Иллюстрирующий ее пример. Если нет – предложите свою схему взаимосвязи «памяти» и «прошлого опыта»
Память = прошлый опыт
Б-10-10. В экспериментах Б.В. Зейгарник и ее коллег были получены две
Кривые, характеризующие частоты воспроизведения незаконченных и законченных заданий. Определите, каким типом линии обозначена динамика воспроизведения завершенных заданий, каким – незавершенных. Обоснуйте свой ответ.
Б-10-11. Дополните схему «Кривая Г. Эббингауза»:
Герман
Эббингауз
(1850-1909)
Задания В
В-1. Оцените свою память на образы:
Предназначена для изучения образной памяти. Методика применяется при
профотборе. Сущность методики заключается в том, что испытуемому экспонируется таблица с 16 образами в течение 20 с. Образы необходимо запомнить и в течение 1 минут воспроизвести на бланке.
Инструкция: «Вам будет предъявлена таблица с образами.Ваша задачазаключается в том, чтобы за 20 с запомнить как можно больше образов. Через
20с. уберут таблицу, и вы должны будете зарисовать или записать словесно те образы, которые запомнили».
Оценка результатов тестирования производится по количеству правильно воспроизведенных образов. Норма — 6 правильных ответов и больше.
В-2. Оцените свою память на числа:
Методика предназначена для оценки кратковременной зрительной памяти, ее
объема и точности. Задание заключается в том, что обследуемым демонстрируется в течение 20с. таблица с 12 двузначными числами, которые нужно запомнить и после того, как таблица убрана, записать на бланке.
Инструкция: «Вам будет предъявлена таблица с числами.Ваша задача
заключается в том, чтобы за 20с. запомнить как можно больше чисел. Через
20с. таблицу уберут, и вы должны будете записать те числа, которые вы запомнили».
Оценка кратковременной зрительной памяти производилась по количеству
правильно воспроизведенных чисел. Норма взрослого человека — 7 и выше.
Методика удобна для группового тестирования.
Литература
1) Айсмонтас Б.Б. Общая психология. Схемы. – М., 2002.
2) Асмолов А.Г. Принципы организации памяти человека. – М., 1985.
3) Аткинсон Р. Человечекая память и процесс обучения. – М., 1980.
4) Блонский П.П. Память и мышление. – СПб., 2001.
5) Богданчиков С.А. Судьба эйдетизма в советской психологии // Вопросы психологии.
– 2001. - №2.
6) Бочарова С.П. Психология и память: Теория и практика для обучения и работы. –
М., 2007.
7) Веккер Л.М. Психика и реальность. - М., 1988.
8) Годфруа Ж. Что такое психология. В 2 томах. Том 1. – М., 1992.
9) Головлева И. В. Самоучитель по развитию памяти. – М., 2005.
10) Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – СПб., 2001.
11) Громова Е.А. Эмоциональная память и ее механизмы. – М., 1980.
12) Зинц Р. Обучение и память. – Мн., 1984.
13) Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. – М., 1961.
14) Зинченко Т.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. – СПб., 2002.
15) Зинченко Т.П., Киреева Н.Н. О природе интерференции в парадигме установки// Теоретические и прикладные вопросы психологии. Вып.З. — Ч. 1. — СПб., 1997.
16) Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. – М., 1968.
17) Матюгин И. Ю. , Жемаева Е. Л. , Чакаберия Е. И., Рыбникова И.К. Как развить хорошую память. – М., 2002.
18) Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2001.
19) Медведев С.Д. Об объеме кратковременной памяти // Психологический журнал. –
2000. - № 6.
20) Нуркова В. В., Василевская К. Н. Автобиографическая память в трудной жизненной ситуации: новые феномены // Вопросы психологии. – 2003. - №5.
21) Нуркова В.В., Митина О.В., Янченко Е.В. Автобиографическая память: «сгущение» в субъективной картине прошлого // Психологический журнал. - том 26. – № 2. – с. 22-32.
22) Психология памяти. Хрестоматия / под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. – М.,
2002.
23) Роговин М.С. Проблемы теории памяти. – М., 1977.
24) Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2003.
25) Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. – М., 1966.
26) Хэнкок Дж. Самоучитель по развитию памяти. – М., 2004.
27) Чораян О.Г., Чораян И.О., Тарасенко Н.В. Эффективность мнемических процессов у людей с различным интеллектуальным уровнем // Психологический журнал. – 2000. - №4.
А-1.