Психологические различия учебной и профессиональной деятельности
Профессиональная деятельность | Учебная деятельность |
Преимущественно репродуктивный характер деятельности: многократное воспроизведение одних и тех же приемов, работа с одним и тем же материалом, получение знакомого результата | Создание качественно нового для себя продукта - обретение новых знаний, умений и навыков, а также профессионально важных качеств личности |
Частое обращение к оперативному практическому мышлению, использование соответствующих мыслительных приемов | Обращение к логическому мышлению. Оперирование логическими абстрактно-знаковыми схемами, символами, системами |
Интеллектуальная установка носит повествовательный характер. Отношение к вопросам как к непрестижной форме активности: спрашиваешь — значит, чего-то не знаешь | Интеллектуальная установка на задавание вопросов, поиск и обнаружение вероятных противоречий. Вопрос -важнейшее условие выявления и устранения пробелов в новых профессиональных знания и вновь формируемом профессиональном опыте |
Способы решения профессиональных задач давно стали привычными и не осознаются, за счет этого возрастает скорость решения | Осознание способа решения задачи становится условием эффективности формирования профессионального опыта |
Запоминание в основном непроизвольное. Востребована прежде всего оперативная или кратковременная память | Запоминание в основном произвольное. Востребована прежде всего долговременная память |
Внимание регулируется самопроизвольно. Темпоритм поступающего информационного потока привычен, организм и перцептивные системы настроены на него | Внимание организуется извне преподавателем или учебным процессом. Темпоритм часто меняется в зависимости от характера учебной среды. Требуется достаточно частое переключение или длительная концентрация внимания |
Психологические функции, обеспечивающие познавательную активность, могут быть дет-ренированы и рассогласованы друг с другом | Необходима согласованность психических функций: внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения, речи |
Профессиональная роль привычна и хорошо усвоена | Освоение профессиональной роли требует познавательной эмпатии, т. е. умения вчувствоваться в новую для себя профессиональную ситуацию, сменив прежнюю позицию |
Сложившиеся операциональные структуры компенсируют неблагоприятные возрастные психофизиологические изменения | Новые операциональные структуры формируются на фоне определенных возрастных психофизиологических ограничений |
Возможные профессиональные деформации выступают позитивным условием успешной профессиональной деятельности, практического мышления, использования соответствующих мыслительных приемов | Возможные профессиональные деформации служат ограничивающим фактором в обучении новому логическими абстрактно-знаковыми схемами, символами, системами |
Эти различия обусловливают необходимость оказания психологической поддержки взрослым, получающим последипломное образование.
В зависимости от уровня познавательной активности взрослых «учеников» можно разделить на четыре группы:
1. Высокий уровень познавательной активности. Лица с реальной готовностью к обучению. В эту группу могут быть включены все те, кто сохранил умение учиться и сумел адаптировать его к своему возрасту.
2. Средний уровень познавательной активности. Лица с условной готовностью к обучению. В эту группу входят те, кому необходимо восстановить умение учиться и адаптировать его к своему возрасту.
3. Сниженный уровень познавательной активности. Лица с ситуативным снижением готовности к обучению. Группа взрослых, которым необходимо помочь сформировать умение учиться в зрелом возрасте.
4. Низкий уровень познавательной активности. Лица с отсутствием умения учиться. В эту группу попадают те, у кого умение учиться по тем или иным причинам не восстанавливается1.
Психологические особенности познавательной активности взрослых детерминируют применение особых технологий обучения, направленных на профессиональное развитие всех составляющих личности специалиста: направленности, компетентности, профессионально важных качеств и профессионально значимых психофизиологических свойств. Эти формы и методы получили название личностно ориентированных технологий.
Личностно ориентированные технологии последипломного образования основываются на следующих положениях:
• признание профессионального развития личности главной целью профессионально-образовательного процесса;
• ориентация на субъективный профессиональный опыт специалистов и учет их индивидуально-психологических особенностей;
• актуализация профессионально-психологического потенциала специалиста и удовлетворение потребности личности в саморазвитии и реализации себя.
Реализация этих положений обусловливает следующие функции последипломного образования:
1) диагностическую — определение социально-профессиональной направленности (мотивов, интересов, отношений, установок), выявление уровня компетентности, установление степени выраженности профессионально важных качеств и способностей;
2) профессионально-образовательную — удовлетворение потребности личности в повышении компетентности и уровня профессиональной подготовлен-3) адаптационную — развитие профессиональной мобильности, способности к самообразованию, самоменеджменту (проектированию альтернативных сценариев профессиональной жизни), нахождение индивидуального стиля выполнения профессиональной деятельности;
4) коррекционную — внесение изменений в траекторию профессиональной жизни, преодоление профессиональных кризисов, деформаций и стагнации, гармонизацию профессионально-психологического профиля личности;
5) прогностическую — раскрытие творческого потенциала специалиста, формирование установки на профессиональный рост и карьеру, готовности к нововведениям.
Все многообразие личностно ориентированных технологий последипломного образования в зависимости от целевых установок можно разделить на несколько групп:
1) повышение компетентности и подготовленности. Главное — формирование инновационных знаний и умений;
2) корректировка аксиологической направленности и формирование профессиональной культуры. Акцент делается на развитии корпоративности: профессионально-ценностных ориентации и культуры сотрудничества;
3) развитие социально-профессиональных качеств и ключевых квалификаций. Главное — гармонизация профессионально-психологического профиля специалиста;
4) стимулирование профессионального роста и карьеры. Акцент — на профессиональных достижениях, успехе;
5) формирование установки на инновационную деятельность. Главное — знакомство с отечественными и зарубежными нововведениями и критическое освоение теории и практики инноваций.
Наиболее распространенными технологиями последипломного образования являются:
• словесно-иллюстративные методы: лекции, семинары и практические занятия;
• интерактивные способы обучения. К ним относятся имитационные, ролевые и деловые игры. Эти методы позволяют существенно повысить познавательную активность слушателей, что способствует значительному росту их компетентности, а также помогают развить такие профессионально значимые компетенции, как способность формулировать проблему, инициативность, самостоятельность, умение работать в команде;
• тренинги корпоративности, повышения социально-профессионального статуса, профессионального самосохранения, социально-профессиональной адаптивности, ведения переговоров и т. д. Они дают возможность развивать многие ключевые квалификации и компетенции специалистов;
• развивающая диагностика — диагностика проблем развития организации, социального и профессионального потенциала специалиста. Эта технология позволяет значительно повысить мотивацию профессионального роста, сформировать у слушателей адекватную самооценку, представление о своем профессионально-психологическом профиле;
• группы развития организации. Современные предприятия, организации и фирмы главный источник повышения качества и производительности труда видят в своих сотрудниках. Поэтому в промышленности в настоящее время популярны принципы развития организации, что подтверждается образованием Quality Circles (кружков качества), вниманием к развитию Corporate Identity (корпоративной идентичности). Группы развития решают тактические профессиональные проблемы. Предложения, проекты тщательно анализируются, оцениваются экспертами, а некоторые из них внедряются в производство. Положительное значение групп развития заключается в том, что участие в их работе приводит к консолидации ведущих специалистов вокруг инновационных проектов организации (предприятия), сводит до минимума сопротивление нововведениям, усиливает корпоративность сотрудников, способствует развитию чувства сопричастности к делам организации;
• метод «кейс-стади». Суть его заключается в том, что обучаемым предлагается реальная производ-ственная проблема или ситуация. Исходным материалом при обучении является пакет (кейс), содержащий информацию о проблеме, имеющейся или имевшей место на данной фирме или в организации. Обучаемые, всесторонне проанализировав и обсудив проблемную ситуацию, предлагают и обосновывают ее решение, которое в дальнейшем подвергается экспертной оценке. В процессе анализа и поиска оптимального решения развиваются такие важные для специалиста компетенции, как мотивация достижений, гибкость мышления, корпоративность и ответственность.
Личностно ориентированные технологии профессионального развития направлены в первую очередь на перестройку сознания специалиста, ориентацию его на новые ценности, развитие профессионально важных качеств и способностей. Важное значение придается коррекции профессионально-психологического профиля личности. И, конечно, личностно ориентированные технологии профессионального развития решают конкретные проблемы повышения социально-психологической и профессиональной компетентности, нацелены на реализацию развивающей функции.
Обобщая вышеизложенное, можно констатировать:
1) последипломное образование обязательно должно сопровождаться развитием профессионально важных качеств, освоением норм профессионального поведения и коррекцией профессионально-психологического профиля личности специалиста;
2) последипломное образование может быть вынужденным, организованным предприятием и обязательным для сотрудников. Его эффективность во многом зависит от мастерства преподавателей, инструкторов;
3) последипломное образование может осуществляться в процессе выполнения инновационной деятельности, при этом попутно развиваются профессионально важные качества, а также востребованные современным производством формы профессионального поведения. Такое непреднамеренное последипломное образование, органично вплетенное в ткань инновационной деятельности, оказывается весьма эффективным.
Результатом последипломного образования является развитие профессионализма, уменьшение сопротивления инновациям, актуализация профессионально-психологического потенциала, формирование профессиональной рефлексии, профессиональное воспитание специалистов. Важная функция последипломного образования — профессиональное самосохранение специалиста, т. к. профессионализм обеспечивает социальную защищенность, повышает конкурентоспособность, развивает чувство уверенности, поддерживает культуру достоинства.
Глава 4
Мониторинг