Организационная социальная психология. Требования к специалисту, направленному на творческую деятельность
Требования к специалисту, направленному на творческую деятельность
I. В области интеллекта: высокий уровень развития болыш способностей, и в частности специальных, достаточное развитие! гических, аналитико-синтетических способностей, оперативк мышления, высокий уровень культуры, хорошие память и вне
И. Личностные особенности: развитое творческое вообра внутренняя неудовлетворенность собой как стимул творчества, < ление к самосовершенствованию, направленность на свой вь ний мир, независимость и аналитичность мышления, активнс подвижность, чувствительность, склонность к нарушению фор ных традиций, самостоятельность и независимость поведения.
III. Социально-поведенческие особенности: социальная пас
ность, неумение принимать управленческие решения и в то же вр
адекватная оценка проблемных ситуаций, в напряженных с*
примиренческая позиция.
IV. Критерии групповой оценки личности: оценки комплек
качеств, характеризующих профессиональную творческую
ность, - выше среднего уровня, оценки продуктивности и уме
организовывать инженерные разработки - на уровне средних
выше.
Требования к специалисту, направленному на внедренческую деятельность
I. В области интеллекта: достаточно высокий уровень развв
общего и технического интеллекта, хорошее внимание, обучаемой
оперативность.
II.Личностные особенности: уверенность в себе, социальная!
тивность, жизнестойкость, направленность на реальную деятель»
целеустремленность.
III. Социально-поведенческие особенности: активность и на
чивость в напряженных ситуациях, требовательность к себе и ок
жающим.
IV. Критерии групповой оценки личности: умение организов
работу, оценки качеств комплекса производственной направление
и продуктивности - выше среднего уровня.
Организационная социальнаяпсихология
Глава VIII. Подбор, расстановка, оценка и аттестация персонала..
- Обязательно глубокое осмысление сути психологической харак-*
теристики специалиста.
Такое понимание сложности адекватной психологической оцен-1 ки личности ведет к главенству качественных суждений, которые лишь^ основываются на строгих математических оценках. Формализация] процедуры обсчета облегчает работу психолога, но ни в коей мере не 1 дает оснований для уменьшения его ответственности при оценке лич-1 ности. Следует остерегаться довольно распространенной ныне тен-| денции формализации и «автоматизации» психологической оценки,| ни в коем случае нельзя заменять трудные качественные суждения| неадекватными механическими данными. Поэтому при использова-j нии любых методик оценки личности специалистов абсолютно необ- ] ходимыми являются профессиональная компетентность психолога, | основанная на его знаниях, умении работать с людьми, опыте и даже1 интуиции, его ответственность в принятии решений. Только тогда] прогноз будет адекватным, а расстановка и подбор персонала - объек-i тивными.
- Категоричные и поспешные выводы в оценке специалистов вре
дят делу.
Вполне естественно желание руководства организации как можно быстрее получить результаты исследования и внедрить их. Однако психолог должен понимать, что полученная информация о специалисте не может быть абсолютно полной и с течением времени она может быть уточнена, углублена и расширена. Прогноз не может быть идеально верным, а заключение - окончательным.
- Результаты оценки должны быть внедрены в практику.
Они не могут быть «положены под сукно», остаться незамеченными, а тем более скрываться от прошедших эту процедуру. Ни в коем случае нельзя допускать распространения слухов, ограничения гласности, которая, однако, имеет пределы: результаты исследования в общих чертах могут быть обсуждены в коллективе, но индивидуальные данные не могут быть предметом обсуждения ни с кем, кроме самого специалиста. Психолог несет ответственность за этичность и моральную приемлемость представленных материалов.
- Полученная информация может быть доверена лишь крайне ог
раниченному числу лиц.
Это требование связано с обеспечением «психологической безопасности» для всех прошедших процедуру оценки. В круг лиц, кому может быть доверена информация, включаются, как правило, директор организации, психолог, менеджер по персоналу, члены аттестационной комиссии. Способы выборочного ознакомления с материалами могут быть различными, как правило, они носят конфиденциальный характер и зависят от задач оценки.
- Любая перестановка должна соответствовать взаимным инте
ресам работника и организации.
На практике это должно выражаться в приведении в наибольшее соответствие места работы способностям и склонностям специалиста, что, как правило, отражается на эффективности его деятельности. Здесь должен быть реализован принцип «универсальной одаренности» - нет людей без способностей, а есть люди, занятые не своим делом.
- Психологическая оценка не отражает всего спектра факторов,
влияющих на эффективность деятельности специалиста.
Именно поэтому применение результатов психологической оценки в целях аттестации, найма, подбора, расстановки персонала, конкурсов на вакантные должности возможно при учете других объективных факторов, влияющих на общую оценку деятельности специалиста.
- На первых этапах процедура оценки должна быть ограничена
по своим масштабам.
Процедура оценки персонала будет внедрена в организации быстрее и безболезненнее, если вначале ее провести в отдельных подразделениях и продемонстрировать результаты этой работы на практике, а затем распространить оценочную работу на всех сотрудников организации.
- Правильная оценка личности и возможностей специалиста не
сет воспитательную и коррекционную функцию.
Она является рычагом воздействия руководства на взаимоотношения в организации, отражается на успешности индивидуального и общего труда. Оценка персонала не должна носить характера кампании, она должна быть регулярной и проводиться параллельно с социально-психологической диагностикой процессов, происходящих в организации.
7 Орг. соц. психология
Организационная социальная психология
- Научный подбор и расстановка персонала являются факторами, непосредственно влияющими на эффективность и продуктивность деятельности организации.
Они повышают дисциплину труда, улучшают психологический климат, становятся фактором развития всей организации и отдельной личности, являются основанием для формирования организационной культуры.
Г Л А В А IX
С точки зрения актуальности проблем управления персоналом и трудовыми ресурсами особое значение, безусловно, имеют оценка, подготовка и обучение руководителей и менеджеров организации как отряда специалистов, определяющих качество профессиональной жизни всех работников. Правильная оценка персонала позволяет сократить расходы на дорогостоящие мероприятия по подготовке, обучению и повышению квалификации сотрудников организации. Оценка результатов профессиональной деятельности выполняет административные, информационные и мотивационные функции и является необходимым условием эффективного развития организаций.
Контрольные вопросы
1. Каков алгоритм оценки персонала?
2. Какие методы используются при оценке персонала?
3. Каковы основные требования к представлению аттестацион
ных характеристик?
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Комплексная социально-психологическая методика оценки личности инженеров: Учебное пособие / Под ред. Э. С. Чугуновой. Л., 1991.
Мескон М. X, Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. М, 1992.
Пугачев В. П. Руководство персоналом организации. М., 1998.
Чикер В. А. Связь интеллектуальных особенностей личности с эффективностью деятельности инженеров: Автореф. канд. дис. Л., 1981.
Шкатулла В. И. Настольная книга менеджера по кадрам. М., 1998.
Ядов В. А. Социологическое исследование. М., 1972.