Роль семейных взаимоотношений на психическое развитие ребенка
На сегодняшний день в науке так и не сложилось единого понятия «семья», хотя попытки это сделать неоднократно предпринимались мыслителями еще много веков назад.
По мнению А.Г. Харчева, семья- это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой. (психологический словарь для родителей http://www.examen.ru/add/School-Subjects/Human-Sciences/Psychology/10778 )
Вопросами семейного воспитания занимались педагоги, социологи, психотерапевты. (А.Я. Варга, А.И. Захаров, А.Е.Личко, Э.Г. Эйдемиллер, и др.). Также немаловажное значение уделялось проблемам взаимоотношения детей и родителей. Свой вклад в исследование этой проблемы внесли Ю.Б. Гиппенрейтер, А.Г.Ковалев, В.Леви, В.Я.Титаренко.
Особый вклад в изучение семейных взаимоотношений внес А.С. Макаренко. Он разработал важнейшие вопросы семейного воспитания. В своей книге «Книга для родителей» показывает, что именно семья является первичным коллективом, в котором все является полноправными членами, в том числе и ребенок.
А.Е.Личко занимался проблемами внутрисемейных отношений. Им были выделены неблагополучные ситуации в семье. (гиперопека, безнадзорность, ситуация, создающая “кумира в семье”, ситуация, создающая “золушек” в семье)
В семейном окружении, в общении, в диалоге разных поколений происходит реальное становление психики детей и одновременно существенно меняется психическая жизнь родителей. Связи родитель- ребенок имеют важное значение для понимания сложившейся структуры семьи, ее актуального состояния и направлений будущего развития. ( психология семейных отношений с основания семейного консультирования: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений /Е.И.Артамонова,Е.В.Екжанова,Е.В.Зыряноваи др.:Под ред.Е.Г.Силяевой .-3-е изд.,-М.:Издательский центр «Академия»,2005.-192 с. ) стр.65
Понятийный аппарат детско-родительских отношений достаточно широк и многообразен: родительские установки и соответствующие им типы поведения; типы родительского отношения; типы отношений «мать-ребенок»; типы позитивного и ложного родительского авторитета; типы(стили) воспитания детей; черты патогенных типов воспитания; параметры воспитательного процесса; семейные роли ребенка; стили общения, предлагаемые взрослыми в семье и в школе.
Понятие родительское отношение имеет наиболее общий характер и указывает на взаимную связь и взаимозависимость родителя и ребенка. Описаны различные варианты родительских позиций, установок, родительского отношения. (Психология семейных отношений с основания семейного консультирования:Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений /Е.И.Артамонова,Е.В.Екжанова,Е.В.Зыряноваи др.:Под ред.Е.Г.Силяевой .-3е изд.,-М.:Издательский центр «Академия»,2005.-192 с. )
А.Я.Варга выделяет следующие стили воспитания: Симбиоз(чрезмерная эмоциональная близость), авторитарность, эмоциональное отвержение( маленький неудачник) (1987)
Дружининым В.Н (1966) были выделены такие типы родительского отношения как Поддержка; разрешение; приспособление к потребностям ребенка; формальное чувство долга при отсутствии подлинного интереса к ребенку; непоследовательное поведение. (Психология семейных отношений с основания семейного консультирования:Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений /Е.И.Артамонова,Е.В.Екжанова,Е.В.Зыряноваи др.:Под ред.Е.Г.Силяевой .-3е изд.,-М.:Издательский центр «Академия»,2005.-192 с. )
Гармоничное развитие ребенка во многом зависит от стиля воспитания, которого придерживаются родители. В каждой семье существует своя система воспитания. Под этим понимаются и цели и приемы воспитания.
Исходя из этого А.В. Петровский выделяет 4 тактики воспитания и 4 типа семейных взаимоотношений: диктат, опека, невмешательство и сотрудничество. (Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред.и высш. пед. учеб. заведений. -- М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 232 с.)
В своих исследованиях В.В. Столин и А.Я. Варга выделяют 5 критериев родительских отношений: принятие-отвержение, симбиоз, кооперация, авторитарная гиперсоциализация, маленький неудачник.
· «Принятие - отвержение». Принятие: родителю ребёнок нравится таким, какой он есть. Он уважает индивидуальность ребёнка, симпатизирует ему. Отвержение: родитель воспринимает своего ребёнка плохим, неприспособленным, неудачливым, по большей части испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку, не уважает его.
· «Кооперация» - родитель заинтересован в делах и планах ребёнка, старается во всем помочь ему. Высоко оценивает его интеллектуальные и творческие способности, испытывает чувство гордости за него.
· «Симбиоз» - родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, он кажется ему маленьким и беззащитным. Родитель не предоставляет ребенку самостоятельности.
· «Авторитарная гиперсоциализация» - родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается во всем навязать ему свою волю, за проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальным поведением ребенка и требует социального успеха.
· «Маленький неудачник» - в родительском отношении имеется стремление инфантилизировать ребёнка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Ребёнок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Взрослый старается оградить ребёнка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.
Родительские позиции оказывают существенное влияние на поведение ребенка. Ребенок которого отталкивают, унижают, критикуют чувствует себя ненужным, отвергнутым. Из –за чего дети пытаются обратить на себя внимание, начиная плохо себя вести. Позиция отвержения способствует формированию у ребенка таких черт, как агрессивность, непослушание, сварливость, лживость, наклонность к воровству и асоциальному поведению. В ряде случаев она вызывает у них пугливость, беспомощность.
Также ребенок чувствует себя, когда родители не уделяют ребенку время, всегда заняты своими делами. Они не играют с ребенком, не общаются с ним. Из-за чего ребенок может вырасти эмоционально неустойчивым. Чаще всего такие дети неспособны к настойчивости и сосредоточенности в учебе, недоверчивы, боязливы, у них нередки конфликты с родителями и школой.
В семье, где родители оберегают ребенка, дети, как правило, занимают показательную позицию. Они заставляют уделять себе внимание всех окружающих и потребности этих детей являются приоритетными.
Ребенок, от которого много требуют, которым командуют тоже не имеет правильной позиции. Но перед ним уже выдвигаются требования, которых не требуют от других членов семьи. Родители не уважают права этого ребенка. Родительская позиция чрезмерной требовательности очень часто лишает ребенка веры в собственные силы, воспитывает у него неуверенность, робость, чрезмерную впечатлительность и покорность, мешает сосредоточенности.
Правильные воспитательные позиции выражаются в воспитании ребенка как личности, где в семье он имеет место полноправного члена семьи, в которой к потребностям и правам ребенка относятся с пониманием и уважением. Дети, воспитывающиеся в такой среде более инициативны, что благоприятствует возникновению у них творческого начала. (Земска М. Семья и личность: Пер. с польск. Васильева Л.В.: Из-во «Прогресс», 1986.)
В любом жизненном периоде родители являются для ребенка эталоном личности. С самого раннего детства дети стремятся в своем поведении подражать родителям, которые с самого рождения одаривают их любовью, проявляют заботу. Эта связь имеет огромное значение, так как она влияет на формирование характера, жизненных позиций, поведения ребенка, а также личности в целом. Благодаря этой эмоциональной связи родители формируют у ребенка нормы и стиль поведения, прививают человеческие ценности. Исходя из взглядов и поведения родителей у ребенка формируется собственное «Я». Следуя из всего этого ребенок уже создает свою систему ценностей.
В жизни каждого родители играют одну из важных ролей. Динамика семейной жизни и характер эмоционального отношения родителей к ребенку имеют существенное значение для формирования его личности.