Посеешь привычку - пожнешь характер

посеешь ха­рактер - пожнешь судьбу,

Посеешь судьбу - пожнешь жизнь».

Форми­рование привычек лежит в основе практически всех процессов обу­чения и воспитания. Всегда, когда возникает потребность в новом виде деятельности (как ребенка, так и взрослого человека), при по­явлении новых обязанностей или условий жизни необходимо фор­мировать новые или изменять старые привычки. Если привычки носят позитивный характер, т. е. способствуют социальной адапта­ции, личностному росту, то индивид относительно легко достигает поставленных целей. Если же привычки негативны, то они могут привести и к неблагоприятным социальным последствиям для ин­дивида.

Если хорошо сформирована привычка учиться, отпадает необходи­мость в дополнительной мотивировке познавательных процессов.

Ø Этикет– это установленный порядок поведения, форм об­хождения или совокупность правил поведения, касающихся внеш­него проявления отношения к людям.

Особой формой социального контроля является этикет. Данной формы контроля стараются придержи­ваться для того, чтобы соответствовать требованиям социальной группы. Явное и резкое нарушение этикетных правил, так же как и нарушение социальных норм, сопровождается санкциями группы.

На основе анализа вышеназванных форм социального контроля можно сделать несколько выводов:

1. Во-первых, любой член об­щества находится под сильнейшим психологическим влиянием социального контроля. Это влияние начинается с рождения и продолжается в течение всей жизни.

2. Во-вторых, соци­альный контроль не всегда осознается индивидом.

3. В-третьих, социальный контроль - это очень сложный и противоречивый процесс, который имеет собствен­ную динамику и зависит от множества причин исторического, социального, экономического, политического, этнического и культурного характера.

Если человек живет в обществе, он не может игнорировать со­циальный контроль. Лишь в исключительных случаях или особых ситуациях социализированный индивид может позволить себе го­ворить и действовать, не обращая внимания на социальную регу­ляцию поведения.

Например,

- общеизвестно право шута говорить то, что он хочет;

- право ребенка действовать вне зависимости от социаль­ного контроля;

- Юродивый в трагедии А.С. Пушкина «Борис Го­дунов» имеет право ребенка: говорить истину;

- Шекспировскому герою Гамлету необходимо было притвориться сумасшедшим, чтобы открыто говорить то, что он думает, и поступать так, как он хочет, не вызывая жестких социальных санкций.

- В комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» главному герою - Чацкому достаточно было нарушить правила этикета, чтобы о нем заговорили как о ненормальном.

Многие сюжеты художественных произведе­ний связаны с идеей освобождения личности от социального дав­ления, и лишь в немногих из них мы можем обнаружить финал, в котором человек выходит из-под влияния социального контроля без трагической развязки.

Вопросы для самопроверки

Ø Что такое социальный контроль?

Ø Может ли общество существовать без социального контроля? Обоснуйте ответ.

Ø Какие факторы влияют на становление и развитие социального контроля?

Ø Перечислите и охарактеризуйте признаки социальных норм.

Ø Что обозначает понятие социальная санкция?

Ø Назовите виды социальных санкций. Приведите примеры социальных санкций в медицинском колледже.

Ø Назовите главное условие эффективности санкций.

Ø Перечислите основные формы социального контроля. Охарактеризуйте их.

Ø Опишите характеристику социального контроля в студенческой группе.

Посеешь привычку - пожнешь характер - student2.ru

ТЕМА 3. Личность и общество

Содержание:Социализация личности. Стадии социализации. Институты социализации. Развитие Я-концепции. Социальная установка личности. Роль воспитания в социализации. Семья как социально-психологический феномен. Типы семейного воспитания.

Социализация личности

Социальная психология, выясняет в каких конкретных группах личность с одной стороны, усваивает социальные влияния, а с дру­гой - каким образом, в каких конкретных группах она реализует свою социальную сущность (через какие конкретные виды совмес­тной деятельности).

Основными проблемами изучения личности в социальной пси­хологии является:

- социализация,

- проблема соци­альных установок,

- и анализ социально-психологических качеств лич­ности.

· Социализация- процесс становления личности человека, кото­рый продолжается в течение всей жизни.

Социализация начинается с первых минут жизни человека. Человек усваивает уста­новки, ценности, традиции, обычаи, роли и ожидания, свойствен­ные определенной культуре или социальной группе.

Вы­деляют 3 сферы, в которых осуществляется процесс социализации:

- деятельность,

- общение,

- самосознание.

1 сфера Деятельность:

В процессе социализации человек осваивает новые виды деятельности (пользоваться ложкой, ходить, читать, ду­мать, учиться, играть на пианино, помогать, делать инъекции и др.)

и выявляет наиболее значимые для себя аспекты деятельности (выбирает для себя «главную деятельность» и соподчиняет с ней все остальные).

В ходе деятельности человек осваивает новые роли (ре­бенок, мужчина, медсестра, вратарь, студент, муж, партнер, мани­пулятор и др.) и осмысливает их.

2 сфера Общение:

Общение в контексте социализации рассматривается в смыс­ле его расширения и углубления.

Расширение общения можно по­нимать как умножение контактов с другими людьми.

Углубление общения - как переход от монологического общения к диалоги­ческому.

У человека формируется способность, ­умение принять другую точку зрения.

3 сфера Самосознание:

В процессе социализации развивается самосознание человека. В человеке возникает и формируется в течение всей его жизни образ его Я как представление о себе.

Наши рекомендации