Второй вопрос. Методы стимуляции творчества: их возможности и ограничения
Наш герой – конструктор.
Творчество | Стимуляция | Метод | |
Операции | Порождение оригинальных идей. | Повышение продуктивности данного процесса. | Создание или выделение механизмов повышения эффективности творчества. |
Действия | Решение нестандартных задач. | Расширение творческих способностей, умений работать в нестандартной ситуации. | Создание «теорий» решения задач, т.е. соотнесение средств с целями. |
Деятел-ть | Преобразование представлений о себе и понимание реальности. | Выявление условий, которые обеспечивают процесс. | Сознавание внутренней мотивации выполняемой деятельности. |
Конструктор наивный психолог, он идёт от операций, движется снизу вверх. В то время как собственно научный исследователь творчества при изложении материала шёл бы сверху вниз, от самой деятельности. У конструктора есть одно субъективное желание. Он читает научную литературу и его впечатление по большей части негативно. Есть впечатление, что вот исследователь пишет, а главное то ли скрывает (не говорит до конца), то ли не знает сам. Конструктору очень важно как лягушке-путешественнице громко назвать себя. Наибольшим авторитетом у конструкторов пользуются исследователи личности, а не исследователи мышления. Прообраз методов стимуляции можно найти в классическом психоанализе. Левые столбец по Фрейду, механизмы сновидной работы.
Механизмы творческого воображения | Методы стимуляции творчества |
Сгущение, концентрация, драматизация | Синектика |
Смещение или сдвиг | Бисоциация |
Метафоризация | Метод толкования сновидений у позднего К.Юнга – амплификация (усиление и расширение) |
Фрейд никогда не говорил о том, что если знать сновидные механизмы, то можно получить результат. Он говорил о том, что сновидение рождается спонтанно и единственно, что можно сделать – это реконструировать механизм. Судить по результату о процессе. У Фредйа есть задача привлекательная конструктору - перехода от образа к смыслу. Образ содержит принцип решения проблемы. Наложение разного друг на друга даёт сопоставление разных аспектов. Чем неожиданнее наложение, тем ближе образ к смыслу. Если какое-то сопоставление вызвало тревогу, то это и означает обострение существующего конфликта, образ становится всё ближе к смыслу. У Выготского первая клеточка будет носить название ядерного комплекса.
Открыватель синектики – Гордон. Совмещение разнородных элементов. Намеренно предполагается, что помещение в новую ситуацию даёт качественно иной продукт. Это совокупность методов, каждый из которых Гордон называет аналогией того или иного типа. Основными является прямые аналогии. Ниболее интересны переносы природных объектов в сферу техники. Или наоборот технических объектов в сферу искусства. Некоторые технические машины очень напоминает насекомых. Дальнейшим примером будет фантастическая аналогия.
В синектике не должно быть критики. Если есть желание, его надо сразу же перенести на объект. Здесь нечто аналогичное сгущению. У конструктора есть необходимость заговорить научным языком. Джани Родари вёл на итальянском радио передачи по развитию воображения у детей. Грамматикой поверить фантазию (алгеброй гармонию). Единицей творческого воображения называет бином фантазии. Чтобы оригинальные фантазии порождались нужно по крайней мере два объекта.
Если сгущение это как бы наложение друг на друга разнородных объектов, то смещение это распространение того же механизма во времени. Если сгущение это ядерный комплекс, то смещение или сдвиг это комплекс цепной. Берём образец и на основании какого-то аспекта выбираем следующий. Следующая зацепка будет по другому признаку. Это сны путешествия, когда один и тот же элемент получает всё новые свойства, например. Единственное что важно, не стоит терять связи с образцом. Иначе исчезнет парадоксальность новых ситуаций.
Автор второго методического приема был политическим деятелем, затем стал писателем, в конце жизни стал интересовать творчеством – Артур Кёстлер. Попробуем сказать слово ассоциация, но их должно быть по-крайней мере две. Метод двойной ассоцации или бисоциации. Нужно совершать движение со сдвигом контекста. Людям начала века было достаточно всего лишь одной ассоциации. Поместили в новый контекст и удивились, встревожились, рассмеялись. Людям середины века уже недостаточно одного смещения, такой сдвиг нужно осуществить по крайней мере дважды. Легче всего представить на материале порождения анекдотов. Бисоциация например выполняется в книгах Х.Битстропа.
Чувственная ткань связана с тем смыслом, который она выражает. Механизм метафоризации вызывает особый интерес практиков. Здесь можно воспроизвести процесс, который может напомнить процесс медитации. Это как бы снятие излишних значений, всё дано в самом образе, всмотрись в образ и поймешь смысл.
Амплификация - усиление и расширение смысла, который содержится в образе. Всё необходимое для понимания уже содержится в образе, надо работать с тем чувственным материалом, который уже есть. В фильме Антониони Blow Up герой делает фотографическую книжку о городе. Случайно фиксирует то, что видит перед собой. Ходит по городскому парку и снимает ряд пейзажей, частью которых могут быть и люди. Вдруг девушка подходит к нему, требует отдать пленку. Они прощаются, он приходит домой и смотрит, что же там наснимал. Он уже имеет чистый материал, но ещё не до конца понимает. На увеличенной фотографии крупное зерно, черные и белые пятна. Фотограф делает один интересующий его кадр – осенний пейзаж, вроде ничего особенного и вдруг его привлекает какое-то место, он приближает это место, усиливает и расширяет. С каждым таким шагом и зерно увеличивается и картинка для зрителя всё больше напоминает те самые каракули. До тех пор пока внезапно для него и для зрителя вдруг из этой случайно точечной структуры вдруг появляется фигура человека.
Существуют такие приемы, как смена модальности, работа с чувственной тканью. Зрительный образ переносится в слуховой, слуховой в кинестетический. И тогда можно использовать слово вчувствование, вхождение в ситуацию. Изобретаю часы, ставлю себя на место маятника посмотрим что получится. Альтшуллер предложит довести задачу до физического противоречия.
Коротко о экспериментально-исследовательском подходе. Экспериментатор строит для испытуемого ситуацию, где тот с необходимостью совершает творческий акт. Процесс решения творческой задачи всегда инсайт. Переструктурирование, переход к новому представлению реальности, к иной символике. Дункер много сил положил на то, можно изучать творческий процесс или нет? Момент инсайта смоделировать нельзя. Исследователь четко понимает (что не вполне осознает конструктор), что акт понимания должен совершить сам испытуемый. И это жесткое ограничение дает новые возможности. Если нельзя изучить процесс, то можно зафиксировать его объективные условия. Творческий процесс достается тому, кто его совершает, а вот зафиксировать условия необходимо. Понимание конфликта, проникновение в ситуацию, функциональное решение и его реализация. У Дункера это не стадии процесса, а условия, которые объективно предполагают друг друга.
Альтшуллер Дункера читал, но ничего в нем не увидел, пошел собственным путем и создал ТРИЗ (первоначально называл алгоритмом). Он другими словами повторил открытие Дункера. Понимание конфликта, а у Альтшуллера анализ задачи и выбор противоречий. Проникновение в ситуацию у Дункера, а у Альтшуллера мобилизация резервов и определение зоны конфликта. Функциональное решение у Дункера и построение идеального конфликта и доведение до физического противоречия. Что у исследователя было объективными условиями инсайта, то у конструктора становится стадиями решения задачи. Нет лучшего примера как практический результат, который инженер искренне желая построить модель творчества реально сталкивается с результатом. Как мы видим инсайт в ТРИЗ. Это и есть тайна творчества, с которой сталкивается и исследователь и конструктор.
Когда чего-то нельзя смоделировать переходят к житейской психологии. Вдруг начинает меняться текст. Буквы увеличиваются, шрифт становится ярким. «Внимание». Титченер скажет: если на улице кричат «Пожар!» это скорее отвлекут моё внимание, нежели привлекут, к тому, чем я занимался. «Внимание! Сейчас у вас начнется ломка старых представлений. Вы заговорите сейчас детским языком». Потребитель алгоритма смотрит критически: да откуда вы знаете. Вот так обнаруживает своё незнание научной психологии житейский психолог. Пытается воспроизвести инсайт путем своеобразного заклинания.
Сапожник должен оставаться без сапог. Это не окончание изучения творчества. Потому что есть ещё и IV подход, который всего лишь наметим. Его называли реалистическим. Описать условия творчества как таковые, когда их фиксирует сам художник. В этот подход один путь от конструктора, а другой от исследователя. Я создал алгоритм, а этим алгоритмом пользуюсь только я и он нужен только моим ученикам. Я никак не могу убедить более широкий круг пользоваться моим алгоритмом. Житейский психолог тут начинает строить модель творческой личности, потому что не может поменять собственную позицию. И он построит миф и эта психология не будет реальной. На пути исследователя тоже есть некая объективная проблема. Он может изучать условия процесса, но не может их проверить. Появляется возможность изучать творчество на материале тех людей, которые сами являются художниками. И которые не зная результата формулируют условия его достижения. Конструктор не может дойти до мотивации личности.
Когда Шнитке спросили: «Что является целью творчества?» Ему подсунули сначала фразу из Пастернака: «Не шумиха, не успех, самоотдача…» А потом он останавливается и говорит своё кредо художника: «Нет, творчество не имеет цели». А это означает, оно имеет мотив и он в самом предмете исследования. Наверное, есть две тайны в нашей науке, о которых всегда человек будет рассуждать на пределе. Достойно входить в эту проблематику будут немногие. Это личность и творчество. Фраза из Мамардашвили из его последних дневников: «Жизнь невозможна без тайны. Жизнь человеческая – тайна. А вот культура – это способ её сохранить. Сохранить, а значит самому испытывать на пределе».
Предметный указатель.
(наверх)
Статьи из Большого Психологического Словаря (Издание 4-е, 2008).
абсолютный порог, 302
абсолютный слух, 100
абстрагирование, 295
абстракция, 157
авторитарная личность, 40
агрессия, 125
адаптация, 33
адаптация зрительная, 75
адаптация сенсорная, 75
Адлер Альфред, 44
Айзенк Ганс, 10
Айзенк Майкл, 254
аккомодация глаз, 309
актуализация, 294
алгоритм, 74
амбивалентность, 19
амбивалентность чувств, 10
анализ, 10
анализатор, 266
аналогия, 295
Ананьев Б.Г., 105
Анастази Анна, 96
анорексия невротическая, 66
Анохин П.К., 36
антиципация, 360
антропогенез, 357
антропология, 246
апперцепция, 26
Аристотель, 11
Арнхейм Рудольф, 76
артефакт, 37
артикуляции, 319
ассимиляция, 256
ассоцианизм, ассоциативная психология, 28
астеник, 109
Аткинсон Джон, 197
атрибуция, 167
аудитории, 203
аутизм, 109
афазия, 286
аффект, 10
афферентация, 313
афферентный, 313
Ах Нарцисс, 262
Бартлетт Фредерик, 255
башня молчания, 36
бдительность, 375
Беддели, 349
безориентирное поле, 314
безусловный рефлекс, 32
Бергсон Анри, 151
Беркли Джордж, 272
Бёрн Эрик, 45
Бернар, 17
Бернштейн, 36
беседа, 65
бессознательное, 37
бессознательные умозаключения, 294
Бине Альфред, 92
Бине-Симона тест, 92
бинокулярное зрение, 309
биологическая обратная связь, 366
Биренбаум Г.В., 345
бихевиоризм, 31
Блёйлер Эйген, 109
Блондель Шарль, 59
Блонский П.П., 264
Богоявленская Д.Б., 99
Бодалев А.А., 137
Боринг Эдвин, 312
Браун, 328
Брентано Франц, 294
Бродбент, 368
Брока, 286
Брунер Джером, 17
Брушлинский А.В., 296
Бюлер Карл, 294
валидность теста, 94
валидность эксперимента, 261
ведущая деятельность, 48
Вердгаймер Макс, 28
виды наблюдения, 21
викарное научение, 273
Винер Норберт, 36
вкус, 71
влечение, 39
внимание, 14
внимания объем, 14
внимания физиологические механизмы, 335
внутренняя речь, 28
возраст, 20
возрастная психология, 20
воля, 21
воображение, 14
воспитание, 44
воспоминание, 19
восприятие, 14
восприятие времени, 308
восприятие пространства, 308
восприятие сложных звуков, 317
восприятие устной речи, 317
Воспроизведение, 15
ВПФ, 85
врабатывание, 70
временная перспектива, 351
врожденный, 66
Вундт Вильгельм, 8
Выготский Л.С., 59
выразительные движения, 357
Вюрцбургская школа, 53
Гален, 10
Гальперин П.Я., 50
Гальтон Фрэнсис, 92
Ганнушкин П.Б., 110
Гарднер Ховард, 252
Гельмгольц Герман, 69
генотип, 285
Герберт, 358
Геринг Эвальд, 307
Гёте Иоганн, 308
гештальт, 14
гештальтпсихология, 25
гештальттеория мышления, 297
гештальттерапия, 29
Гибсон Джеймс, 76
Гилфорд Джеймс, 92
гипноз, 37
гипотеза, 15
гипофиз, 104
Гиппенрейтер Ю.Б., 63
гиппокамп, 104
Гиппократ, 10
глубинное зрение, 308
Гольдштейн Курт, 64
гороптер, 310
госпитализм, 121
Грегори Ричард, 272
Грей, 369
Грин, 319
Гринфилд Патриция, 331
громкость, 75
Грот Н.Я., 127
группа, 35
группа встреч, 243
группировка, 281
Групповое поведение животных, 55
Гуднау, 261
гуманистическая психология, 12
Гуссерль, 132
Давыдов В.В., 152
Дарвин Чарльз, 40
двигательный аппарат, 17
двигательный навык, 33
движение, 18
движения глаз, 134
деавтоматизация движений, 356
действие, 18
Декарт Рене, 21
Дембо Тамара, 147
денотат, 330
детектор лжи, 143
детская психология, 20
детство, 48
дефицит общения, 58
децибел, 318
деятельностный подход, 375
деятельность, 20
Деятельность как методологическая проблема, 57
Джемс Уильям, 16
Джемса-Ланге теория эмоций, 135
диалог, 287
дискомфортное состояние, 237
диспаратность, 310
дистальный стимул, 301
дистантные рецепторы, 266
дифференциальная психология, 8
дифференциальный порог, 303
доверие, 175
долговременная память, 238
дооперациональное мышление, 281
Дормашев Ю.Б., 297
достижения мотив, 178
дошкольный возраст, 16
драйв, 63
дружба, 44
Дункер Карл, 290
духовность (духовное, дух), 291
душа, 7
Дюркгейм Эмиль, 41
единства сознания и деятельности принцип, 41
Жане Пьер, 60
желание, 10
жест, 55
жизнь, 19
житейское понятие, 287
забывание, 334
задатки способностей, 46
задача, 32
задержка психического развития, 122
заикание, 19
закон Вебера, 302
закон Йоста, 340
закон специфических энергий, 271
закон Стивенса, 303
закон Фехнера, 291
закона Йеркса-Додсона, 186
законны и стадии развития высших психических функций, 85
законы научения, 240
запах, 52
запечатление, 53
запоминание, 61
Запорожец А.В., 50
защита психологическая, 44
здоровье, 37
Зейгарник Б.В., 64
Зельц Отто, 294
знак, 57
знание, 8
значение, 287
зона ближайшего развития, 61
зоопсихология, 20
зрение, 75
Иванников В.А., 171
игра, игровая деятельность, 57
идеальное, 110
идентификация, 25, 334
идеомоторика, 18
иерархия потребностей, 89
избирательность восприятия, 63
измерения в психологии, 290
изоляция, 121
ИИ, 292
иллюзии движения, 313
иллюзия Луны, 312
импульсивность, 154
индивидуальность, 8
индивидуальный стиль деятельности, 104
индикатор, 134
индуцированное движение, 314
инертность, 102
инсайт, 28
Инстинкт, 52
интеллект, 54
интенсивность ощущения, 26
интенция, 19
интервью, 170
интерес, 9
интериоризация, 61
интеро(ре)цепторы, 266
интерференция, 340
интроверсия, 11
интроекция, 219
интроспекция, 8
интуиция, 16
информационный подход, 136
истерия, 10
Истомина, 346
Йеркс Роберт, 184
Кабыльницкая, 363
кажущееся движение, 28
Кант Иммануил, 10
Касагранде, 329
КГР, 134
Кекуле Фридрих, 77
Кёлер Вольфганг, 28
Келли Джордж, 128
Керролл, 329
Кеттел Раймонд, 189
Кинг, 315
кинестезия, 266
Клапаред Эдуард, 136
классификации ощущений, 266
Климов Е.А., 104
клиническая психология, 20
когнитивная карта, 35
когнитивная психология, 59
когнитивная сложность-простота, 164
когнитивный диссонанс, 168
когнитивный стиль, 165
кодирование, 333
кожные ощущения, 317
коммуникация, 120
комплекс, 19
комплекс оживления, 121
комплекс Эдипа, 39
комплексы неполноценности и превосходства, 44
Кон И.С., 43
конвергенция глаз, 310
конгруэнтность, 231
конкретные операции, 70
Конрад, 349
константность восприятия, 75
конституция человека, 101
конструкт, 128
контактные рецепторы, 266
контекст, 12
конфликт, 29
конформность, 118
концептуальная модель, 241
кора головного мозга, 136
корреляция, 69
корсаковский синдром, 265
котраст яркостный, 305
Коул Майкл, 329
Кофка Курт, 60
коэффициент d', 304
коэффициент интеллекта, 93
кратковременная память, 238
кратковременной памяти объем, 259
креативность, 92
Крейк, 353
Кречмер Эрнст, 108
кризисы возрастные, 66
культура, 39
культурно-историческая психология, 62
Кун Томас, 324
Кюльпе Отто, 76
лабильность, 103
лабораторный эксперимент, 75
Ланге Карл, 135
Ланге Н.Н., 356
латентное научение, 35
Лачинс Абрахам, 320
Леви-Брюль Люсьен, 234
Левин Курт, 64
Леви-Стросс Клод, 7
Лейпцигская школа, 9
Леннеберг Эрик, 328
Леонгард Карл, 113
Леонтьев А.Н., 18
либидо, 63
лимбическая система, 104
лингвистической относительности гипотеза, 328
Лири, 125
Личко А.Е., 113
личностный рост, 64
личностный смысл, 56
личность, 11
Логвиненко А.Д., 77
логотерапия, 19
ложная тревога, 304
ложь, 10
локализация высших психических функций, 20
Локк Джон, 24
локус контроля, 167
Локхарт, 353
Ломоносов М.В., 307
лонгитюдональное исследование, 59
Лоренц Конрад, 53
Лоссон, 373
Лурия А.Р., 20
Лэнц, 329
любовь, 44
Мак-Дауголл Вильям, 63
Мак-Клелланд Дэвид, 197
Мамардашвили М.К., 43
манипуляция, 48
Маркс Карл, 42
маскировка, 348
Маслоу Абрахам, 12
Мах Эрнст, 305
Маха полосы, 305
МДП, 110
межличностные отношения, 231
метапамять, 354
метапознание, 234
метод двойной стимуляции, 285
метод дихотического прослушивания, 368
метод ЕЗР, 302
метод проб и ошибок, 34
метод эксперимента, 32
методы шкалирования, 302
механорецепторов, 266
Миллер Джордж, 26
Миллер Патриция, 374
Минский Марвин, 254
мировоззрение личности, 57
Мишотт Альберт, 299
МкГёрк Гарри, 318
младенческий возраст, 66
младший школьный возраст, 66
мнемотехника, 265
модальность, 75
модели поздней селекции, 355
модели ранней селекции, 369
моделирование в психологии, 22
модель, 22
модель глубинных и внешних структур языка, 259
модель с фильтрацией, 368
мозг, 20
монокулярное зрение, 309
монокулярный параллакс движения, 313
монотония, 364
Морей, 369
Мортон, 349
мотив, 21
мотивация, 48
моторика, 360
моторная реакция, 143
музыкальный слух, 100
мыленная репрезентация, 252
мысленное вращение, 335
мысль, 18
мышление, 14
мышление без-образное, 294
мышление визуальное, 76
мышление комплексное, 218
мышление наглядно-действенное, 270
мышление наглядно-образное, 270
мышление образное, 267
мышление практическое, 269
мышление продуктивное, 274
Мюллер Иоганн, 271
Мюррей Генри, 189
Мясищев, 105
наблюдение, 21
навык, 30
навязчивые состояния, 38
надежность теста, 94
Найссер Ульрих, 255
намерение, 173
направленность личности, 11
настроение, 110
научение, 31
Небылицын В.Д., 103
невербальная коммуникация, 123
неврозы, 37
нейролингвистика, 33
нейропсихология, 20
нейрофизиология, 254
Нельсон, 315
необихевиоризм, 35
неофрейдизм, 44
непроизвольное запоминание, 64
непроизвольные реакции, 140
нервная система, 50
неудовольствие, 10
нистагм, 374
новообразование, 232
новорожденность, 121
норма, 43
Норман Дональд, 253
нормы социальные, 47
Ньютон Исаак, 307
Ньюэлл Аллен, 259
обнаружение, 368
обобщение, 16
обоняние, 75
оборонительный рефлекс, 134
образ, 28
общая психология, 8
общение, 45
общение в аспекте развития, 121
Олпорт Гордон, 276
онтогенез, 46
оперантное, 33
оперативные единицы памяти, 371
операция, 52
опознание, 95
опосредствование, 53
орган чувства, 17
организация, 8
ориентация, 168
ориентировочная деятельность, 50
ориентировочная реакция, 51
орудийные действия животных, 56
Осборн Алекс, 269
освещенность, 303
Остин Джон, 261
острота зрения, 60
осязание, 75
открытость опыту, 248
оценка, 50
ощущение, 14
Павлов И.П., 10
памяти виды, 264
память, 14
память автобиографическая, 237
память декларативная, 374
память иконическая, 278
память оперативная, 264
память процедурная, 374
память эхоическая, 278
пантомимика, 133
Панум Петер, 311
Панума зона, 311
паралич, 38
параллакс, 309
парапсихология, 22
патопсихология, 20
педология, 94
переживание, 41
переживание потока, 70
перенос, 34
Перлз Фриц, 29
перспектива, 298
Пиаже Жан, 16
Платон, 11
поведение, 8
поверхностная структура, 86
повторение, 336
Поддьяков Н.Н., 273
подражание, 59
подростковый возраст, 48
Познер, 349
Пойа Джордж, 261
пол, 59
Полан Фредерик, 287
поле зрения, 25
Поляков Ю.Ф., 98
понимание, 7
понятие, 7
пороги ощущений, 302
пороговая теория Фехнера, 302
пословица, 16
построение движения, 274
поступок, 79
поток сознания, 27
потребности, 12
пралогическое мышление, 268
прегнантность, 291
предметность восприятия, 69
предрассудок, 73
представление, 8
привыкание, 33
привычка, 215
привязанность, 115
признак, 50
принцип сенсорных коррекций, 36
принцип специфического кодирования, 351
принятие решения, 160
припоминание, 334
проблемная ситуация, 31
проверка статистических гипотез, 331
прогрессивные матрицы Равена, 97
проекция, 10
промежуточная переменная, 31
проприоцепция, 266
пространственные представления, 308
протопатическая чувствительность, 266
профессиональная ориентация, 94
профессиональная пригодность, 94
псевдопонятие, 285
психиатрия, 11
психика, 7
психические состояния, 69
психоанализ, 18
психогенетика, 83
психодиагностика, 84
психоз, 37
психолингвистика, 123
психологическая диагностика, 79
психологическая саморегуляция, 89
психологическое консультирование, 79
Психология, 7
психология труда, 20
психопатия, 108
психосемантика, 306
психосоматика, 227
психотерапия, 14
психотехника, 30
психофизика, 290
психофизиологии, 101
психофизиологическая проблема, 69
Раахейм, 321
рабочая характеристика приемника, 304
Равен Джон, 97
развитие психики, 49
раздражимость, 51
различение, 32
разум, 204
Райх Вильгельм, 107
Рандус, 353
ранний возраст, 18
реакция, 31
Рейковский Ян, 139
релаксация, 364
Ресторф Гедвинга, 340
ретикулярная формация, 104
ретроактивное торможение, 352
ретрофлексия, 219
рефлекс, 11
рефлексия, 24
рефлекторное кольцо, 36
рецепторы, 17
речи функции, 283
речь, 283
речь письменная, 284
речь устная, 284
Рибо Теодуль, 263
ригидность, 116
риск, 16
Робертс, 329
робот, 53
Роджерс Карл, 12
роль, 58
Рубинштейн С.Л., 9
Саймон Герберт, 259
самоактуализация, 12
самоактуализирующаяся личность, 232
самонаблюдение, 8
самооценка, 225
самосознание, 225
самоутверждение, 67
самочувствие, 235
Сартр Жан-Поль, 65
Сахаров Л.С., 262
Светс Джон, 304
свойства внимания, 332
свойства индивидуальности, 105
свойства нервной системы, 10
свойство, 14
связь, 14
Северцев А.Н., 50
селекция информации, 359
семантика, 317
семантическая память, 279
сенсомоторный интеллект, 54
сенсорная изоляция, 279
сенсорный регистр, 71
сенсорный шум, 368
Сепир Эдуард, 328
Сеченов И.М., 23
символ, 77
синестезия, 319
синкретизм), 258
синтез, 95
сканирование, 262
Скиннер, 33
склонность, 63
Скрибнер Сильвия, 329
следы памяти, 334
слепоглухонемота, 58
слияние, 218
слово, 7
слух, 44
слюна, 32
смещенное зрение, 315
Смирнов А.А., 345
смысл, 287
сновидение, 39
совесть, 25
сознание, 8
созревание, 231
Соколов Е.Н., 20
Сократ, 12
сон, 18
Соссюр Ф., 283
сотрудничество, 228
Сохранение, 15
социализация, 58
социальная психология, 126
социальная ситуация развития, 232
социальный стереотип, 58
Спенсер Герберт, 327
Спиноза, 127
Спирмен Чарльз, 96
способности, 12
сравнительная психология, 234
статистики, 48
стереопсис, 311
стереоскоп, 311
Стернберг, 350
Стефле, 329
стимул, 17
Столин В.В., 77
стратегии решения проблем, 82
Страттон Георг, 69
стремление, 12
стресс, 19
структурирование, 9
структурная психология, 290
Струп Джон, 308
субъект, 7
суждение, 72
суицид, 117
сукцессивное опознание, 277
сущность и явление, 12
схема, 238
сценарий, 106
талант, 62
Таннер, 304
творческий процесс, 260
творчество, 19
телесно-ориентированная психотерапия, 107
тембр, 368
темперамент, 8
теоретическое осмысление, 120
теории обнаружения сигнала, 303
теория, 30
теория единых ресурсов внимания, 372
теория интеграции признаков, 369
теория когнитивного диссонанса, 168
теория постановки целей, 171
теория поэтапного формирования умственных действий, 51
теория уровней обработки, 372
Теплов Б.М., 90
тест, 9
тесты интеллекта, 17
тесты способностей, 90
тета-ритм, 366
Титченер Эдвард, 26
Тихомиров О.К., 134
Толмен Эдвард, 35
торможение, 102
Торндайк Эдвард, 33
транзакция, 126
тревога, 30
тревожность, 30
Трейсман Анна, 369
тремор, 143
тренажер, 298
трехкомпонентная модель памяти, 347
труд, 55
Тулвинг, 238
Тульвисте Пеэтер, 328
Турнвальд, 329
Уатт Генри, 294
убеждения, 57
уверенность в себе, 70
узнавание, 334
Уитстоун Чарльз, 311
укрупнение, 343
умение, 195
умозаключение, 69
умственный возраст, 93
Уоллес Грахам, 269
Уорф Бенджамен, 328
Уотсон Джон, 31
уровень притязаний личности, 194
условный рефлекс, 20
установка, 57
устойчивость, 10
ухо внутреннее, 347
учение, 66
Уэддерберн, 369
Фабр Жан, 53
Фабри К.Э., 53
факторный анализ, 10
факторы успешности решения задачи, 320
феномен, 368
феноменология, 29
фенотип, 285
Феофраст, 9
Фестингер Леон, 168
Фехнер Густав, 250
филогенез, 65
Флейвелл Джон, 373
фонема», 317
фонетика, 317
формальные операции, 282
Франкл Виктор, 19
Франклин Бенджамин, 78
французская социологическая школа, 235
Фрейд Зигмунд, 10
фрейдизм, 227
фрейм, 254
Фромм Эрих, 226
фрустрация, 48
функционализм, 50
Функциональная система, 252
функциональный орган, 252
характер, 8
Харлоу, 121
Хинрмон, 352
Холуэй, 312
Хомский Наум, 259
Хорни Карен, 227
Хоффман, 365
хронотоп, 277
Хэд Генри, 239
цвет, 306
цветовое восприятие, 306
целостность восприятия, 75
цензура, 208
ценности, 57
центрация, 276
человеческие факторы, 20
Черри Колин, 368
чувства, 15
чувствительность, 304
Шелдон Уильям, 112
Шепард Роджер, 279
Шериф, 122
Шеррингтон Чарльз, 266
Шестаков, 331
Шехтер, 136
шизофрения, 69
Шиф Ж.И., 286
Шифрин, 253
Шлосберг Гарольд, 139
шум, 293
Эббингауз Герман, 255
эвристика, 131
эгоцентрическая речь, 284
эйдетический образ, 279
Эймс Адельберт, 69
Эйнштейн Альберт, 78
экологическая психология, 290
экспериментальная психология, 251
экстериоризации, 61
экстеро(ре)цепторы, 266
экстраверсия, 11
экстраполяционный рефлекс, 257
электроэнцефалография, 366
Эльконин Д.Б., 66
Эммерт Эмиль, 316
эмоции, 15
эмпатия, 65
Эпикур, 152
эпилепсия, 113
Эриксон Эрих, 232
этнопсихология, 20
этноцентризм, 55
этологии, 52
эффект изоляции, 340
эффект недавности, 334
эффект первичности, 334
эффект Струпа, 308
эфферентный, 313
Юлеш, 311
Юнг Карл, 11
юношеский возраст, 48
Яблочков П.Н., 77
язык, 50
Я-концепция, 241
Яньшин Пётр, 308
[601][602]».[603][604] органов чувств[605][606]
уааааааааааомааауааааааа
[1] ПСИХОЛОГИЯ (от греч. psyche – душа + logos – учение, наука) – наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Взаимодействие живых существ с окружающим миром реализуется посредством качественно отличных от физиологических, но неотделимых от них психических процессов, актов, состояний. В течение столетий явления, изучаемые П., обозначались общим термином душа и считались предметом одного из разделов философии, названного в XVI в. П. Сведения об указанных явлениях накапливались и во многих др. направлениях исследований, а также в различных сферах практики (в особенности мед. и педагогической). Своеобразие этих явлений, их данность человеку в форме непосредственных, неотчужденных от него переживаний, их особая познаваемость, обусловленная способностью индивида к самонаблюдению и самоотчету о них, их интимно-личностная ценность были истолкованы религиозно-идеалистическими учениями как показатель их порождаемости особой сущностью. В противовес этому развивалась материалистическая традиция, ориентированная на союз П. с естествознанием, укреплявшая научное знание о психике, исходя из достижений в изучении ее материального субстрата (органов чувств и мозга).
С середины XVI в. благодаря широко развернувшейся экспериментальной работе П. начала обособляться и от философии, и от физиологии, поскольку установленные в лабораториях закономерности психики не совпадали с анатомо-физиологическими. Было показано, что психические процессы, будучи продуктом взаимодействия индивида с внешней средой, сами являются активным причинным фактором (детерминантой) поведения. Вследствие столь тесной взаимосвязи поведения и психики в современной П. получило широкое признание деятельностное понимание предмета П. (см. Деятельностный подход в психологии). Хотя деятельность не является предметом изучения одной лишь П., психологический подход вносит существенный вклад в комплексное исследование реальной человеческой деятельности и поведения животных.
Научное исследование генетически первичных форм поведения и психики (а также ее патологических проявлений) утвердило приоритет объективных методов, которые в дальнейшем стали определяющими для П. В то же время и самонаблюдение сохраняет значение важного, но вспомогательного источника информации о человеческой психике, сущностной характеристикой которой является сознание. Будучи порождением и функцией соц. (надындивидуальных) процессов, сознание индивидуального субъекта имеет свою системную смысловую организацию, придающую различным проявлениям психики (познавательным, мотивационно-аффективным, операциональным, личностным) свойства, качественно отличающие их от психики животных. Возможность постижения процессов сознания независимо от рефлексии (самоотчета) о них субъекта обусловлена тем, что они возникают и развиваются в объективной системе его отношений с др. людьми, окружающим миром. В этой же системе, «всматриваясь» в других, субъект приобретает способность судить о внутреннем плане своего поведения (см. Я-концепиия). Не все компоненты этого плана переводимы на язык сознания, но и они, образуя сферу бессознательного, служат предметом П., которая выявляет характер соответствия действительных мотивов, установок (аттитюдов), ценностных ориентаций личности сложившимся у нее представлениям о них. Как осознаваемые, так и неосознаваемые психические процессы осуществляются работающими по физиологическим законам нейрогуморальными механизмами (см. Гуморальный), но протекают не по этим законам, а по своим собственным, т. к. в психике человека представлены действительность природная и социокультурная и жизнь конкретной личности. Зависимость человеческого поведения от биологических и соц. факторов определяет своеобразие его исследования в П., которая развивается в «диалоге» между данными о природе и о культуре, интегрируемыми в ее собственные понятия, несводимые к другим и в свою очередь используемые прочими науками.
Философско-психологическое учение о деятельности и сознании как активном отражении реальности, обусловленном общественно-исторической практикой, позволяет с новых методологических позиций вырабатывать основные проблемы научной П., среди которых выделяются психофизиологическая проблема (об отношении психики к ее телесному субстрату), психосоциальная (о зависимости психики от соц. процессов и ее активной роли в их реализации конкретными индивидами и группами), психопраксическая (о формировании психики в процессе реальной практической деятельности и о зависимости этой деятельности от ее психических регуляторов – образов, операций, мотивов, личностных свойств), психогностическая (об отношении чувственных и умственных психических образов к отображаемой ими реальности) и др. Разработка этих проблем ведется на основе общенаучных принципов: 1) детерминизма (раскрытия обусловленности явлений действием производящих их факторов); 2) системности (трактовки этих явлений как внутренне связанных компонентов целостной психической организации); 3) развития (признания преобразования, изменения психических процессов, их перехода с одного уровня на другой, возникновения новых форм психических процессов).