Оценка интеллекта и достижений
• Интеллектуальные тесты и тесты достижения применительно к образованию имеют как сильные стороны, так и ограничения.
. Критериально-ориентированные тесты часто предоставляют более полезную информацию о сильных и слабых сторонах детей, чем тесты, ориентированные на статистическую норму.
• Первый тест интеллекта был разработан Бине и группой его коллег. Он основывался на оценке умственного возраста; позже было введено сравнение умственного и хронологического возраста.
. В современных тестах, ориентированных на статистическую норму, таких как шкала Стэнфорд-Бине (SB-IV) и тесты Векслера (WISC-ПГ), измерения основываются на стандартном показателе IQ.
• Считается, что коэффициент IQ имеет нормальное распределение с центром (медианой) в районе 100 баллов; небольшой процент людей показывает достаточное количество баллов, чтобы считаться одаренными, и небольшой процент имеет столь малое количество баллов, чтобы считаться умственно отсталыми, хотя IQ может изменяться в течение жизни.
• Йенсен доказывал, что интеллект в основном детерминирован генетически и что некоторые популяции превосходят по этому показателю другие; мнение, разделяемое в современном научном сообществе, гласит, что интеллект определяется наполовину наследственностью, наполовину влиянием факторов среды.
• Современные теории интеллекта подчеркивают, что существует несколько видов интеллекта. Практический, повседневный интеллект важен так же, как и измеряемый традиционными интеллектуальными тестами. Теория множественного интеллекта Гарднера и иерархическая трехкомпонентная теория Стернберга являются примерами таких подходов.
• Оценка эффективности деятельности школы при помощи тестирования детей имеет как позитивные, так и негативные последствия.
• Несмотря на усилия, предпринятые для совершенствования популярных IQ тестов, они все еще дают преимущество представителям культурного большинства, ставя в невыгодное положение меньшинства.
Научение и мышление в процессе школьного обучения
• Первоначальное приспособление детей к школе может быть сложным по разнообразным причинам, главным образом в связи с новыми требованиями и ожиданиями.
• Для развития у детей критического мышления современные педагоги до сих пор прибегают к акцентированию запоминания фактов, но также полагаются и на повторение, обоснование, реорганизацию, сравнение и рефлексию.
• Изменение обучения под потребности и особенности конкретного ребенка и необходимость развития как независимого, так и совместного обучения также подчеркиваются современными педагогами.
• Успех в школе часто связан с приобретением мотивации достижения и преодоления тендерных стереотипов, особенно это верно для девочек.
456 Часть II. Детство
• Среди родительских факторов, влияющих на успешность детей в школе, можно назвать реалистичные оценки в сочетании с высокими ожиданиями, использование авторитетных способов поддержания дисциплины, а также беседы с ребенком и наблюдение за ним, настаивание на выполнении им домашних заданий.
Нарушения и расстройства развития
• Причины умственной отсталости отличаются значительным разнообразием; для постановки диагноза «умственная отсталость» необходимо, чтобы ребенок соответствовал каждому из трех ее критериев.
• Согласно диагностическому и статистическому руководству (DSM-IV), выделяются четыре типа умственной отсталости: легкая, умеренная, серьезная и глубокая. Лица, обладающие высшими (менее тяжелыми) формами умственной отсталости, имеют возможность стать продуктивными членами общества, и даже те, у кого нарушения глубоки и серьезны, могут учиться и получать пользу от специальной подготовки.
• Нарушения способностей к обучению наблюдаются у детей, нормальных в других отношениях и даже превосходящих средний уровень; неспособность к обучению связана с проблемами в конкретной специфической области обучения.
• Расстройство способностей к чтению (дислексия), расстройство письма (дисграфия) и расстройство математических способностей (дискальку-лия), согласно DSM-IV, являются главными категориями неспособности к обучению; разные теории предлагают различные объяснения причин возникновения нарушений способностей к обучению.
• СДВГ является когнитивно-поведенческим расстройством, причины которого остаются в значительной степени неизвестными, и часто подлежит медикаментозному лечению или коррекции посредством поведенческой терапии.
ГЛАВА 10
ПСИХОСОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ В СРЕДНЕМ ДЕТСТВЕ
Предварительный обзор
Знаетели вы?
Что могут сказать представители психодинамического направления, теории социального научения и когнитивного подхода о развитии ребенка в течение среднего детства? Как развиваются Я-концепция и самооценка ребенка?
Как в течение среднего детства развиваются такие компоненты социального познания, как понимание социальной ответственности и социальных предписаний? Что Пиаже понимал под понятиями морального реализма и морального релятивизма? Как Кольберг использовал моральные дилеммы для оценки нравственного развития детей и взрослых и какие стадии этого развития он выделил? Почему Гиллиган возражала против теории Кольберга и чем ее ориентация на моральную заботу отличается от ориентации на справедливость Кольберга? Почему наблюдение за родителями детей, переживающих период среднего детства, считается важным?
Какие факторы определяют оптимальный стиль родительского поведения? Как изменились формы развития и образ жизни американских семей за последние годы XX века?
Чем характеризуются жизнестойкие дети?
Какие стрессы и угрозы подстерегают неполные семьи (в которых присутствует только один родитель)?
Как обычно реагируют дети на развод своих родителей и какие факторы помогают смягчить их негативные реакции?
Через какие стадии в период среднего детства проходит развитие понимания детьми дружбы и какие функции она выполняет? Как влияют на детей их статус в группе и конформность? Как существование групп, к которым принадлежит ребенок, и внешних групп, к которым он не относится, влияет на формирование предубеждений? Это главные темы главы.
Если Шекспир был прав и весь мир — театр, то сцена, на которой дети играют свои роли, в период среднего детства заметно расширяется. Если эмоциональные и социальные привязанности маленького ребенка были центрированы главным
458 Часть II. Детство
образом на семье, то теперь ему открывается более широкий мир, состоящий из сверстников, учителей и других взрослых и детей, проживающих по соседству. В индустриальных странах расширение мира ребенка происходит непрерывно, однако оно отмечено такими вехами, как поступление в первый класс, членство в клубах и участие в рискованных прогулках за пределы своего района.
По мере того как происходит расширение социального мира детей, они начинают все отчетливее и полнее осознавать конфликты и напряженную обстановку в собственных семьях. Дети, испытавшие последствия развода родителей, проживания в неполной семье без отца или матери, жестокого обращения, должны научиться справляться со своими бедами и несчастьями. Способы борьбы с трудностями определяют развитие устойчивых форм социального и эмоционального поведения, влияющего на становление личности ребенка.
Итак, расширение переживаний открывает детям сложности семейных и дружеских взаимоотношений, а также учит тому поведению, какого от них ожидает общество. Эти переживания готовят почву для развития у детей моральных суждений.