Глава VIII. Подбор, расстановка, оценка и аттестация персонала



Глава VIII. Подбор, расстановка, оценка и аттестация персонала - student2.ru Глава VIII. Подбор, расстановка, оценка и аттестация персонала - student2.ru ков, а также о личностных проблемах. Успешно применяемые в на­стоящее время активные методы обучения специалистов — професси­ональные и личностные тренинги - базируются на социально-психо­логической диагностике и оценке личности.

IV. Соверщенствование управления коллективом.

Оценка персонала способствует реорганизации и улучшению структуры аппарата управления, повышению квалификации и воспи­танию персонала. Она позволяет определить необходимую числен­ность персонала в связи с его квалификацией, подготовить новых спе­циалистов и переподготовить старых. Данные оценивания могут быть эффективно использованы в целях улучшения социально-психологи­ческого климата коллектива, для повышения мотивации и дисципли­ны труда.

V. Сокращение персонала.

Эта проблема обострилась в последнее время в связи с новыми условиями деятельности отечественных организаций - интенсифика­цией труда и использованием наиболее квалифицированных и перс­пективных специалистов на всех профессиональных и должностных позициях.

Перечисленные проблемы, или функции оценки персонала, как мы видим, чрезвычайно широки и многообразны, а ее последствия довольно серьезны. Поэтому еще раз подчеркнем, что исключению случайностей при проведении оценки способствует ее комплексность.

Основной принцип, используемый при оценке деловых, профес­сиональных и личных качеств специалистов, касается взаимосвязи между характеристиками личности человека и его деятельностью: деятельность формирует многие профессионально значимые каче­ства личности, изучение и оценка которых позволяют сделать вы­вод о возможностях реализации профессионального потенциала человека и эффективности его деятельности в этой сфере. Поэтому в целях оценки прежде всего должна быть создана модель личности специалиста, определен перечень эталонных (профессионально важ­ных) качеств, необходимых для успешного осуществления данной деятельности (на принципе создания такого рода моделей мы оста­новимся ниже).

Для того чтобы оценка персонала в любой области была обосно­ванной и полной, представим алгоритм комплексной оценки:

Цель оценки, основные за­дачи - зачем оцениваем?

Объект оценки - кого оцениваем?

Методы оценки - каким способом оцениваем?

Субъект оценки -кто оценивает?

Время, место, порядок про­ведения оценки - где и каким образом оцениваем?

Результат оценки - что явля­ется конечной целью ог\енки?

Аттестация персонала, подбор, расстановка, выдвижение в ре­зерв, оценка новых сотрудников, прогноз продвижения работни­ков по служебной лестнице, по­вышение в должности, измене­ние заработной платы и другие цели.

Руководители различных уров­ней, персонал среднего звена, исполнители, административ­ные работники, производствен­ники, служащие различной спе­циализации.

Количественные, качественные, комбинированные. Предпочте­ние отдается комплексу методов.

Эксперты («снизу», «сверху», на уровне должностной катего­рии); групповая оценка лично­сти; самооценка деловых лич­ностных и профессиональных качеств; оценка параметров лич­ности психологом, социологом.

Проведение оценки в утренние часы; наличие специально под­готовленного помещения; груп­повая или индивидуальная ра­бота; обработка результатов: вручную или на компьютере.

Представление результатов в ви­де различных психограмм, пред­назначенных для руководства организации, аттестационной комиссии и для самого оценива­емого; составление психологи-

Глава VIII. Подбор, расстановка, оценка и аттестация персонала - student2.ru Глава VIII. Подбор, расстановка, оценка и аттестация персонала - student2.ru Организационная социальная психология

Наши рекомендации