Задание №4. Составление индивидуального личностного профиля с использованием шестнадцатифакторного личностного опросника Кеттелла (16 PF)
Инструкция: «Это исследование имеет цель определить некоторые свойства Вашей личности. Вам будет предложен ряд вопросов и три варианта ответов на каждый из них (а, в, с).
Отвечать следует так:
· сначала прочтите вопрос и варианты ответов к нему;
· затем выберите один из 3 вариантов ответов, отражающий Ваше мнение;
Вы должны работать самостоятельно, а теперь можете приступать к работе».
Текст опросника
1. Я думаю, что моя память сейчас лучше, чем была раньше:
а) да, в) трудно сказать, с) нет.
2. Я бы вполне мог жить один, вдали от людей:
а) да, в) иногда, с) нет.
3. Если бы я сказал, что небо находится «внизу» и что зимой «жарко», я должен был бы назвать преступника: а) бандитом, в) святым, с) тучей.
4. Когда я ложусь спать, я засыпаю:
а) быстро в) нечто среднее, с) с трудом.
5. Если бы я вёл машину по дороге, где много других автомобилей, я предпочёл бы:
а) пропустить вперёд большинство машин, в) не знаю с) обогнать все идущие впереди машины.
6. В компании я предоставляю другим шутить и рассказывать всякие истории:
а) да, в) иногда, с) нет.
7. Мне важно, чтобы во всём, что меня окружает, не было беспорядка:
а) верно, в) трудно сказать, с) неверно.
8. Большинство людей, с которыми я бываю в компаниях, несомненно, рады меня видеть:
а) да, в) иногда, с) нет.
9. Я бы скорее занимался:
а) фехтованием и танцами, в) затрудняюсь ответить, с) борьбой и баскетболом.
10. Меня забавляет что, то, что люди делают, совсем не похоже на то, что они потом рассказывают об этом:
а) да, в) иногда, с) нет.
11. Читая о каком-либо происшествии, я интересуюсь всеми подробностями:
а) да, в) иногда, с) нет.
12. Когда друзья подшучивают надо мной, я обычно смеюсь вместе со всеми, и вовсе не обижаюсь:
а) верно, в) не знаю, с) неверно.
13. Если мне кто-нибудь нагрубит, я могу быстро забыть об этом:
а) верно, в) не знаю, с) неверно.
14. Мне больше нравятся новые способы в выполнении какой-либо работы, чем придерживаться испытанных приёмов:
а) верно, в) не знаю, с) неверно.
15. Когда я планирую что-нибудь, я предпочитаю делать это самостоятельно, без чьей-либо помощи:
а) верно, в) иногда, с) неверно.
16. Я думаю, что я человек менее чувствительный и легко возбуждаемый, чем большинство других людей:
а) верно, в) затрудняюсь ответить с) неверно.
17. Меня раздражают люди, которые не могут быстро принимать решения:
а) верно, в) не знаю, с) неверно.
18. Иногда хоть и кратковременно, у меня возникало чувство раздражения к моим родителям:
а) да, в) не знаю с) нет.
19.Я скорее рассказал бы свои сокровенные мысли:
а) моим хорошим друзьям, в) не знаю, с) в своем дневнике.
20. Я думаю, что противоположным по значению словом по отношению к противоположности слова "неточный " будет:
а) небрежный, в) тщательный, с) приблизительный.
21. У меня всегда хватает энергии, когда мне это необходимо:
а) да, в) трудно сказать, с) нет
22 Меня больше раздражают люди, которые:
а) своими глупыми шутками вгоняют людей в краску,
в) затрудняюсь ответить, с) создают неудобства для меня, опаздывая на условленную встречу.
23. Мне очень нравиться приглашать людей и развлекать их:
а) верно, в) не знаю, с) неверно.
24. Я думаю, что:
а) не все надо делать одинаково тщательно, в) затрудняюсь ответить,
с) любую работу надо делать тщательно, если вы за нее взялись
25.Мне всегда приходиться преодолевать смущения:
а) да, в) иногда с) нет.
26. Мои друзья чаще:
а) советуются со мной, в) делают то и другое поровну, с) дают советы.
27. Если приятель обманывает меня в мелочах, я скорее предпочитаю сделать вид, что не заметил этого, чем разоблачать его:
а) да, в) иногда с) нет.
28. Мне нравится друг:
а) интересы которого имеют деловой и практический характер,
в) не знаю, с) который отличается глубоко продуманными взглядами на жизнь.
29. Я не могу равнодушно слушать, как другие люди высказывают идеи, противоположные тем, в которые я твердо верю:
а) верно, в) затрудняюсь ответить, с) неверно.
30. Меня волнуют мои прошлые поступки и ошибки:
а) да, в) не знаю, с) нет.
31. Если бы я одинаково хорошо умел и то и другое, то я бы предпочел:
а) играть в шахматы, в) трудно сказать, с) играть в городки.
32. Мне не нравятся общительные компанейские люди:
а) да, в) не знаю, с) нет.
33. Я настолько осторожен и практичен, что со мной случается меньше неприятных неожиданностей, чем с другими людьми:
а) да, в) иногда, с) нет.
34.. Я могу забыть о своих заботах и обязанностях, когда мне это необходимо.
а) да, в) иногда, с) нет.
35. Мне бывает трудно признать, что я не прав:
а) да, в) иногда, с) нет.
36. На предприятии мне было бы интереснее:
а) работать с машинами и механизмами, участвуя в основном производстве,
в) трудно сказать, с) беседовать с людьми, занимаясь общественной работой.
37 . Какое слово не связано с двумя другими:
а) луна, в) воздух, с) солнце?
38. То, что в некоторой степени отвлекает мое внимание:
а) раздражает меня, в) нечто среднее, с) не беспокоит меня совершенно.
39. Если бы у меня было много денег то, я:
а) жил бы, не стесняя себя ни в чем, в) не знаю,
с) позаботился бы о том, чтобы не вызывать к себе зависти.
40. Худшее наказание для меня:
а) тяжелая работа, в) не знаю, с) быть запертым в одиночестве.
41. Люди должны больше, чем они делают это сейчас, требовать соблюдения законов морали:
а) да, в) иногда, с) нет.
42. Мне говорили, что ребенком я был:
а) спокойным и любил оставаться один, в) не знаю, с) живым и подвижным.
43.Мне нравилась бы практическая повседневная работа с различными установками и машинами:
а) да, в) не знаю, с) нет.
44. Я думаю, что большинство свидетелей говорит правду, даже если это нелегко:
а) да, в) трудно сказать, с) нет.
45. Иногда я не решаюсь проводить в жизнь свои идеи, потому что они кажутся мне не осуществимыми:
а) верно, в) затрудняюсь ответить, с) неверно.
46. Я стараюсь смеяться над шутками не так громко, как это делают большинство людей:
а) верно, в) не знаю, с) неверно.
47. Я никогда не чувствую себя несчастным, что мне хочется плакать:
а) верно, в) не знаю, с) неверно.
48. В музыке я наслаждаюсь:
а) маршами в исполнении военных оркестров, в) не знаю, с) скрипичными соло.
49. Я бы скорее предпочел провести два летних месяца:
а) в деревне с одним или двумя друзьями, в) затрудняюсь сказать,
с) возглавляя группу в туристическом лагере.
50. Усилия, затраченные на составление планов:
а) никогда нелишние, в) трудно сказать, с) не стоят того.
51. Необдуманные поступки и высказывания моих приятелей в мой адрес не обижают и не огорчают меня:
а) верно, в) не знаю, с) неверно.
52. Когда мне все удается, я нахожу эти дела мелкими:
а) всегда, в) иногда, с) редко.
53. Я предпочел бы скорее работать:
а) в учреждении, где мне пришлось бы руководить людьми,
в) затрудняюсь ответить, с) быть архитектором, который в тихой комнате разрабатывает свой проект.
54.Дом так относится к комнате, как дерево к:
а) лесу, в) растению, с) листу.
55. То, что я делаю, у меня не получается:
а) редко, в) иногда, с) часто.
56. В большинстве дел я:
а) предпочитаю рискнуть, в) не знаю, с) предпочитаю действовать наверняка.
57. Вероятно, некоторые люди считают, что я слишком много говорю:
а) скорее всего это так, в) не знаю, с) думаю, что нет.
58. Мне больше нравится человек:
а) большого ума, будь он даже ненадежен и непостоянен, в) трудно сказать,
с) со средними способностями, но зато умеющий противостоять всяким соблазнам.
59. Я принимаю решения:
а) быстрее, чем многие люди, в) не знаю, с) медленнее, чем большинство людей.
60. На меня большее впечатление производит:
а) мастерство и изящество, в) трудно сказать, с) сила и мощь.
61. Я считаю, что я человек, склонный к сотрудничеству:
а) да, в) нечто среднее, с) нет.
62. Мне больше нравиться разговаривать с людьми изысканными, утонченными, чем с откровенными и прямолинейными:
а) да, в) не знаю, с) нет.
63. Я предпочитаю:
а) решать вопросы, касающиеся лично меня, сам,
в) затрудняюсь ответить, с) советоваться с моими друзьями.
64. Если человек не отвечает сразу же, после того, как я что-нибудь сказал ему, то я чувствую, что, должно быть, сказал какую-нибудь глупость:
а) верно, в) не знаю, с) неверно.
65.В школьные годы я больше всего получил знаний:
а) на уроках, в) трудно сказать, с) читая книги.
66. Я избегаю общительной работы и связанной с этим ответственности:
а) верно, в) иногда, с) неверно.
67. Когда вопрос, который надо решать, очень труден и требует от меня много усилий, я стараюсь:
а) заняться другим вопросом, в) затрудняюсь ответить, с) еще раз попытаться решить этот вопрос.
68. Иногда у меня возникают такие сильные эмоции: тревога, гнев, приступы смеха и т.д. без определенных причин:
а) да, в) иногда, с) нет.
69. Иногда я соображаю хуже, чем обычно:
а) верно, в) не знаю, с) неверно.
70. Мне приято сделать человеку одолжение, согласившись назначить встречу с ним на время, удобное для него, даже если это немного неудобно для меня:
а) да, в) иногда, с) нет.
71. Я думаю, что правильное число, которое должно продолжить ряд 1,2,3,6,5 будет:
а) 10, в) 5, с) 7.
72. Иногда у меня бывают непродолжительные приступы тошноты и головокружения без определенной причины:
а) да, в) не знаю, с) нет.
73. Я предпочитаю скорее отказаться от своего заказа, чем доставить официанту или официантке лишнее беспокойство:
а) да, в) иногда, с) нет.
74. Я живу сегодняшним днем в большей степени, чем другие люди:
а) верно, в) трудно сказать, с) неверно.
75. На вечеринке мне больше нравиться:
а) принимать участие в интересной беседе, в) затрудняюсь ответить,
с) смотреть, как люди отдыхают, и отдыхать, расслабившись самому.
76. Я высказываю свое мнение независимо от того, сколько людей его могут услышать:
а) да, в) иногда, с) нет.
77. Если бы я мог перенестись в прошлое, я бы хотел больше встретиться с:
а) Колумбом, в) не знаю, с) Шекспиром.
78. Я вынужден удерживать себя от того, чтобы не улаживать чужие дела:
а) да, в) иногда, с) нет.
79. Работая в магазине, я предпочел бы:
а) оформлять витрины, в) не знаю, с) быть кассиром.
80. Если люди плохо обо мне думают, я не стараюсь переубедить их, а продолжаю поступать так, как считаю нужным:
а) да, в) иногда, с) нет.
81. Если я вижу, что мой друг холоден со мной и избегает меня, я обычно:
а) сразу же думаю: "У него плохое настроение"
в) не знаю, с) беспокоюсь о том, какой неверный поступок я совершил.
82. Все несчастья происходят из-за людей, которые стараются во все внести изменения, хотя уже существует удовлетворительные способы решения этих вопросов:
а) да, в) иногда, с) нет.
83. Я получаю большое удовольствие, рассказывая местные новости:
а) да, в) иногда, с) нет.
84. Аккуратные, требовательные люди не уживаются со мной:
а) верно, в) иногда, с) неверно.
85. Мне кажется, что я менее раздражительный, чем большинство людей:
а) верно, в) иногда, с) неверно.
86. Мне легче не считаться с другими людьми, чем им со мной:
а) верно, в) иногда, с) неверно.
87. Бывает, что все утро я не хочу ни с кем разговаривать:
а) часто, в) иногда, с) никогда.
88. Если стрелки часов встречаются ровно через каждые 65 мин отмеренных по точным часам, то эти часы:
а) отстают, в) идут правильно, с) спешат.
89. Мне бывает скучно:
а) часто, в) иногда, с) редко.
90. Люди говорят, что мне нравиться все делать своим способом:
а) верно, в) иногда, с) неверно.
91. Я считаю, что нужно избегать лишних волнений, потому что они утомляют:
а) да, в) не знаю, с) нет.
92. Дома в свободное время я:
а) болтаю и отдыхаю, в) затрудняюсь ответить, с) занимаюсь интересующими меня делами.
93. Я робко и осторожно отношусь к завязыванию дружеских отношений с новыми людьми:
а) да, в) иногда, с) нет.
94. Я считаю то, что люди говорят стихами, можно так же выразить прозой:
а) да, в) иногда, с) нет.
95. Я подозреваю, что люди, с которыми я нахожусь в дружеских отношениях, могут оказаться отнюдь не друзьями за моей спиной:
а) да, в большинстве случаев, в) иногда, с) нет.
96. Я думаю, что даже самые драматические события уже через год не оставят в моей душе никаких следов:
а) да, в) иногда, с) нет.
97. Я думаю, что было бы интереснее быть:
а) натуралистом и работать с растениями, в) не знаю, с) страховым агентом.
98. Я подвержен беспричинному страху и отвращению по отношению к некоторым вещам, к определенным животным, местам и т.д.:
а) да, в) иногда, с) нет.
99. Я люблю размышлять о том, как можно было бы улучшить мир:
а) да, в) трудно сказать, с) нет.
100. Я предпочитаю игры:
а) где надо играть в команде или иметь партнера, в) не знаю, с) где каждый играет сам за себя.
101. Ночью мне сняться фантастические или нелепые сны:
а) да, в) иногда, с) нет.
102. Если я остаюсь в доме один, то через некоторое время я ощущаю тревогу и страх:
а) да, в) иногда, с) нет.
103. Я могу своим дружеским отношением ввести людей в заблуждение, хотя на самом деле они мне не нравятся:
а) да, в) иногда, с) нет.
104. Какое слово менее связано с другими:
а) думать, в) видеть, с) слышать.
105. Если мать Марии является сестрой отца Александра, то кем является Александр по отношению к отцу Марии:
а) кузеном (двоюродным братом), в) племянником, с) дядей.
Обработка результатов
Шаг 1.С помощью ключа подсчитайте количество сырых баллов.
Примечание. Для второго фактора «В» начисляется по 1 баллу за каждое совпадение с ключом. Для всех остальных факторов («А», «С», «Е», «F», «G», «Н», «I», «L», «M», «N», «O», «Q 1», «Q 2», «Q 3», «Q 4», «Md») начисляется по 2 балла за каждое совпадение с ключом и по 1 баллу, если испытуемым выбран вариант "в" (средний вариант ответа).
Ключ
1) А:2с,19а,36с,53а,70а,87с
2) В:3в,20с,37в,54с,71а,88в,104а,105в
3) С:4а,21а,38с,55а,72с,89с
4) Е:5с,22с,39а,56а,73с,90а
5) F:6с,23а,40с,57а,74а,91с
6) G:7а,24с,41а,58с,75а,92с
7) Н:8а,25с,42с,59а,76а,93с
8) I: 9а,26а,43с,60а,77с,94с
9) L:10а,27с,44с,61с,78а,95а
10) М: 11с,28с,45с,62а,79а,96с
11) N: 12с,29а,46а,63а,80с,97с
12)О:13с,30а,47с,64а,81с,98а
13) Q1:14а,31а, 48с,65с,82с, 99а
14) Q2:15а,32с,49а,66а,83с,100с
15) Q3:16а,33а,50а,67с, 84с,101с
16) Q4: 17а,34с,51с,68а,85с,102а
17) Md: 1а,18с, 35с, 52а,69с,86с,103с
Используя таблицу, сырые баллы переведите в стены.
Перевод сырых баллов в стены
Факторы | Стены | ||||||||||
Номер | Обозна-чение | ||||||||||
А | 0-4 | - | |||||||||
В | 0-2 | - | - | - | - | 7-8 | |||||
С | 0-3 | ||||||||||
Е | 0-1 | 10-12 | |||||||||
F | 0-2 | - | 10-12 | ||||||||
G | 0-3 | ||||||||||
H | 0-3 | ||||||||||
I | 0-3 | ||||||||||
L | 0-1 | - | - | 8-12 | |||||||
M | 0-3 | - | 11-12 | ||||||||
N | 0-1 | 10-12 | |||||||||
O | 0-1 | 10-12 | |||||||||
Q1 | 0-4 | - | |||||||||
Q2 | 0-2 | - | 10-12 | ||||||||
Q3 | 0-2 | 11-12 | |||||||||
Q4 | 0-1 | 6-7 | 11-12 | ||||||||
Md | 0-2 | 11-12 |
Далее с помощью следующих формул произведите подсчет вторичных факторов:
;
;
;
;
Уровни выражения фактора:
1-2-й - стены - низкий уровень;
3-4-й - стены - уровень ниже среднего;
5-6-й - стены средний уровень;
7-8-й - стены уровень выше среднего;
9-10-й - высокий уровень;
Шаг 2. Определите достоверность полученных результатов по шкале Md.
Уровни выраженности по шкале Md:
1-4-й стены - результаты методики считаются достоверными,
5-10-й стен - результаты методики считаются недостоверными,
Ответы респондентов, получивших 5 стен и более по шкале Md, являются неискренними и не подлежат дальнейшей интерпретации.
Шаг 3. Начертите собственный профиль личности.
Профиль личности, полученный при использовании методики 16 PF P. Кеттелла.
Понижение показателей | Повышение показателей | |||||||||||
Сдержанность, обособленность | . | . | . | . | . | A | . | . | . | . | . | Обращенность вовне, легкость в общении |
Мышление более конкретное | . | . | . | . | . | B | . | . | . | . | . | Мышление более абстрактное |
Чувствительность, малая устойчивость | . | . | . | . | . | C | . | . | . | . | . | Трезвость, устойчивость, рассудочность |
Мягкость, уступчивость, скромность | . | . | . | . | . | E | . | . | . | . | . | Доминирование, упрямство, напористость |
Серьезность, молчаливость (без подъема) | . | . | . | . | . | F | . | . | . | . | . | Жизнерадостность, энтузиазм (подъем) |
Инициативность, избегание традиций | . | . | . | . | . | G | . | . | . | . | . | Добросовестность, исполнительность, надежность |
Неуверенность, боязливость | . | . | . | . | . | H | . | . | . | . | . | Готовность идти на риск, спонтанность |
Реальность, полагается на себя | . | . | . | . | . | I | . | . | . | . | . | Недостаточная самостоятельность, спонтанность |
Доверчивость, уживчивость | . | . | . | . | . | L | . | . | . | . | . | Предпочтение своего мнения, подозрительность |
Практицизм, нет случайных склонностей | . | . | . | . | . | M | . | . | . | . | . | Богатство воображения, богемность |
Бесхитростность, сентиментальность | . | . | . | . | . | N | . | . | . | . | . | Проницательность, расчетливость |
Уверенность в себе, спокойствие | . | . | . | . | . | O | . | . | . | . | . | Беспокойство с чувством вины |
Признание принятых норм и правил | . | . | . | . | . | Q1 | . | . | . | . | . | Стремление к новаторству, эксперименту |
Зависимость от группы, присоединение | . | . | . | . | . | Q2 | . | . | . | . | . | Уверенность в себе, самостоятельность |
Внутренняя конфликтность, малый волевой контроль | . | . | . | . | . | Q3 | . | . | . | . | . | Ответственность, самоконтроль, сила воли |
Расслабленное спокойствие, леность | . | . | . | . | . | Q4 | . | . | . | . | . | Высокое пробуждение с неудовлетворением, деятелен |
Низкая тревога (приспособленность) | . | . | . | . | . | F1 | . | . | . | . | . | Высокая тревога (менее приспособлен) |
Интроверсия | . | . | . | . | . | F2 | . | . | . | . | . | Экстраверсия |
Хрупкая эмоциональность | . | . | . | . | . | F3 | . | . | . | . | . | Реактивная уравновешенность |
Зависимость, подчиняемость | . | . | . | . | . | F4 | . | . | . | . | . | Независимость, резкость, инициатива |
Таблица 3