Лекция 2. Психология развития в конце 19 – начале 20 вв

В конце 19 – начале 20 в. развитие возрастной психологии было тесно связано с педологией, наукой о детях, созданной американским психологом С. Холлом (1846-1924), учеником Вундта.
Исследуя психическое развитие ребенка, Холл пришел к выводу, что в его основе лежит биогенетический закон Геккеля. Холл доказывал, что онтогенетическое развитие психики ребенка кратко повторяет все стадии филогенетического развития психики человека.
В созданной Холлом теории рекапитуляции утверждалось, что последовательность и содержание этих этапов заданы генетически, потому ни уклонится, ни миновать какую-то стадию своего развития ребенок не может.


Ученик Холла К.Гетчинсон на основании теории рекапитуляции создал периодизацию психического развития, критерием в которой был способ добывания пищи.
1. От рождения до 5 лет - стадия рытья и копания. Дети любят играть в песке.
2. От 5 до 11 лет – стадия охоты и захвата. На этой стадии дети начинают бояться чужих, у них появляется агрессивность, жестокость, желание отгородиться от взрослых и стремление делать многие вещи тайком.
3. От 8 до 12 лет – пастушеская стадия. Дети стремятся иметь свой собственный уголок. Они любят животных и стараются их завести, чтобы было о ком заботиться. У них, особенно у девочек, появляется стремление к ласке и нежности.
4. От 11 до 15 лет – земледельческая стадия, которая связана с интересом к погоде, к явлениям природы, с любовью к садоводству и цветоводству. У детей появляются наблюдательность и осмотрительность.
5. От 14 до 20 лет - стадия промышленности и торговли, или стадия современного человека. Дети начинают осознавать роль денег, значение арифметики и других точных наук. У них возникает желание обмениваться предметами.
Гетчинсон считал, что с 8 лет наступает эра цивилизованного человека, и именно с этого возраста детей можно систематически обучать. И Холл, и Гетчинсон были убеждены, что прохождение каждой стадии обязательно для нормального развития, а фиксация на какой-то из них ведет к появлению отклонений и аномалий в психике. Механизмом перехода с одной стадии на другую является игра, так как дети реально не могут перенестись в ситуации, которые пережило человечество.
Немецкий психолог и педагог Э.Мейман (1862-1915) был одним из пионеров возрастной психологии в Германии. Основываясь на теории рекапитуляции, он предложил свою периодизацию психического развития, критерием которой являются этапы интеллектуального развития.
1. От рождения до 7 лет – стадия фантастического синтеза. Дети обобщают отдельные ощущения без всякой системы и логики.
2. От 7 до 12 лет – стадия анализа. Можно начинать систематическое обучение детей, так как ведущим процессом становится не синтез, а дифференциация – разложение общих понятий, знаний.
3. От 12 до 16 лет – стадия рассудочного синтеза. Формируется операциональное мышление, они могут интегрировать те отдельные понятия, которые были ими усвоены на предыдущем этапе, и получать научные представления об окружающем.

Мейман считал, что возрастная психология должна изучать не только стадии и возрастные особенности психического развития, но и индивидуальные варианты развития, например, вопросы детской одаренности и отсталости. При этом обучение и воспитание должны основываться как на знании общих закономерностей, так и понимании особенностей психики конкретного ребенка.
Большую роль в развитии возрастной психологии сыграл швейцарский психолог Э.Клапаред (1873-1940).
Клапаред не принимал периодизацию Холла, основанную на биогенетическом законе. Критерием деления детства на периоды для Клапареда служил переход от одного вида мышления к другому.
1. От рождения до 2 лет – преобладает интерес к внешней стороне вещей, а потому интеллектуальное развитие связано с развитием восприятия.
2. От 2 до 3 лет – развивается речь, поэтому познавательные интересы сконцентрированы на словах и их значениях.
3. От 3 до 7 лет – начинается собственно интеллектуальное развитие, преобладают общие умственные интересы.


4. От 7 до 12 лет – начинают проявляться индивидуальные особенности и склонности детей.
Клаперед открыл одно из основных свойств детского мышления – синкретизм, т.е. нерасчлененность, слитность детских представлений о мире друг с другом. Психическое развитие идет от слитности к расчлененности: от схватывания внешнего вида к называнию предмета (словесная стадия), а затем к пониманию его предназначения. О таком развитии психики говорил позднее Л.Выготский.
Немецкий психолог В.Штерн (1871-1938) посвятил свои исследования анализу развития личности ребенка.
Штерн считал, что психическое развитие – это саморазвитие, саморазвертывание имеющихся у человека задатков, которое направляется и определяется той средой, в которой живет ребенок. Эта теория получила название теории конвергенции, т.к. в ней учитывалась роль двух факторов - наследственности и среды. Влияние этих факторов Штерн анализировал на примере игры. Он впервые выделил содержание и форму игровой деятельности и утверждал, что форма неизменна и связана с врожденными качествами, для упражнения которых и создана игра. Содержание игры задается средой и помогает ребенку понять, в какой конкретно деятельности он может реализовать заложенные в нем качества. Т.о., игра служит для социализации детей.


Целостность развития проявляется и в том, что направление развития всех психических процессов одинаково – от периферии к центру. Сначала у детей развивается созерцание (восприятие), потом - представление (память), затем – мышление, т.е. от расчлененности к слитности.
Значительный вклад в развитие науки внес немецкий психолог К.Бюлер (1879-1963).
Бюлер выдвинул эвристическую теорию речи. Он считал, что речь не дается ребенку в готовом виде, а придумывается, изобретается им в процессе общения со взрослыми. В отличие от Штерна, Бюлер настаивал на том, что процесс формирования речи – цепь открытий.
На первой стадии ребенок открывает значения слов. Это происходит путем наблюдения за воздействием на взрослых звуков, которые изобретает ребенок.
На второй стадии ребенок открывает, что каждая вещь имеет свое имя. Он расширяет словарный запас, изобретая названия вещей и задавая вопросы о названиях у взрослых.
На третьем этапе ребенок самостоятельно открывает значение грамматики. Путем наблюдения он замечает, что отношения предметов могут выражаться изменениями звуковой стороны слова, например изменением окончания (яблоко - яблоки).
Интеллектуальное развитие детей Бюлер также считал творческим процессом, особенности которого он раскрыл в работе «Духовное развитие ребенка». Мгновенное схватывание сути вещей Бюлер называл ага-переживанием.
По его мнению, интеллект начинает развиваться у детей после года, причем сначала он проявляется во внешней деятельности (шимпанзеобразный возраст), а затем уже во внутренней.

http://psychistory.ru/otrasli/razvitieps/36-psihologiya-razvitiya.html

Существующие в настоящее время теории развития.

Ранние теории: преформизм, конформизм Локк и Руссо

Теория созревания Гезелла

Этологические и эволюционные теории Дарвина, Лоренца и Тинбергена

Теории привязанности — Боулби и Эйнсуорт

Философия образования Монтессори

Теория организма и сравнительная теория Вернера

Теория когнитивного развития Пиаже

Стадии нравственного развития по Колбергу

Теории научения: Павлов, Уотсон, Скиннер

Теория социального научения Бандуры

Культурно-историческая теория Выготского и Лурии

Психоанализ Зигмунда Фрейда

Теория сепарации-индивидуации Маргарет Малер

Восемь стадий жизни Эриксона

Теория аутизма Беттельгейма

Теория детских переживаний Шахтеля

Теория зрелости Юнга

Наши рекомендации