Регулятивная функция и направленность на преобразование
Определение мышления, его характеристики, зависят от целей его исследования, от подхода, которого в силу этого придерживается автор исследования. Чаще всего о мышлении пишут как о процессе опосредованного и обобщенного познания (или отражения) действительности. Несомненно, это — наиважнейшие черты мыслительного процесса. Наряду с ними в различных определениях мы встречаем и некоторые другие его характеристики. Конечно подразумевается, что мыслит субъект, что отражает он не всю действительность, а её фрагмент, который лишь у взрослого приобретает черты объекта. «Активная деятельность субъекта, — читаем мы в философском энциклопедическом словаре, — является условием, благодаря которому тот или иной фрагмент объективной реальности выступает как объект, данный субъекту в формах его деятельности» [7, с. 661].
Процесс мышления можно исследовать, абстрагируясь от того, каков субъект этого мышления, познание какого объекта при этом происходит. В самом деле, общие законы мышления характерны для любого субъекта в любых ситуациях, при познании любого объекта.
В этом случае объект не нужно преобразовывать, мы просто хотим познать его собственные свойства, внутренние связи и отношения. Действуя «в уме», мы можем поворачивать его разными сторонами, рассматривать его в разных аспектах, включать мысленно в различные контексты, не рискуя. Ведь все эти наши действия обратимы, объект остается самим собой. Совсем иная картина имеет место в практическом мышлении, когда речь идет о реальном преобразовании объекта, а мышление служит адекватности этого преобразования.
Таким образом, обращаться к анализу субъекта и объекта мышления, заставляет нас глубокая связь мышления человека с деятельностью. «Основой всего человеческого познания, — отмечает В. В. Давыдов, — является предметно-практическая, производственная деятельность — труд. Лишь внутри исторически складывающихся способов этой деятельности, преобразующей природу, формируются и функционируют все формы мышления» [2 с. 249].
Этот тезис о связи мышления с деятельностью широко распространён в российской психологии. Однако, он может быть понят и реализован как бы с двух разных сторон: со стороны мышления, познания и со стороны деятельности. В первом случае мы рассматриваем, как мышление возникает в деятельности, как оно использует деятельность, зависит или эмансипируется от деятельности и многое другое, как деятельность влияет на мышление. Так, деятельность может выступать формой экспериментирования с природой, поставляя информацию мышлению для анализа. «Трудовая деятельность, экспериментальная по своей сущности, позволяет людям вскрывать необходимые, всеобщие связи предметов» [2, с. 253]. Все эти вопросы о связи мышления с деятельностью являются чрезвычайно важными и не случайно им посвящены многие работы известных философов и психологов.
Во втором случае мы должны посмотреть, как деятельность «использует» мышление, какое место мышление занимает в структуре деятельности. Трудовая и любая другая деятельность человека — это преобразование окружающей действительности. Это сложный процесс, в котором психика выполняет свою регулирующую, управляющую функцию. При этом мышление, осуществляя свою регулятивную функцию, не теряет и своей когнитивной функции. Так, по мнению С. Л. Рубинштейна, психологическое исследование должно быть направлено и на практическую деятельность, посредством которой люди изменяют мир — преобразуют природу и изменяют общество. Предметом психологического изучения при этом является регуляция этого преобразования. «Отражение, индивидом действительности, — пишет С. Л. Рубинштейн, — и регуляция его деятельности неотрывны друг от друга. В регуляции деятельности и заключается объективное значение отражения в жизни, то, чему оно практически служит…» [3, с. 265].
Проблеме мышления в связи с его регулятивной функцией посвящено пока ещё не так много работ [4, 5 и др.], но нам кажется и эта проблема важной и интересной. Едва ли правильно резко и категорично говорить о мышлении только в его регулятивной или только когнитивной функции. Известно, что мышление всегда, хотя и по-разному, связано с деятельностью: непосредственно — в теоретическом мышлении и опосредованно — в практическом [6, с. 6]. Так же и обе функции мышления по-видимому присутствуют в любом мышлении.
В теоретическом мышлении познание совершается, чтобы потом, опосредованно полученные знания были применены при взаимодействии субъекта с миром. Но мышление не перестаёт быть обобщённым и опосредованным познанием и в том случае, когда оно выполняет регулирующую функцию в трудовой деятельности, в ходе преобразования какого-либо объекта. Тем не менее, и познание и регулирование при этом специфичны. Соответствующее мышление по-видимому, не сводится только к регулятивной или только к когнитивной его функции. Взаимодействие этих функций происходит при ведущей роли регулирования, служит обеспечению успешного преобразования объекта. Поэтому мы его называем направленным на преобразование. Это и есть практическое мышление.