Методы получения обратной связи

1. Эмоциональный термометр (см. занятие № 1).

2. Незаконченные предложения, завершить которые предлагается участникам. Примеры предложений.

♦ В нашей группе я…

♦ На наших занятиях я научился…

♦ Было бы лучше, чтобы на наших занятиях…

♦ Думаю, что у нас в группе…

♦ Мне бы хотелось, чтобы на следующих занятиях…

9. Поговорим… рисунками!

Задача занятия : интегрирование полученных навыков вербального и невербального взаимодействия с использованием арт‑терапевтического метода.

Методы получения обратной связи - student2.ru

Памятка

Материалы для выполнения арт‑терапевтических упражнений:

♦ Обычная и цветная бумага, картон. В качестве основы для рисунков, коллажей и различных композиций удобно использовать обратную сторону светлых бумажных обоев или листы ватмана.

♦ Цветные карандаши, фломастеры, маркеры, восковые мелки и т. п., а также акварельные краски и гуашь. Масляные краски применять не рекомендуется, так как они долго сохнут, имеют специфический запах и плохо смываются.

♦ Цветные журналы, рекламные проспекты и схожие печатные материалы, содержащие иллюстрации, которые можно вырезать и встраивать в коллажи. Следует помнить, что содержание печатных материалов в значительной степени предопределяет сюжеты работ участников, и следить за его соответствием теме занятий.

♦ Различные «безделушки»: небольшие сувенирные предметы, украшения и т. п., которые можно встраивать в создаваемые композиции. Мы предлагаем готовый набор подобных предметов, а также просим каждого участника принести на занятие 2–3 собственных предмета такого рода.

♦ Любые мелкие предметы, случайно оказавшиеся под рукой у занимающихся, «завалявшиеся» у них в сумке или в карманах.

♦ Фотографии. Мы предлагаем для работы тематические подборки фотографий (например, «виды природы», «ситуации общения»), а также просим участников принести собственные любимые фотографии, которые тоже могут встраиваться в композиции.

Рисуночная разминка «Достраивание композиции»

Описание упражнения. Каждый участник получает лист бумаги (желательно, формата АЗ, но можно использовать А4). Дается задание: задумать какую‑либо цельную композицию для изображения на этом листе, но изобразить только одну из ее характерных деталей. После этого листок передается соседу, тот дорисовывает еще какую‑нибудь деталь и т. д. Таким образом, рисунки идут по кругу, обрастая разными деталями. Передача листов соседям осуществляется всеми одновременно, по команде ведущего. У каждого участника рисунок находится 15–20 секунд. Переговариваться в процессе выполнения упражнения нельзя.

Когда рисунки проходят полный круг, каждый получает в свои руки тот листок, на котором изобразил первую деталь задуманной композиции, и может сравнить свой замысел с тем, что получилось в итоге.

Психологический смысл упражнения. Наглядно демонстрируется то, что партнеры по общению могут понять только те наши замыслы, которые фактически проявились в нашей деятельности, а не то, что существует в нашем воображении. Обычно упражнение дает повод и для смеха, и для спонтанно развивающихся обсуждений.

Обсуждение. Насколько получившиеся рисунки соответствуют первоначальным замыслам тех, кто начинал их создавать? Какие эмоции возникли при виде того, что получилось в итоге?

Упражнение «Тематические рисунки»

Описание упражнения. Участники разбиваются на подгруппы по 3–4 человека. В каждой из них выполняется на листе АЗ коллективный рисунок, разговаривать при этом нельзя. Для рисования лучше использовать не карандаши, а краски. Темы рисунков задает ведущий, например времена года (зима, весна, лето, осень), буйство четырех стихий (земля – землетрясение, обвал; вода – шторм, наводнение; огонь – пожар, извержение вулкана; воздух – ураган, смерч, гроза) и т. п. Рисуют все одновременно, кисточка или карандаши есть у каждого.

Психологический смысл упражнения. Смысл данного задания заключается в том, что работа выполняется именно совместно, но без предварительной договоренности и четкого распределения обязанностей. Упражнение очень показательно по отношению к умению участников действовать совместно для достижения общей задачи. Далеко не всегда удается сразу же получить осмысленные композиции – иногда на рисунке выходят лишь каракули.

Обсуждение. Каждый участник демонстрирует свои детали рисунка, делится мыслями о том, насколько фактически получившееся коллективное изображение соответствует его личным замыслам, и высказывает общее впечатление о работе.

Упражнение «Групповой коллаж»

Описание упражнения. Коллективное выполнение участниками тренинга творческой композиции по совместно выбранной теме на склеенных листах бумаги общей площадью 4–6 м2 с использованием всего комплекса изобразительных материалов. Путем групповой дискуссии выбирается тематика, отражающая актуальные для участников источники межличностных переживаний (например, «Любовь в моей жизни»). Длительность работы – 30–35 минут, на этот период вводится запрет на обсуждение содержательной стороны создаваемой композиции.

Поскольку коллаж такого размера сохранить невозможно и он неминуемо будет уничтожен после занятия, желательно сфотографировать его в нескольких ракурсах и впоследствии предоставить желающим участникам возможность распечатать для себя эти снимки. Фотографии не только выступят в качестве средства обратной связи, но и объективизируют результат работы, останутся его вещественным воплощением.

Психологический смысл упражнения. Появляется возможность проследить и осознать неявные, имплицитные установки участников применительно к теме, ставшей сюжетом коллажа. Развиваются эмпатия, умение координировать совместные действия, навыки невербального общения.

Обсуждение. Каждый участник представляет свои фрагменты композиции, раскрывает вложенный в них смысл и делится общими впечатлениями от процесса работы и ее результата.

Наши эмоции и чувства

Задачи занятия : понять, что такое эмоции и чувства, а также совершенствовать умение конструктивно выражать их.

Упражнение‑разминка «Путаница»

Описание упражнения: Участники стоят в тесном кругу, и по команде ведущего каждый из них берется левой рукой за левую руку соседа справа, а правой рукой – за правую руку человека, стоящего напротив. После этого им дается задание распутаться, не отпуская руки; разрешается только проворачивать кисти относительно друг друга. Оптимальное число участников в кругу от 6 до 8, при большем их количестве целесообразно выполнять упражнение в нескольких кругах, организовав между ними соревнование на скорость.

Психологический смысл упражнения. Упражнение способствует повышению уровня сплоченности участников, «ломая» пространственные барьеры между ними. Кроме того, оно позволяет пронаблюдать распределение ролей в группе (выявление генераторов идей, исполнителей, фасилитаторов).

Обсуждение. Какие эмоции возникали у участников на разных этапах работы (получение задания и начальный этап работы; момент, когда способ решения стал понятен и осталось его только воплотить; завершение упражнения)? Кому принадлежали идеи, позволившие приблизиться к решению проблемы? Сразу ли эти идеи были услышаны другими участниками и начали воплощаться? Если нет, то благодаря каким действиям это в конце концов удалось?

По окончании разминки ведущий кратко рассказывает о том, что такое эмоции и чувства, для чего они нужны и как психологи их классифицируют.

Информационный блок: основные эмоции и чувства 1. Определения понятий. Эмоции и чувства как переживание человеком своего отношения к окружающему миру, другим людям, к самому себе. Эмоции – непосредственные реакции человека на предметы и явления. Чувства отличаются большей степенью устойчивости и обобщенности, включают несколько эмоций.

2. Функции эмоций и чувств: регуляция поведения, стимулирование развития, облегчение взаимопонимания (здесь уместно ввести понятие «эмпатия»).

3. «Круг эмоций» – возможность классифицировать их по степени удовольствия/неудовольствия и принятия/отвержения объекта, на который они направлены (рис. 4).

Методы получения обратной связи - student2.ru

Рис. 4. Круг эмоций

Основные эмоции человека: интерес, удовольствие, удивление, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх и тревога, смущение, стыд. Упражнение «Угадай эмоцию»

Описание упражнения. Существуют несколько вариантов выполнения упражнения.

1. Водящий выходит за дверь, оставшиеся в кругу решают, какую эмоцию будут изображать. После этого водящий возвращается, и участники изображают условленную эмоцию, используя выражение лица и позу. Задача водящего – отгадать, какая эмоция была задумана.

2. То же самое, но половина участников изображают одну эмоцию, половина – другую. Водящий сначала отгадывает, какие это эмоции, а потом уточняет, кто что изображает.

3. Все участники изображают разные эмоции. В таком случае список эмоций целесообразно подготовить заранее.

Психологический смысл упражнения. Развиваются как навыки восприятия невербальной информации, свидетельствующей об эмоциональных состояниях, так и навыки экспрессивного поведения.

Обсуждение. К каким последствиям может приводить ситуация, если человек думает, что изображает одну эмоцию, а окружающие видят совершенно другую? А если человек говорит одно, а его вид свидетельствует совсем о другом (например, утверждает: «Мне интересно», а на лице написана скука)? Умение конструктивно выражать эмоции – условие того, что они не принесут вреда.

Практическая работа «Польза и вред эмоций»

Возможность обращения каждой эмоции как на пользу человеку, так и во вред ему. Необоснованность однозначного разделения эмоций на полезные и вредные.

Пример : страх. Вред страха – удерживает человека от того, что иногда необходимо сделать. Польза страха – позволяет человеку уберечься от лишнего риска.

Так же можно «разложить по полочкам» и остальные эмоции. Пусть подростки, разбившись на микрогруппы, сделают это самостоятельно применительно к гневу, стыду, скуке, радости. Если подростки «вошли во вкус», можно предложить им разыграть «беседы» между человеком и приходящими к нему эмоциями.

Упражнение «Скульптор и глина»

Описание упражнения. Участники разбиваются на пары. В каждой паре один человек играет роль «скульптора», а второй – «глины». Задача «скульптора» – вылепить из «глины» скульптуру, выражающую какое‑либо эмоциональное состояние. Делается это путем непосредственных физических воздействий на «глину», без использования слов. Задача «глины» – быть пластичной, податливой, максимально полно воплотить замысел «скульптора». Одновременно могут работать несколько пар, после окончания работы получившиеся «скульптуры» выставляются на всеобщее обозрение, а другие участники выдвигают гипотезы о том, что они выражают. Когда все гипотезы выслушаны, «скульпторы» делятся своим первоначальным творческим замыслом.

Конечно, содержание «скульптур» в этом упражнении не обязательно должно сводиться к выражению именно эмоциональных состояний. Могут изображаться элементы разных действий, животные и т. п., а в самом широком варианте дается задание изобразить все что угодно.

Психологический смысл упражнения. Для «скульптора» – это развитие экспрессивности и умения выражать свои эмоции и чувства, а также эффективный способ получения обратной связи. Для «глины» упражнение работает главным образом на развитие пластики и способности к эмпатии. Для группы в целом упражнение имеет сплачивающий эффект.

Обсуждение. Как участники ощущали себя в роли «скульптора», «глины», «посетителей выставки»? Какие качества необходимы для «скульптора», чтобы создать удачное творение? А для «глины»? Поняла ли «глина», что из нее хотели слепить? Чем определялась понятность творческих замыслов для зрителей?

Наши рекомендации