Тема 6. аномалии личности
Основные термины и понятия: нормальное развитие, аномальное (патологическое) развитие; фиксация, регрессия, оральный характер, анальный характер, фаллический характер, конфликт, симптом, защита; поведенческий дефицит, неадаптивная реакция, конфликт побуждений, тревога; рационализация, фантазия, проекция.
Вопросы:
1. Проблема нормы и патологии в психическом развитии. Возможные причины отклонений в личностном развитии.
2. Представления об аномальном развитии с позиций различных подходов.
А) Психоанализ З. Фрейда:
- типы патологических характеров – оральный, анальный, фаллический, причины их формирования (понятие фиксации и феномен регрессии);
- механизмы развития невротических симптомов (понятия конфликта и защиты).
Б) Теории научения:
- ориентация на базовые принципы научения в трактовке аномального функционирования личности;
- поведенческий дефицит и усвоение неадаптивной реакции как причины формирования ошибочного (“больного”) поведения (Б.Ф. Скиннер);
- конфликт побуждений как основной компонент в развитии невротического поведения (Д. Доллард и Н. Миллер).
В) Гуманистический подход:
- расхождение Я-концепции с субъективным опытом как психологическое нарушение (К. Роджерс);
- типы защитного поведения (рационализация, фантазия, проекция).
Г) Деятельностный подход:
- психологические механизмы аномального развития личности (Б.С. Братусь).
Задание для самостоятельной работы:
на основе изученного по теме материалазаполнить соответствующие графы в таблицах 2 и 3.
Литература
Основная:
1. Братусь Б.С. Аномалии личности. – М., 1988. – 6-24, 49-61(1), 175-222 (2Г).
2. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования. – М., 2001. – С. 154-159 (2А), 333-337, 351-352, 362-364 (2Б),
Дополнительная:
1. Годфруа Ж. Что такое психология: в 2-х т. Т. 2. – М., 1992. – 126-138 (1).
2. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования. – М., 2001. – С. 402-406, 459-463 (2).
3. Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общая редакция Л.В. Куликова. – СПб., 2001. – С. 55 (1).
ТЕМА 7. Методы диагностики и коррекции развития личности
Основные термины и понятия: оценка (измерение) личности, стандартизация, тестовые нормы, надежность, валидность, интервью, опросник, проективные методы; психотерапия, индивидуальная психотерапия, групповая психотерапия; психоаналитическая терапия, метод свободных ассоциаций, перенос, поведенческая психотерапия, «разусловливание», «прямое обусловливание», систематическая десенситизация, гуманистическая психотерапия, клиент-центрированная терапия, недирективная беседа, конгруэнтность, безусловная позитивная оценка, эмпатическое понимание, гештальттерапия, саморегуляция, телесно-ориентированная терапия; психологическое консультирование.
Вопросы:
1. Основные методы диагностики (измерения) индивидуальных личностных особенностей: интервью, опросники, проективные методы; их преимущества и ограничения.
2. Психотерапия как метод изменения личности. Индивидуальная и групповая психотерапия. Основные виды психотерапии:
А) Психоаналитическая терапия (на примере психоанализа З. Фрейда):
- метод свободных ассоциаций и толкование сновидений;
- перенос как феномен взаимоотношений пациента и психоаналитика.
Б) Бихевиоральная психотерапия:
- «разусловливание», «прямое обусловливание» и систематическая десенситизация как методы модификации поведения (модель классического обусловливания);
- позитивное подкрепление как механизм формирования желательного поведения (модель оперантного обусловливания).
В) Гуманистическая терапия (на примере клиент-центрированной терапии К. Роджерса):
- особенности недирективной беседы;
- условия, необходимые для терапевтического изменения (конгруэнтность, безусловная позитивная оценка, эмпатическое понимание).
Г) Основные принципы гештальттерапии (по Ф. Перлзу).
Д) Общая характеристика телесно-ориентированной терапии.
3. Актуализация потенциальных возможностей развития личности как основная задача психологического консультирования.
Задание для самостоятельной работы: заполнить таблицу 4.
Таблица 4
Сравнительная характеристика методов диагностики личности
Метод | Краткое описание | Примеры методик | Преимущества | Ограничения |
Интервью | ||||
Личностные опросники | ||||
Проективные тесты |
Литература
Основная:
1. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования. – М., 2001. – С. 159-163 (2А), 230-234 (2В), 337-342, 357-358 (2Б).
2. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 1997. – С. 77-96 (1).
Дополнительная:
1. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб., 2002.
2. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Карвасарского. – СПб., 1999. – С. 78-82, 103-110, 158-159, 351-353, 370-397, 617-620 (2).
3. Рудестам К. Групповая психотерапия. – СПб., 2001.
Тест для самопроверки
1. Человек, рассматриваемый со стороны его природных свойств, – это …
1) субъект
2) индивидуальность
3) индивид
4) личность
2. Особое качество индивида, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения, – это …
1) индивидуальность
2) личность
3) субъектность
4) общительность
3. Основателем персонологического подхода в психологии является …
1) У. Джеймс
2) З. Фрейд
3) В. Штерн
4) Л.С. Выготский
4. Представление о личности как совокупности реакций характерно для представителей … подхода.
1) бихевиорального
2) психодинамического
3) когнитивного
4) феноменологического
5. Представление о человеке как активном существе характерно для … подхода.
1) бихевиорального
2) психодинамического
3) факторного
4) гуманистического
6. Знания и убеждения рассматриваются в качестве основных проявлений личности в рамках … подхода.
1) бихевиорального
2) гуманистического
3) когнитивного
4) факторного
7. В большинстве определений личность представлена теми характеристиками, которые отвечают за … формы поведения.
1) устойчивые
2) изменчивые
3) социализированные
4) уникальные
8. Основной функцией теории личности является …
1) описательная
2) объяснительная
3) обобщающая
4) прикладная
9. Относительно неизменные характеристики, исполняющие роль «строительных блоков» человеческой психики – это … личности.
1) структура
2) мотивация
3) типы
4) аномалии
10. Подход, согласно которому структура личности определяется совокупностью черт, – …
1) психодинамический
2) факторный
3) гуманистический
4) когнитивный
11. Автором теории личностных конструктов является …
1) Р. Кеттелл
2) Дж. Келли
3) Дж. Уотсон
4) З. Фрейд
12. К. Халл является автором концепции …
1) оперантного научения
2) инструментального научения
3) классического обусловливания
4) субъективного бихевиоризма
13. Согласно А.Н. Леонтьеву «ядро» личности составляет …
1) Я-концепция
2) совокупность установок
3) иерархия отношений
4) иерархия мотивов
14. Отношение как единица структуры личности рассматривалось в концепции …
1) А.Н. Леонтьева
2) В.Н. Мясищева
3) Д.Н. Узнадзе
4) К.К. Платонов
15. При описании структуры личности, как правило, применяется … принцип.
1) «блочный»
2) поэлементный
3) функциональный
4) иерархический
16. Гедонистические мотивы признаются ведущими в рамках модели …
1) снижения напряжения
2) увеличения напряжения
3) компетентности
4) самоактуализации
17. Мотивы роста рассматриваются в качестве побудителей развития личности в …
1) психоанализе
2) когнитивной психологии
3) теории черт
4) гуманистической психологии
18. Движущей силой развития личности в психоанализе З. Фрейда является …
1) потребность в новых впечатлениях
2) удовлетворение первичных драйвов
3) удовлетворение инстинктов
4) тенденция к самореализации
19. Внутренним источником развития личности по А. Маслоу выступает …
1) внутриличностное напряжение
2) поиск смысла жизни
3) пирамида мотивов
4) тенденция к самоактуализации
20. Развитием личности движут …
1) когнитивные мотивы
2) мотивы удовольствия
3) мотивы самоактуализации
4) все перечисленные
21. Процесс усвоения и активного воспроизведения индивидом общественного опыта, системы общественных связей и отношений – это …
1) интериоризация
2) развитие
3) социализация
4) реминисценция
22. Современным представлениям о соотношении наследственности и среды в развитии личности отвечает …
1) теория конвергенции двух факторов
2) теория конфронтации двух факторов
3) теория взаимодействия двух факторов
4) теория исключения двух факторов
23. Эпигенетическая концепция, согласно которой развитие человека направляется поиском идентичности, предложена …
1) Э. Эриксоном
2) Д.Б. Элькониным
3) Л.И. Божович
4) А. Гезеллом
24. Автором периодизации нравственного развития личности является …
1) Э. Эриксон
2) Д.Б. Эльконин
3) Л. Колберг
4) Л.С. Выготский
25. Установите соответствие между авторами периодизаций развития личности и критериями, положенными в основу периодизаций:
Автор | Критерий периодизации |
1) З. Фрейд 2) Э. Эриксон 3) Л. Колберг 4) Д.Б. Эльконин 5) С. Холл 6) П.П. Блонский | а) смена зубов б) смена ведущей деятельности в) развитие инстинктов г) принцип рекапитуляции д) уровень усвоения общественных норм е) специфическая задача развития |
26. Причина личностных нарушений, по К. Роджерсу, состоит в …
1) расхождении Я-концепции с субъективным опытом
2) конфликте побуждений
3) отсутствии возможностей для самоактуализации
4) поведенческом дефиците
27. Патологический характер, согласно З. Фрейду, формируется вследствие …
1) работы механизмов психологической защиты
2) фиксации на одной из ранних стадий развития
3) проявления невротических симптомов
4) поведенческого дефицита
28. Помощь в решении глубинных личностных проблем НЕ является целью …
1) психоаналитической терапии
2) бихевиоральной терапии
3) гуманистической терапии
4) рационально-эмоциональной терапии
29. Согласно К. Роджерсу, к условиям, обеспечивающим изменение личности в процессе психотерапии, НЕ относится …
1) конгруэнтность
2) позитивное подкрепление
3) безусловная позитивная оценка
4) эмпатическое понимание
30. Основателем логотерапии в современной зарубежной психологии является …
1) К. Роджерс
2) А. Адлер
3) Э. Фромм
4) В. Франкл
31. Для экспериментального подхода к исследованию личности НЕ характерно…
1) контроль за переменными
2) объективная регистрация данных
3) возможность изучать личность во всех ее проявлениях
4) установление причинно-следственных отношений
32. Углубленное изучение индивидуальности – одно из важнейших преимуществ … подхода к исследованию личности.
1) клинического
2) экспериментального
3) корреляционного
4) социологического
33. Недостатком проективных тестов как метода диагностики личности является …
1) субъективность интерпретации результатов
2) отсутствие непосредственного контакта экспериментатора с испытуемым
3) наличие эффекта социальной желательности ответов
4) невозможность получения информации о скрытых аспектах личности
34. К достоинствам опросников как метода диагностики личности НЕ относится …
1) полная, определенная и систематизированная информация о личности
2) возможность проведения исследования в групповой форме
3) возможность предсказания поведения человека в конкретной ситуации
4) объективность и надежность результатов