Посеешь привычку - пожнешь характер
посеешь характер - пожнешь судьбу,
Посеешь судьбу - пожнешь жизнь».
Формирование привычек лежит в основе практически всех процессов обучения и воспитания. Всегда, когда возникает потребность в новом виде деятельности (как ребенка, так и взрослого человека), при появлении новых обязанностей или условий жизни необходимо формировать новые или изменять старые привычки. Если привычки носят позитивный характер, т. е. способствуют социальной адаптации, личностному росту, то индивид относительно легко достигает поставленных целей. Если же привычки негативны, то они могут привести и к неблагоприятным социальным последствиям для индивида.
Если хорошо сформирована привычка учиться, отпадает необходимость в дополнительной мотивировке познавательных процессов.
Ø Этикет– это установленный порядок поведения, форм обхождения или совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям.
Особой формой социального контроля является этикет. Данной формы контроля стараются придерживаться для того, чтобы соответствовать требованиям социальной группы. Явное и резкое нарушение этикетных правил, так же как и нарушение социальных норм, сопровождается санкциями группы.
На основе анализа вышеназванных форм социального контроля можно сделать несколько выводов:
1. Во-первых, любой член общества находится под сильнейшим психологическим влиянием социального контроля. Это влияние начинается с рождения и продолжается в течение всей жизни.
2. Во-вторых, социальный контроль не всегда осознается индивидом.
3. В-третьих, социальный контроль - это очень сложный и противоречивый процесс, который имеет собственную динамику и зависит от множества причин исторического, социального, экономического, политического, этнического и культурного характера.
Если человек живет в обществе, он не может игнорировать социальный контроль. Лишь в исключительных случаях или особых ситуациях социализированный индивид может позволить себе говорить и действовать, не обращая внимания на социальную регуляцию поведения.
Например,
- общеизвестно право шута говорить то, что он хочет;
- право ребенка действовать вне зависимости от социального контроля;
- Юродивый в трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов» имеет право ребенка: говорить истину;
- Шекспировскому герою Гамлету необходимо было притвориться сумасшедшим, чтобы открыто говорить то, что он думает, и поступать так, как он хочет, не вызывая жестких социальных санкций.
- В комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» главному герою - Чацкому достаточно было нарушить правила этикета, чтобы о нем заговорили как о ненормальном.
Многие сюжеты художественных произведений связаны с идеей освобождения личности от социального давления, и лишь в немногих из них мы можем обнаружить финал, в котором человек выходит из-под влияния социального контроля без трагической развязки.
Вопросы для самопроверки
Ø Что такое социальный контроль?
Ø Может ли общество существовать без социального контроля? Обоснуйте ответ.
Ø Какие факторы влияют на становление и развитие социального контроля?
Ø Перечислите и охарактеризуйте признаки социальных норм.
Ø Что обозначает понятие социальная санкция?
Ø Назовите виды социальных санкций. Приведите примеры социальных санкций в медицинском колледже.
Ø Назовите главное условие эффективности санкций.
Ø Перечислите основные формы социального контроля. Охарактеризуйте их.
Ø Опишите характеристику социального контроля в студенческой группе.
ТЕМА 3. Личность и общество
Содержание:Социализация личности. Стадии социализации. Институты социализации. Развитие Я-концепции. Социальная установка личности. Роль воспитания в социализации. Семья как социально-психологический феномен. Типы семейного воспитания.
Социализация личности
Социальная психология, выясняет в каких конкретных группах личность с одной стороны, усваивает социальные влияния, а с другой - каким образом, в каких конкретных группах она реализует свою социальную сущность (через какие конкретные виды совместной деятельности).
Основными проблемами изучения личности в социальной психологии является:
- социализация,
- проблема социальных установок,
- и анализ социально-психологических качеств личности.
· Социализация- процесс становления личности человека, который продолжается в течение всей жизни.
Социализация начинается с первых минут жизни человека. Человек усваивает установки, ценности, традиции, обычаи, роли и ожидания, свойственные определенной культуре или социальной группе.
Выделяют 3 сферы, в которых осуществляется процесс социализации:
- деятельность,
- общение,
- самосознание.
1 сфера Деятельность:
В процессе социализации человек осваивает новые виды деятельности (пользоваться ложкой, ходить, читать, думать, учиться, играть на пианино, помогать, делать инъекции и др.)
и выявляет наиболее значимые для себя аспекты деятельности (выбирает для себя «главную деятельность» и соподчиняет с ней все остальные).
В ходе деятельности человек осваивает новые роли (ребенок, мужчина, медсестра, вратарь, студент, муж, партнер, манипулятор и др.) и осмысливает их.
2 сфера Общение:
Общение в контексте социализации рассматривается в смысле его расширения и углубления.
Расширение общения можно понимать как умножение контактов с другими людьми.
Углубление общения - как переход от монологического общения к диалогическому.
У человека формируется способность, умение принять другую точку зрения.
3 сфера Самосознание:
В процессе социализации развивается самосознание человека. В человеке возникает и формируется в течение всей его жизни образ его Я как представление о себе.