Вопрос 22: Методы арттерапии и их применение в деятельности специалиста по социальной работе

Консультирование и психокоррекция с использованием арттерапевтического подхода. История арттерапии. Теория арттерапии. Виды арттерапии. Практика арттерапии.

Музыкальная психокоррекция. Шведская школа музыкальной психокоррекции. Американское направление музыкальной психокоррекции. Немецкое направление музыкальной психокоррекции. Возможности сочетания музыкотерапии с другими направлениями психокоррекции.

Танцевальная психокоррекция. История и развитие танцевальной психокоррекции. Основные понятия. Основные процедуры танцевальной психокоррекции. Программы ведения танцевальной психокоррекции.

Он предназначен, главным образом, для пациентов с тягостным переживанием собственной неполноценности (без острых психотических нарушений).

Цель метода – помочь пациенту раскрыть свои творческие возможности вообще, и, прежде всего, в своей профессии.

Основные приемы:

1) создание творческих произведений (сочинение рассказов, рисование, фотографирование, резьба по дереву и т.п.) на уровне возможностей клиента с целью выражения особенностей его личности;

2) творческое общение с природой, в процессе которого клиент должен стараться почувствовать, осознать, что именно из окружающего ему особенно близко и к чему он равнодушен;

3) творческое общение с литературой, искусством, наукой (осознанный поиск среди различных произведений культуры близкого, созвучного клиенту);

4) коллекционирование предметов, соответствующих или, напротив, несоответствующих индивидуальности клиента, с целью познания особенностей собственной личности;

5) погружение в прошлое путем общения с предметами своего детства, рассматривания фотографий родителей, предков, изучения истории своего народа или человечества в целом для более глубокого осознания собственной индивидуальности, своих корней и своей «неслучайности» в мире;

6) ведение дневника или иного рода записей с включением в них элементов творческого анализа тех или иных событий, произведений искусства или науки;

7) переписка с психотерапевтом, письма которого носят психотерапевтический характер;

8) обучение творческим путешествиям (в том числе прогулкам по улицам или за город) с целью выявления отношения клиента к окружающему и формирования его способности к анализу этого отношения на основе познания свей личности;

9) обучение творческому поиску одухотворенного в повседневном, необычного в обычном.

Перечисленные методики в процессе лечения часто переплетаются между собой в соответствующей индивидуальной и групповой разъяснительно-воспитательной работе психотерапевта. Реализуются они в условиях психотерапевтической обстановки – в специальном помещении, которое освещено неярким светом, где тихо играет музыка, подается чай и имеется возможность показывать слайды, демонстрировать работы клиентов.

Проводится в два этапа:

1. Самопознание, в процессе которого пациент изучает особенности собственной личности и болезненных расстройств.

2. Познание себя и других с помощью указанных выше методик.

Формы работы:

- индивидуальные беседы;

- переписка ;

- выполнение клиентами домашних заданий;

- вечера, собрания психотерапевтической группы, на которых обсуждаются произведения членов группы, произведения искусства.

Показания для клиентов с различными особенностями характера и психических расстройств:

- психастенические личности нуждаются в подробной научно-лечебной информации;

- астенические личности – в проявлении искренней лечебной заботы;

- циклоидные личности – в ободряющих, юмористически-оживляющих воздействиях, в вере в психотерапевта;

- шизоидные личности – в разного рода полезных занятиях, связанных с символическим творчеством;

- эпилептоидные личности – в нравственной реализации дисфорической напряженности через толерантность, снисходительность к человеческим слабостям других людей;

- истерические личности – в помощи найти признание со стороны других людей, в создании условий, где они могли бы проявить свои творческие способности.

Особенностью т.т.с. является то , что недостаточно, а порой вредно давать клиентам задания рисовать и т.п. Необходимо в мягкой форме подводить их к самостоятельной творческой деятельности.

Практические приемы работы:

1. Попросить клиента прочитать вслух в группе рассказ-воспоминание, например, о детстве в деревне, описать природу, показать рисунки и т.п.

2.Сравнительный творческий анализ произведений одной тематики, но разных подходов (слайд, демонстрируемый на экране).

3.Тем, кому трудно творчески выразить себя можно предложить принести открытки, слайды, репродукции произведений, либо фотографии животных и растений, которые им нравятся.

4.Психотерапевт должен продемонстрировать клиентам результаты своего творчества.

5.Не загружать энциклопедической информацией; минимум информации – максимум творчества.

6.Помогать клиентам уважать свои психические особенности, показывая их лучшие стороны и преимущества; учить жить с ними, максимально используя их в полезной деятельности.

Т.т.с. может применяться в различных условиях жизни и деятельности людей. Кроме того этот метод может занять существенное место в системе реабилитации психически больных.

Т.т.с. противопоказана лицам с тяжелой депрессией с суицидальными мыслями.

Наши рекомендации