Нейропсихологические исследования 6
Речевые функции
- Автоматизированная речь.
Ребенка просят перечислить дни недели, месяцы, времена года (в более старшем возрасте - в обратном порядке); сосчитать от 1 до 10 и обратно;
назвать свой адрес, имя мамы, бабушки и т.п. - Фонематический слух.
И.: "Повторяй за мной...":
o б-п, д-т, з-с и т.п.; ба-па, ра-ла, да-та-да; ба-бу-бо;
o дочка-точка, бочка-почка, коза-коса;
o скороговорки.
Попросите ребенка показать картинки: "мяч - меч", "кость - гроздь - гвоздь", "крыса - крыша"; части тела: бровь, ухо - рот, плечо - локоть - глаз.
Дополнительную информацию о состоянии данного и следующего звеньев речевой функции можно получить из речи ребенка, актуально и на следах памяти (литеральные парафазии, неправильные ударения, новообразования и т.п.), в письме и чтении.
- Речевая артикуляция и кинетика.
И.: "Повторяй за мной...": б-м, д-л-н, г-к-х; тпру; слон-стол-стон; би-ба-бо, бо-би-ба; дом-том, кора-гора, меч-печь; половник-полковник, полковник-поклонник, сыворотка из-под простокваши, портной строчит строчку; скороговорки.
- Номинативные процессы.
И.: "Что это такое? Как это называется?" Экспериментатор просит ребенка назвать изображения: сначала по одному, затем по два, по три; части тела, которые он показывает у него, у себя и на картинке; любые изображения, действия, качества,цвета и т.д.
Дополнительную информацию даст констатация характерных поисков слова, вербальных парафазии в спонтанной речи, при изложении сюжета картин и т.д.
- Понимание логико-грамматических ("квазипространственных") конструкций.
o Экспериментатор просит ребенка показать: "бочку за ящиком", "перед бочкой ящик", "в ящике бочку" и т.д.
o Экспериментатор предлагает показать кисточку перед карандашом, положить ручку справа (слева, под, над) от тетради, карандаш в книгу; держать ручку над головой (слева, сзади и т.д.).
o Ребенок решает задачу: "Колю ударил Петя. Кто драчун?" или "Брат отца и отец брата - это одно и то же?" и т.п.
o И.: "Правильно ли я говорю: за летом осень; перед весной лето; облако под землей; над деревом трава?" Верные грамматические конструкции обязательно должны чередоваться с неправильными.
- Построение самостоятельного речевого высказывания.
Этот аспект речевой функции оценивается по уровню продуктивности спонтанной речи ребенка в беседе, при описании сюжетных картин. Учитывается, насколько ребенок способен к разворачиванию собственной речевой активности, или же его речь носит репродуктивную форму, то есть выстраивается как ответы на вопросы экспериментатора.
Письмо, чтение и счет
Письмо
- Написание отдельных букв и слогов.
- Списывание и написание слов, упроченных в опыте: собственное имя, "мама", "домашняя работа" и т.д.
- Написание отдельных слов и словосочетаний: "машина", "Мишина машина"; "гвоздь", "кораблекрушение", "гвоздь - кость", "гвоздь - грусть - гость", "бочка - почка, почка - почта, бочка - почка - дочка" и т.п. Сначала задания выполняются в свободном режиме, потом с зафиксированным языком.
- Написание предложений:
"Портной строчит строчку", "Устроили экскурсию в Псков", "Лавировали корабли, пока не вылавировали".
Чтение
- Прочтение простых и наложенных букв и цифр.