Первый раздел ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ПРЕДИСЛОВИЕ
Выбор настоящего эпиграфа не случаен. Он лучше всего определяет задачи, которые стояли перед авторами учебника,— снабдить будущих спортивных педагогов четкими и объективными знаниями по психологии и указать возможные пути использования этих знаний в процессе физического воспитания и спортивной тренировки. Эффективность как учителя физической культуры, так и тренера в значительной степени зависит от наличия у него психологических знаний и умений.
«Проникновение» психологической науки в практику физического воспитания и спорта в последние годы проявилось, в частности, в том, что во многих спортивных обществах и командах рядом с тренерами стали работать психологи и психотерапевты. Число психологических лабораторий в спорте непрерывно растет, так как практика свидетельствует об их полезности и эффективности.
Все это говорит о необходимости систематического изучения психологии как важного предмета для педагогического образования. Вместе с тем преподавание психологии будущим учителям физической культуры и тренерам ведется недостаточно эффективно. Это прежде всего связано с отсутствием современных учебников по психологии для институтов физкультуры. Последний раз такой учебник издавался в 1974 г., т. е. более 10 лет назад. За 10-летний период не только значительно увеличился объем психологических знаний, но и произошли серьезные изменения в их структуре. Настоящий учебник учитывает все эти изменения. Он состоит из 4 разделов: «Общая психология», «Возрастная и педагогическая психология», «Психология физического воспитания», «Психология спорта».
Первый раздел — «Общая психология» является базовым. Он содержит материал, необходимый для освоения остальных разделов. Вместе с тем при написании первого раздела учитывалось, что по курсу «Общая психология» имеется довольно много различных учебных пособий, к которым студент и преподаватель могут дополнительно обратиться.
Второй раздел — «Возрастная и педагогическая психология» является непосредственным продолжением курса общей психологии. В нем изложены основные закономерности развития психики
в онтогенезе и возрастные особенности обучения, воспитания и тренировки. Естественно, что раздел содержит не весь объем знаний по возрастной и педагогической психологии, а лишь ту его часть, которая необходима будущим педагогам и тренерам для решения практических задач физического воспитания и спорта.
Третий раздел учебника посвящен психологии физического воспитания. Это совершенно новый раздел учебника. Включение этого раздела диктуется запросами практики. Сегодня делается все необходимое для расширения физкультурной и спортивной работы среди населения. Партия считает, что в «укреплении здоровья населения, подготовке молодежи к труду и защите Родины возрастает значение физической культуры и спорта, внедрения их в повседневную жизнь» *..
Поэтому необходимость разработки специального раздела по психологии физического воспитания отмечалась многими спортивными психологами и педагогами, но только в новом учебнике это пожелание выполнено.
Самым большим по объему и самым нестандартным по содержанию является четвертый раздел — «Психология спорта». В нем излагаются фундаментальные принципы психологии спортивной деятельности и закономерности их практического использования при подготовке спортсменов высокого класса. Поэтому этот раздел будет представлять интерес не только для студентов, но и для практических работников спорта.
Учебник написан авторским коллективом в составе: доктор психол. наук, проф. И. П. Волков, канд. психол. наук, доц. Г. Д. Горбунов, канд. психол. наук, доц. Л. Н. Данилина, канд. пед. наук, доц. В. В. Медведев, доктор психол. наук, проф. В. М. Мельников, доктор мед. наук, проф. В. И. Некрасов, канд. психол. наук Л. Т. Ямпольский.
Первый раздел ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Глава I ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ
1.1.ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ
Психология относится к гуманитарным наукам, объектом исследований которых являются человек* и общество. Психология — это наука о психике, о закономерностях ее проявления и развития. В переводе с древнегреческого (psyche — душа, logos — слово) психология означает «слово о душе». Под понятием «душа» мыслится некая нематериальная субстанция, существующая независимо от тела и управляющая его поведением. Само слово «душа» (или «дух») происходит от слова «дыхание», что говорит о древних корнях этого понятия, когда дыхание считалось наиболее характерным признаком, отличающим живое от неживого. Учение о душе является, по выражению П. П. Блонского, «примитивной биологической гипотезой, и, по мере развития наших биологических знаний, эта гипотеза обречена на исчезновение, поскольку ответ: «Живое существо дышит, растет, размножается и движется, потому что у него есть душа» — наивен и пуст для биолога XX века»**.
По мере развития психологической науки объектом изучения стала не сама душа, а ее проявления, так называемые «душевные», или психические, явления. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений: психические процессы, психические свойства личности и психические состояния (см. схему).
Психические процессы— это разные формы субъективного отражения объективной действительности. Психические процессы называют также психическими функциями. С помощью психических процессов (функций) осуществляются познание окружающего мира, усвоение знаний и навыков, обучение и деятельность. Различают следующие основные виды психических процессов: ощущение, восприятие, память, представления, воображение, мышление, речь, чувства (эмоции), воля, которые группируются в три основных класса — познавательные, эмоциональные и волевые. Психические свойства— это индивидуально-психологические
* Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза. — М.: Политиздат, 1986, с. 153.
* Термин «гуманитарные» науки произошел от лат. «Homo Sapiens» — челове^разумный^ ^ ^ ^ ПСИХОЛогические произведения. М., 1964, с. 34.
Психические явления |
Психические процессы |
Психические свойства личности |
Психические состояния
X
и
особенности личности, которые отличают людей друг от друга, определяют их типологические и индивидуальные различия. К психическим свойствам относятся темперамент, характер, способности, потребности и мотивы.
Психические состоянияхарактеризуют временную динамику психической деятельности. Это важная сторона внутреннего мира человека, оказывающая существенное влияние на успешность обучения и деятельности. Например, тревожность, возбуждение, усталость и апатия значительно влияют на соревновательные результаты спортсменов. Выделяют утомление, эмоциональное напряжение (стресс), монотонию, другие психические состояния.
Все психические явления тесно взаимосвязаны. Так, психические процессы всегда протекают на фоне определенных психических состояний, а индивидуальные различия в течение психических процессов выступают в качестве характеристик психических свойств.