Раздел III Нейропсихологаческий анализ нарушений эмоционально-личностной сферы и сознания при локальных поражениях мозга
Предисловие
Уважаемый читатель!
Вы открыли одну из замечательных книг, изданных в серии «Классический университетский
учебник», посвященной 250-летию Московского университета. Серия включает свыше 150
учебников и учебных пособий, рекомендованных к изданию Учеными советами факультетов,
редакционным советом серии и издаваемых к юбилею по решению Ученого совета МГУ.
Московский университет всегда славился своими профессорами и преподавателями,
воспитавшими не одно поколение студентов, впоследствии внесших заметный вклад в развитие
нашей страны, составивших гордость отечественной и мировой науки, культуры и образования.
Высокий уровень образования, которое дает Московский университет, в первую очередь
обеспечивается высоким уровнем написанных выдающимися учеными и педагогами учебников и
учебных пособий, в которых сочетаются как глубина, так и доступность излагаемого материала. В
этих книгах аккумулируется бесценный опыт методики и методологии преподавания, который
становится достоянием не только Московского университета, но и других университетов России и
всего мира.
Издание серии «Классический университетский учебник» наглядно демонстрирует тот вклад,
который вносит Московский университет в классическое университетское образование в нашей
стране и, несомненно, служит его развитию.
Решение этой благородной задачи было бы невозможным без активной помощи со стороны
издательств, принявших участие в издании книг серии «Классический университетский учебник».
Мы расцениваем это как поддержку ими позиции, которую занимает Московский университет в
вопросах науки и образования. Это служит также свидетельством того, что 250-летний юбилей
Московского университета — выдающееся событие в жизни всей нашей страны, мирового
образовательного сообщества.
Ректор Московского университета академик РАН,
профессор
Хомская Е. Д. Х = Нейропсихология: 4-е издание. — СПб.: Питер, 2005. — 496 с: ил. 12
Оглавление
Предисловие к третьему изданию ................................................................................... 8
Раздел I Нейропсихология: теоретические основы и практическое значение
Глава 1. Нейропсихология и ее место в ряду социальных и биологических наук .................... 12
Глава 2. Теория системной динамической локализации высших психических функций ........... 35
Глава 3. Основные принципы строения мозга ..................................................... 54
Глава 4. Проблема межполушарной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия ........ 78
Глава 5. Нейропсихология и практика ................................................................. 100
Глава 6. Отечественная нейропсихология — нейропсихология нового типа ........... 116
Раздел II. Нейропсихологаческий анализ нарушений высших психических функций при локальных поражениях мозга
Глава 7. Проблема высших психических функций в нейропсихологии.. 126 Глава 8. Сенсорные и гностические зрительные расстройства.
Зрительные агнозии .................................................................................... 145
Общие принципы работы анализаторных систем ....................................... 145
Зрительный анализатор. Сенсорные зрительные расстройства ............ 148
Гностические зрительные расстройства .......................................................... 153
Глава 9. Сенсорные и гностические кожно-кинестетические расстройства. Тактильные агнозии ........... 166
Кожно-кинестетический анализатор. Сенсорные кожно-кинестетические расстройства ......... 166
Гностические кожно-кинестетические расстройства ................................. 174
Глава 10. Сенсорные и гностические слуховые расстройства.
Слуховые агнозии ........................................................................................ 179
Слуховой анализатор. Сенсорные слуховые расстройства ...................... 179
Гностические слуховые расстройства ............................................................... 186
Глава 11. Нарушения произвольных движений и действий.
Проблема апраксий ..................................................................................... 192
Двигательный анализатор: афферентные и эфферентные механизмы.
Элементарные двигательные расстройства....192
Нарушения произвольных движений и действий ....................................... 206
Глава 12. Нарушения произвольной регуляции высших психических
функций и поведения в целом ................................................................. 212
Глава 13. Нарушения речи при локальных поражениях мозга.
Проблема афазий ......................................................................................... 225
Глава 14. Нарушения памяти при локальных поражениях мозга.
Проблема амнезий ....................................................................................... 253
Глава 15. Нарушения внимания при локальных поражениях мозга ........... 273
Глава 16. Нарушения мышления при локальных поражениях мозга ......... 288
Раздел III Нейропсихологаческий анализ нарушений эмоционально-личностной сферы и сознания при локальных поражениях мозга
Глава 17. Эмоционально-личностная сфера и сознание как проблемы нейропсихологии ...... 308
Глава 18. Нарушения эмоционально-личностной сферы при локальных
поражениях мозга ......................................................................................... 326
Глава 19. Нейропсихологический подход к изучению нарушений
сознания при локальных поражениях мозга ..................................... 343
Раздел IV Нейропсихологаческие синдромы при локальных поражениях мозга Глава 20. Синдромный анализ нарушений высших психических
функций ........................................................................................................... 364
Проблема факторов в нейропсихологии ......................................................... 364
Глава 21. Нейропсихологические синдромы поражения корковых
отделов больших полушарий ................................................................... 382
Глава 22. Нейропсихологические синдромы поражения глубоких
подкорковых структур мозга ................................................................... 404
Послесловие ........................................................................................................................ 422
Приложение 1. Схема нейропсихологического исследования высших психических функций и
эмоционально-личностной сферы .................................................................................................... 441
Приложение 2. Опросник для оценки ситуативной тревожности (по методике Спилбергера—Ханина) ...... 467
Приложение 3. Опросник для определения личностной тревожности (по методике Спилбергера— Ханина)...469
Приложение 4. Опросник для оценки сниженного настроения (по методике Зунга) ............. 471
Приложение 5. Опросник для оценки эмоциональности как черты
Хомская Е. Д. Х = Нейропсихология: 4-е издание. — СПб.: Питер, 2005. — 496 с: ил. 13
личности (по методике Е. А. Ольшанниковой и Л. А. Рабинович) ................ 473
Литература ........................................................................................................................... 475
Хомская Е. Д. Х = Нейропсихология: 4-е издание. — СПб.: Питер, 2005. — 496 с: ил. 14
Моему дорогому учителю
Александру Романовичу Лурия
посвящаю
Предисловие к третьему изданию
Публикация третьего издания учебника вызвана рядом соображений. Как известно, общую ситуацию, сложившуюся в нашей стране за последние годы, можно охарактеризовать как критическую. Российское общество продолжает переживать острый социальный кризис (экономический, политический, нравственный и др.), и реального улучшения пока нет. В связи с этим социальный запрос на психологическую помощь населению высок и продолжает расти. Клиническая психология — основная психологическая дисциплина, отвечающая этим запросам, включая нейропсихологию, — в 2000 году выделена в отдельную специальность, и эта специальность в России, как и в других странах, стала приобретать массовый характер. В Москве и других городах России стали открываться новые государственные и негосударственные учебные заведения, готовящие специалистов по клинической психологии. Соответственно возросла и потребность в учебной литературе, необходимой для этих целей. Второе издание учебника «Нейропсихология» вышло сравнительно небольшим тиражом, явно недостаточным с точки зрения этих потребностей. Таким образом, основным мотивом, побудившим нас взяться за третье издание учебника, было желание увеличить его тираж.
Второй мотив — улучшение дизайна издания, приближение его к современным стандартам, принятым в международной практике. В настоящее издание внесены изменения: в формат, расположение материала, в выделение основных положений и др. В разные разделы учебника включены цитаты из основных публикаций А. Р. Лурия, что облегчает понимание материала и знакомит читателя с первоисточниками нейропсихологии, характером и стилем работ А. Р. Лурия.
Кроме того, выпуск третьего издания учебника позволил автору учесть последние события, произошедшие в нейропсихологии с момента выхода второго издания. Прежде всего это II Международная конференция, посвященная 100-летию со дня рождения А. Р. Лурия, состоявшаяся в Москве в сентябре 2002 года — знаковое событие не только для отечественной, но и для мировой нейропсихологии1.
По сравнению с I Международной конференцией памяти А. Р. Лурия, прошедшей в Москве в 1997 году, которая собрала около 400 специалистов из 18 стран, II Международная конференция 2002 года вызвала еще больший интерес. В ней приняли участие более 600 специалистов из 38 стран мира. Помимо Московской международной конференции в связи со 100-летним юбилеем А. Р. Лурия за рубежом был проведен также ряд национальных и международных конференций. Наиболее крупными из них были Международные Луриевские чтения (Дания), международная конференция «Лурия сегодня» (Германия), специальное заседание V Международного конгресса по культурологии и теории деятельности (Нидерланды), конференция «Мозг и психика» (Италия) и ряд других. Эти форумы наглядно демонстрируют рост интереса международной научной общественности к луриевскому научному наследию, и прежде всего — к нейропсихологии. Мы сочли необходимым включить некоторые материалы перечисленных конференций в соответствующие разделы учебника.
Анализ этих материалов показывает, что современная нейропсихология имеет особый статус среди клинико-психологических дисциплин. Это быстро развивающаяся область знаний, которая характеризуется несколькими векторами развития. С одной стороны, это выход за пределы неврологической клиники в другую клиническую реальность (включая психосоматические заболевания); с другой — это применение нейропсихологических знаний в педагогике; кроме того, это распространение нейропсихологического подхода на изучение психики здоровых лиц (низкой, средней, высокой и одаренной нормы). Особый вектор развития современной нейропсихологии — в ее объединении с психофизиологией в контексте проблемы «психофизиологические механизмы психических процессов и состояний». Существуют и другие направления развития современной нейропсихологии (кроскуль-
1 См.: «А. Р. Лурия и психология XXI века». Вторая международная конференция, посвященная 100-летию со дня рождения А. Р. Лурия. Тезисы докладов. — М., 2002. А также сборник докладов под тем же названием, вышедший под редакцией Т. В. Ахутиной и Ж. М. Глозман в 2003 году.
турное, психогенетическое, нейролингвистическое и др.). Все это указывает на интенсивную
Хомская Е. Д. Х = Нейропсихология: 4-е издание. — СПб.: Питер, 2005. — 496 с: ил. 15
дифференциацию как важную особенность современного этапа развития нейропсихологии.
В настоящее издание включены более подробное рассмотрение основных тенденций развития современной
нейропсихологии, анализ ее многовалентности, широкого спектра теоретических и практических задач, что
необходимо для подготовки современных специалистов в области клинической психологии.
Автор и редактор надеются, что настоящий учебник будет с интересом принят не только специалистами в
области клинико-психологических дисциплин (и прежде всего нейропсихологами), но более широким
кругом читателей (психологами различного профиля, педагогами, медицинскими работниками,
физиологами, психогенетиками, лингвистами и др.).
Большую благодарность за помощь в подготовке настоящего издания учебника автор выражает Татьяне
Борисовне Калининой — руководителю проектов психологической редакции Издательского дома «Питер» и
Елене Владимировне Ениколоповой — старшему научному сотруднику кафедры нейро- и патопсихологии
факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова.
Е. Д. Хомская Москва, 2003 г.
От редакции
Мы с радостью вспоминаем совместную работу с Евгенией Давыдовной над третьим изданием ее учебника «Нейропсихология» и подготовкой к выходу в печать «Лекций по общей психологии» А. Р. Лурия, в которых Евгения Давыдовна приняла активное участие — выступила научным редактором, написала предисловие. Она предвидела интерес к книге своего учителя и ее актуальность в современных условиях. Благодаря профессионализму, высокой требовательности, желанию не останавливаться на достигнутом Евгения Давыдовна сразу после выхода третьего издания «Нейропсихологии» приступила к работе над изменениями и дополнениями, которые внесены в новое четвертое издание, выходящее в серии «Классический университетский учебник», посвященной 250-летию Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова.