Сущность, функции и виды внимания 23 страница
Тем не менее специфика юношеского возраста состоит в том, что современное общество вводит для юношей некоторые ограничения в правах, считая их еще не достигшими необходимого уровня психической зрелости.
От подросткового возраста юношеский отличается большей эмоциональной стабильностью. Это связано, во-первых, с завершением полового созревания, т.е. «гормональная буря» уже утихла. Человек привык к своему новому облику и состоянию, научился управлять им. Во-вторых, даже неразрешенные конфликты первой фазы переходного возраста ушли вглубь, на первый план выходят проблемы самоопределения уже по отношению к макросоциуму, широким социальным ценностям, а не только к ближайшему окружению, как это было на предыдущем этапе.
Можно согласиться с А.В. Мудриком в том, что «педагогика юношеского возраста имеет дело с людьми выросшими, но не взрослыми, информированными, но еще не компетентными, увлекающимися, но еще не увлеченными».
Чтобы приобрести взрослый статус в современном обществе, юному человеку следует прежде всего самоопределиться, т.е. определить свое место в мире взрослых, сформировать некоторый план для его достижению и сделать хотя бы первые шаги по реализации этого плана. Только тогда общество признает его взрослым и, соответстве-но, все задачи детского и отроческого развития будут решены.
X. Ремшмидт, ссылаясь на других западных авторов, так определяет задачи развития в период взросления.
1. Принятие собственной внешности и эффективное использование своего тела: необходимо осознать его особенности и научиться осмысленно управлять своим телом во время спортивных занятий, на досуге, в работе и повседневной жизни.
2. Усвоение мужской или женской роли: молодые люди должны избрать структуру полового поведения и «образ* своей половой роли.
3. Установление новых, более зрелых отношений с ровесниками обоих полов.
4. Завоевание эмоциональной независимости от родителей и других взрослых. Родителям нелегко признать за детьми право на независимость: как бы ни стремились они воспитать детей самостоятельными, им хотелось бы как можно дольше сохранить семейную структуру взаимной зависимости детей и родителей.
5. Подготовка к профессиональной карьере: обучение в юношеском возрасте прямо (у работающих молодых людей) или косвенно (в высшей школе) нацелено на освоение профессии.
6. Подготовка к браку и семейной жизни: приобретение знаний и социальной готовности, необходимых для выполнения задач, связанных с партнерством и семьей. Удлинение времени учебы зачастую до третьего десятилетия жизни в связи с развитием общества вынуждает искать здесь новые решения. »
7. Формирование социально-ответственного поведения, подготовка к участию в деятельности на пользу общества, усвоение политической и общественной ответственности гражданина.
8. Построение системы ценностей и этического сознания как ориентиров собственного поведения, когда анализ ценностей окружающей культуры должен приводит к формированию самостоятельной «интернализованной» структуры ценностей как руководства к действиям.
Общим результатом юношеского периода психического развития является достижение того уровня психосоциальной зрелости, который позволит успешно выполнять все функции полноправного члена общества. Человек становится психически зрелым, т.е., по ироничному замечанию одного из ученых, «перестает быть молодым» (Б. Ливехуд).
Первые три задачи взросления большинством решаются успешно еще в период полового созревания, решение остальных не всегда заканчивается в юности и часто продолжается или пересматривается в зрелые годы.
Основное психологическое новообразование юношеского возраста заключается в личностном самоопределении или установлении первой цельной формы идентичности (Э. Эриксон), которая включает в себя практически все перечисленные задачи развития.
Автономия от родителей, к которой стремятся подростки, не может и не должна быть полной, поскольку полной независимости в человеческом обществе нет и быть не может. Речь идет об установлении достаточно равноправных отношений взаимозависимости, на которых и строится все человеческое общество. Среди стадий родительства выделяет стадию взаимозависимости, когда пересмотру подвергаются властные отношения между взрослыми и детьми (Г. Крайг). Диалектическое противоречие здесь состоит в том, что эмансипация от семьи и собственный проект будущего, согласно эмпирическим данным, возникают одновременно. Наличие собственного жизненного плана позволяет юноше быть относительно свободным от родительских указаний, и одновременно построение этого собственного плана невозможно без освобождения от давления родительских взглядов.
Многие западные ученые полагают, что конфликты между родителями и подростками сильно преувеличиваются обыденным сознанием, что на самом деле переход к взрослости происходит постепенно (Г. Крайг). Они также отмечают, что бытовавшее представление о периоде «бури и натиска» не подтверждается научными исследованиями. Однако если следовать тезису Л.С. Выготского об относительной трудновоспитуемости ребенка в критический период развития, то речь все-таки идет о кризисе, но индивидуальные проявления его не всегда доходят до патологической формы. Кроме того, невозможно отрицать наличие качественных изменений личности человека, который из зависимого члена семьи становится самостоятельным членом общества.
Социальная ситуация развития современного юношества очень сильно разнится в зависимости от страны обитания и господству-
юшей культуры. В большинстве развитых стран на период юности приходится время выбора профессии. Однако подлинное профессиональное самоопределение возможно лишь во взаимосвязи с самоопределением личностным, которое, по мнению некоторых авторов, предшествует профессиональному и является его основой (Ф.Е. Василюк, М.Р. Гинзбург, А.А. Пузырей). С точки зрения других исследователей, эти процессы идут параллельно, неизбежно пересекаясь.
Ведущей деятельностью юношеского возраста считается учебно-профессиональная подготовка (Д.Б. Эльконин). В. Штерн утверждал, что в отрочестве человек не только формирует свои ценности и идеалы, но и производит попытки их реализации. Эту особую деятельность подростка В. Штерн назвал «серьезной игрой», занимающей промежуточное положение между детской игрой и ответственной деятельностью взрослого. Примерами серьезной игры могут служить игры любовного характера (кокетство, флирт, мечтательное поклонение), выбор профессии и подготовка к ней, занятия спортом и участие в юношеских общественных организациях. Именно в серьезной игре подросток учится умерять свои цели, закалять силы, определять отношение к различным видам интересов, которые в нем бродят и в которых он должен разобраться» (Л.Ф. Обухова).
Полезность и необходимость «серьезной игры» подчеркивается и другими исследователями. Например, Б. Ливехуд считает, что не только в юности (от 16 до 21 года), но и в молодости {до 28 лет) человек должен иметь возможность попробовать себя во многих видах деятельности. Если же молодой человек в силу социально-экономических причин вынужден с юности заниматься одним и тем же делом, то это негативно сказывается на его личностном развитии.
33.2. Когнитивное развитие
Уже подростки в большинстве случаев достигают тюй стадии развития мышления, которую Ж. Пиаже называл стадией формальных операций. Умение абстрагироваться от конкретного «здесь и сейчас» позволяет размышлять о возможностях и рассматривать реальность лишь как одни из вариантов возможного. Гипотетико-дедуктивное мышление, подчиняющееся законам формальной логики, для Пиаже было идеалом и, соответственно, считалось конечным пунктом развития человеческого мышления. С этой точкой зрения согласны не все.
Во-первых, известно, что не все взрослые люди достигают в своем мышлении стадии формальных операций и тем не менее успешно адаптируются в современном цивилизованном обществе.
Во-вторых, абстрактно-логическое мышление — идеал точных наук, а точные науки не могут адекватно описать всю реальность. Из этого следует, что формально-логическое мышление не является предельным уровнем развития мышления взрослого человека.
Молодые люди, достигшие уровня дедуктивного мышления, часто преувеличивают его ценность, считая, что достаточно правильно рассуждать, чтобы познать истину и всегда прийти к верному решению. Но логика дает верное решение только там, где истинны исходные посылки рассуждения.
Теоретическое мышление в юности достигает пика своего развития, и, видимо, это провоцирует страсть молодых людей к теоретизированию, построению неких общих моделей: будь то построение справедливого общества или конструирование абсолютно безопасных автодорог.
Следствием развития гипотетико-дедуктивного мышления многие авторы считают развитие метапознания, которое включает в себя способность размышлять, формировать стратегии и планировать. Это можно назвать также способностью к рефлексии, интроспекции или самоанализу (X. Ремшмидт). Способность строить идеальные модели, проверяя их на непротиворечивость, и сравнивать их с реальным положением дел, видимо, и является причиной свойственного юности критического отношения к старшему поколению, сложившейся системе социальных, ценностей, к собственной семье и т.п.
33.3. Личностное развитие
Вне зависимости от теоретических взглядов на природу движущих сил психического развития почти все психологи считают, что в юности завершается период психического развития ребенка. К окончанию юности человек должен приобрести более или менее сложившееся мировоззрение, определиться по отношению к социальным ценностям и выбрать свой путь в жизни.
Достигнутый подростками уровень абстрактно-логического мышления позволяет в юности обратить его к изучению собственных переживаний субъекта, его мыслей, мотивов, анализу совершенных поступков. Так появляется рефлексивное «Я», которое, согласно И.С. Кону, является самым значительным новообразованием ранней юности. По данным A.M. Прихожан, личностная рефлексия
появляется у 78% детей в 12—13 лет, далее число рефлексирующих почти не растет. Из этого можно заключить, что уровень абстрактно-логического мышления, достигаемый не всеми, служит необходимой предпосылкой развития рефлексии.
Развитие рефлексии приводит к тому, что человек замечает ие только несоответствие некоторых идеальных принципов реальности, но подчас и несоответствие собственных мотивов и намерений совершаемым поступкам. Собственные мотивы и эмоциональные переживания становятся в этом возрасте предметом анализа. При этом в юности часто более истинным признается внутреннее идеальное намерение, а не реальное его воплощение.
В юности существенно чаще, чем в подростковом возрасте, человек отмечает причинно-следственные связи между событиями своей жизни (Р.А. Туревская).
Личностное самоопределение, т.е. определение своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей, рассматривается как исходное, дающее начало всем другим видам самоопределения. «Диалектика здесь такова, что личностное самоопределение выступает основанием собственного развития» (М.Р. Гинзбург).
Еще В. Штерн, рассматривая становление личности подростка, выделил шесть типов личности, соответствующих доминированию той или иной ценности, которая переживается как главная, основная в жизни человека: теоретический, эстетический, экономический, социальный, политический и религиозный типы. Естественно, не всегда одна ценность исключает все другие, но выбор в пользу той или иной ценности, как правило, делается именно в возрасте ранней юности.
Профессиональное самоопределение в современной социальной ситуации должно происходить не позднее старших классов средней школы. Однако выбор профессии является, по мнению Д.А. Леонтьева, выбором личностным, экзистенциальным, к которому большинство старшеклассников еще не готовы. При этом обществом неявно полагается, что «юноша, обдумывающий житье»?формирующий свой жизненный план, ставящий себе профессиональные и жизненные цели, не только достаточно определился по отношению к ценностям, но и изучил собственные возможности. Но поскольку многие старшеклассники не готовы к такому сопоставлению, то выбор профессии осуществляется ими психологически незрелым способом. Это происходит либо под воздействием случайных внешних обстоятельств, либо под влиянием друзей, либо по подсказке родителей. В подобных случаях у молодого человека остается возмож-
ность доопределиться в дальнейшем, в процессе профессионального становления. Многие люди успешно это делают, потому в каждой профессии можно найти способы реализации самых разных ценностей и склонностей. Если это не удается, то человеку приходится либо найти в себе силы сменить профессию, либо всю жизнь жаловаться на судьбу. Именно по данным причинам считается полезным, когда молодой человек имеет возможность испытать свои силы и возможности в нескольких сферах человеческой деятельности (Б. Ливехуд), не будучи принужденным остановиться на первом сделанном выборе.
Жизненные планы большинства молодых людей обоего пола включают и профессиональную карьеру, и брак, и детей. Опрос российских старшеклассников показал, что наивысшей ценностью для большинства из них является счастливая семейная жизнь. Однако только девушки испытывают тревогу по поводу несовместимости семьи и карьеры (42% опрошенных), в то время как юношам такое беспокойство не свойственно (Г. Крайг).
Отношения со сверстниками в юношеском возрасте играют не меньшую роль в развитии личности, чем у подростков. Однако психологическое содержание этих отношений уже несколько иное. Если подросток более всего стремился быть принятым группой в целом, часто даже совершая для этого несвойственные ему поступки, то в юности сверстники уже делятся на референтных, чье мнение значимо, и на не обладающих для субъекта таким свойством. Если подростка больше интересует количество положительного отношения к его персоне, то для юноши важно уже качество этих эмоциональных отношений. Для него существенно мнение нескольких товарищей, с которыми он обнаруживает сходство в ценностях. Мнения остальных уже не влияют на его поведение.
Отношения в семье для большинства старших подростков остаются высокозначимой сферой жизни. По сравнению с предыдущим этапом жизни,, когда подросток всячески стремился уйти от контроля взрослого за своей жизнью, в юношеском периоде важным становится возможность доверительного общения «на равных» с родителями или другими авторитетными взрослыми из ближайшего окружения.
Известно, что наиболее благоприятной для взрослеющих детей является семья со средним уровнем сплоченности и нестрогим разделением семейных ролей. Видимо, именно такая структура, может быть не самая благоприятная в других обстоятельствах, позволяет семье менее болезненно приспособиться к качественным изменениям в отношениях к взрослеющим детям и легче примириться с их самостоятельностью и в конечном счете с уходом из семьи.
Любовь — одна из животрепещущих проблем юношеского возраста. Согласно Эриксону, юношеская влюбленность есть попытка прийти к определению собственной идентичности путем проекции собственного первоначально неотчетливого образа на кого-то другого и лицезрения его уже в отраженном и проясненном виде. Истинная интимность возможна только при достигнутой эгоидентич-ности.
Достижение идентичности — это долгий и трудный процесс определения самого себя, из-за которого отрочество и называют самым сложным и критическим периодом в развитии человека. Дж. Марсиа выделил четыре варианта, или статуса, формирования идентичности в юности: предрешенность, диффузия, мораторий и достижение идентичности.
Предрешенность, или предрешенная идентичность, наблюдается тогда, когда молодой человек, не проходя через кризис идентичности, связал себя социальными обязательствами (т.е. не сделав самостоятельный выбор, стал приверженцем какой-либо ценности или членом профессиональной группы). Такие молодые люди, как правило, не испытывают тревоги, имеют сильные позитивные связи со значимыми другими (которые, видимо, и предрешают их выбор), их действия отличаются последовательностью. ■ Юноши в статусе предрешенности склонны к меньшему самоуважению по сравнению с теми, кто находится в статусе моратория.
Статус моратория свойствен тем, кто находится в эпицентре кризиса идентичности. Они испытывают сильную тревогу, пытаясь разобраться в противоречивом мире и сделать правильный выбор из многих альтернатив. Эта фаза формирования идентичности характерна для старшеклассников и студентов колледжей.
Наименее благоприятный вариант развития — диффузия идентичности. Молодые люди, находящиеся в этом статусе, не принимают никаких решений и не обдумывают их принятие. В этой группе чаще встречаются дети, отвергавшиеся своими родителями, и те, к которым родители были безучастны (Г. Крайг).
Э. Эриксон выявил следующие признаки диффузии идентичности:
•S регрессия и стремление отстрочить приобретение взрослого статуса;
■/ чувство изоляции и опустошенности;
S смутное, но устойчивое состояние тревоги;
^ постоянное пребывание в ожидании чего-то такого, что сможет изменить жизнь;
S страх перед личностным общением и неспособность эмоционально воздействовать на лиц другого пола;
•/ враждебность и презрение ко всем признанным общественным ролям, вплоть до мужских и женских (унисекс);
* презрение ко всему отечественному и иррациональное предпочтение всего иностранного.
В крайних случаях имеет место поиск негативной идентичности, стремление «стать ничем» как единственный способ самоутверждения. Для молодых людей в статусе диффузии есть опасность алкоголизации или наркотизации как ухода от проблем из-за невозможности принять решений.
Для людей, находящихся в статусе достижения идентичности, характерны наиболее гармоничные отношения с семьей. Их поиски идентичности несут в себе меньший эмоциональный заряд, чем у двух предыдущих групп. Число молодых людей со статусом достижения идентичности растет с возрастом.
Из приведенного перечня признаков диффузии идентичности некоторые могут быть свойственны людям, давно вышедшим за рамки юношеского возраста. Это связано с тем, что личностной, или истинной психической, зрелости дано достичь далеко не каждому.
Подлинная психическая зрелость наступает тогда, когда формируется цельная гармоничная личность, открытая для опыта, принимающая себя (К. Роджерс), способная к самореализации (А. Мас-лоу), воплощающая в своей жизни некоторые трансцендентные ценности (В. Франкл), готовая к постоянному поступательному развитию и преодолению собственных жизненных кризисов (Б. Лнвехуд). Большинство людей сохраняет на всю жизнь те или иные черты психической незрелости как расплату за длинное детство.
Таким образом, нет оснований считать личностную зрелость критерием окончания юношеского возраста. В качестве такового можно использовать лишь понятие психосоциальной зрелости, другими словами, соответствие уровня психического развития индивида требованиям, которые предъявляет ему общество. Тогда получается, что человек, адаптировавшийся к условиям современного ему социума, может считаться зрелым, т.е. взрослым, завершившим важнейший период своего психического развития. Достиг ли он подлинной психической зрелости, покажет его дальнейшая жизнь, а точнее, будет в ней происходить дальнейшее личностное развитие или нет.
В традиционных сообществах переход ребенка к взрослому статусу отмечался особыми обрядами — инициациями. Часто обряд инициации включал в себя три последовательных этапа. Первый — ритуал отлучения от статуса ребенка, символизирующий разрыв с прежней группой (иногда с инсценировкой смерти ребенка) (В.Я. Пропп). Второй — переходный период — подростки проводили в изоляции от общины и готовились там к принятию нового
статуса (В.Б. Иорданский). Завершающий этап — ритуал приема подростка в общество взрослых —■ воскрешение его новым человеком (А. ван Геннеп).
В современных обществах достижение юношей или девушкой психосоциальной зрелости не отмечается ритуалами и не имеет четких хронологических рамок и даже критериев. В западных странах принят ранний уход подростка из родительской семьи. Специальные исследования (М. Морвел) показали, что родители легче воспринимают этот факт, если он связан с завершением образования или созданием собственной семьи.
Э. Эриксон же настаивает на необходимости «психического моратория*, во время которого юноша путем проб и ошибок ищет свое место в обществе и лишь после этого способен перейти на следующую ступень психического развития — фазу молодости — первый этап взрослости, основным содержанием которого будет поиск спутника жизни.
• • *
Таким образом, юношеский возраст как завершающая фаза превращения ребенка во взрослого обладает рядом следующих особенностей. Учитывая сформированную на предыдущем подростковом этапе Я-концепцию, юноша должен определиться по отношению к широким социальным ценностям: выбрать профессию, религию, идеологию, чтобы стать полноценным членом общества. Стоящие перед юностью задачи очень сложны — требуется сформировать идентичность по всем направлениям: телесному, душевному и социальному. Все это необходимо делать одновременно, поскольку все виды самоопределения взаимосвязаны. Недостаточная определенность собственной личности накладывает отпечаток на отношения со сверстниками и родителями. В юношеской любви и интимной дружбе превалирует сообщение друг другу чувств, мыслей, планов на будущее, т.е. всего того, что является предметом рефлексии. В связи с развитием абстрактного мышления и рефлексии и недостатком практического опыта внутренний мир представляется юным людям гораздо более важным, чем его реальное воплощение. Так появляются юношеский идеализм и максимализм. Сформированное на этом этапе мировоззрение (основное новообразование юношества) не раз в дальнейшем будет проходить испытания на истинность и зрелость, но это уже следующие этапы развития человека. По социальному критерию полноты гражданских прав человек становится взрослым в 21 год. В то же время достижение психосоциальной зрелости к о"жет произойти как раньше этого возраста, так и затянуться до 24 (К. Бюлер) или 28 (Б. Ливехуд) лет.
(?) Контрольные вопроси
1. Как определяются хронологические рамки юношеского возраста?
2. Каковы основные задачи развития в юношеском возрасте?
3. Как соотносятся понятия «психосоциальная зрелость» и «личностная зрелость»?
4. Что является завершающей фазой развития личности ребенка, согласно Фрейду и Эрнксону?
5. Как можно объяснить понятие «идентичность*? Каковы фазы ее становления в юности?
6. От каких факторов зависит успешность самоопределения или установления идентичности юными?
7. Какие основные признаки патологии идентичности выделяет Эриксон?
8. Каковы особенности взаимоотношении со сверстниками в юношеском возрасте?
9. Каковы основные особенности любви и дружбы в юности?
ф Тестовые задания
1. Склонность к теоретизированию становится насущной психологической потребностью в...
A. Дошкольном возрасте.
Б. Младшем школьном возрасте.
B. Подростковом возрасте. Г. Юношеском возрасте.
2. Одним из основных новообразований периода ранней юности является...
A. Чувство взрослости.
Б. Формирование мировоззрения.
B. Образование системы *Я». Г. Формирования самооценки.
3. Социальная ситуация развития— это...
A. Взрослые, влияющие на развитие ребенка. Б. Внешняя среда.
B. Родители ребенка.
Г. Отношения между ребенком и окружающей его действительностью.
4. Согласно Э. Эриксону, формирование згоидентичности есть задача...
A. В школьном возрасте.
Б. В подростковом периоде.
B. В периоде ранней зрелости. Г. В старости.
Глава 34
ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ВЗРОСЛОСТИ
34.1. Подходы к развитию взрослого человека
Долгое время изучение развития человека было прерогативой детской психологии, когда развитие понималось лишь как «превращение ребенка во взрослого». Взрослость же рассматривалась как относительно стабильная фаза онтогенеза, в которой нет существенных новообразований развития, а, по сути, нет и самого развития. В отечественной психологии такой подход к взрослости справедливо критиковался Б.Г. Ананьевым, под руководством которого были проведены широкие экспериментальные исследования, посвященные проблеме развития взрослых, позволившие раскрыть важнейшие внутренние закономерности данного развития. Эти работы являлись возрождением идеи Н.А. Рыбникова о создании акмеоло-гии как науки о закономерностях развития взрослого человека. В Древней Греции период приблизительно с 30 до 45 лет считался «вершиной жизни», «вершиной накопленных сил», поэтому этот возраст и свойственное ему состояние духа называлось «акме» — наиболее полный расцвет человеческой личности.
Можно выделить три узловых момента в изучении психологии взрослого человека: #
•S развитие человека продолжается и после периода юности, в зрелости и старости; для процесса развития человека не существует какого-либо предела или конечного состояния;
•S период взрослости состоит из ряда собственных фаз, каждая из которых характеризуется качественным своеобразием психосоциального, личностного и когнитивного развития;
■S развитие человека в период взрослости не есть простое продолжение детского развития. Основа развития личности, события.
главные его вехи — иные по сравнению с периодом детского развития; изменяются социальные и психологические задачи, встающие перед человеком.
В целом с определенной долей условности можно выделить два основных подхода к развитию взрослого человека:
1) биографический, заключающийся в исследовании динамики жизненных событий и того влияния, которое они оказывают на человека;
2) возрастной, прослеживающий изменения разных психических явлений и процессов в течение всей жизни, понимаемой как смена возрастных периодов, каждый нз которых накладывает свой отпечаток на стиль и образ жизни человека, на его потребности и ценности, отношения с людьми и самоотношение, обусловливая своеобразный, присущий данной возрастной ступени, тип личности.
Существуют и попытки примирения этих двух подходов. В частности, на основе эмпирических данных утверждается, что мужчины более, чем женщины, подвержены влиянию времени, т.е. развитие мужчин — это функция возраста; их жизненный путь действительно состоит из чередования стабильных и кризисных периодов, связанных с тем или иным возрастным этапом. А изменение личности женщин обусловлено стрессовыми событиями в ее жизни, такими, например, как замужество, материнство и др. (П. Ниемеля). Согласно другой точке зрения ни возрастной, ни биографический подходы •не охватывают» качества развития, совершенствования или становления личности (К.А. Абульханова-Славская). Возрастной подход не позволяет исследовать разный способ жизни личности внутри каждого возраста, а биографический подход оказывается не в состоянии определить, как субъект организует те или иные события, обстоятельства своей жизни. Развитие личности можно проанализировать, исследуя ее жизнедеятельность, меру зависимости истории от ее субъекта. Данный подход выделяет особое звено в анализе жизненного пути личности, а именно ее субъектность, связывая личность с ее биографией в едином процессе жизнедеятельности (К.А. Абульханова-Славская).
34.2. Стадии и кризисы на этапе взрослости
Согласно биографическому подходу события жизни составляют основное содержание жизненного пути человека и выступают в качестве переломных, критических моментов, обусловливающих
изменения жизни человека. В отечественной психологии (С.Л. Рубинштейн) принята следующая классификация событий жизни:
J события среды — существенные перемены в обстоятельствах развития, происходящие не по воле и не по инициативе субъекта жизни (война, болезни, смерть, землетрясение и др.);
^ события поведения, т.е. поступки, инициатором которых является человек: он принимает решение и реализует его (брак, поступление в вуз, смена работы и др.);
/ события внутренней жизни — духовная работа по переосмыслению ценностей жизни, изменение отношения к чему-либо («осознание судьбы»).
В зарубежной психологии выделяют нормативные и ненормативные события жизни. К нормативным относятся те, наступление которых ожидается в определенное время или переживается большинством людей, принадлежащих к тому или иному возрасту, культуре, социальной группе. При наличии социальной поддержки, времени подготовки к ним, социальной значимости этих событий они не приводят к сильному стрессу (Г. Крайг). Примерами таких событий могут служить вступление в брак, рождение детей, окончание школы, поиски первой работы, выход на пенсию и т.п.
Ненормативные события случаются неожиданно, не предвидятся, являются сугубо личными, т.е. не затрагивают широкого круга лиц, например внезапная смерть супруга, тяжелая болезнь, потеря работы и пр. Подобные события порождают значительное напряжение и часто требуют от человека коренной перестройки жизни.
В последнее время все большее внимание со стороны психологов уделяется анализу поведения человека в сложных и экстремальных обстоятельствах. Индивидуальные стили реагирования как способы взаимодействия человека с различными сложными ситуациями проявляются либо в форме психологической защиты от неприятных переживаний, либо в форме совладения — конструктивной активности личности, направленной на разрешение проблемы. Стиль реагирования обусловливает те или иные последсшия поведения человека, которые могут быть выражены следующим образом (А.В. Либин).