Глава 4. Причины возникновения стрессов
Упражнение 4.1. Работа с негативными установками
1. Установка «конца света» — идея о том, что ситуация слишком
ужасна и граничит с катастрофой.
Слова-маркеры: это ужасно, мрак, катастрофа, я этого не переживу, зарезал без ножа, конец, я пропал и т. д.
•Ф- Приведите примеры:_____
•Ф- Найдите контрдоводы:____
2. Установка «негативной оценки» — идея о том, что мы должны обя
зательно осуждать отрицательные явления нашей жизни и давать
им оценку.
Слова маркеры: плохой, некрасивый, страшный, отвратительный, глупый и т. д.
•Ф- Приведите примеры:_____
•Ф- Найдите контрдоводы:____
Глава 5. Виды стрессов
Упражнение 5.1. Опишите свои индивидуальные проявления экзаменационного стресса по схеме
Когда вы начинаете чувствовать наличие стресса? | |
Сколько времени продолжается экзаменационный стресс (дней)? | |
В чем у вас проявляется экзаменационный стресс (мысли, эмоции, поведенческие реакции)? | |
Перечислите все основные факторы, от которых зависит уровень стресса (объем материала, ваши знания, время до экзамена, особенности преподавателя и т. д.) | |
Выделите главные факторы из предыдущего раздела. | |
Что усиливает стресс? | |
Что уменьшает стресс? | |
Какие факторы экзаменационного стресса являются объективными и не зависят от вашего влияния? | |
На какие факторы вы можете активно влиять? |
Сравните собственные результаты и данные других студентов. Обсудите причины сходства и различий в ответах.
250 Приложения
Приложение 5. Упражнения и практические занятия по курсу... 251
Глава 6. Методы оптимизации уровня стресса Дыхательные техники
Упражнение 6.1. Медитация на дыхании
Сядьте поудобнее, на время отвлекитесь от посторонних мыслей и сконцентрируйте свое внимание только на потоках воздуха, которые входят в ваши легкие, а затем покидают его в ритме вашего дыхания. Ваша первая задача: прочувствовать, как во время вдоха воздух следует по пути: носовая полость — носоглотка — гортань — трахея — бронхи — легкие, а затем в обратном порядке покидает тело.
Вторая задача состоит в том, чтобы только следить за дыханием, но не вмешиваться в его ритм. Дело в том, что как только вы начинаете следить за каким-то процессом в организме, то естественный ритм сбивается. Поэтому дайте возможность своему организму дышать в удобном ритме и с необходимой глубиной.
Следующий этап упражнения — концентрация внимания на характеристике воздуха, поступающего в легкие и покидающего их. Обратите свое внимание на то, что входящий воздух — более холодный по сравнению с выдыхаемым, который кажется более теплым и насыщенным избыточной энергией нашего тела.
Длительность упражнения — 5 мин, после чего можно оценить свое состояние, определив, насколько снизился показатель стресса.
Упражнение 6.2. Полное дыхание
Положите одну руку на живот, а вторую — на грудь.
Начните вдох с живота, максимально наполняя его воздухом, а когда вы достигните предела, то начинайте поднимать грудь вверх, заполняя теперь верхние отделы легких.
Сделайте небольшую задержку на вдохе (1-2 с) и начинайте медленный выдох в обратном порядке: сначала втягивая живот, а затем опуская ребра.
Задержку после завершения выдоха сделайте подольше и следующий цикл начинайте только тогда, когда вам захочется вдохнуть.
Примерная продолжительность дыхательных фаз может быть такой: вдох — 3-4 с, пауза — 1-2 с, выдох — 5-6 с, пауза на выдохе -3-5 с.
Дышите так каждый день сначала по 5 мин, а потом прибавляя каждый день по одной минуте и постепенно увеличивая длину выдоха и задержку в конце. Когда вы освоите этот способ дыхания, вы можете применить его в какой-то стрессорной ситуации. При правильном
выполнении этого упражнения вы почувствуете, как уменьшится ваша тревога или гнев уже через 5 мин после начала полного дыхания, а через 10 мин вы уже сможете достаточно трезво оценивать ситуацию и будете готовы применять другие методы борьбы со стрессом, о которых рассказывалось в данном пособии.
Мышечнаярелаксация
Упражнение 6.3. Контраст
Проделаем такой опыт. Оцените уровень расслабления вашей левой кисти по 10-балльной шкале. Запишите это число. Максимально сожмите кисть и напрягите мышцы. Зафиксируйте руку в таком положении 7-8 с. Сбросьте напряжение и расслабьте руку. Сосредоточьтесь на ощущениях, которые вы испытываете. Повторите так 3 раза. Оцените теперь степень расслабления кисти по 10-балльной шкале. Что вы испытывали после расслабления? Какие ощущения? Как их можно описать?
Скорее всего, вы испытали чувства тепла, тяжести, распирания, которые связаны с расслаблением мышц и приливом крови к кисти. Эти ощущения следует запомнить и стараться их воспроизводить, так как они свидетельствуют о глубоком расслаблении тела.
Далее переходите к расслаблению других частей тела. Разведите пальцы веером, напрягите их, а потом расслабьте (5 раз). Сожмите губы на 5 с — расслабьте их в течение 10 с (5 раз). Подержите ноги на весу, напрягая четырехглавые мышцы, — расслабьте их (5 раз).
Оцените степень расслабления после каждого упражнения.