Перечень эргатических функций
№ п/п | Разновидность, наименование, характеристика функций | Результирующее событие, состояние эргатической системы, ее составляющих | |
Функции духовного производства | |||
Построение идеологии Построение ближайших перспектив развития сообщества Целеполагание Накопление истинных знаний Накопление эмоционального опыта Построение смыслов трудовой деятельности | Мысленная картина (ретроспективная, актуальная и прогнозная) существования и развития человека, его сообщества в данных условиях Выделены (осознаны) первостепенные нужды, потребности Построен конкретный мысленный образ (система образов) потребного будущего, потребного объекта Известны свойства исходного материала, средств и условий труда, есть знания и способности субъекта достигнуть цели в разумные сроки Осознано состояние подъема чувств от процесса и успешного результата труда, его ритма, сопровождающих звуков, положительных социальных оценок Имеется активная положительная мотивация субъекта труда в период от начала до конца работы | ||
Функции производства упорядоченности социальных процессов | |||
Построение общественных норм, правил | Имеются общепризнанные, поддерживаемые членами сообщества представления о должном образе жизни, деятельности, поведении, о необходимости общественно полезной деятельности, о недопустимости праздности и пр. | ||
Построение социальной коммуникации и власти (кратической функции — от др. греч. "кратос" — власть), средств воздействия на членов сообщества Построение тратегических (общих) планов деятельности Построение тактических (оперативных) планов Построение охраны, защиты эргатической системы от помех, отклонений, разрушения | Имеются средства вербального и невербального общения, внешней фиксации целей, стимулы должного поведения, ритуалы, ритуальные действия, ориентированные на создание должных настроений, состояний субъектов труда У субъекта труда имеется мысленная картина, обобщенно отображающая ход предстоящей работы (как она вообще может быть выполнена, в каком порядке, в каких условиях) У субъекта труда строится мысленная картина каждого очередного предстоящего действия и реально складывающихся и меняющихся условиях (здесь и сейчас) У субъекта труда имеется сознание защищенности коллективом, группой от разного рода посягательств | ||
Функции производства полезных действий обслуживания и самообслуживания | |||
Построение жизнеобеспечения субъекта труда Построение средств стабилизации, восстановления, развития: а) выбор, построение режима работы б) инструктаж, обучение, самообучение в) самоорганизация внутренних средств | У субъекта труда имеются средства существования, нормальные для данного сообщества Имеются безопасные условия труда, режим труда и отдыха для восстановления и развития дееспособности Имеются приращения к знаниям, навыкам, опыту Имеются средства волевой или иной регуляции состояний, поддержания состояния работоспособности субъекта труда |
г) лечение, самолечение д) ремонтное обслуживание средств (внешних) и предметной обстановки труда е) совершенствование эргатической системы | Оказывается помощь при травмах, ушибах, нарушениях состояния здоровья субъекта труда Находятся, устанавливаются неисправности предметной части системы и устраняются (замена или правка средства труда, правка или отбрасывание брака продукта) Возрастает уровень упорядоченности элементов системы сообразно ее целям | |
Функции материального производства | ||
Оперативно- гностические: а) "прием" информации (наблюдение, поиск, обнаружение, испытание) б) "переработка" информации (сравнение, классифицирование, оценка, обобщение, запоминание, построение прогнозов, промежуточных целей) в) Принятие ответственных решений (выбор предмета, условий, средств, способов действия, заключение о достижении цели труда, об обращении за помощью) | В оперативной памяти субъекта труда есть знания об актуальном, "текущем" состоянии системы Имеются данные для принятия ответственных решений субъектом труда Имеются принятые решения | |
Оперативно-практические: а) организация предметной среды и внешних средств работы б) организация непосредственной социальной среды в) оперативная самоорганизация субъекта труда в конкретной обстановке г) перемещение предмета и средств труда (транспортная функция) д) приложение физических усилий ("энергетическая" функция) е) управление средством, предметом, обстановкой труда ж) взаимодействие средства и предмета труда (собственно технологическая функция) | Имеется оснащенное рабочее место Установлены контакты и взаимопонимание субъекта труда с социальным окружением Субъект труда принял и поддерживает рабочую позу, концентрирует внимание на необходимых объектах, регулирует свои движения, состояния Предмету и средствам труда придается необходимое положение, сообщается движение Изменяется состояние объекта труда Состояние объекта трудовой деятельности изменяется сообразно ее цели Имеется заданный результат труда |
Полагаем, читатель уже сам отметил для себя, что новое средство деятельности возникает как результат осознания общественной потребности в повышении производительности, эффективности труда и что это новое средство, предъявляя разнообразные требования к человеку, не может не стимулировать его психического развития.
Пример о каменном рубиле мы использовали в предыдущем разделе из чисто дидактических соображений (на простой модели легче начинать думать о сложных вещах), в то время как вы* деленный перечень эргатических функций может рассматриваться как исходная ориентировочная программа рассмотрения функций в любом труде — и оператора современной автоматизированной системы управления производством, и участника деловых переговоров, и артиста цирка.
Нет концептуальных ограничений и к применению этого перечня для анализа, скажем, организаторского, научного или художественного труда. Ведь в любом труде есть и субъект, и предмет, и средство, и среда, и, конечно, цель.
В ходе применения указанного перечня заинтересованными и творчески работающими специалистами к частным случаям он должен и неизбежно будет обогащаться, детализироваться, деформироваться, а его пункты могут получать соответствующую все более содержательную интерпретацию.
С научной точки зрения, задача единого подхода к разнотипным видам труда важна не в связи с культивированием огульного подхода к разным работникам, а в связи с тем, что решение ее способствует дифференцированному видению феноменов профессионального мастерства, индивидуально неповторимого стиля деятельности, отделению существенного от случайного при анализе трудовых процессов.
Приведенный перечень эргатических функций, используемый в качестве программы рассмотрения деятельности, мало знакомой для психолога или руководителя (менеджера), новой или относимой в порядке традиционного предрассудка к категории бессодержательного, "физического", "неинтересного" и прочего труда (а такого рода ситуации и задачи систематически возникают в практике профконсультации, организации труда, расстановки кадров, улаживания производственных конфликтов), поможет не упустить те ее стороны, которые на первый взгляд могут показаться в этой деятельности не выраженными.
Упражнение
Ниже представлена последовательность этапов развития в нашей стране профессии тракториста [87, с. 95 — 98]. Опираясь на приведенный в табл. 1.1 перечень эргатических функций и вашу общекультурную осведомленность, попытайтесь каждому этапу развития профессии тракториста приписать подходящие функции.
0. ("Нулевой этап"). С незапамятных времен до 20-х годов двадцатого века существовали занятия — "профессии" — крестьянина-земледельца (хлебороба, плодоовощевода) и кузнеца.
1. В 20-е годы с появлением нескольких сотен тракторов возникли профессии тракториста-рулевого и ремонтного рабочего-кузнеца (последняя — на базе сельского кузнеца).
2. В 30-е годы с увеличением тяговой мощности тракторов и ширины захвата прицепных машин (плугов, косилок и т.д.) возникла специальность (будем называть ее профессией) прицепщика (тракторист — за рулем, прицепщик — на тракторном плуге, например; в этом случае прицепщика в просторечии называли "плугарь").
3. Примерно в 40-е годы профессия прицепщика преобразовалась в следующие: комбайнер прицепного комбайна, прицепщик (обычный), сеяльщик, машинист свеклоуборочного комбайна, машинист картофелеуборочного комбайна, машинист силосоуборочного комбайна.
Одновременно с появлением значительного количества колесных и гусеничных тракторов профессия тракториста-рулевого расчленилась на две: тракторист колесного трактора и тракторист гусеничного трактора. А поскольку появилась потребность в тракторах-тягачах в промышленности и строительстве, возникла профессия тракториста-водителя.
В связи с усложнением устройства тракторов и возрастанием их количества как в сельском хозяйстве, так и в промышленности профессия ремонтного рабочего расчленилась на следующие: слесарь по ремонту ходовой части трактора, слесарь по ремонту системы питания, слесарь по ремонту электрооборудования, слесарь по ремонту гидравлической системы, электрогазосварщик, шлифовщик, токарь, кузнец.
4. В 50-е годы с появлением тракторов, оборудованных гидравлической системой для "навешивания" к трактору сельскохозяйственных машин (не прицепных, а навесных, управляемых из кабины тракториста), исчезла профессия прицепщика. Работу по управлению навесным орудием (плугом, культиватором и др.) стал исполнять тракторист, который стал вместе с тем трактористом-машинистом. Одновременно происходит процесс слияния профессии тракториста колесных и тракториста гусеничных тракторов. Поскольку трактор с навесными орудиями позволяет фактически выполнять трактористу разнообразные и многие земледельческие функции (полеводческие, садоводческие, по заготовке кормов), профессия тракториста-машиниста преобразуется в профессию тракториста-машиниста широкого профиля.
5. В 60-е и последующие годы в связи с усложнением техники появляется ряд новых профессий — мастер-наладчик, слесарь-наладчик, мастер-диагност сельскохозяйственной техники. Ведение работ на научной основе и интенсификация сельского хозяйства привели к тому, что понадобились специализации профессии тракториста: тракторист-машинист-полевод, тракторист-машинист-овощевод, тракторист-машинист садовод.
Вопросы и темы для размышления. и разработки
1. Психика развивается в деятельности. К чему идут люди, высвобождая себя от эргатических функций (передавая их техническим средствам)?
2. Какие эргатические функции целесообразно передавать техническим средствам деятельности?
3. Какими техническими средствами вы хотели бы располагать (пофантазируйте)?
Тема 1. Представление об основных эргатических функциях и опасность огульного подхода к разнотипным профессионалам.
Тема 2. Представление об эргатических функциях и возможности индивидуального подхода к субъекту труда.
Тема 3. Оптимальное распределение функций между человеком и техникой.