Способности и когнитивные стили
Постановка проблемы: В 1960–ые годы толчком для выделения общих способностей послужили сведения об отсутствии связи между традиционными тестами интеллектуальных способностей и успешностью решения проблемных ситуаций. Было признано, что последнее зависит от способности по–разному использовать данную в задаче информацию в быстром темпе. Эту способность назвали креативностью, и стали её изучать независимо от интеллектуальных способностей – как способность, отражающую свойство индивида создавать новые понятия и формировать новые навыки. Креативность связывают с творческими достижениями личности.
Дж. Гилфорд (изучал зависимость креативности от интеллектуальных способностей) – обобщил результаты исследований выявления особенностей творческих людей и создал расширенную концепцию интеллекта. Он выделил два типа мышления:
1. Конвергентное - логическое, однонаправленное, необходимое для нахождения точного единственного решения задачи;
2. Дивергентное - отступающее от логики, идущее в разных направлениях, благодаря чему возникают оригинальные решения.
Большинство людей, особенно при обучении в школе, прибегают, в основном, к конвергентному мышлению, что является бичом для детей с творческим мышлением. Эйнштейну и Черчиллю в школе было сложно.
Творческим личностям свойственно дивергентное мышление. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей используют только определённым образом.
Соотношение креативности и общего интеллекта. Если креативность – это уровень творческой одарённости, способности к творчеству, а интеллект - относительно устойчивая структура умственных способностей к познанию и решению проблем, то становится важным вопрос: как сочетаются между собой способности интеллектуального уровня и творческие? Оказалось, что у людей «среднего ума» интеллект и творческие способности обычно тесно связаны друг с другом. Однако, начиная с определённого уровня, пути интеллекта и творчества расходятся. Этот уровень лежит где–то в области 120 IQ, дальше корреляция между творческой и интеллектуальной деятельностью исчезает.
Особенности творческих людей (интеллектуальные и эмоциональные)
Творческие люди не зависят от окружающих, не боятся быть смешными, для них характерно полное отсутствие конформизма.
Творческий человек электичен, любознателен, постоянно стремится к новым знаниям. Его голова полна идей. Восприятие мира у таких людей непрерывно обновляется. Творческим людям характерна способность к удивлению, восхищению, мечтательности. Это описание соответствует, в основном, детям, очень редко взрослым. Отсюда, все дети являются творческими людьми. Обучение и воспитание превращает ребёнка в разумного, расчётливого и консервативного взрослого с посредственными творческими возможностями.
Анализ творческого мышления и его продуктов выявил следующие факторы креативности:
1. Беглость мысли (количество идей в единицу времени);
2. Подвижность – творческий человек без труда переходит от одного аспекта проблемы к другому, не ограничиваясь одной точкой зрения;
3. Гибкость мысли – способность переключаться с одной мысли на другую;
4. Пластичность – предлагать множество решений, когда обычный человек может найти 1 – 2;
5. Чёткость;
6. Чувствительность к проблеме (любознательность, интерес к миру вообще);
7. Оригинальность;
8. Конструктивность решений;
9. Способность к разработке гипотез;
10. Фантастичность (отрыв от реальности в решении задач при сохранении логической связи между стимулом и реакцией);
11. Иррелевантность - логическая независимость от стимула.
Лекции 30-33. Темперамент и характер– 8 часов
Основные вопросы:
1. Понятие о темпераменте. Основные подходы к пониманию темперамента.
2. Свойства и типы темперамента. Методы диагностики.
3. Представление о характере. Характер и темперамент.
4. Структура характера.
5. Типологии характера.
Рубинштейн писал, что «потребности, интересы и идеалы, вообще установки и тенденции, определяют, что хочет человек, его способности – что он может. Но остаётся ещё вопрос о том, что же он есть – каковы основные, стержневые, наиболее существенные свойства человека, которые определяют его общий облик и его поведение. Это вопрос о характере, который своей предпосылкой имеет темперамент. Темперамент и характер отличны друг от друга и, вместе с тем, тесно связаны. Их научное изучение шло не совпадающими, но неоднократно скрещивающимися путями».
В психологии сложились различные подходы к определению темперамента.
1. Крутецкий В.А.: «Темперамент – закономерное соотношение устойчивых особенностей индивида, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности».
2. Лейтес Н.С.: «Темперамент - индивидуально своеобразная, природно обусловленная совокупность динамических проявлений психики».
3. Павлов И.П.: «Темперамент есть самая общая характеристика каждого отдельного человека, самая основная характеристика его нервной системы, а эта последняя, кладёт ту или иную печать на всю деятельность каждого индивидуума».
4. Платонов К. К.: «Это качество личности, сформировавшееся в личном опыте человека на основе генетически обусловленного типа нервной системы, и в значительной мере определяющее стиль его деятельности».
5. Рубинштейн С. Л.: «Это динамическая характеристика психической деятельности индивида».
Словарь: Темперамент (лат. Temperamentum - надлежащее соотношение частей, соразмерность) – характеристика индивида со стороны его динамических особенностей: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний. В большинстве классификаций присутствуют два компонента темперамента – активность и эмоциональность.
Свойства темперамента к числу собственно личностных качеств человека, можно отнести только условно, они, скорее, составляют только возможные его индивидуальные способности, так как в основном, биологически обусловлены и являются врождёнными. Тем не менее, темперамент оказывает существенное влияние на формирование характера и поведения человека, его поступки, поэтому полностью темперамент от личности отделить нельзя. Он выступает связующим звеном между организмом, личностью и познавательными процессами.