о достижении успеха. - М., 1996.
30. Ершов А. Взгляд психолога на активность человека. - М., 1991.
31. Жолобов Ю.В. Путь к диалогу. Психология делового общения. -Саратов, 1989.
32. Жуков Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении. - М., 1990.
33. Иванченко В.А. Сверхздоровье и успех в бизнесе для каждого. - СПб., 1994.
34. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. - М., 1990. Искусство сделать себя. - М., 1992.
35. Искусство управления конкретными ситуациями / Сост. Г.Х. Попов. -М., 1987.
36. Каппони В., Новак Т. Сам себе психолог. - СПб., 1994.
37. Карандашев В.И. Основы психологии общения. - Челябинск, 1990.
38. Кемеров В.Е. Взаимопонимание. - М., 1994.
39. Кнебель X. Правильно ли я веду себя при устройстве на работу. - М., 1996.
40. Кови С. Семь навыков лидера: Пер. с англ. - Минск, 1996.
41. Козелецкий Ю. Человек многомерный. - Киев, 1991.
42. Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день. - М., 1993.
43. Коломинский Я.Л. Беседы о тайнах психики. - Минск, 1990.
44. Крегер О., Тьюсон Дж. Типы людей и бизнес: Как 16 типов личности определяют ваши успехи на работе: Пер. с англ. - М., 1995.
45. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. - Л., 1990.
46. Кричевский Р.Л. Если вы руководитель. - М., 1993.
47. Ксенчук Е.В., Киянова М.К. Технология успеха. - М., 1993.
48. Кузин Ф.А. Делайте бизнес красиво. - М.: ИНФРА-М, 1995.
49. Кузин Ф.А. Имидж бизнесмена: Практическое пособие. - М.: ОСЬ-89, 1996.
50. Кузин Ф.А. Культура делового общения. - М., 1997.
51. Культура устной и письменной речи делового человека: Практикум. - М., 1997.
52. Лабунская В.А. Невербальное поведение. - Ростов, 1986.
53. Лебедева М.М. Вам предстоят переговоры... - М., 1993.
54. Лебедева М.М. Уметь вести переговоры. - М., 1991.
55. Лунева О.В., Хорошилова Е.А. Психология делового общения. - М., 1987.
56. Макаров С.Ф. Менеджер за работой. - М., 1989.
57. Мастенбрук У.Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. - М.: ИНФРА-М, 1996.
58. Методы практической психологии общения. - Л., 1990.
59. Мицич П. Как проводить деловые беседы. - М., 1983.
60. Немов Р.С. Психология. - Т. 1-3. - М., 1995.
61. Не повторить ошибок: Практические советы руководителю / Сост. И.В. Липсиц. - М., 1988.
62. Ниренберг К, Калеро Дж. Читать человека - как книгу. - М., 1994.
63. Омаров А.М. Предприимчивость руководителя. - М., 1990.
64. Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. - М., 1991.
65. Панасюк А.Ю. Управленческое общение. - М., 1990.
66. Паркинсон Дж. Люди сделают то, что нужно вам. Психология для 90-х. - М., 1996.
67. Паркинсон С. Искусство управлять. - СПб., 1992.
68. Пастухова Л.С. Заговори, чтоб я тебя увидел. О культуре нашей речи. - Симферополь, 1990.
69. Пейсахов Н.М., Шевцов М.Н. Практическая психология. - Казань, 1991.
70. Петровский А.В. Психология о каждом из нас. - М., 1992.
71. Пиз А. Язык телодвижений: как читать мысли людей по их жестам. - Новгород, 1992.
72. Познай себя и других: Сборник методик / Сост. С.Ф. Спичак, А.Г.Синицын, - М., 1994.
73. Позняк В.П. Психология бизнеса, или Как добиться личного успеха. - Минск, 1994.
74. Психологические тесты для деловых людей. - М., 1994. Радченко В.Н.
75. Изучение ораторского искусства в США. - М., 1991. Резина В.Н.
76. Учитесь самообладанию. - М., 1987. Робер М.-А., Тильман Ф.
77. Психология индивида и группы. - М., 1988. Семке В.Я. Умейте
78. властвовать собой. - Новосибирск, 1991.
79. Симоненко Ю.А. Искусство разбираться в себе и других. - Л., 1990.
80. Скотт Дж. Конфликты, пути их преодоления. - Киев, 1991.
81. Снелл Ф. Искусство делового общения. - М., 1990.
82. Стешов А.В. Как победить в споре: О культуре полемики. - Л., 1991.
83. Сухорев В.А. Как достичь успеха деловому человеку. - Минск, 1997.
84. Тигер П. Делай то, для чего ты рожден: Путь к успешной карьере через самопознание. - М., 1996.
85. Толстых А.В. Наедине со всеми: О психологии общения. - Минск,1990.
86. Умеете ли Вы общаться? - М., 1991.
87. Фишер Р., Эртель Д. Подготовка к переговорам. - М., 1996.
88. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или Переговоры без поражения. - Минск, 1995.
89. Цветков Э. Тайные пружины человеческой психики. - М., 1993.
90. Цицерон Марк Туллий. Три трактата об ораторском искусстве. - М.,1972.
91. Чисхольм П. Уверенность в себе: Путь к деловому успеху. -М., 1994.
92. Швальбе Б., Швальбе X. Личность, карьера, успех. Психология бизнеса. - М., 1993.
93. Шейнов В.П. Как управлять другими, как управлять собой. - Минск, 1996.
94. Шейнов В.П. Психология и этика делового контакта. - Минск, 1996.
95. Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. - М., 1994.
96. Шепель В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера. - М., 1992.
97. Шепель В.М. Управленческая психология. - М., 1984.
98. Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. - Минск, 1992.
99. Шпигель Дж. Флирт - путь к успеху. -СПб., 1996.
100. Энтони Р. Секреты уверенности в себе. - М., 1994.
101. Энциклопедия практического самопознания. - М., 1994.
102. Эриксон М. Мой голос остается с вами: обучающие истории. - СПб., 1995.
103. Эрнст О. Слово предоставляется Вам. Практические советы по ведению деловых бесед и переговоров. - М., 1988. Юсупов И.М. Психология взаимопонимания. - Казань, 1991.