Q Как выполняют эти задания здоровые испытуемые и больные с локальными поражениями мозга?

Предъявление химер сразу вызывает у здоровых испытуе­мых реакцию недоумения, означающую, что они заметили все части фигур и удивлены их необычными сочетаниями. Больные с поражениями, например, теменно-затылочных отделов пра­вого полушария мозга могут начинать узнавание с фигур, рас­положенных в правой половине листа, и/или не замечать левых частей отдельных фигур. Приведем в качестве примера диалог нейропсихолога с одним из таких пациентов (реплики больно­го выделены курсивом). «Перечислите, пожалуйста, что здесь изображено?» — «Вот заяц, слон...» — «Это обычные изображе­ния?» — «Да, обычные». — «Посмотрите внимательнее!» — «Еще собака... А-а, у зайца почему-то рыбий хвост».

Для здоровых испытуемых постановка точки в центр круга и деление линии пополам, как и узнавание химер, не представ­ляют трудности. Они выполняют эти задания очень быстро и с минимальной погрешностью (она обычно составляет не более 76 нескольких миллиметров). При локальных поражениях мозга темп и точность выполнения заданий резко снижаются.

Чтение разделенного по вертикали текста также хорошо уда­ется здоровым испытуемым, хотя иногда они выражают удив­ление по поводу такого расположения. Заметим, что эта проба была специально создана для выявления симптомов односто­роннего пространственного игнорирования в зрительной сфе­ре. Больные с поражениями правого полушария часто не заме­чают левую часть организованного таким образом текста. При чтении обычного текста симптомы игнорирования могут и не проявляться. Следовательно, описанная проба как бы «прово­цирует» появление симптомов пространственных расстройств.

Q Скажите, а где должен быть расположен вертикальный пробел, делящий текст на две части?

Существуют разные варианты его расположения: он может находиться строго посередине или быть смещенным к левому краю текста (Рис. 7).

Галка и голуби  
Галка уви дала, что голубей хорошо  
кормят,— вы белилась и влетела в голубятню.  
Голуби поду мали сперва, что она такой же  
голубь, и пу стили её. Но галка забылась и закричала  
по-галочьи. Тогда её голуби стали клевать  
и прогнали. Галка полетела назад к своим,  
но галки испу гались её (...) и тоже прогнали.  
Галка и голуби
Галка увидала, что голубей хорошо
кормят,— выбелилась и влетела в голубятню.
Голуби подумали сперва, что она такой же
голубь, и пустили её. Но галка забылась и закричала
по-галочьи. Тогда её голуби стали клевать
и прогнали. Галка полетела назад к своим,
но галки испугались её (...) и тоже прогнали.
       

Рис. 7. Варианты расположения пробела в тексте

q Неужели больной, сосредотачивая внимание только на правой части текста, не замечает, что образуются смысловые лаку­ны, что содержание текста теряет свою целостность?

Это сложный вопрос. Во-первых, у больного может быть на­рушена критичность к имеющимся нарушениям, он может их не осознавать (Корчажинская, Попова, 1977; Доброхотова, Брагина, Зайцев и др., 1996). Во-вторых, даже замечая пробелы в сюжет­ной линии текста, правополушарные больные часто не в состоя­нии преодолеть пространственно-перцептивный дефицит.

Кстати, попутно мы вспомнили еще об одном оригиналь­ном приеме, с помощью которого можно выявить игнорирова­ние. Испытуемому предъявляют фразы, в которых пропущено либо начало, либо конец. Он должен назвать недостающие сло­ва (Доброхотова, Брагина, Зайцев и др., 1996). Больные с левос­торонним пространственным игнорированием лучше выполня­ют задания, в которых нужно закончить фразы, но часто не мо­гут придумать во фразах первые слова.

q Можно ли включить в исследование письма какие-нибудь специ­альные приемы, способствующие выявлению унилатерального игнорирования?

Нам о таких приемах неизвестно. Нейропсихолог просто оце­нивает, как располагается письмо на листе. Его смещение впра­во (особенно усиливающееся от первой строчки к следующим) явно свидетельствует о левостороннем игнорировании. И еще от­метим следующий факт. По нашим наблюдениям, при письме проявления игнорирования возникают чаще, чем при чтении обычного текста. Это связано с тем, что пространственное рас­положение текста уже изначально организовано, а при письме больной должен сам располагать текст на листе.

q Хотелось бы задать еще один вопрос о методике «Химеры». Среди изображений есть одно, в котором образ составлен из частей, рас­положенных не по горизонтали, а по вертикали. Зачем это сделано?

Хорошо, что вы обратили внимание на эту деталь. Дело в том, что при поражениях некоторых уровней зрительной системы могут возникать различные варианты гемианопсий (так в неврологии называется выпадение каких-либо частей полей зрения). В частности, при поражениях зрительного сияния, рас­положенного в глубине теменной и затылочной доли, возмож­но выпадение верхней или нижней половин поля зрения. Субтест методики с вертикальным расположением частей, на наш взгляд, может помочь в выявлении таких нарушений.

Наши рекомендации