Глава 1. Эволюция представлений о страхе
Введение
В середине прошлого века тема страха обозначилась во всех областях человеческой жизни и современной культуры. Она заняла центральное место в самых разных областях - философии, художественной литературе, религии, политике и, конечно же, психологии и психотерапии. Французский писатель-экзистенциалист Альбер Камю, назвал XX век "эпохой явной тревоги". Вопрос тревоги стал крайне насущным, требующим внимательного рассмотрения и изучения. Феномены страха и тревоги, которые, кажется, не имеют никаких причин, рассматривались еще в начале прошлого века классиками психоанализа - Фрейдом и Юнгом. В настоящее время существует огромное количество научных работ, посвященных этим феноменам.
Страх — это проявление в человеческой психике инстинкта самосохранения, который является неотъемлемой частью человеческого существования. Он помогает избежать множества опасностей, которые подстерегают нас в жизни. Страх, может, как парализовать человека, так и наоборот — активизировать его силы, которые были скрыты. История знает массу примеров, когда сильный страх заставлял людей делать вещи, которые до этого казались фантастическими и несвойственными обычному поведению. Например, убегая от хищного зверя, люди могли развивать фантастическую скорость или взбираться на невиданную высоту. Зачастую страх отображает личностные особенности каждого человека, поэтому эта эмоция у каждого имеет свое проявление.
Чувство страха неотрывно преследует человека в жизни. Именно осознание конечности своего существования, грубее — страх смерти, ритуализировали жизнь первобытного человека. Ритуал, нивелируя страхи, позволял копить культурную информацию, совершенствуя способы ее консервации. Можно сказать, что одним из факторов создания общин был комплекс страхов. Следствием этого комплекса стало стремление к объединению, с тем, чтобы бороться против опасностей сообща.
Если говорить о религиях, такое значительное место занимавших (и занимающих) в жизни человека, то в каждой из них ключевое место занимает страх. Причём здесь страх поднимается на метафизический уровень и включает в себя не только проблему жизни и смерти, но и нравственный аспект. Сама смерть становится своеобразной границей, местом перехода в иной мир. И от того, как человек прожил свою жизнь, зависит то, чем иной мир окажется для него. В данном случае представляемый источник страха находится не в объективной реальности (то есть не в окружающем мире), а за пределами непосредственного познания. В каком-то смысле, можно считать, что страх оказал большое влияние на развитие такого критерия, как нравственность.
Отдельное место страх занимает в художественном искусстве и литературе, как то: жанр готического рассказа (или готического романа), кинематографический жанр фильма ужасов, эпический и мифологический фольклор, народные суеверия, которые являются одним из наиболее часто используемых источников для этих произведений.
Цель этой работы понять психологию страха человека и проанализировать воздействие этого феномена на современную культуру, на примере кинографических и литературных произведений.
Глава 1. Эволюция представлений о страхе.
ХХ век в истории человечества был эпохой невиданных потрясений, поставивших под сомнение ключевые ценности человеческой культуры и существование самого человека. Не случайно в ХХ веке получили распространение научные теории, предсказывающие катастрофический исход человеческой цивилизации. В самом деле, нынешнее общество, именуемое «обществом риска», не дает человеку твердых гарантий безопасности. Пугающие перспективы развития мировой цивилизации, глобальные проблемы, природные катаклизмы, неизвестные ранее и неожиданно возникающие вирусы – все это не вносит в жизнь современного человека уверенности в завтрашнем дне.
Начиная с первых своих шагов, философская мысль рассматривает страх как один из важнейших феноменов человеческого и социального существования. Уже в античной философии мы встречаем стремление показать многообразие форм страха и осмыслить его. Одной из актуальных проблем для античных мудрецов была проблема страха смерти, решение которой определялось мировоззренческими установками мыслителей. В объективно-идеалистической теории Платона основанием для признания несостоятельности страха смерти служила идея бессмертия человеческой души. В диалоге «Аксиох» Платон показал, что страх, навевая мрачные мысли, заслоняет истинные представления о жизни после смерти. Доказательство бессмертия души освобождает человека от тяжелых раздумий, а тем самым и от страха смерти. В идеализме Платона речь идет о пагубном влиянии страха на жизнь человека, а его преодоление связывается с постижением истины. Именно разум выступает в качестве решающего фактора на пути избавления человека от страха смерти.
Рационализм в трактовке страха у античных мыслителей проявляется в стремлении рассмотреть разные формы проявления страха. Причисляя к страху ужас, робость, стыд, потрясение, испуг, мучение, стоики предлагали следующую классификацию. Страх – это ожидание зла. Ужас – это страх, наводящий оцепенение. Стыд – страх бесчестия. Робость – страх совершить действие. Потрясение – страх от непривычного представления. Испуг – страх, от которого отнимается язык. Мучение – страх перед "неясным". Таким образом, стоики продемонстрировали, что страх имеет не только разные формы, но и связан с другими эмоциями.
Средневековая философская мысль, прежде всего, в лице представителей патристики, связывала проблему страха с душеполезностью, трактуемой сугубо теологически. Отсюда у средневековых мыслителей появляются две основные формы страха. Первая – это страх, возникающий вследствие греха. Неверие, падение духом, малодушие, тщеславие, гордость – все это, по учению отцов Церкви, источники страха, лишающего человека надежды. Наиболее же позитивной считалась вторая разновидность – душеспасительный «страх Божий», избавляющий человека от греховных помыслов и предвосхищающий встречу человека с Творцом.
Мировоззренческая трансформация эпохи Возрождения сместила акценты исследования страха в сторону его утилитарного значения. В творчестве Н. Макиавелли мы встречаемся с анализом социально-политического значения страха как инструмента управления подданными государя. В рассуждениях о жестокости и милосердии, о том, что лучше – внушать любовь или страх, Н. Макиавелли отдавал предпочтение последнему. При этом итальянский мыслитель приводил следующие аргументы. Во-первых, любовь и страх с трудом уживаются друг с другом. Во-вторых, люди по природе своей порочны, неблагодарны, лицемерны и лживы. В-третьих, фактором социального поведения и отношения к государю является страх наказания. И, наконец, управление подданными с помощью страха есть, по Макиавелли, признак способности к управлению и самостоятельности государя, умеющего рассчитывать только на свои силы. Ибо «любят государей по собственному усмотрению, а боятся по усмотрению государей, поэтому мудрому правителю лучше рассчитывать на то, что зависит от него, а не от кого-то другого».
В философии Нового времени и эпохи Просвещения сложилось несколько подходов к изучению страха, с одной стороны, продолжающих развивать проблематику, поставленную античными мыслителями, а с другой, отражающих специфику философского развития этого периода. Прежде всего, философы этого времени исследовали проблему соотношения страха и знания. Согласно Т. Гоббсу, страх («беспокойство о будущем») играет двоякую роль. С одной стороны, он стимулирует познавательную деятельность человека, благодаря которой человек обретает практическое знание, помогающее ему устроить свою настоящую жизнь. С другой стороны, «страх невидимых вещей», соединенный с неведением, есть основной источник иллюзорных представлений и религии. Такое восприятие смерти позволяет научиться правильно и спокойно смотреть на предстоящую смерть, избавиться от ложных страхов и покорно следовать велениям судьбы. Наряду с атеистической традицией, в философии Нового времени встречается попытка рассмотреть проблему соотношения страха и знания с позиций теологического подхода. Именно таковой является рационалистическая теодицея Г.В. Лейбница. По его мнению, только язычники не знают, что представляют собой их боги. Напротив, знание о Боге есть средство избавления от страха. В философской мысли Нового времени и Просвещения немало внимания уделялось социальной роли страха. Согласно Т. Гоббсу, страх – это реакция человека в естественном состоянии, где присутствует «постоянная опасность насильственной смерти, и жизнь человека одинока, бедна, беспросветна, тупа и кратковременна». Этот страх толкает человека искать спасения в гражданском обществе, в установлении договорных отношений. Но в гражданском обществе появляется другая форма страха, необходимая для поддержания порядка. Это внушаемый властью страх наказания, без которого немыслима всеобщая власть в человеческом обществе.
Волюнтаристические тенденции философского иррационализма получили развитие в «философии жизни» Ф. Ницше, для которого неприемлем догматизм, порождающий страх и парализующий волю к истине («заболевание воли»). Своими произведениями, называемыми современниками «школой мужества и дерзости», философ бросал вызов не только традиционной морали и классическому рационализму, но и страху подвергнуть сомнению устоявшиеся догмы. Свободный разум, отказавшийся от веры, хотя и получает «опасную привилегию жить риском», все же свободен от страха перед всяким таинством (потустороннего, половых отношений, власти), на деле являющимся не более чем непознанной истиной. Мужество в отказе от слепого повиновения долженствованию позволяет человеку освободить волю к истине и волю к жизни. Поэтому символ свободы для Ф. Ницше – отсутствие страха перед самим собой. И поэтому он заявлял: «Ты должен стать тем, кто ты есть».
Идея о разлуке с объектом любви соединяется у З. Фрейда с его учением о бессознательном, что придает переживаниям страха и тревоги либидозный характер. Согласно З. Фрейду, основное предназначение страха – вытеснение не нашедшего удовлетворения либидо. Роль социально-психологических факторов в возникновении тревоги и страха подчеркивается и у К. Хорни, стремившейся дистанцироваться от концепции З. Фрейда и, прежде всего, от признания сексуальных влечений в качестве основного источника тревожности. К. Хорни не отвергала, что эти влечения способны породить тревогу и страх, но, с ее точки зрения, «в неврозах нашего времени враждебные импульсы являются главной психологической силой, порождающей тревожность». Если потребности и интересы личности не находят удовлетворения, если целям и намерениям угрожает опасность, формируется враждебность, вытесняемая и проецируемая на иной объект. В результате этот объект наделяется всеми признаками угрожающей силы, порождающей беззащитность, беспомощность и тревогу. Онтологизация страха в философии экзистенциализма проистекает из обоснования необходимости свободы человека. К. Ясперс считал страх необходимым элементом рефлексии, лишающей человека «ложного покоя» и помогающей реализации себя в обществе. Поэтому страх, с точки зрения К. Ясперса, стимулирует человека к размышлению о собственной судьбе и, преодолевая фатализм, дает ему возможность остаться самим собой, сохранить свою идентичность».
В свою очередь Ж.-П. Сартр полагал, что подобно свободе выбора, тревога и страх являются постоянными и неизменными спутниками человеческого существования. «Покинутость» человека, а значит, и неопределенность будущего, предполагает, что человек вынужден самостоятельно выбирать свое бытие. А потому покинутость связана с ответственностью и тревогой. «Тревога постоянна в том смысле, что мой первородный выбор есть нечто постоянное». Именно поэтому Ж.-П. Сартр сделал вывод: человек – это тревога.
Таким образом, на основе историко-философского анализа страха и тревоги можно выделить ряд аспектов, характеризующих философское понимание этих феноменов. Онтологический аспект заключается в раскрытии духовной природы феноменов страха и тревоги, выступающих неотъемлемой частью бытия человека. Гносеологический аспект состоит в сложности природной и социальной реальности как объекта познания, в специфике самой познавательной деятельности и ее конкретных форм и методов (абстрагирование, фантазия и т.д.), что порождает страх и тревогу. Антропологический аспект заключается в том, что страх и тревога являются показателем процесса развития человека от биологических начал его бытия к началам социальным, связанным с реализацией его жизненных потенций. Аксиологический аспект страха и тревоги выражает отношение человека к природе, обществу, другим людям и самому себе, обусловленное необходимостью удовлетворения его потребностью. Праксеологический аспект раскрывает роль страха и тревоги в регулировании практической деятельности.