Общепсихологическая характеристика деятельности

1. Подготовьте доклады по темам № (см. раздел «Темы докладов и рефератов»).

2. Выполните тесты: «Уровень Вашей общительности»; «Коммуникативные умения» (Л. Михельсон); «Диагностика межличностных отношений» (Т. Лири).

3. Используя схему структуры деятельности, раскройте сущность, роль и связь основных структурных элементов деятельности. Что в этой структуре является главным, определяющим, наиболее стабильным, а что изменчивым, зависящим от конкретных условий?

4. Какие существуют точки зрения о возможности замены деятельности человека «деятельностью» машин? Что из деятельности человека и при каких условиях может быть передано для выполнения техническим устройствам, а что при всех обстоятельствах остается за человеком?

5. Что объединяет и отличает труд, учение, игру как основные виды деятельности? Что представляет собой ведущий вид деятельности?

6. Почему сложное поведение муравьев или пчел нельзя назвать трудом? В чем заключены характерные черты труда, сыгравшие столь важную роль в становлении и развитии человеческого сознания побудившие Ф. Энгельса сказать: «… труд создал самого человека»? Какую роль в процессе развития человеческого сознания сыграла человеческая рука?

7. Почему звуковую и другую сигнализации животных нельзя отождествлять с речь человека? В чем их сходство и различие? Укажите свойства речи.

8. Изучите отличительные черты стилей общения и заполните таблицу:

Параметры сравнения Авторитарный стиль Демократический стиль Либеральный стиль
Методы принятия решений      
Постановка целей      
Распределение заданий      
Распределение ответственности      
Стимулирование и мотивация      
Методы управления      
Способ управленческого влияния      
Оценка работы      
Осуществление контроля      
Манера общения и интонации      
Трудовая атмосфера      
Групповая сплоченность      
Интерес к выполнению заданий      
Дисциплина      
Отношение к деятельности      
Отношение к инициативе      
Отношение к себе      
Отношения с подчиненными      
Отношение к критике      


Конфликтология: предмет, задачи, история возникновения

1. Подготовьте доклады по темам № (см. раздел «Темы докладов и рефератов»).

2. Выполните тесты: «Исследование самооценки личности» (Н.М. Пейсахов); «Диагностика волевого потенциала личности»; «Шкала локус-контроля» (Дж. Ротер).

3. Обоснуйте верно ли мнение, что конфликт – явление всегда нежелательное, что его следует немедленно разрешать, как только он возникает?

4. Соберите пословицы и поговорки, в которых присутствует прямо противоположное отношение к конфликту (например: «Худой мир лучше доброй ссоры»). Чем можно объяснить подобного рода противоречия, которые доносит до нас народная мудрость.

5. Вспомните притчи, мифы, сказки, в которых есть конфликт. Посмотрите на их героев с точки зрения конфликта и толерантности.

6. Оцените роль конфликтов в своей жизни, жизни вашей семьи.

7. Какова роль конфликтов в отечественной и мировой истории (аргументируйте свой ответ)?

8. Изучите направления психологии конфликта и заполните таблицу:

Направление в психологии конфликта Характеристика направления Представители Понятие конфликта
Психоаналитическое      
Социотропное      
Этологическое      
Теория групповой динамики      
Фрустрационно-агрессивное      
Поведенческое      
Социометрическое      
Интеракционистское      
Теоретико-игровое      
Теория организационных систем      
Теория переговорного процесса      

Конфликт: сущность, типология основные структурные характеристики

1. Подготовьте доклады по темам № (см. раздел «Темы докладов и рефератов»).

2. Выполните тесты: «Изучение системы ценностей, внутренних конфликтов и вакуумов в ценностно-смысловой сфере личности с точки зрения трехкомпонентной структуры ценностных ориентаций»; «Диагностика доминирующей стратегии психологической защиты в общении» (В.В. Бойко); «Трансакционный анализ общения».

3. В чём основные причины «приписывания» конфликтам негативных функций?

4. Действительно ли вопрос «кто» не является первостепенным при анализе конфликта? Почему?

5. Запишите примеры различных типов внутриличностного конфликта из художественной произведений. Какой из перечисленных конфликтов является ролевым?

6. Изучите функции конфликтов, классифицируйте их на позитивные и негативные, а полученный результат оформите в виде схемы.

7.

8. Изучите отличительные особенности конфликтогенов и заполните таблицу:

Типы конфликтных действий Формы проявления Примеры (речевые обороты) Механизмы ухода от конфликтогена
Стремление к превосходству      
Проявление агрессии      
Проявление эгоизма      
Неблагоприятное стечение обстоятельств      

9. Изучите Трансакционный анализ Э. Берна и заполните таблицу:

    Основные характеристики Родитель Взрослый Ребенок
заботливый критический спонтанный приспосабливающийся бунту-ющий
Характерные слова, выражения            
Мысли и поведение            
Интонации            
Состояние            
Выражение лица            
Позы            

Наши рекомендации