Особенности аудиторной передачи сообщения
Знание особенностей передачи сообщений помогает преподавателю правильно организовать процесс обучения. Опираясь на психологические свойства человека, коммуникативный процесс имеет свою специфику, учёт которой необходим для лучшего усвоения материала учащимися.
Остановимся на некоторых основных закономерностях коммуникативного процесса в системе "преподаватель - аудитория".
Известно, что в процессе преподавания большое значение имеет мастерство педагога. Чем лучше преподаватель владеет педагогическими приемами подачи информации, тем лучше и глубже учащиеся усваивают предлагаемый курс. Процесс передачи знаний связан с определенными трудностями как подачи самого материала, так и его усвоения. Известно, что один и тот же курс может быть прочитан преподавателями, владеющими (или не владеющими) соответствующими приёмами и способами передачи знаний. В самом общем виде, ситуацию аудиторной передачи сообщения можно представить в следующем виде:
преподаватель ==> сообщение ==> аудитория
<== обратная связь <==
Уточним некоторые особенности лекционного сообщения, по сравнению с передачей информации по каналам связи массового (технического) типа.
1. В лекционной ситуации речь преподавателя является разновидностью прямой коммуникации, когда между оратором и аудиторией нет пространственных или временных преград, следствием чего является синхронность восприятия речи.
2. В лекционной ситуации характерно наличие "обратной связи", т.е. возможность воспринимать реакцию аудитории непосредственно во время выступления и при необходимости корректировать его.
3. В лекционной ситуации возможно отчётливое проявление личных качеств оратора и их эмоциональное воздействие на аудиторию.
4. Речь преподавателя характеризуется комплексностью в использовании различных знаковых систем:
- лингвистической (язык);
- паралингвистической (интонация);
- кинетической (мимика, жесты).
5. И, наконец, в лекционной ситуации довольно точно известен адресат сообщения, когда преподаватель имеет определенное представление о составе и особенностях аудитории, к которой он обращается. В этом смысле лекционное сообщение занимает промежуточное положение между межличностной коммуникацией, имеющей самый точный адрес, и массовой коммуникацией с весьма неопределенным адресом.
Рассмотрим виды обратной связи. Она может быть:
1. Линейной - преподаватель получает сведения о реализации речи по слуховому каналу в виде реплик слушателей, шума в аудитории и т.д.
2. Нелинейной - преподаватель получает сведения о реализации речи по каналу невербальной коммуникации. Наблюдая за мимикой и жестами молчащей аудитории, опытный преподаватель безошибочно определяет характер её реакции. Улыбка, кивок головы в знак согласия, выражение интереса в глазах или, наоборот, пожимание плечами, отсутствующий взор и т.д. - всё это решающим образом влияет на поведение оратора и даёт ему возможность ориентации и коррекции.
3. Внутренней - преподаватель анализирует свою собственную роль и корректирует её, сравнивая с внутренним эталоном, в соответствии с собственным стандартом.
4. Внешней - преподаватель сопоставляет задание с поведением аудитории и её реакции на сообщение.
Психологические исследования показывают, что обратная связь, возможность наблюдать аудиторию, а также слышать звуки собственного голоса положительно влияют на весь ход речи. Благодаря обратной связи отношение "преподаватель - аудитория" превращается в процесс взаимостимуляции, сотрудничества, в особый вид коллективного творчества. Наоборот, перерывы в обратной связи вызывают неуверенность в речи и поведении преподавателя, снижают эффективность занятия. Таким образом, наличие обратной связи составляет важное преимущество в системе коммуникации "преподаватель - аудитория", дающее возможность опытному лектору успешно управлять аудиторией.
В процессе самого чтения лекции, точнее, в последовательности предъявления учебного материала, имеется несколько основных особенностей. Так, для лучшей организации внимания возможно использование следующих приёмов: вызывание интереса, связанного с личным мотивами слушателей, постановка практической проблемности лекций, обращение к опыту и знаниям слушателей, учёт специфики аудитории - её возраста, психических особенностей и т.д.
При чтении лекции обязательно следует учитывать так называемый "эффект начала", который заключается в том, что первые 8-15 минут лекции наиболее важны для организации внимания аудитории. Поэтому необходимо концентрировать мотивационно-проблемные ситуации именно в этот период. В середине лекции наступает утомление аудитории, что ведёт к затруднению восприятия материала. Поэтому следует правильно уловить начало утомления и попытаться каким-то образом снять эту усталость, отвлечь аудиторию, временно переключить её на другую деятельность ("освежить внимание").
Необходимо также учитывать, что в соответствии с "эффектом ряда" материал середины лекции запоминается хуже, чем начало и конец, поэтому его необходимо подкреплять более сильными средствами, как правило, или облегченным способом введения информации, или сильным личным или эмоциональным подкреплением, т.е. давать более яркий, но не столь перегруженный информацией материал, чем в начале и конце. Иногда, если позволяет ситуация, для уменьшения "эффекта ряда" следует просто сделать перерыв, разбив этим предъявляемый ряд информации на два меньших отрезка, что повысит усвоение. Повторение также улучшает запоминание.
Далее, имеется "эффект конца" - каким образом закончить лекцию? Здесь желательно не только закрепление только что прочитанного материала, но и актуализация направленности на будущие знания, или на будущий личный или эмоциональный интерес слушателя.