Диагностика и самопознание. Искусство жить с детьми.За

Искусство жить с детьми.За

каждое «да» испытуемые получают 2 балла, за каждые «отчасти», «иногда» — 1 балл, за «нет» — 0. Предлагается подсчитать количество набранных баллов.

Более 20 баллов. Ваши отношения с детьми в основном можно считать благополучными.

От 10 до 20 баллов. Отношения можно оценить как удовлетворительные, но недостаточно многосторонние. Вам следует подумать, как они должны быть улучшены и чем дополнены.

Менее 10 баллов. Ваши контакты с детьми явно недостаточны. Необходимо принимать срочные меры для их улучшения.

Как бы вы поступили на месте судьи?Гол засчитывается: свободный удар пробивается без дополнительного разрешения судьи на удар. Судья дает сигнал (свистком, голосом, жестом) только в том случае, если защищающаяся команда не соблюдает девятиметровый интервал между стенкой и игроком, пробивающим свободный Удар-

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие ................. 3

Введение. Знаковое моделирование и преобразование учебной информации как условие и средство овладения новыми

знаниями .................... 4

Информационно-методические материалы по темам

I. Предмет психологии............. 12

II. Задачи и методы современной психологии...... 24

III. Развитие психики в животном мире и становление сознания человека.............. 43

IV. Личность и межличностные отношения....... 60

V. Деятельность.........•....... 83

VI. Речь и общение............... 97

VII. Внимание................. 113

VIII. Ощущения................. 120

IX. Восприятие................. 138

X. Память.................. 161

XI. Мышление и воображение........... 175

XII. Чувство и воля............... 193

XIII. Индивидуально-психологические особенности личности . 217 Психологический практикум............. 240

Михаил Викторович Гамезо Ирина Адольфовна Домашенко

АТЛАС ПО ПСИХОЛОГИИ

Диагностика и самопознание. Искусство жить с детьми.За - student2.ru

Рис. ХШ.18(1—5).

включаются в занятия после перерыва? Каковы темп их речи, быстрота возникновения эмоциональной реакции и ее внешнее проявление? В каком темпе они работают, доводят ли начатое до конца?

Сделайте вывод о преобладании у испытуемых черт того или иного темперамента.

Каковы особенности работы с холериками, флегматиками, меланхоликами? Как вы учитываете типы темпераментов учащихся в своей педагогической деятельности?

Выявить силу, уравновешенность и подвижность нервных процессов можно с помощью следующего эксперимента:

группе испытуемых предложить прочитать небольшой текст, записать его (по памяти), подчеркнув подлежащее одной чертой, сказуемое — двумя, определение — волнистой линией, дополнение — пунктиром, обстоятельство — точками.

В процессе выполнения задания обратить внимание на двигательную активность испытуемых — присуща им подвижность или медлительность? Наличие торопливости.

По общей работоспособности можно судить о силе или слабости типа высшей нервной деятельности (быстрая утомляемость говорит о слабости типа).

При преобладании возбуждения над торможением испытуемым добавляют лишние элементы. Различную степень подвижности характеризуют скорость перехода от выполнения задания одного вида к другому и ошибки при этом.

19. Характер человека проявляется в его поступках, в поведении и деятельности. Поэтому для изучения характера следует проанализировать поступки человека. Для изучения выделите группу учащихся (8—10 человек) и постарайтесь установить:

особенности их поведения в обычной деятельности (на уроке) и в ходе спортивного соревнования (обратить внимание на активность и проявление волевых качеств характера), во время трудовой деятельности;

выполнение порученного задания (домашние уроки, общественные поручения, помощь семье и т. д.). Это позволит выявить отношение к коллективу, развитие чувства долга;

взаимоотношения с товарищами по классу.

Ученики, за которыми вы ведете наблюдения, не должны об этом знать.

Как вы в своей педагогической деятельности воспитываете положительные черты характера у учащихся (коллективизм, трудолюбие, любовь к Родине и т. д.) и преодолеваете отрицательные?

20. Проанализируйте какой-либо отрывок из литературного произведения, в котором ярко раскрываются отдельные черты характера (можно использовать отрывок из повести Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке», В. А. Сухомлинского «Дума о человеке» и др.).

После прочтения рассказа проанализируйте, о каких чертах характера свидетельствуют поступки героев. С какими качествами личности и психическими процессами связаны обнаружившиеся черты?

21. Определите индивидуально-психологические особенности личности ребенка по предъявляемым ниже фотографиям.

Диагностика и самопознание. Искусство жить с детьми.За - student2.ru

Диагностика и самопознание. Искусство жить с детьми.За - student2.ru

Рис. XII.9.

Диагностика и самопознание. Искусство жить с детьми.За - student2.ru

Диагностика и самопознание. Искусство жить с детьми.За - student2.ru

8 Зак. 1197. «Атлас по психологии»

Диагностика и самопознание. Искусство жить с детьми.За - student2.ru

Диагностика и самопознание. Искусство жить с детьми.За - student2.ru

Рис. ХИ.8(9). Испуг

Рис. ХП.8(10). Ужас

Диагностика и самопознание. Искусство жить с детьми.За - student2.ru

Рис. ХП.8(11). Скорбь

Рис. ХП.8(12). Брезгливость

Диагностика и самопознание. Искусство жить с детьми.За - student2.ru

Рис. XII.8(5). Сомнение

Рис. ХП.8(6). Любопытство

Диагностика и самопознание. Искусство жить с детьми.За - student2.ru

Рис. ХП.8(7). Грусть

Рис. ХП.8(8). Горе

Диагностика и самопознание. Искусство жить с детьми.За - student2.ru

Рис. XII.8(1). Улыбка, приветливость, доброжелательность

^Л ' '**** ***** ЧИ

Диагностика и самопознание. Искусство жить с детьми.За - student2.ru

Рис. XII.8(3). Вынужденная улыбка, недоверие

Рис. ХИ.8(4). Удивление

Диагностика и самопознание. Искусство жить с детьми.За - student2.ru

Наши рекомендации