Подбор тестовых методик в зависимости

от стоящей перед исследователем задачи.

При формировании блока тестовых методик психодиагност исходит из двух основных положений:

- психический феномен, подлежащий изучению;

- цели, в которых будут применяться результаты психодиагностики.

Варианты использования психодиагностических данных

1. Данные используются обследуемым в целях саморазвития или в др. целях (например, в методике "Биограф" испытуемый имеет возможность самостоятельно поработать со своим опытом).

2. Данные используются психодиагностом (например, для психокоррекционной работы).

3. Данные используются администрацией для принятия решения.

Нежелательно допускать к обследованию лиц: 1) находящихся в состо­янии возбуждения или депрессии; 2) только что подвергшихся воздействию стресс-факторов (психотравмирующие известия, разговор с выраженным конфликтным завершением и др.); 3) с любой степенью алкогольного опья­нения; 4) решительно отказывающихся от участия.

Лучше набирать группу не более 20 человек при условии, что вы ис­пользуете вопросники или достаточно апробированные методики, не тре­бующие вашего постоянного участия или подсказок и пояснений. В осталь­ных случаях группа должна быть по объему еще меньше.

Часто желательно встретиться с группой предварительно, объяснить цели (в такой форме, которая не приведет к нежелательному искажению результатов), ответить на вопросы, попросить не забыть взять очки пользу­ющихся ими при чтении, не забыть взять авторучки. Попросите, чтобы шариковые авторучки были с пастой черного или синего цвета, достаточ­ной насыщенности. В противном случае неудобство при обработке данных для вас весьма вероятно.

Полезно до начала обследования иметь точный список лиц, которые в нем будут участвовать. Очень часто бывает полезной такая информация, как: фамилия, имя, отчество (полностью), год рождения, должность, стаж работы (класс, курс, отдел и т. п.). Если группа большая, лучше составить алфавитный список. Об­следование в большинстве случаев проводится с использованием одновремен­но нескольких методик.




Вопрос 2

Требования, предъявляемые

к выборке в эмпирическом исследовании,

ее критерии.

Основными требованиями к выборке является ее репрезентативность и адекватность. Репрезентативность- представительность. Показательность - соответствие характеристик, полученных в результате частичного (выборочного) обследования какого-либо объекта, характеристикам этого объекта в целом, позволяющее распространить выводы частичного обследования на весь изучаемый объект. Адекватнойсчитается выборка достаточного объема (размера) для того, чтобы в количественных характеристиках (числовых показателях) был достигнут предполагаемый уровень достоверности.

Вопрос 3

Диаграмма «Теории ведущих тенденций»

как частный случай блока тестовых методик.

Возможности сопоставления тестов между собой.

Диагностика индивидуально-типологических свойств и межличностных отношений

Стабильность
(Нормативность)

Традиционное понимание личности как результата отражения социальных аспектов существования человека, интериоризированных в процессе деятельности социальных ценностей лишает личность индивидуального стиля, приравнивает ее к социально желательной модели, обезличивает индивидуальность. Лишь теоретически мы можем ограничить конституциональные особенности человека, его темперамент и характер от социально привитых установок.

Более корректным является целостный подход к пониманию личности как конструкта, включающего в себя биологическую базу, в качестве основы, на которой развиваются более высокие уровни человеческой психики.

Так Л. Н. Собчик определяет личность как открытую внешнему опыту саморегулирующуюся систему, включающую в свою структуру такие подструктуры, как: мотивационная направленность, эмоциональная сфера (стиль переживания), стиль мышления (интеллектуальные особенности, способ восприятия, переработки, и воспроизведения информации), способ общения с окружающими (индивидуальный стиль межличностного поведения). Личность – динамичная система, открытая внешним воздействиям, реагирующая на изменения среды в пределах индивидуально очерченного диапазона изменчивости. Это делает структуру личности адаптивной и устойчивой к стрессу.

Высшие уровни самосознания, социальная направленность и иерархия ценностей индивида формируется не только исключительно под влиянием социума, но зависят также от индивидуального тропизма, избирательности, неосознанного влечения, что значительно ограничивает количество степеней выбора конкретного человека при освоении им многообразия окружающего мира.

Ведущая индивидуально-личностная тенденция пронизывает все уровни и этапы формирования личности - от индивидуально-типологической предиспозиции и черт характера до сформированной личности. Она определяет и тесно связанный с конституцией человека темперамент, и индивидуальные особенности мотивационных, познавательных, эмоциональных и коммуникативных аспектов человеческой психики, и основное направление социальной активности, проявляющееся во влечении индивида к одним сферам общения и ценностям и в интуитивном отталкивании от других.

Нормой следует считать не нулевую степень выраженности тех или иных типологических проявлений, а умеренную выраженность всех тенденций, но при этом каждая из них уравновешивается антитенденцией, то есть полярным качеством.

«Ведущая тенденция» - это дефиниция, которая включает в себя и условия формирования определенного личностного свойства, само свойство, и предиспозицию к тому состоянию, которое может развиться под влиянием средовых воздействий и стать продолжением данного свойства.

Вопрос 4

Наши рекомендации