Общая схема и этапы психодиагностического

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

АКАДЕМИЯ ПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ

Психологический факультет

Кафедра общей психологии

Ю.В.Славинская

ПСИХОДИАГНОСТИКА

КУРС ЛЕКЦИЙ

Учебно-методическое пособие

(часть 1)

Рязань 2009

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

АКАДЕМИЯ ПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ

Психологический факультет

Кафедра общей психологии

Общая схема и этапы психодиагностического - student2.ru

Ю.В.Славинская

ПСИХОДИАГНОСТИКА

КУРС ЛЕКЦИЙ

Учебно-методическое пособие

(часть 1)

Для курсантов и слушателей психологического факультета,

Обучающихся по специальности

Психология»

Рязань 2009

Курс лекций по дисциплине “Психодиагностика” составлен на основе ГОС высшего профессионального образования по специальности 030301.65 – психология, утвержденного 17 марта 2000 года. Курс лекций обсужден и одобрен на заседании кафедры общей психологии 24 марта 2009 г., протокол № 8.

Разработчик: доцент кафедры общей психологии, кандидат психологических наук, подполковник внутренней службы Ю.В. Славинская.

Рецензенты: доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник ГНЦ ССП им. В.П. Сербского Л.Н. Собчик, кандидат психологических наук, доцент, заместитель начальника кафедры юридической психологии и педагогики Академии ФСИН России А.В. Наприс.

Начальник кафедры общей психологии

доктор психологических наук, профессор

подполковник внутренней службы Г.И. Аксенова

СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ I

ВВЕДЕНИЕ В

ПСИХОДИАГНОСТИКУ..……………………………..…………………8

Лекция 1.

Предмет, цели и задачи психологической диагностики……………………………………………………….………...8

Вопрос 1.Понятие, предмет и структура дисциплины «Психодиагностика»…………..………………………………...…..11

Вопрос 2. Связь психодиагностики с другими направлениями исследований…….…………………………………………………..13

Вопрос 3. Психодиагностический метод и диагностические

подходы……..………………………………………………………..16

Вопрос 4. Понятия теста и психологического диагноза как ключевого понятия психодиагностики…..……………………………………..17

Вопрос 5. Основные характеристики проведения психологического тестирования…………………………………………………………19

Вопрос 6. Профессионально-этические нормы и квалификационные требования…………………………………………………………...20

Лекция 2.

История становления психодиагностики как прикладной отрасли психологии и ее современное состояние .…………...…………..……..23

Вопрос 1. Ранняя история развития взглядов на психодиагностику……26

Вопрос 2. Развитие психодиагностики в XIX - начало XX века………..28

Вопрос 3. Особенности развития психодиагностики в нашей стране….30

Лекция 3.

Возможности компьютеризации психодиагностических исследований……..……………….……………………………………….31

Вопрос 1. Исторический экскурс в формирование

компьютерной психодиагностики……………..…………………..35

Вопрос 2. Понятие компьютеризированных и компьютерных тестов...36

Вопрос 3.Компьютеризация как одно из основных направлений

современной психодиагностики………………..………………….38

Вопрос 4. Проблема создания АРМ психолога…………………………..40

Лекция 4.

Подходы к классификации психодиагностических методик………………….………………………………………………….41

РАЗДЕЛ II.

ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ……………………………………...………...45

Лекция 5.

Требования, предъявляемые к психодиагностическим

методикам .……………………….……………………………………......46

Вопрос 1.Обзор основных требований и понятий

дифференциальной психометрии……………..………………………..48

Вопрос 2.Статистическое обоснование тестов……………………………....50

Вопрос 3.Наиболее распространенные виды стандартных тестовых показателей................................................................................................53

Лекция 6.

Надежность теста и способы ее измерения…………………..……......54

Вопрос 1. Определение надежности. Надежность и точность…………..57 Вопрос 2. Надежность ─ как устойчивость результатов по тесту……...58

Вопрос 3. Надежность как согласованность взаимозаменяемых

форм теста…………………..………………………………………..60

Лекция 7.

Валидность психодиагностической методики, ее виды и способы измерения ….………………………………………………………………61

Вопрос 1. Определение валидности. Соотношение валидности и надежности…………..……………………………………………….64

Вопрос 2. Валидность по содержанию……………………………………65

Вопрос 3. Критериальная валидность теста - или валидность по критерию…………..…………………………………………………66

Вопрос 4. Конструктивная валидность…………………………………...68

Вопрос 5. Процедуры измерения валидности……………………………69

Лекция 8.

Достоверность тестовых испытаний…………………..……………….70

Вопрос 1. Факторы, влияющие на достоверность

результатов по тесту……………………….………………………..73

Вопрос 2. Способы повышения достоверности………………………….73

Лекция 9.

Технология создания и адаптации тестовых методик…………….....74

Вопрос 1. Классификация психодиагностических ситуаций…………..77

Вопрос 2. Типы ситуаций, связанных с созданием

и адаптацией тестов……………………..…………………………..78

Вопрос 3. Типы ситуаций, связанных с созданием

и адаптацией тестов…………………………..……………………..80

Вопрос 4. Основные этапы конструирования теста……………………..82

РАЗДЕЛ III.

ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ……………………………………………………......85

Лекция 10.

Общая схема и этапы психодиагностического

исследования ..…………………………………………………………….85

Вопрос 1. Планирование исследования, исходя

из поставленной задачи………………….………………………….89

Вопрос 2. Инструкция как ключевой момент и

залог успеха психодиагностического обследования…………..….91

Вопрос 3. Процедура тестирования.

Алгоритм действий психодиагноста

Основные этапы психодиагностического исследования…………....92

Вопрос 4.Фактуальное описание результатов тестирования,

возможности использования компьютера,

математико-статистической обработки…………………………...96

Лекция 11.

Наши рекомендации