Специфичность предмета буддийской психологии
Мы уже писали выше, что в буддизме не было такой науки, как психология. Ее нет и сейчас.
Но есть способ мышления, который мы можем обозначить как психология. Он чрезвычайно сложен и неоднозначен даже по предельному предметному обозначению. Это связано с тем, что Будда Шакьямуни дал множество различных учений.
Будда совершил множество деяний, но основным среди них был поворот Колеса Учения. Если бы Будда просто достиг своего пробуждения и разрешил свой коан для себя, людям от этого не было бы никакой пользы.
Его решение дать людям учение, рассказать им о том, чего постиг и достиг он сам, было великим поступком. Тем самым он открыл врата и путь к пробуждению для других существ.
Но Будда никогда не толкал в эти врата других людей. Это действие (встать на путь), должен был сделать сам человек. При всей своей потенциальности, Будда не может своими руками смыть наши осквернения и не может трансплантировать в нас свои постижения, свои освоенные психические состояния и прозрения.
Единственное, что он смог сделать, чтобы помочь каждому рожденному человеком, это дать учение.
Учения Будды могут быть сгруппированы по-разному - с точки зрения времени, с точки зрения того, что они выражают, на что они направлены, какой аудитории предназначены и так далее. Например, если группировать их в три категории с точки зрения того, чем и что они выражают, это будут Три Корзины или Трипитака: Винаяпитака выражает учение о монашеской дисциплине, Сутрапитака выражает учение о сосредоточении и Абхидхармапитака выражает учение о мудрости.
Если группировать эти учения с точки зрения времени, это будут три поворота Колеса Учения. Первый - это поворот Колеса Учения о Четырех Благородных Истинах.
Второй - поворот Колеса Учения о Беспризнаковости (это учение о пустоте, абсолютной реальности), и третий - это поворот так называемого Хорошо Разделённого Колеса Учения. Первый поворот Колеса Учения относится к Хинаяне, второй и третий - к Махаяне.
Во время первого поворота Колеса Учения Будда дал учение о Четырех Благородных Истинах для учеников, стремящихся к индивидуальному просветлению, к состоянию архата, а не к состоянию будды, то есть для учеников, желающих вступить на путь Хинаяны.
Четыре благородные истины - это истина о страданиях, истина о причинах страданий, истина о прекращении страданий и истина о пути прекращения страданий.
Когда Будда давал учение о Четырех Благородных Истинах, он не затрагивал глубин самой реальности, абсолютной реальности, потому что его ученики были не в состоянии это воспринять. В шравакаяне ученик стремится остановить колесо кармы и прекратить страдание.
Объясняя это учение, Будда исходил из мотивации и возможностей (способностей) учеников.
На уровне малой колесницы Будда тоже не говорит о пустоте: ученики не могли поверить в истину о шуньяте (пустоте) или были не в состоянии ее воспринять. Поэтому он дал только то учение, которое было необходимо для достижения индивидуального просветления. В первом Колесе Учения все вещи существуют реально. “Я” нет, но существуют скандхи, существует внешний мир, существуют объекты восприятия, субъекты восприятия, процесс восприятия. Существует путь, достижение результатов пути, существуют вещи, которые нужно отбрасывать, вещи, которые нужно культивировать.
Это восьмеричный благородный путь с праджней, шилой и самадхи, это постижение отсутствия собственного индивидуального “я”, но не пустоты всех явлений.
Далее, через некоторое время, Будда повернул второе Колесо Учения. Это было на Пике Грифов, в Раджгире, недалеко от Бодхгаи.
Во время второго поворота Колеса Учения Будда сформировал понимание абсолютной истины для бодхисаттв и тех, кто стремился стать на путь бодхисатв, чтобы достичь окончательного просветления, состояния будды. Достижение будды (буддовости) предполагает постижение абсолютной истины во всех деталях, во всех аспектах. Именно так она излагается в учении Махаяны.
Будда дал учение, которое позже было сгруппировано сутры Праджняпарамиты (праджня - мудрость, постигающая абсолютную реальность; парамиты - совершенства; то есть это сутры Совершенства Мудрости). В этих сутрах идет речь о том, что нет ничего реального, - нет пути, нет ступеней пути, нет бодхисатв, нет будд, нет того, нет этого, вообще ничего нет. То есть, в них говорится о полном отрицании всего (хотя само отрицание не утверждается).
Третье Колесо Учения Будда повернул в Вайшали, и оно называется Хорошо Разделённым Колесом Учения. Вне сомнения, при сравнении содержания первого и второго колеса у последователей возникали вопросы, о том, что, собственно, происходит, - то ли Будда сам себе противоречит, то ли он что-то имел в виду, когда сначала утверждал, что все есть, а потом - что ничего нет. В третьем повороте Колеса Учения Будда объяснил, что существуют три феномена, три типа явлений, в которые могут быть объединены все явления.
· Ограниченные явления. Это указывает на ограничения шести видов сознания в связи с неправильной концепцией истинного и независимого существования.
· Зависимые явления. Сознание Основы Всего, которое хранит впечатления как бы в виде семян, и прочие аспекты сознания существуют как континуум похожих моментов, постоянно влияющих друг на друга в форме причины и следствия. Восприятие внешних объектов отделяется от внутреннего воспринимающего ума, и так развивается двойственное прилипание. (Эти две характеристики составляют относительную истину. Абсолютная истина состоит из третьего аспекта существования).
· Абсолютное присутствие. Ум по своей природе несоставной и свободный от всех ограниченных и зависимых явлений. Это называется «неконцептуалыюе осознавание, свободное от двойственности».
При третьем повороте Колеса Учения Будда объяснил, что, поворачивая первое Колесо Учения, он делал это лишь с точки зрения тех учеников, для которых учение давалось, и оно не являлось его окончательным намерением. Когда же во время второго поворота Колеса Учения он говорил, что ничего не существует, он имел в виду, что не существующее - это только полностью обозначенные явления абсолютного присутствия, но абсолютная реальность существует. Таким образом, в третьем повороте Колеса Учения Будда разделил, что существует и что не существует. Поэтому третий поворот и называется Хорошо Разделённым Колесом Учения.
Таким образом, в теле буддийского учения мы можем увидеть учение трех степеней сложности, направленных на разные аудитории.
В Варанаси Будда повернул колесо Учения, изложив доктрину о Четырех благородных истинах; он сделал это прежде всего в расчете на приверженцев духовной традиции слушающих (шраваков).
В средний период, в Гридхракуте, он повернул колесо Учения во второй раз, изложив доктрину об отсутствии самосущего бытия всех явлений; он сделал это в основном в расчете на обучаемых с большими умственными способностями, приверженцев духовной традиции махаяны.
В последний период, в Вайшали, он повернул колесо Учения в третий раз, изложив доктрину о разграничении явлений, существующих истинно и не истинно; он сделал это в основном в расчете на приверженцев духовной традиции махаяны со средними и малыми умственными способностями. Также он явил себя в облике Ваджрахары и изложил тантрийские учения (учение Ваджраяны).
Если перевести буддийские тексты на приблизительный и очень примитивный язык современности, станет ясно, что есть три языка, на которых изложено учение и три аудитории, на которые оно направлено:
- язык для шраваков, людей, которые внутренне готовы воспринять буддизм, его нравственность и онтологию, хотели бы избежать страдания, получить представление о причине и следствии. Это язык Хинаяны или "Тхеравады".
- язык для монахов, которые встали на путь садханы, желали делать больше для других, получить наставления о сочувствии и мудрости. Это язык "Махаяны".
- язык для продвинутых буддистов (архатов, бодхисатв), для людей, которые испытывали большое доверие к буддовости или природе будды - и своей собственной, и других; для желавших иметь непосредственное видение ума. Это язык "Ваджраяны".
Проанализировав аудиторию Будды, мы не обнаружили в ней ни профессиональных психологов, ни философов, ни педагогов, ни, тем более, любопытных психиатров или культурологов. Мы не можем там обнаружить себя ни в качестве шраваков, ни монахов, ни, тем более, бодхисатв.
Тогда встает закономерный вопрос, какое колесо знания является предметом исследования психолога? То ли за реальность нужно принимать сказанное Буддой во время третьего поворота Колеса Учения, то ли во время первого или второго?
Среди буддистов многие не принимают поворот третьего Колеса Учения за окончательную мысль Будды, считая, что его окончательным намерением был второй поворот. Третий же был сделан для определенных учеников, но не является окончательным. Ученые Махаяны обсуждают вопрос о том, какие из учений Будды подлежат дальнейшей интерпретации, а какие - нет. Большинство тибетских ученых считают, что Мадхъямака основана на втором повороте Колеса Учения, на сутрах Праджняпарамиты. Многие из них считают, что первый поворот Колеса Учения, как и третий, не являются окончательным намерением Будды и подлежат дальнейшей интерпретации. Но последователи Хинаяны, чьи взгляды основаны на первом повороте Колеса Учения, считают, что последующие два поворота вообще не являются учением Будды.
Если же мы захотим взглянуть на буддийскую традицию не с точки зрения больших школ, а с точки зрения авторитетов, то встретимся с той же странной и достаточно запутанной ситуацией.
С точки зрения Нагарджуны, сутры, делающие основной упор на описании абсолютной истины (второй поворот колеса Дхармы), не подлежат дальнейшей интерпретации, то есть выражают окончательное намерение Будды. А те сутры, которые делают упор на описании относительной истины (ступени пути, мораль, различные практики медитации и так далее), интерпретации подлежат.
С точки зрения школы Асанги, третий поворот Колеса Учения является не подлежащим дальнейшей интерпретации, потому что Асанга признает разделение всех явлений на три категории (зависимые явления, всецело обозначенные явления и полностью утвержденные явления), а другие повороты Колеса Учения он считает подлежащими интерпретации.
Как видно, даже два глобальных авторитета буддизма не смогли прояснить, что же на самом деле говорил Будда.
В силу этих соображений, мы будем считать проявлением истинного намерения Будды весь канон буддизма, и все повороты колеса учения будем относить к текстам, подлежащим интерпретации и анализу.
Таким образом, объектом нашего исследования является буддийская традиция, более узко – тексты, которые могут прояснять основные категории современной психологии, дополнять и расширять их содержание и толкование.
Предметом – буддийская психология или, если быть точнее, та часть учения, которая может быть истолкована с европейской точки зрения как имеющая психологическое содержание.