Комплексная медико-психологическая экспертиза
Одной из комплексных экспертиз, развившейся в результате взаимодействия наук по предмету исследования, является комплексная медико-психологическая экспертиза (КМПЭ).
В данном случае объекты изучения в базовых науках соотносятся как часть и целое; в психологии — это психика человека, в медицине — здоровье человека. На стыке медицины и психологии возникла и развивается пограничная наука — медицинская психология. Она изучает психологические особенности больных, психические проявления болезней, роль психики в возникновении и течении болезней, в их лечении и предупреждении, а также в укреплении здоровья. Специалистов в данной области науки пока еще немного, поэтому если предмет экспертного исследования требует и медицинских, и психологических знаний, то назначается комплексная медико-психологическая экспертиза с привлечением специалистов-психологов и медиков по профилю того заболевания, которым страдает интересующий суд и следствие человек. Наиболее часто в подобных случаях привлекаются медики-психиатры, так как и для психологии, и для психиатрии объектом изучения является психика человека.
С предметом комплексной медико-психологической экспертизы тесно связана ее компетенция. Под компетенцией КМПЭ следует понимать совокупность задач, которые ставятся перед экспертами, их возможностей и полномочий.
Нормативные акты, регулирующие назначение и производство экспертизы, рассчитаны на большое число случаев и являются универсальными. К тому же многие действующие сегодня в этой области нормы приняты двадцать — тридцать лет тому назад. Понятно, что они не учитывают возможностей современной науки, в частности психологии, отдельные отрасли которой зародились совсем недавно. В этом плане представляет интерес работа П.А. Колмакова [17].
В юрисдикции действуют общие условия, характерные для назначения экспертизы, однако здесь имеется и определенная специфика: экспертиза не должна касаться специальных познаний в области юриспруденции.
Единоличная экспертиза высококвалифицированного врача-специалиста бывает недостаточной, если имеется потребность « глубоком узконаправленном исследовании объекта. Усложнение объектов исследования, растущая специализация медицинских знаний нередко делают необходимым обращение к специалистам различных областей знаний или одной отрасли знания, но разных научных школ и течений. Это дает возможность разнообразить формы и методы экспертизы, разрабатывать четкие варианты решений, минимизировать затраты времени и средств, обеспечить коллегиальность высказываемых мнений.
К примеру, существенное влияние на психическую деятельность индивида могут оказать эндокринные и другие заболевания. Для экспертного исследования этих лиц необходимо назначение КМПЭ, перед которой могут быть поставлены следующие вопросы.
• Какие особенности психики могут быть обусловлены данным видом заболевания?
• Могло ли данное лицо правильно воспринимать события или правильно их воспроизводить?
• Имеется ли у обследуемого лица сенсорная недостаточность?
• Могло ли подэкспертное лицо в результате определенной болезни сознавать значение своих действий и руководить ими?
Комплексная медико-психологическая экспертиза назначается постановлением следователя, судьи, другого полномочного органа или мотивированным определением суда. В этих процессуальных документах указываются: основания для назначения данного вида экспертизы; фамилии экспертов или наименование учреждения, где должна быть проведена экспертиза; вопросы, подлежащие экспертному исследованию, а также материалы, предоставляемые в распоряжение экспертов. Указывается также лицо, подлежащее экспертному исследованию, описываются его процессуальный статус и обстоятельства дела. В отношении лица, совершившего правонарушение, КМПЭ в уголовном процессе целесообразно проводить после предъявления обвинения или перед составлением обвинительного заключения.
Если комплексную медико-психологическую экспертизу проводят в специальном экспертном учреждении, то дознаватель, следователь или суд направляют постановление или определение о назначении экспертизы и необходимые для этого материалы руководителю учреждения, который поручает проведение данной экспертизы нескольким своим сотрудникам. Он разъясняет экспертам их права, обязанности и ответственность, берет у них об этом подписку, которую вместе с заключением экспертов направляет следователю.
В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством следователь может присутствовать при производстве любой назначенной им экспертизы, в том числе и медико-психологической.
Хотя в любом из видов юрисдикции следователь, судья или другое полномочное лицо должны иметь возможность присутствовать при проведении медико-психологической экспертизы, но пользоваться этим правом они должны лишь в исключительных случаях. Присутствие следователя, судьи, другого лица, особенно на стадии экспериментального обследования, не только нежелательно, но в большинстве случаев вредно. Как показывает опыт, эти лица, как правило, вмешиваются в ход эксперимента, подсказывают испытуемым решения, а в тех случаях, когда они занимают наблюдательную позицию, уже своим присутствием отрицательно влияют на испытуемых, нарушая атмосферу доверительности, необходимую для проведения медико-психологической экспертизы.
Важным моментом в назначении КМПЭ является выбор экспертов. Экспертизу должна проводить экспертная комиссия в составе не менее двух-трех специалистов. Предпочтение в привлечении в качестве экспертов следует отдавать научным и педагогическим работникам, имеющим ученые степени, и крупным специалистам-практикам. Важно правильно выбрать эксперта — специалиста узкого профиля. В экспертной комиссии необходимо участие специалистов по общей медицине, медицинской судебной психологии, патопсихологии и врачей — специалистов по профилю болезни испытуемого. Все члены комиссии обладают равными правами, обязанностями и несут равную уголовную ответственность.
Все назначенные эксперты на координационном совещании определяют такую оптимальную последовательность исследования объекта, которая гарантирует сохранение информации на каждом последующем этапе. Экспертиза может проводиться как амбулаторно, так и стационарно. Преимущества последней состоят в том, что она позволяет проводить наиболее полные и неоднократные обследования. Время проведения экспертизы не имеет жестоких ограничений.
Результаты КМПЭ оформляются актом (заключением). Если мнения экспертов совпадают, то составляется общее заключение. Высказывается точка зрения, согласно которой по результатам лично проведенных исследований каждый специалист должен составить самостоятельное заключение. Такой порядок нам представляется наиболее целесообразным и юридически правильным, поскольку, подписывая общее заключение, эксперт невольно подтверждает результаты не только своих исследований, но и исследований, проведенных другими специалистами, для оценки которых он не имеет необходимых знаний. Однако закон указывает, что при расхождении мнений каждый эксперт оформляет отдельное заключение с обоснованием своей точки зрения (ст. 80 УПК РСФСР).
В заключении КМПЭ приводятся сведения в отношении подэкспертного и указываются данные, послужившие основанием для назначения экспертизы. В анамнестической части содержатся сведения (субъективные и объективные, в том числе почерпнутые из материалов истории болезни) о прошлой жизни и истории настоящего заболевания (если таковое имеется), описание физического, неврологического и психического состояния, установленного в ходе обследования подэкспертного. Заключительная часть состоит из выводов экспертов и их обоснований. Выводы экспертов должны быть даны в категорической форме, предположительные заключения не допускаются. Поскольку экспертное заключение предназначено для судебно-следственных органов, оно должно быть понятно не только врачам-психологам и врачам общей медицины, но и неспециалистам. Поэтому по возможности в заключении следует избегать специальных терминов, а там, где их использование необходимо, —
давать пояснения.
Экспертная информация должна быть прежде всего научно достоверной, полученной в результате применения апробированных методов исследования.
Заключение комплексной медико-психологической экспертизы подлежит оценке следователем и судом. Экспертное заключение не является обязательным для судебно-следственных органов, однако несогласие с экспертными выводами должно быть мотивировано.
Медицина и психология оказывают взаимное влияние друг на друга. Специфичность материала медико-психологического исследования требует использования медициной знаний психологии. Возникает необходимость внесения в медицину ряда новых для психологии и ценных для нее фактов, понятий и методов, вновь выявленных закономерностей. Таким образом, объединяясь, медицина и психология взаимообогащаются.
Заключение комплексной медико-психологической экспертизы подписывается всеми экспертами, проводившими исследование.
54.ФОТОРО́БОТ(фотокомбини́рованный портре́т) — субъективный портрет человека, подобранный из фотографий отдельных частей разных лиц: глаз, носа, рта, волос, усов и т. д. Это один из методов в криминалистике для составления субъективного портрета разыскиваемого лица по показаниям свидетелей. В настоящее время существует компьютерное программное обеспечение для составления субъективного портрета.
Сходство фоторобота и оригинала
Существует проблема автоматического сравнения фотороботов с оригинальными фотографиями по причине недостижимости устойчивого поиска фотопортретов-оригиналов по фотороботам в реальных сценариях. Методом повышения индекса подобия в паре фоторобот/фотопортрет, основанным на вычислении среднего фоторобота из сформированной популяции выявляется схожесть с портретами-оригиналами. При этом сформированные фотороботы отвечают требованиям правдивого сценария, поскольку учитывают возможность неполной информации в словесных портретах
Словесный портрет
В далеком прошлом, когда не существовало ни фотографии, ни дактилоскопии, когда люди не умели описывать внешность человека по методу «словесного портрета», было трудно без научных методов вести борьбу с преступностью, как легко преступникам удавалось скрывать свою личность. В то время и появились такие жестокие способы выделения преступников из общей массы людей, как калечение и клеймение
Калечение служило в древности наказанием и одновременно искусственно создавало физические признаки, говорящие о характере преступления и даже о том, сколько преступлений совершено данным лицом. Так, например, древнеиндийский исторический памятник, известный под названием «Законы Ману», сложившийся во II в. до н. э., предписывал за удар, нанесенный низшим высшему, отрезать ту часть тела, которой нанесен удар. В древнем Вавилоне, по законам Хаммурапи, у сына, ударившего отца, вырезался язык, у кормилицы, виновной в смерти ребенка, отрезались груди. В древнем Египте за совершение кражи, подлога отсекалась рука и т. д.
Научные методы опознания личности стали использоваться лишь во второй половине XIX в., начало их развитию было положено разработкой так называемого «словесного портрета».
Метод словесного портрета – это описание в однозначной терминологии признаков внешности человека на основе научно разработанной их системы. Создатель словесного портрета французский криминалист А. Бертильон в 1885 г. предложил описывать приметы преступников не в произвольной форме, как это делалось ранее, а на основе определенной системы по конкретным параметрам, а также фотографировал их — анфас, профиль, во весь рост. А в середине XIX века в той же Франции стали составлять «лица» подозреваемых из кусочков фотографий.
Словесный портрет имеет свою предысторию. Еще в глубокой древности признаки внешности человека использовались для целей опознания. Приведем описание внешности преступника, датируемое 14 г. до н. э. и получившее широкую известность в криминалистике: «Молодой раб Аристогена, сына Хри-зиппа, представителя от Алабанды, бежал в Александрию; имя его Герман, прозываемый также Нейлос; он уроженец Сирии, из Бамбико, приблизительно 18 лет от роду, среднего роста, безбородый, с прямыми ногами, с ямочкой на подбородке, с чечевицевидной бородавкой на левой стороне носа, с рубцом через левый угол рта, татуированный варварскими буквами на правом запястье». В этом описании четко названы особые приметы, играющие и в наши дни большую роль при розыске преступников.
В России описание личности по внешним приметам встречалось уже в XIV в. Полиция и жандармы царской России широко пользовались словесным портретом в делах о так называемых «политических преступлениях». В наши дни словесным портретом при розыске преступника умеет пользоваться каждый квалифицированный оперативно-розыскной работник
Эмоции и чувства.
Эмоции человек не всегда осознает: почему он их испытывает и какие конкретные эмоции, чувства же всегда осознаваемы, человек осознает почему он дружит или гордится, чувства — это личностное отношение к окружающей действительности (объектам и предметам).
Эмоции кратковременные, а чувства длительные и устойчивые, эмоциями мы реагируем на ситуацию, например, разрядился аккумулятор у сотового в самый неподходящий момент, возникает эмоция гнева или досады, эти эмоции кратковременные, когда Вы приедете домой, этих эмоций уже не будет. А чувства — это долгосрочное отношение к кому-либо или чему-либо, чувства устанавливают тесную эмоциональную связь с предметом (объектом), который имеет мотивационную значимость для человека, т.е. при встрече с объектом, или при воспоминании о нем, чувство каждый раз актуализируется с новой силой. Например, когда мы думаем о любимом человеке, мы можем улыбаться, испытывать некое волнение, радость, ощущать «теплое чувство» внутри.
Чувства и эмоции тесно связаны между собой, но это не одно и тоже, эмоции сиюминутные, проявляются «здесь и сейчас» и относятся к конкретной ситуации, чувства — устойчивое, постоянное отношение человека к чему либо или чему либо, чувства не зависят от ситуаций, например, чувство любви не изменится, если любимый незаслуженно повышает на Вас голос, в этой ситуации проявятся всего лишь эмоции: волнение, обида, печаль, чувство останется прежним.
56. Детермина́нтами престу́пности (от лат. determinare — «определять») называются комплексы социальных явлений, совместное действие которых порождает преступность. Изучение детерминант преступности является одной из составляющих предмета криминологии.
Выделяют причины преступности и её условия. Причины и условия преступности действуют совместно: причина порождает следствие лишь при наличии определённых условий[1].
Большинство криминологов указывает на исключительно негативное социальное содержание причин и условий преступности[2], однако в других работах отмечается, что в процессе детерминации могут участвовать во взаимодействии с отрицательными также и положительные общественные явления (например, либерализация экономики в совокупности с просчётами в планировании мероприятий по борьбе с экономической преступностью)[3].