Что такое экономическая психология 8 страница

входит:

— изучение психических факторов, влияющих на разви­тие болезней, их профилактику и лечение;

— изучение влияния тех или иных болезней на психику; изучение различных проявлений психики в их динамике;

— изучение нарушений развития психики; изучение ха­рактера отношений больного человека с медицинским персоналом и окружающей его микросредой;

— разработка принципов и методов психологического ис­следования в клинике; создание и изучение психологи­ческих методов воздействия на психику человека в лечебных и профилактических целях.

Меланхолик — тип человека, характеризующийся меланхо­лическим темпераментом (слабостью, низким уровнем психической активности, йеуравновешенностью, замед­ленностью движений, быстрой утомляемостью, болез­ненным реагированием на трудности, склонностью к переживаниям, некоторой замкнутостью, глубокими и устойчивыми эмоциями при слабом их внешнем выраже­нии).

Меланхолия — состояние человека, характеризующееся угнетен­ным настроением, мрачными мыслями, тоской.

Мимика — изменение выражения лица, отражающее внутрен­нее состояние человека.

Мнемический процесс — процесс памяти.

Мнемоника, мнемотехника — система приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем об­разования искусственных ассоциаций.

Мобильность — подвижность, готовность к быстрой реакции, быстрому включению в деятельность.

Модальность — понятие, обозначающее качественные характе­ристики ощущений (например, цвет - в зрении, тембр — в слухе, запах — в обонянии и т.п.).

Модифицировать — частично изменять, не затрагивая сути.

Мониторинг — наблюдение, оценка и прогноз развития процес­сов или состояния системы (например, систематический контроль и оценка результатов деятельности школы, сис­тематическое изучение общественного мнения).

Мояотония— психическое состояние, вызванное однообразным длительным раздражителем и проявляющееся в снижении внимания, сонливости, утомлении, падении психической активности.

Мотив — побуждение к деятельности; психологическая причи­на, побуждающая активность человека; то, ради чего осу­ществляется действие, достигается цель.

Мотивировка — обоснование, объяснение человеком причин своих действий. Может не совпадать с истинным мотивом в случае сознательного или бессознательного искажения его.

Моторный — двигательный.

Музыкотерапия — целенаправленное воздействие музыкой на психику человека с целью снятия психического напряжения, чрезмерной возбудимости, болезненных состояний психики.

н

Навык— полностью или частично автоматизированное действие, не требующее сознательного контроля и волевых усилий для его выполнения.

Навязчивые состояния — непроизвольные, внезапно появляю­щиеся в сознании тягостные мысли, идеи, воспоминания, представления, сомнения, страхи, влечения, неодолимо приковывающие к себе все внимание. Воспринимаются человеком как чуждые, эмоционально неприятные, при­чем их не удается ни отбросить, ни подавить.

Надежность— свойство методики (теста), характеризующее точ­ность психодиагностических измерений; проявляется в устойчивости результатов теста к влиянию посторонних случайных факторов.

Направленность личности— совокупность устойчивых мотивов, относительно независимых от сложившейся ситуации, направляющих поведение и деятельность личности. Выража­ется в устойчивых интересах, склонностях, влечениях, же­ланиях, идеалах, убеждениях, мировоззрении человека.

Невербальный— несловесный, неречевой — коммуникация про­исходит посредством жестов, мимики и т. п.

Неврастения — невроз, проявляющийся в повышенной раздра­жительности, утомляемости, утрате способности к дли­тельному умственному и физическому напряжению, в снижении работоспособности, неустойчивом настроении. Повышенная возбудимость сочетается с быстрой утомля­емостью, эффект "взрыва" эмоций возникает в ответ на незначительные раздражители. Сопровождается расстрой­ствами сна и функций вегетативной нервной системы.

Неврозы — функциональные нервно-психические нарушения. Возникают на базе межличностных конфликтов, тревог, нерешенных и неразрешимых проблем, других психотрав-мирующих воздействий. Включают в себя личностные про­явления и соматические расстройства. Сопровождаются болезненно-тягостными переживаниями неудачи, недо­стижимости жизненных целей, потери. Преобладают эмо­циональные расстройства, сохраняется способность управлять собой. Выделяют три основные формы н.: истерию, неврастению и невроз навязчивых состояний.

Невротизм — психическое состояние, характеризующееся по­вышенной возбудимостью, импульсивностью, тревожно­стью, эмоциональной неустойчивостью, снижением самооценки, самоуважения, вегетативными расстройства­ми. Невротические симптомы могут быть обнаружены и у здорового человека.

Невротичность — свойство личности, характеризующееся по­вышенной возбудимостью, импульсивностью и тревож­ностью.

Негативизм — немотивированное демонстративное стремление человека к противодействию любым, в том числе и ра­зумным, советам, мнениям, требованиям. Обусловлен потребностью личности в самоутверждении, в защите сво­его "я". Наиболее выражены реакции негативизма у детей в периоды возрастных кризисов.

Неустойчивый тип акцентуации характера — тип акцентуации, выражающийся в склонности поддаваться влиянию окру­жающих, к постоянным поискам новых впечатлений, ком­паний, межличностных отношений, контактов, которые носят в большинстве случаев поверхностный характер.

Нонконформизм — черта личности, характеризующаяся стрем­лением к несогласию с мнением других людей во что бы то ни стало.

Нормы — правила общепринятого и ожидаемого поведения, со­циально одобряемые формы поведения, которые следует соблюдать людям.

Ностальгия — психическое состояние тоски по родине, вызван­ное в большинстве случаев затруднениями в адаптации к новой среде.

О

Обезличивание— см. деперсонализация.

Обобщение — объединение отдельных предметов или частных явлений в группу на основе общих признаков.

Обучаемость — индивидуальные показатели скорости и каче­ства усвоениячеловеком знаний, умений и навыков в про­цессе обучения.

Объективный —- существующий сам по себе, независимо от любых интерпретаций наблюдателя.

Обыденное сознание — совокупность представлений, знаний, ус­тановок и стереотипов, основывающихся на непосред­ственном повседневном опыте людей.

Одаренность — совокупность задатков и способностей, обуслав­ливающая особую успешность деятельности личности в определенной сфере.

Оккультизм — общее название учений, признающих существо­вание особых духовных сил в человеке и в космосе,недо­ступных для простого человеческого опыта, но доступных для "посвященных", прошедших особую инициациюи специальную психическую тренировку.

Олигофрения ~ недоразвитие сложных форм психической дея­тельности вследствие органического поражения головно­го мозга во внутриутробном периоде или на самыхранних этапах постнатального развития. По степени интел­лектуальной недостаточности различают три группы оли­гофрении: идиотия (наиболее глубокое слабоумие), имбецильность (средняя степень) и дебильность (легкая степень). Психические функции идиотов сводятся к реф­лекторным актам; имбецилам можно прививать навыки самообслуживания; дебилы, несмотря на замедленность и конкретность мышления, низкий уровень суждений, узкий кругозор, бедный запас слов и слабую память, спо­собны к приобретению некоторых знаний и про­фессиональных навыков.

Онтогенез— процесс индивидуального развития человека. Поня­тие "онтогенез" в психологии употребляется для обозна­чения изменений психики ребенка, которые происходят в условиях воспитания и обучения.

Оперативная память — вид памяти, предназначенный для хра­нения информации в течение времени, необходимого для решения задачи, для выполнения некого действия. Ориентировочная реакция — реакция организма на новый сти­мул, проявляющаяся в общей его активности, сосредото­чении внимания, мобилизации сил и ресурсов, Отклоняющееся поведение (см. также девиантное поведение) ~ поведение, противоречащее общепринятым правовым или нравственным нормам. Основные виды О. п. - преступ­ность и аморальное поведение.

Парадигма — система основных научных достижений (теорий, методов), в русле которых проводятся исследования уче­ных в данной области знаний. От одного исторического периода развития науки к другому парадигма может ме-' няться.

Параноидное поведение — поведение, для которого характерны навязчивые идеи, лишенные объективных оснований; не­доверие, ожидание опасности со стороны окружающих, мания величия.

Паранойя — 'психическое расстройство, характеризующееся стой­ким систематизированным бредом (преследования, рев­ности и др.), который отличается сложностью содержания, последовательностью доказательств, внешним правдопо­добием. Каждый, кто не разделяет убеждения параноика, квалифицируется им как враждебная личность.

Парапсихология —- обозначение области психических явлений, недоступных объяснению с помощью имеющихся науч­ных знаний. К феноменам парапсихологии относятся '"эк­страсенсорное" восприятие, ясновидение, проскопия (предвидение), телепатия (передача мыслей на расстоя­нии от одного человека к другому), телекинез (перемеще­ние предметов без непосредственного контакта).

Патология — 1) наука о болезненных процессах, отклонениях от нормы в организме; 2) болезненное отклонение от нормы.

Патопсихология— раздел медицинской психологии, изучающий болезненные изменения в психике, закономерности на­рушения психической деятельности и свойств личности при психических заболеваниях

Перенос — переключение агрессии с источника фрустрации на другую мишень, безобидную и более социально приемле­мую.

Персеверация — упорно повторяющееся непроизвольное, назой­ливое повторение какого-либо образа, мысли, действия или психического состояния, часто вопреки сознательно­му намерению человека. По своему содержанию персеве­рация близка к навязчивым психическим состояниям.

Перцептивный — относящийся к сфере восприятия.

Перцепция — восприятие посредством органов чувств.

Перцепция социальная— восприятие, понимание и оценка людь­ми различных социальных объектов, событий, других лю­дей.

Пластичность психики— высокая способность психической адап­тации к новым условиям.

Плацебо-эффект — терапевтическое воздействие, вызванное приемом безвредного препарата, не являющегося лекар­ственным средством; психотерапевтический эффект, выз­ванный самим фактом приема человеком лекарства.

Пограничные состояния — слабо выраженные нервно-психичес­кие расстройства, являющиеся по степени тяжести пере­ходными между психическим здоровьем и выраженной патологией. Обычно к ним относятся психогении (невро­зы, реактивные состояния), психопатии, психические нарушения в экстремальных условиях деятельности.

Подсознательное— совокупность неосознаваемых компонентов психической деятельности, оказывающая непосредствен­ное влияние на поведение и содержание сознания.

Полевое исследование — исследование, проведенное в естествен­ных, реальных жизненных условиях, вне лаборатории.

Посттравматический синдром— совокупность признаков нега­тивных психических последствий, возникших в результа­те сильного стресса. Для этих негативных изменений характерны: 1) возбудимость и раздражительность; 2) бе­зудержный тип реагирования на внезапные раздражите­ли; 3) фиксация на обстоятельствах травмирующего события; 4) уход от реальности; 5) предрасположенность к неуравновешенным агрессивным реакциям.

Посттравматический стресс — возникший в результате психи­ческой травмы комплекс реакций: повторяющиеся вос­поминания о событии, воспроизведение его в ночных кошмарах, интенсивные негативные переживания и физи­ологические реакции при столкновении с чем-то,-что хотя бы отдаленно напоминает травмирующее событие и т.п.

Прайминг — активация специфических ассоциаций в памяти.

Проекция — один из защитных механизмов, посредством кото­рого человек избавляется от переживаний по поводу соб­ственных недостатков, приписывая их другим людям без достаточного на то основания.

Просоциальное поведение — поведение человека в отношениях с людьми, направленное на то, чтобы делать им добро.

Профессиограмма — совокупность психологических характерис­тик, требующихся для успешного овладения профессией и плодотворной работы в ней.

Профориентация— система мер, направленных на оказание по­мощи молодежи в выборе профессии.

Профотбор (профессиональный отбор) — отбор людей для про­фессионального обучения или для выполнения опреде­ленной трудовой деятельности. Осуществляется на основании изучения состояния здоровья, уровня разви­тия профессионально важных качеств и подготовленнос­ти, психологических особенностей человека.

Психастеническая акцентуация характера — тип акцентуации, при котором человеку присущи такие черты как высокая тревожность, мнительность, нерешительность, склонность к самоанализу, постоянным сомнениям, навязчивым мыслям и психическим состояниям и др.

Психастенический тип — лица, отличающиеся тревожно-мни­тельным характером, застенчивостью, малой инициа­тивностью (при высоко развитом чувстве долга), педантичностью. Из-за неуверенности в себе они склон­ны к многократной проверке своих действий.

Психастения — болезненное расстройство психики, характери­зующееся крайней нерешительностью, боязливостью, склонностью к навязчивым идеям; возможно высоко раз­витое чувство ответственности.

Психиатрия— отрасль клинической медицины, изучающая про­явления, причины и механизмы развития психических болезней; разрабатывает методы их лечения, профилак­тики и организации помощи психическим больным.

Психические болезни — заболевания с преимущественными рас­стройствами психики.

Психоанализ — общепсихологическая и психотерапевтическая теория, разработанная 3. Фрейдом.

Психогении — группа психических заболеваний, возникающих как реакция на травмирующую жизненную ситуацию (не­врозы, реактивные состояния).

Психогенетика— область исследований, изучающая наследствен­ный характер некоторых психических и поведенческих явлений, их зависимости от генотипа.

Психогигиена — отрасль знаний, изучающая и предлагающая меры и средства сохранения и укрепления психического здоровья людей и предупреждения психических заболеваний. Тесно связана с психопрофилактикой.

Психоделические состояния — изменения психофизиологичес­кого состояния личности под влиянием психоделиков. Из­менения проявляются в слезоточивости, тошноте, ознобе, галлюцинациях, акустических иллюзиях, резком повыше­нии чувствительности, искажении восприятия времени, пространства, повторном переживании эпизодов прошло­го, немотивированном повышении настроения или его спаде, нарушениях памяти, мышления и т. д.; приводят к существенным негативным изменениям личности.

Психодиагностика — оценка психических свойств, состояний личности, особенностей психических процессов на осно­ве существующих норм при помощи психодиагностичес­ких методик.

Психозы — расстройства психической деятельности, проявляю­щиеся в нарушении отражения реальной действительнос­ти, изменении обычного, типичного для большинства людей поведения и отношения к происходящему.

Психокоррекция — психологическая помощь по преодолению недостатков психического развития.

Психологическая совместимость — способность людей находить взаимопонимание, налаживать хорошие личные и дело­вые взаимоотношения, сотрудничать друг с другом.

Психопатии — группа психических аномалий, проявляющихся в нарушениях эмоционально-волевой сферы, дисгармо­ничном складе личности, характера. Проявляются в то­тальной (т.е. распространяющейся на все сферы отношений человека с социумом) и стабильной социальной дезадап­тации. Для психопатов прежде всего характерны неадек­ватность эмоциональных переживаний, возникновнение навязчивых и депрессивных состояний и т.п. Не следует путать психопатию с акцентуацией характера. Четких гра­ниц между психопатиями и акцентуациями характера нет. Принято выделять следующие типы психопатии (по П.Б.Ганнушкину): 1. циклоиды, 2.шизоиды, 3. эпилептои-ды, 4. астеники, 5. психастеники, 6. паранойяльные пси­хопаты, 7. истерические психопаты, 8. неустойчивые психопаты, 9. органические психопаты. Преобладают сме­шанные формы.

Психопатология — раздел психиатрии, занимающийся клиничес­ким описанием признаков психических заболеваний, изучающий закономерности развития психической болезни.

Психопрофилактика — система мероприятий, направленных на предупреждение психогений и психосоматических (гипер­тония, язвенная болезнь и т.п.) болезней, а также откло­няющегося поведения.

Психосоматика —• направление в медицинской психологии, за­нимающееся изучением влияния психических факторов на возникновение и протекание некоторых соматических заболеваний (бронхиальной астмй, гипертонической бо­лезни, язвы 12-перстной кишки, язвенного колита, по­лиартрита, стенокардии, нейродермита).

Психосоматические расстройства — расстройства органов и си­стем, вызванные психическими факторами.

Психотерапия — комплексное лечебное воздействие на челове­ка с помощью психологических средств с целью устране­ния или ослабления болезненных симптомов и изменения отношения к себе, своему заболеванию и окружающей среде. Направлена на восстановление и поддержание пси­хического здоровья человека.

Психотропные средства— группа лекарственных веществ с пре­имущественным целенаправленным влиянием на психи­ку человека (подавляющих и успокаивающих центральную нервную систему, стимулирующих психическую актив­ность, настроение, работоспособность, дезорганизующих деятельность мозга), а также вещества дифференцирован­ного воздействия на психические функции (поведение, память, работоспособность и т.д.).

Психофармакология — отрасль психологии и одновременно фар­макологии, занимающаяся созданием психотропных средств и изучением их воздействия на психику.

Рационализация — механизм психологической защиты, состоя­щий в поиске разумных и логичных объяснений челове­ком своих действий, в объяснении собственных поступков благовидными,социально одобряемыми мотивировками', в самооправдании, придумывании искусственных оправ­дательных причин. Направлена на обеспечение психичес­кого комфорта, сохранение чувства собственного достоинства, целостности своего "Я", предотвращение не­желательных психическихсостояний (чувства вины, стыда и т.д.), расчитана на моральное оправдание и снятие угрызений совести.

Рациональное — разумное, логичное, объяснимое.

Реабилитация — 1) комплекс медицинских, педагогических,профессиональных, психологических мероприятий,на­правленных на восстановление здоровья итрудоспособ­ности лиц с ограниченными физическими и психическими возможностями, которыевозникли в результатеперене­сенных заболеваний и травм; 2) восстановление репута­ции (доброго имени), восстановление в прежних правах.

Реактивные состояния— психические состояния, возникающиев результате психических травм: 1) реактивные депрес­сии,когда психическая травма приводит к угнетенному состоянию, малоподвижности, сосредоточенности на про­исшедшем; 2) аффективно-шоковые состояния, возни­кающие как реакция на сильную стрессовую ситуацию.

Реакция интрапунитивная ~ обвинение человеком самого себя в возникновении неблагоприятной ситуации; сопровож­дается чувством стыда, раскаяния.

Реакция экстрапунитивная — обвинение человеком других в воз­никновении неблагоприятной ситуации; сопровождается агрессией.

Регрессия поведения — форма психической защиты, выражаю­щаяся в возврате к более ранним, более примитивным (нередко детским) формам поведения, которые в про­шлом оказывались успешными.

Релаксация — снижение психического напряжения, достиже­ниесостояния покоя, расслабленности.

Реминисценция — самопроизвольное припоминаниематериала, которыйкогда-то был воспринят, но затем забыт.

Репрезентативность — свойство выборочной совокупностидан­ных представлятьхарактеристики генеральной совокупности (всех данных, которые они представляют, характеризуют).

Репрезентации социальные — общепринятыеи поддерживаемые людьмивзгляды, убеждения, идеи и ценности.

Респондент — участник социально-психологического исследо­вания, выступающий вроли опрашиваемого.

Референтная группа —люди, на мнение которых человек ори­ентируется в своем поведении, оценки которых являются для него значимыми, авторитетными. Цели деятельности,ценностные ориентации, законы и нормы этих людей вос­принимаются личностью как эталон.

Рефлексия — 1) отражение человеком своей внутренней психи­ческой деятельности, психических качеств и состояний; 2) (в социальной психологии) осознание человеком того, как он воспринимается другими людьми.

Ригидность — индивидуальная особенность психики,проявля­ющаяся в заторможенности, замедленности реакций и мышления человека, в трудности отказа человека от од­нажды принятого решения, способа мышления и действия, в инертности, затрудненной способности человека к из­менению ранее намеченной программы действий в изменившихся условиях. Различают когнитивную, аффек­тивную и мотивационную ригидность.

Роль (в социальной психологии) — совокупность нормативно одобряемых форм поведения, которые ожидаются от че­ловека, занимающего определенную позицию в системе общественных или межличностных отношений. В характе­ристику роли входят также цели, убеждения и чувства, социальные установки, ценности, которые ожидаются или приписываются человеку, занимающему в обществе оп­ределенное положение (например, роль руководителя, подчиненного, отца, матери и т.п.).

Самоактуализация — стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих задатков, способ­ностей, личностных возможностей.

Самоактуализирующаяся личность — тип личности по класси­фикации А.Маслоу, для которого характерно непрерыв­ное стремление квозможно более полному выявлению и развитию своихличностных возможностей.

Самореализация — реализация индивидом своего уникального, неповторимого "Я", своей личности.

Саморегуляция психическая — система действий человека, на­правленных на достижение иподдержание необходимого психического состояния, управление своей психикой.

Самосознание — осознание человеком себя как личности; реф­лексия (отражение) своих психических качеств, чувств, мотивов поведения, ценностей, идеалов, достоинств и недостатков.

Сангвиник — человек сангвинического темперамента, характе­ризующийся активностью, энергичностью, работо­способностью, подвижностью, быстротой реакций, уравновешенностью, стремлением к частой смене впечат­лений, общительностью.

Сегрегация — разделение людей в обществе на категории, в том числе и в системе межличностных отношений, по при­знаку социальных различий.

Сексология — область научного знания, объединяющая исследо­вания половых различий, сексуальных отношений. Сензитивная акцентуация характера— тип акцентуации, связан­ный с такими чертами как повышенная впечатлительность, обостренное чувство собственной неполноценности, бо­язливость, нерешительность и др.

Сензитивный возраст — период в онтогенетическом развитии человека1 наиболее благоприятный для формирования определенных психических функций и свойств. Сензитивный (сенситивный) — особенно восприимчивый, чув­ствительный.

Сенильные состояния —• совокупность психических изменений, характерных для патологически протекающего процесса старения.

Сенсибилизация — повышение чувствительности организма к воздействию какого-либо внешнего или внутреннего фак­тора.

Сенсорный ~ связанный с работой органов чувств человека. Сенсорная депривация — лишениеили ограничение возможнос­ти удовлетворения потребности организма в получении внешних впечатлений; возникает в условиях изоляции или при расстройстве каких-либо органов чувств. Сила нервной системы ~ одно из основных свойств, проявляю­щееся в работоспособности нервной системы, способно­сти выдерживать сильное или длительное возбуждение. Симптом — характерный признак какого-либо явления, нару­шения, болезни.

Симультанный — одновременный.

Синдром (синоним — симптомокомплекс) ~ совокупность при­знаков (симптомов) какого-либо явления, нарушения, болезни.

Синтез — объединение элементов, сторон и свойств объекта в

единое целое.

Склонность ~- предрасположенность человека к какой-либо де­ятельности, каким-либо действиям.

Смысловой барьер — возникающее между людьми непонимание, основанное на том, что одно и то же событие, одни и те же слова имеют для них разный личностный смысл. Сопереживание (сочувствие) — способность человека отожде­ствлять себя в эмоциональном плане с другими людьми, испытывать те же чувства и эмоции.

Социализация — процесс усвоения человеком социального опы­та, происходящий при его индивидуальном развитии в деятельности и общении

Социальная ситуация развития — специфическая для каждого возрастного периода система отношений человека к со­циальной действительности, отраженная в его пережива­ниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми; понятие введено Л.С.Выготским. Социально-психологическая компетентность ~ способность че­ловека эффективно взаимодействовать с другими людь­ми, хорошее владение умениями, навыками и средствами социального взаимодействия.

Социальные ожидания— ожидание другими людьми от человека определенных суждений, действий и поступков, соответ­ствующих его социальной роли.

Спонтанный — возникающий без специальной подготовки; на­пример, спонтанная речь — речь, не обдуманная заранее. Спорадический — появляющийся от случая к случаю, нерегуляр­ный.

Способности — индивидуально-психологические особенности человека, определяющие успешность выполнения им ка­кой-либо деятельности и обусловливающие быстроту и легкость усвоения знаний, умений и навыков, необходи­мых для успешного выполнения этой деятельности. Одна­ко следует иметь в виду, что слово "способности" в психологической литературе нередко употребляется и в другом значении: возможность, умение что-нибудь делать как результат накопленного опыта.

Стабильный — постоянный, мало изменяющийся. Статус— положение человека в системе межличностных отно­шений, определяющее степень его авторитета в глазах ос­тальных участников группы.

Наши рекомендации