Тема 6. аномалии личности

Основные термины и понятия: нормальное развитие, аномальное (патологическое) развитие; фиксация, регрессия, оральный характер, анальный характер, фаллический характер, конфликт, симптом, защита; поведенческий дефицит, неадаптивная реакция, конфликт побуждений, тревога; рационализация, фантазия, проекция.

Вопросы:

1. Проблема нормы и патологии в психическом развитии. Возможные причины отклонений в личностном развитии.

2. Представления об аномальном развитии с позиций различных подходов.

А) Психоанализ З. Фрейда:

- типы патологических характеров – оральный, анальный, фаллический, причины их формирования (понятие фиксации и феномен регрессии);

- механизмы развития невротических симптомов (понятия конфликта и защиты).

Б) Теории научения:

- ориентация на базовые принципы научения в трактовке аномального функционирования личности;

- поведенческий дефицит и усвоение неадаптивной реакции как причины формирования ошибочного (“больного”) поведения (Б.Ф. Скиннер);

- конфликт побуждений как основной компонент в развитии невротического поведения (Д. Доллард и Н. Миллер).

В) Гуманистический подход:

- расхождение Я-концепции с субъективным опытом как психологическое нарушение (К. Роджерс);

- типы защитного поведения (рационализация, фантазия, проекция).

Г) Деятельностный подход:

- психологические механизмы аномального развития личности (Б.С. Братусь).

Задание для самостоятельной работы:

на основе изученного по теме материалазаполнить соответствующие графы в таблицах 2 и 3.

Литература

Основная:

1. Братусь Б.С. Аномалии личности. – М., 1988. – 6-24, 49-61(1), 175-222 (2Г).

2. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования. – М., 2001. – С. 154-159 (2А), 333-337, 351-352, 362-364 (2Б),

Дополнительная:

1. Годфруа Ж. Что такое психология: в 2-х т. Т. 2. – М., 1992. – 126-138 (1).

2. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования. – М., 2001. – С. 402-406, 459-463 (2).

3. Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общая редакция Л.В. Куликова. – СПб., 2001. – С. 55 (1).

ТЕМА 7. Методы диагностики и коррекции развития личности

Основные термины и понятия: оценка (измерение) личности, стандартизация, тестовые нормы, надежность, валидность, интервью, опросник, проективные методы; психотерапия, индивидуальная психотерапия, групповая психотерапия; психоаналитическая терапия, метод свободных ассоциаций, перенос, поведенческая психотерапия, «разусловливание», «прямое обусловливание», систематическая десенситизация, гуманистическая психотерапия, клиент-центрированная терапия, недирективная беседа, конгруэнтность, безусловная позитивная оценка, эмпатическое понимание, гештальттерапия, саморегуляция, телесно-ориентированная терапия; психологическое консультирование.

Вопросы:

1. Основные методы диагностики (измерения) индивидуальных личностных особенностей: интервью, опросники, проективные методы; их преимущества и ограничения.

2. Психотерапия как метод изменения личности. Индивидуальная и групповая психотерапия. Основные виды психотерапии:

А) Психоаналитическая терапия (на примере психоанализа З. Фрейда):

- метод свободных ассоциаций и толкование сновидений;

- перенос как феномен взаимоотношений пациента и психоаналитика.

Б) Бихевиоральная психотерапия:

- «разусловливание», «прямое обусловливание» и систематическая десенситизация как методы модификации поведения (модель классического обусловливания);

- позитивное подкрепление как механизм формирования желательного поведения (модель оперантного обусловливания).

В) Гуманистическая терапия (на примере клиент-центрированной терапии К. Роджерса):

- особенности недирективной беседы;

- условия, необходимые для терапевтического изменения (конгруэнтность, безусловная позитивная оценка, эмпатическое понимание).

Г) Основные принципы гештальттерапии (по Ф. Перлзу).

Д) Общая характеристика телесно-ориентированной терапии.

3. Актуализация потенциальных возможностей развития личности как основная задача психологического консультирования.

Задание для самостоятельной работы: заполнить таблицу 4.

Таблица 4

Сравнительная характеристика методов диагностики личности

Метод Краткое описание Примеры методик Преимущества Ограничения
Интервью          
Личностные опросники        
Проективные тесты        

Литература

Основная:

1. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования. – М., 2001. – С. 159-163 (2А), 230-234 (2В), 337-342, 357-358 (2Б).

2. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 1997. – С. 77-96 (1).

Дополнительная:

1. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб., 2002.

2. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Карвасарского. – СПб., 1999. – С. 78-82, 103-110, 158-159, 351-353, 370-397, 617-620 (2).

3. Рудестам К. Групповая психотерапия. – СПб., 2001.

Тест для самопроверки

1. Человек, рассматриваемый со стороны его природных свойств, – это …

1) субъект

2) индивидуальность

3) индивид

4) личность

2. Особое качество индивида, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения, – это …

1) индивидуальность

2) личность

3) субъектность

4) общительность

3. Основателем персонологического подхода в психологии является …

1) У. Джеймс

2) З. Фрейд

3) В. Штерн

4) Л.С. Выготский

4. Представление о личности как совокупности реакций характерно для представителей … подхода.

1) бихевиорального

2) психодинамического

3) когнитивного

4) феноменологического

5. Представление о человеке как активном существе характерно для … подхода.

1) бихевиорального

2) психодинамического

3) факторного

4) гуманистического

6. Знания и убеждения рассматриваются в качестве основных проявлений личности в рамках … подхода.

1) бихевиорального

2) гуманистического

3) когнитивного

4) факторного

7. В большинстве определений личность представлена теми характеристиками, которые отвечают за … формы поведения.

1) устойчивые

2) изменчивые

3) социализированные

4) уникальные

8. Основной функцией теории личности является …

1) описательная

2) объяснительная

3) обобщающая

4) прикладная

9. Относительно неизменные характеристики, исполняющие роль «строительных блоков» человеческой психики – это … личности.

1) структура

2) мотивация

3) типы

4) аномалии

10. Подход, согласно которому структура личности определяется совокупностью черт, – …

1) психодинамический

2) факторный

3) гуманистический

4) когнитивный

11. Автором теории личностных конструктов является …

1) Р. Кеттелл

2) Дж. Келли

3) Дж. Уотсон

4) З. Фрейд

12. К. Халл является автором концепции …

1) оперантного научения

2) инструментального научения

3) классического обусловливания

4) субъективного бихевиоризма

13. Согласно А.Н. Леонтьеву «ядро» личности составляет …

1) Я-концепция

2) совокупность установок

3) иерархия отношений

4) иерархия мотивов

14. Отношение как единица структуры личности рассматривалось в концепции …

1) А.Н. Леонтьева

2) В.Н. Мясищева

3) Д.Н. Узнадзе

4) К.К. Платонов

15. При описании структуры личности, как правило, применяется … принцип.

1) «блочный»

2) поэлементный

3) функциональный

4) иерархический

16. Гедонистические мотивы признаются ведущими в рамках модели …

1) снижения напряжения

2) увеличения напряжения

3) компетентности

4) самоактуализации

17. Мотивы роста рассматриваются в качестве побудителей развития личности в …

1) психоанализе

2) когнитивной психологии

3) теории черт

4) гуманистической психологии

18. Движущей силой развития личности в психоанализе З. Фрейда является …

1) потребность в новых впечатлениях

2) удовлетворение первичных драйвов

3) удовлетворение инстинктов

4) тенденция к самореализации

19. Внутренним источником развития личности по А. Маслоу выступает …

1) внутриличностное напряжение

2) поиск смысла жизни

3) пирамида мотивов

4) тенденция к самоактуализации

20. Развитием личности движут …

1) когнитивные мотивы

2) мотивы удовольствия

3) мотивы самоактуализации

4) все перечисленные

21. Процесс усвоения и активного воспроизведения индивидом общественного опыта, системы общественных связей и отношений – это …

1) интериоризация

2) развитие

3) социализация

4) реминисценция

22. Современным представлениям о соотношении наследственности и среды в развитии личности отвечает …

1) теория конвергенции двух факторов

2) теория конфронтации двух факторов

3) теория взаимодействия двух факторов

4) теория исключения двух факторов

23. Эпигенетическая концепция, согласно которой развитие человека направляется поиском идентичности, предложена …

1) Э. Эриксоном

2) Д.Б. Элькониным

3) Л.И. Божович

4) А. Гезеллом

24. Автором периодизации нравственного развития личности является …

1) Э. Эриксон

2) Д.Б. Эльконин

3) Л. Колберг

4) Л.С. Выготский

25. Установите соответствие между авторами периодизаций развития личности и критериями, положенными в основу периодизаций:

Автор Критерий периодизации
1) З. Фрейд 2) Э. Эриксон 3) Л. Колберг 4) Д.Б. Эльконин 5) С. Холл 6) П.П. Блонский а) смена зубов б) смена ведущей деятельности в) развитие инстинктов г) принцип рекапитуляции д) уровень усвоения общественных норм е) специфическая задача развития

26. Причина личностных нарушений, по К. Роджерсу, состоит в …

1) расхождении Я-концепции с субъективным опытом

2) конфликте побуждений

3) отсутствии возможностей для самоактуализации

4) поведенческом дефиците

27. Патологический характер, согласно З. Фрейду, формируется вследствие …

1) работы механизмов психологической защиты

2) фиксации на одной из ранних стадий развития

3) проявления невротических симптомов

4) поведенческого дефицита

28. Помощь в решении глубинных личностных проблем НЕ является целью …

1) психоаналитической терапии

2) бихевиоральной терапии

3) гуманистической терапии

4) рационально-эмоциональной терапии

29. Согласно К. Роджерсу, к условиям, обеспечивающим изменение личности в процессе психотерапии, НЕ относится …

1) конгруэнтность

2) позитивное подкрепление

3) безусловная позитивная оценка

4) эмпатическое понимание

30. Основателем логотерапии в современной зарубежной психологии является …

1) К. Роджерс

2) А. Адлер

3) Э. Фромм

4) В. Франкл

31. Для экспериментального подхода к исследованию личности НЕ характерно…

1) контроль за переменными

2) объективная регистрация данных

3) возможность изучать личность во всех ее проявлениях

4) установление причинно-следственных отношений

32. Углубленное изучение индивидуальности – одно из важнейших преимуществ … подхода к исследованию личности.

1) клинического

2) экспериментального

3) корреляционного

4) социологического

33. Недостатком проективных тестов как метода диагностики личности является …

1) субъективность интерпретации результатов

2) отсутствие непосредственного контакта экспериментатора с испытуемым

3) наличие эффекта социальной желательности ответов

4) невозможность получения информации о скрытых аспектах личности

34. К достоинствам опросников как метода диагностики личности НЕ относится …

1) полная, определенная и систематизированная информация о личности

2) возможность проведения исследования в групповой форме

3) возможность предсказания поведения человека в конкретной ситуации

4) объективность и надежность результатов

Наши рекомендации