Что такое экономическая психология 8 страница
входит:
— изучение психических факторов, влияющих на развитие болезней, их профилактику и лечение;
— изучение влияния тех или иных болезней на психику; изучение различных проявлений психики в их динамике;
— изучение нарушений развития психики; изучение характера отношений больного человека с медицинским персоналом и окружающей его микросредой;
— разработка принципов и методов психологического исследования в клинике; создание и изучение психологических методов воздействия на психику человека в лечебных и профилактических целях.
Меланхолик — тип человека, характеризующийся меланхолическим темпераментом (слабостью, низким уровнем психической активности, йеуравновешенностью, замедленностью движений, быстрой утомляемостью, болезненным реагированием на трудности, склонностью к переживаниям, некоторой замкнутостью, глубокими и устойчивыми эмоциями при слабом их внешнем выражении).
Меланхолия — состояние человека, характеризующееся угнетенным настроением, мрачными мыслями, тоской.
Мимика — изменение выражения лица, отражающее внутреннее состояние человека.
Мнемический процесс — процесс памяти.
Мнемоника, мнемотехника — система приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.
Мобильность — подвижность, готовность к быстрой реакции, быстрому включению в деятельность.
Модальность — понятие, обозначающее качественные характеристики ощущений (например, цвет - в зрении, тембр — в слухе, запах — в обонянии и т.п.).
Модифицировать — частично изменять, не затрагивая сути.
Мониторинг — наблюдение, оценка и прогноз развития процессов или состояния системы (например, систематический контроль и оценка результатов деятельности школы, систематическое изучение общественного мнения).
Мояотония— психическое состояние, вызванное однообразным длительным раздражителем и проявляющееся в снижении внимания, сонливости, утомлении, падении психической активности.
Мотив — побуждение к деятельности; психологическая причина, побуждающая активность человека; то, ради чего осуществляется действие, достигается цель.
Мотивировка — обоснование, объяснение человеком причин своих действий. Может не совпадать с истинным мотивом в случае сознательного или бессознательного искажения его.
Моторный — двигательный.
Музыкотерапия — целенаправленное воздействие музыкой на психику человека с целью снятия психического напряжения, чрезмерной возбудимости, болезненных состояний психики.
н
Навык— полностью или частично автоматизированное действие, не требующее сознательного контроля и волевых усилий для его выполнения.
Навязчивые состояния — непроизвольные, внезапно появляющиеся в сознании тягостные мысли, идеи, воспоминания, представления, сомнения, страхи, влечения, неодолимо приковывающие к себе все внимание. Воспринимаются человеком как чуждые, эмоционально неприятные, причем их не удается ни отбросить, ни подавить.
Надежность— свойство методики (теста), характеризующее точность психодиагностических измерений; проявляется в устойчивости результатов теста к влиянию посторонних случайных факторов.
Направленность личности— совокупность устойчивых мотивов, относительно независимых от сложившейся ситуации, направляющих поведение и деятельность личности. Выражается в устойчивых интересах, склонностях, влечениях, желаниях, идеалах, убеждениях, мировоззрении человека.
Невербальный— несловесный, неречевой — коммуникация происходит посредством жестов, мимики и т. п.
Неврастения — невроз, проявляющийся в повышенной раздражительности, утомляемости, утрате способности к длительному умственному и физическому напряжению, в снижении работоспособности, неустойчивом настроении. Повышенная возбудимость сочетается с быстрой утомляемостью, эффект "взрыва" эмоций возникает в ответ на незначительные раздражители. Сопровождается расстройствами сна и функций вегетативной нервной системы.
Неврозы — функциональные нервно-психические нарушения. Возникают на базе межличностных конфликтов, тревог, нерешенных и неразрешимых проблем, других психотрав-мирующих воздействий. Включают в себя личностные проявления и соматические расстройства. Сопровождаются болезненно-тягостными переживаниями неудачи, недостижимости жизненных целей, потери. Преобладают эмоциональные расстройства, сохраняется способность управлять собой. Выделяют три основные формы н.: истерию, неврастению и невроз навязчивых состояний.
Невротизм — психическое состояние, характеризующееся повышенной возбудимостью, импульсивностью, тревожностью, эмоциональной неустойчивостью, снижением самооценки, самоуважения, вегетативными расстройствами. Невротические симптомы могут быть обнаружены и у здорового человека.
Невротичность — свойство личности, характеризующееся повышенной возбудимостью, импульсивностью и тревожностью.
Негативизм — немотивированное демонстративное стремление человека к противодействию любым, в том числе и разумным, советам, мнениям, требованиям. Обусловлен потребностью личности в самоутверждении, в защите своего "я". Наиболее выражены реакции негативизма у детей в периоды возрастных кризисов.
Неустойчивый тип акцентуации характера — тип акцентуации, выражающийся в склонности поддаваться влиянию окружающих, к постоянным поискам новых впечатлений, компаний, межличностных отношений, контактов, которые носят в большинстве случаев поверхностный характер.
Нонконформизм — черта личности, характеризующаяся стремлением к несогласию с мнением других людей во что бы то ни стало.
Нормы — правила общепринятого и ожидаемого поведения, социально одобряемые формы поведения, которые следует соблюдать людям.
Ностальгия — психическое состояние тоски по родине, вызванное в большинстве случаев затруднениями в адаптации к новой среде.
О
Обезличивание— см. деперсонализация.
Обобщение — объединение отдельных предметов или частных явлений в группу на основе общих признаков.
Обучаемость — индивидуальные показатели скорости и качества усвоениячеловеком знаний, умений и навыков в процессе обучения.
Объективный —- существующий сам по себе, независимо от любых интерпретаций наблюдателя.
Обыденное сознание — совокупность представлений, знаний, установок и стереотипов, основывающихся на непосредственном повседневном опыте людей.
Одаренность — совокупность задатков и способностей, обуславливающая особую успешность деятельности личности в определенной сфере.
Оккультизм — общее название учений, признающих существование особых духовных сил в человеке и в космосе,недоступных для простого человеческого опыта, но доступных для "посвященных", прошедших особую инициациюи специальную психическую тренировку.
Олигофрения ~ недоразвитие сложных форм психической деятельности вследствие органического поражения головного мозга во внутриутробном периоде или на самыхранних этапах постнатального развития. По степени интеллектуальной недостаточности различают три группы олигофрении: идиотия (наиболее глубокое слабоумие), имбецильность (средняя степень) и дебильность (легкая степень). Психические функции идиотов сводятся к рефлекторным актам; имбецилам можно прививать навыки самообслуживания; дебилы, несмотря на замедленность и конкретность мышления, низкий уровень суждений, узкий кругозор, бедный запас слов и слабую память, способны к приобретению некоторых знаний и профессиональных навыков.
Онтогенез— процесс индивидуального развития человека. Понятие "онтогенез" в психологии употребляется для обозначения изменений психики ребенка, которые происходят в условиях воспитания и обучения.
Оперативная память — вид памяти, предназначенный для хранения информации в течение времени, необходимого для решения задачи, для выполнения некого действия. Ориентировочная реакция — реакция организма на новый стимул, проявляющаяся в общей его активности, сосредоточении внимания, мобилизации сил и ресурсов, Отклоняющееся поведение (см. также девиантное поведение) ~ поведение, противоречащее общепринятым правовым или нравственным нормам. Основные виды О. п. - преступность и аморальное поведение.
Парадигма — система основных научных достижений (теорий, методов), в русле которых проводятся исследования ученых в данной области знаний. От одного исторического периода развития науки к другому парадигма может ме-' няться.
Параноидное поведение — поведение, для которого характерны навязчивые идеи, лишенные объективных оснований; недоверие, ожидание опасности со стороны окружающих, мания величия.
Паранойя — 'психическое расстройство, характеризующееся стойким систематизированным бредом (преследования, ревности и др.), который отличается сложностью содержания, последовательностью доказательств, внешним правдоподобием. Каждый, кто не разделяет убеждения параноика, квалифицируется им как враждебная личность.
Парапсихология —- обозначение области психических явлений, недоступных объяснению с помощью имеющихся научных знаний. К феноменам парапсихологии относятся '"экстрасенсорное" восприятие, ясновидение, проскопия (предвидение), телепатия (передача мыслей на расстоянии от одного человека к другому), телекинез (перемещение предметов без непосредственного контакта).
Патология — 1) наука о болезненных процессах, отклонениях от нормы в организме; 2) болезненное отклонение от нормы.
Патопсихология— раздел медицинской психологии, изучающий болезненные изменения в психике, закономерности нарушения психической деятельности и свойств личности при психических заболеваниях
Перенос — переключение агрессии с источника фрустрации на другую мишень, безобидную и более социально приемлемую.
Персеверация — упорно повторяющееся непроизвольное, назойливое повторение какого-либо образа, мысли, действия или психического состояния, часто вопреки сознательному намерению человека. По своему содержанию персеверация близка к навязчивым психическим состояниям.
Перцептивный — относящийся к сфере восприятия.
Перцепция — восприятие посредством органов чувств.
Перцепция социальная— восприятие, понимание и оценка людьми различных социальных объектов, событий, других людей.
Пластичность психики— высокая способность психической адаптации к новым условиям.
Плацебо-эффект — терапевтическое воздействие, вызванное приемом безвредного препарата, не являющегося лекарственным средством; психотерапевтический эффект, вызванный самим фактом приема человеком лекарства.
Пограничные состояния — слабо выраженные нервно-психические расстройства, являющиеся по степени тяжести переходными между психическим здоровьем и выраженной патологией. Обычно к ним относятся психогении (неврозы, реактивные состояния), психопатии, психические нарушения в экстремальных условиях деятельности.
Подсознательное— совокупность неосознаваемых компонентов психической деятельности, оказывающая непосредственное влияние на поведение и содержание сознания.
Полевое исследование — исследование, проведенное в естественных, реальных жизненных условиях, вне лаборатории.
Посттравматический синдром— совокупность признаков негативных психических последствий, возникших в результате сильного стресса. Для этих негативных изменений характерны: 1) возбудимость и раздражительность; 2) безудержный тип реагирования на внезапные раздражители; 3) фиксация на обстоятельствах травмирующего события; 4) уход от реальности; 5) предрасположенность к неуравновешенным агрессивным реакциям.
Посттравматический стресс — возникший в результате психической травмы комплекс реакций: повторяющиеся воспоминания о событии, воспроизведение его в ночных кошмарах, интенсивные негативные переживания и физиологические реакции при столкновении с чем-то,-что хотя бы отдаленно напоминает травмирующее событие и т.п.
Прайминг — активация специфических ассоциаций в памяти.
Проекция — один из защитных механизмов, посредством которого человек избавляется от переживаний по поводу собственных недостатков, приписывая их другим людям без достаточного на то основания.
Просоциальное поведение — поведение человека в отношениях с людьми, направленное на то, чтобы делать им добро.
Профессиограмма — совокупность психологических характеристик, требующихся для успешного овладения профессией и плодотворной работы в ней.
Профориентация— система мер, направленных на оказание помощи молодежи в выборе профессии.
Профотбор (профессиональный отбор) — отбор людей для профессионального обучения или для выполнения определенной трудовой деятельности. Осуществляется на основании изучения состояния здоровья, уровня развития профессионально важных качеств и подготовленности, психологических особенностей человека.
Психастеническая акцентуация характера — тип акцентуации, при котором человеку присущи такие черты как высокая тревожность, мнительность, нерешительность, склонность к самоанализу, постоянным сомнениям, навязчивым мыслям и психическим состояниям и др.
Психастенический тип — лица, отличающиеся тревожно-мнительным характером, застенчивостью, малой инициативностью (при высоко развитом чувстве долга), педантичностью. Из-за неуверенности в себе они склонны к многократной проверке своих действий.
Психастения — болезненное расстройство психики, характеризующееся крайней нерешительностью, боязливостью, склонностью к навязчивым идеям; возможно высоко развитое чувство ответственности.
Психиатрия— отрасль клинической медицины, изучающая проявления, причины и механизмы развития психических болезней; разрабатывает методы их лечения, профилактики и организации помощи психическим больным.
Психические болезни — заболевания с преимущественными расстройствами психики.
Психоанализ — общепсихологическая и психотерапевтическая теория, разработанная 3. Фрейдом.
Психогении — группа психических заболеваний, возникающих как реакция на травмирующую жизненную ситуацию (неврозы, реактивные состояния).
Психогенетика— область исследований, изучающая наследственный характер некоторых психических и поведенческих явлений, их зависимости от генотипа.
Психогигиена — отрасль знаний, изучающая и предлагающая меры и средства сохранения и укрепления психического здоровья людей и предупреждения психических заболеваний. Тесно связана с психопрофилактикой.
Психоделические состояния — изменения психофизиологического состояния личности под влиянием психоделиков. Изменения проявляются в слезоточивости, тошноте, ознобе, галлюцинациях, акустических иллюзиях, резком повышении чувствительности, искажении восприятия времени, пространства, повторном переживании эпизодов прошлого, немотивированном повышении настроения или его спаде, нарушениях памяти, мышления и т. д.; приводят к существенным негативным изменениям личности.
Психодиагностика — оценка психических свойств, состояний личности, особенностей психических процессов на основе существующих норм при помощи психодиагностических методик.
Психозы — расстройства психической деятельности, проявляющиеся в нарушении отражения реальной действительности, изменении обычного, типичного для большинства людей поведения и отношения к происходящему.
Психокоррекция — психологическая помощь по преодолению недостатков психического развития.
Психологическая совместимость — способность людей находить взаимопонимание, налаживать хорошие личные и деловые взаимоотношения, сотрудничать друг с другом.
Психопатии — группа психических аномалий, проявляющихся в нарушениях эмоционально-волевой сферы, дисгармоничном складе личности, характера. Проявляются в тотальной (т.е. распространяющейся на все сферы отношений человека с социумом) и стабильной социальной дезадаптации. Для психопатов прежде всего характерны неадекватность эмоциональных переживаний, возникновнение навязчивых и депрессивных состояний и т.п. Не следует путать психопатию с акцентуацией характера. Четких границ между психопатиями и акцентуациями характера нет. Принято выделять следующие типы психопатии (по П.Б.Ганнушкину): 1. циклоиды, 2.шизоиды, 3. эпилептои-ды, 4. астеники, 5. психастеники, 6. паранойяльные психопаты, 7. истерические психопаты, 8. неустойчивые психопаты, 9. органические психопаты. Преобладают смешанные формы.
Психопатология — раздел психиатрии, занимающийся клиническим описанием признаков психических заболеваний, изучающий закономерности развития психической болезни.
Психопрофилактика — система мероприятий, направленных на предупреждение психогений и психосоматических (гипертония, язвенная болезнь и т.п.) болезней, а также отклоняющегося поведения.
Психосоматика —• направление в медицинской психологии, занимающееся изучением влияния психических факторов на возникновение и протекание некоторых соматических заболеваний (бронхиальной астмй, гипертонической болезни, язвы 12-перстной кишки, язвенного колита, полиартрита, стенокардии, нейродермита).
Психосоматические расстройства — расстройства органов и систем, вызванные психическими факторами.
Психотерапия — комплексное лечебное воздействие на человека с помощью психологических средств с целью устранения или ослабления болезненных симптомов и изменения отношения к себе, своему заболеванию и окружающей среде. Направлена на восстановление и поддержание психического здоровья человека.
Психотропные средства— группа лекарственных веществ с преимущественным целенаправленным влиянием на психику человека (подавляющих и успокаивающих центральную нервную систему, стимулирующих психическую активность, настроение, работоспособность, дезорганизующих деятельность мозга), а также вещества дифференцированного воздействия на психические функции (поведение, память, работоспособность и т.д.).
Психофармакология — отрасль психологии и одновременно фармакологии, занимающаяся созданием психотропных средств и изучением их воздействия на психику.
Рационализация — механизм психологической защиты, состоящий в поиске разумных и логичных объяснений человеком своих действий, в объяснении собственных поступков благовидными,социально одобряемыми мотивировками', в самооправдании, придумывании искусственных оправдательных причин. Направлена на обеспечение психического комфорта, сохранение чувства собственного достоинства, целостности своего "Я", предотвращение нежелательных психическихсостояний (чувства вины, стыда и т.д.), расчитана на моральное оправдание и снятие угрызений совести.
Рациональное — разумное, логичное, объяснимое.
Реабилитация — 1) комплекс медицинских, педагогических,профессиональных, психологических мероприятий,направленных на восстановление здоровья итрудоспособности лиц с ограниченными физическими и психическими возможностями, которыевозникли в результатеперенесенных заболеваний и травм; 2) восстановление репутации (доброго имени), восстановление в прежних правах.
Реактивные состояния— психические состояния, возникающиев результате психических травм: 1) реактивные депрессии,когда психическая травма приводит к угнетенному состоянию, малоподвижности, сосредоточенности на происшедшем; 2) аффективно-шоковые состояния, возникающие как реакция на сильную стрессовую ситуацию.
Реакция интрапунитивная ~ обвинение человеком самого себя в возникновении неблагоприятной ситуации; сопровождается чувством стыда, раскаяния.
Реакция экстрапунитивная — обвинение человеком других в возникновении неблагоприятной ситуации; сопровождается агрессией.
Регрессия поведения — форма психической защиты, выражающаяся в возврате к более ранним, более примитивным (нередко детским) формам поведения, которые в прошлом оказывались успешными.
Релаксация — снижение психического напряжения, достижениесостояния покоя, расслабленности.
Реминисценция — самопроизвольное припоминаниематериала, которыйкогда-то был воспринят, но затем забыт.
Репрезентативность — свойство выборочной совокупностиданных представлятьхарактеристики генеральной совокупности (всех данных, которые они представляют, характеризуют).
Репрезентации социальные — общепринятыеи поддерживаемые людьмивзгляды, убеждения, идеи и ценности.
Респондент — участник социально-психологического исследования, выступающий вроли опрашиваемого.
Референтная группа —люди, на мнение которых человек ориентируется в своем поведении, оценки которых являются для него значимыми, авторитетными. Цели деятельности,ценностные ориентации, законы и нормы этих людей воспринимаются личностью как эталон.
Рефлексия — 1) отражение человеком своей внутренней психической деятельности, психических качеств и состояний; 2) (в социальной психологии) осознание человеком того, как он воспринимается другими людьми.
Ригидность — индивидуальная особенность психики,проявляющаяся в заторможенности, замедленности реакций и мышления человека, в трудности отказа человека от однажды принятого решения, способа мышления и действия, в инертности, затрудненной способности человека к изменению ранее намеченной программы действий в изменившихся условиях. Различают когнитивную, аффективную и мотивационную ригидность.
Роль (в социальной психологии) — совокупность нормативно одобряемых форм поведения, которые ожидаются от человека, занимающего определенную позицию в системе общественных или межличностных отношений. В характеристику роли входят также цели, убеждения и чувства, социальные установки, ценности, которые ожидаются или приписываются человеку, занимающему в обществе определенное положение (например, роль руководителя, подчиненного, отца, матери и т.п.).
Самоактуализация — стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих задатков, способностей, личностных возможностей.
Самоактуализирующаяся личность — тип личности по классификации А.Маслоу, для которого характерно непрерывное стремление квозможно более полному выявлению и развитию своихличностных возможностей.
Самореализация — реализация индивидом своего уникального, неповторимого "Я", своей личности.
Саморегуляция психическая — система действий человека, направленных на достижение иподдержание необходимого психического состояния, управление своей психикой.
Самосознание — осознание человеком себя как личности; рефлексия (отражение) своих психических качеств, чувств, мотивов поведения, ценностей, идеалов, достоинств и недостатков.
Сангвиник — человек сангвинического темперамента, характеризующийся активностью, энергичностью, работоспособностью, подвижностью, быстротой реакций, уравновешенностью, стремлением к частой смене впечатлений, общительностью.
Сегрегация — разделение людей в обществе на категории, в том числе и в системе межличностных отношений, по признаку социальных различий.
Сексология — область научного знания, объединяющая исследования половых различий, сексуальных отношений. Сензитивная акцентуация характера— тип акцентуации, связанный с такими чертами как повышенная впечатлительность, обостренное чувство собственной неполноценности, боязливость, нерешительность и др.
Сензитивный возраст — период в онтогенетическом развитии человека1 наиболее благоприятный для формирования определенных психических функций и свойств. Сензитивный (сенситивный) — особенно восприимчивый, чувствительный.
Сенильные состояния —• совокупность психических изменений, характерных для патологически протекающего процесса старения.
Сенсибилизация — повышение чувствительности организма к воздействию какого-либо внешнего или внутреннего фактора.
Сенсорный ~ связанный с работой органов чувств человека. Сенсорная депривация — лишениеили ограничение возможности удовлетворения потребности организма в получении внешних впечатлений; возникает в условиях изоляции или при расстройстве каких-либо органов чувств. Сила нервной системы ~ одно из основных свойств, проявляющееся в работоспособности нервной системы, способности выдерживать сильное или длительное возбуждение. Симптом — характерный признак какого-либо явления, нарушения, болезни.
Симультанный — одновременный.
Синдром (синоним — симптомокомплекс) ~ совокупность признаков (симптомов) какого-либо явления, нарушения, болезни.
Синтез — объединение элементов, сторон и свойств объекта в
единое целое.
Склонность ~- предрасположенность человека к какой-либо деятельности, каким-либо действиям.
Смысловой барьер — возникающее между людьми непонимание, основанное на том, что одно и то же событие, одни и те же слова имеют для них разный личностный смысл. Сопереживание (сочувствие) — способность человека отождествлять себя в эмоциональном плане с другими людьми, испытывать те же чувства и эмоции.
Социализация — процесс усвоения человеком социального опыта, происходящий при его индивидуальном развитии в деятельности и общении
Социальная ситуация развития — специфическая для каждого возрастного периода система отношений человека к социальной действительности, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми; понятие введено Л.С.Выготским. Социально-психологическая компетентность ~ способность человека эффективно взаимодействовать с другими людьми, хорошее владение умениями, навыками и средствами социального взаимодействия.
Социальные ожидания— ожидание другими людьми от человека определенных суждений, действий и поступков, соответствующих его социальной роли.
Спонтанный — возникающий без специальной подготовки; например, спонтанная речь — речь, не обдуманная заранее. Спорадический — появляющийся от случая к случаю, нерегулярный.
Способности — индивидуально-психологические особенности человека, определяющие успешность выполнения им какой-либо деятельности и обусловливающие быстроту и легкость усвоения знаний, умений и навыков, необходимых для успешного выполнения этой деятельности. Однако следует иметь в виду, что слово "способности" в психологической литературе нередко употребляется и в другом значении: возможность, умение что-нибудь делать как результат накопленного опыта.
Стабильный — постоянный, мало изменяющийся. Статус— положение человека в системе межличностных отношений, определяющее степень его авторитета в глазах остальных участников группы.