Эпоха первобытной общины
Духовная культура. Уже довольно развитым производственной деятельности и социальной жизни людей раннепервобытной общины соответствовало их менее развитая духовная культура. Это сказывалось в их мышлении и тесно связанном с ним языке, начатках рациональных знаний и искусства, мифологии и религии.
Особое место в духовном творчестве занимали священные мифы, объяснявшие происхождение явлений природы и человеческих установлений. О природе мифологии высказывались самые различные мнения: её толкуют не только как жанр фольклора, но и как первобытную «науку» или «философию». Этиологическая функция мифов дают для этого основания. Но мифы (например, широко распространенные мифы о появлении первых людей из разверзшейся земли или из яйца) внешне похожи на фантастические сказки. По-видимому, главное различие состоит в том, что в сказки не верят, а в мифы верят. Как правило, мифы содержат указания на ход вещей в далекие времена, на поступки культурных героев и отдаленных предков. Мифология предполагает представления о принципе отличного от реального так называемого мифологического времени. При этом мифологическое время не отделено от настоящего: оно отражено в обычаях и воспроизводится в священных обрядах, в чем состоит социализирующая и освящающая предписанная поведение функции мифов. И от всего этого уже не далеко до религии.
Накапливавшиеся духовной культуре людей ранее первобытной общины элементы рационального и эмоционального миропонимания были все же ещё только островками знания в море незнания. Между тем люди уже достигли такой ступени развития интеллекта, когда появилась потребность объяснить и подчинить себе все то, чем им приходилось сталкиваться и что не редко заставляло чувствовать своё бессилие. Поэтому рядом с другими формами общественного сознания возникла религия.
Главной особенностью религиозного миропонимания людей раннепервобытной общины было то, что они пока не выделяли себя из окружающей естественной среды. Промысловая территория, её животные, растительный и минеральные богатства, действующие на ней стихийные силы и живущие здесь человеческая группа – все это мыслилось как единое целое, в котором люди были тождественны с природой. Природе предписывались человеческие свойства вплоть до дуальной организации и общинного устройства, людям – свойства природы вплоть до возможности воспроизвести её стихийные явления. Это сказалось на всех ранних видах религиозных представлениях: тотемизме, анемизме, фетишизме, магии.
Тотемизм, особенно полно сохранившийся у аборигенов Австралии,– это вера существования тесной связи между сородичами и их тотемом которым мог быть определенный вид животных, растений, реже других предметов или явлений природы. Тотему не поклонялись, но считали его «отцом», «старшим братом» и т.п., помогающим сородичам. Последние, со своей стороны, не должны были убивать тотем, причинять ему вред, употреблять его в пищу. У каждого рода был свой священный центр, с которым связывались придания о тотемических предках и оставленных ими «детских зародышах», дающих начало новым жизням.
Анемизм – вера в сверхъестественные существа заключенные в какие – либо тела (души) или действующие самостоятельно (духи). Анемистические верования связаны с одушевлением природы. Зачатки их имелись уже на стадии раннепервобытной общины: у тасмонийцев, австралийцев, и других.
Фетишизм – вера в сверхъестественные свойства некоторых не одушевленных предметов, например пещер, камней, деревьев, определенных орудий труда или предметов обихода, а позднее и специально изготовленных культовых предметов. Фетишистские представления также являются одушевлением неодушевленного, однако с определенным выбором. Так, фетишем становились, скажем, спасшие людей пещеры, насытившее их после голодовки дерево, добычливое копье и т. д.
Магия – вера в способность человека особым образом воздействовать на других людей, животных, растений даже явлений природы, а также и сами эти действия. Не понимая настоящей взаимосвязи наблюдаемых фактов и превратно истолковывая случайные совпадения, человек полагал, что с помощью определенных действий и слов он может помогать или вредить людям, обеспечивать успех или не успех в промысле, вызывать или прекращать бурю.
Уже самые ранние виды религии заключали в себе зачатки не только фантастических представлений – веры, но и священнодействий культовой практики.
Духовной культуру раннепервобытной общины было присуще тесное переплетение познавательной, художественной и культовой деятельности. Так, леча рану, человек обычно обращался и к полезным травам, и к магии; протыкая копьем, изображение животного он одновременно практиковался приемам охоты или показывал их молодежи и магически обеспечивал успех предстоящего дела.
Религия усложнялась и эволюционировала. По мере накопления знаний о своей собственной и внешней природе люди позднепервобытой общине все меньше отождествляли себя с природной средой, все больше осознавали свою зависимость от неведомых и сверхъестественных сил. Эти силы виделись добрыми и злыми. В результате старые представления о дуалистическом разделении предметов и явлений природы вылились представления о извечной борьбе доброго и злого начал. Добрым силам стали поклоняться как постоянным защитникам и покровителям линиджа, рода, общины, племени; противостоящие им злые силы старались умилостивить.
С возникновением земледелия стал зарождаться культ возделываемых растений и тех сил природы, от которых завесило их произрастание, особенно СОЛНЦА и ЗЕМЛИ.
С развитием родоплеменной и в особенности сегментарной организации стала зарождаться вера помогающих людям духов умерших прародителей. Возник культ предков. Как правило, он был культом мужских предков, хотя в материнскородовых обществах, возможно уже начал складываться культ женских предков– прародительниц, местами известных как более поздней стадии развития.
Изобразительное искусство. В изобразительном искусстве в основном продолжался начавшийся раннее переход к условной манере исполнения. В графике, живописи, петроглифике, пластике этого времени отражено стремление нарочитой упрощенности, изображению взамен целого какой – либо его характерной части не редко к значительной стилизации. Так, если в ранненеолитических петроглифах Евразии сравнительно легко узнаются изображения людей и животных, то в позднем неолите они часто едва узнаваемы. К общей же массе высеченных на скалах знаков едва ли не преобладают круги, спирали, кресты, полумесяцы, свастики и другие солярные и лунарные символы.
Известно множество условных изображений эпохи палеолита и реалистических – эпохи неолита, но все же можно сказать, что изобразительное искусство палеолита было чаще реалистическим, а неолита – чаще условным. Одни ученые сравнивают его с мнением материала, например, с тем, что люди от росписи стен пещер перешли к украшению керамики другие – с развитием абстрактного мышления, третьи с распространением предписьменной передачи информации, некоторые – с усложнением религиозных представлений требовавших умышленного отклонения изображений от сходства с земными оригиналами. Согласно ещё одной точки зрения, поворот в первобытном искусстве был связан с тем, что переходом от охотничье – рыболовческого хозяйства к земледелию и скотоводству интерес к зверю уже ослабевать, а интерес к человеку ещё только зарождался. Все перечисленные факторы могли сыграть свою роль, но в целом этот сложный вопрос пока не достаточно изучен и остаётся открытым.