Способности в детстве и юности
Многочисленные жизненные факты указывают на то, что в отдельные периоды детства возникают повышенные возможности для развития психики в тех или иных направлениях, имеющие временный, преходящий характер. Известно, например, что у ребенка в возрасте двух-трех лет наблюдается повышенная восприимчивость к усвоению языка, на котором происходит общение ребенка с окружающими. Эта особая расположенность к языку, выполнив свою жизненную функцию, сделав возможным быстрое овладение формами языка и мышления, затем резко идет на убыль. В пять-семь лет ребенок наиболее готов к овладению чтением. В дошкольные и ранние школьные годы заметна особая острота, яркость образных впечатлений, богатство воображения, которое в частности проявляется в различных творческих играх. К дошкольному детству относится созревание необходимых органических структур и формирование на их основе нужных функциональных органов. Происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга, связей между ними и органов движения (прежде всего рук). Все это создает благоприятные условия для начала формирования у ребенка общих способностей, некоторый уровень которых является предпосылкой для последующего развития специальных способностей. Их развитие продолжается в школе, в особенности в младших и средних классах. Дети увлеченно играют в ролевые игры и обнаруживают у себя способность к перевоплощению и вживанию в роль. Это существенно помогает развитию специальных способностей: многих двигательных, организаторских, конструкторских, художественно- изобразительных и иных творческих способностей. Особое значение для формирования специальных способностей у детей имеют занятия различными видами творческих игр, которые заставляют ребенка создавать что-то новое, открывать для себя новые знания, обнаруживать в самом себе новые возможности.
Важно, чтобы деятельность, которую выполняет ребенок, была на пределе его возможностей, тогда она ведет к развитию его способностей, реализуя то, что Л.С. Выготский назвал зоной ближайшего развития . Если деятельность слишком проста для ребенка, то осуществляется реализация только уже имеющихся у ребенка способностей, а если же слишком сложна, то ребенок не может её выполнить и, следовательно, она не приведет к формированию новых умений и навыков.
Необходимость включения в специфически человеческие виды деятельности с раннего детства вынуждает родителей заботиться о развитии нужных для их детей способностей, и впоследствии, когда дети сами становятся взрослыми, создает у них необходимость в самостоятельном приобретении необходимых способностей. Развитию нужных способностей у детей также способствуют окружающие ребенка взрослые люди, которые в большинстве своем уже обладают необходимыми способностями и средствами обучения (в виде готовых предметов духовной и материальной культуры, которыми ребенку надо научиться пользоваться). В свою очередь дети с наибольшей готовностью принимают соответствующие учебные и воспитательные действия и быстро усваивают их благодаря гибкости пластичного к учебной деятельности мозга. Под влиянием всего этого необходимые для развития человеческих способностей задатки складываются у ребенка довольно рано (примерно к трем годам), тем самым обеспечивая впоследствии уже не природное, а социальное развитие ребенка, включая такие способности, аналога которым нет даже у животных.
Так у детей 8-9 лет обращают на себя внимание повышенная готовность усваивать, доверчивое подчинение авторитету, вера в истинность всего, чему учат; эти особенности представляют собой подлинный залог обучаемости и воспитуемости в младшем школьном возрасте. Для подростков 12-13 лет характерны опережающая развитие других сторон личности потребность в деятельности, подъем энергии и широта склонностей. В годы наступления ранней юности очень заметны работа анализирующей мысли, склонность к рассуждениям и особая эмоциональность; для подростков 15-16 лет характерны также тяготение к значительным жизненным целям, склонность к саморегуляции и самовоспитанию.
Наблюдавшиеся жизненные факты подтверждали ту точку зрения, согласно которой «внешние и внутренние противоречия», способы преодоления возникающих противоречий играют исключительно важную роль в ходе «возрастного развития» (А. Валлон, А.В. Веденов).
Важно заметить, что периоды особой повышенной готовности к овладению специальными видами деятельности рано или поздно заканчиваются. Если какая-либо функция не получила должного развития в благоприятный период, то в дальнейшем её развитие оказывается чрезвычайно затруднено, а иногда и вовсе невозможно. Одним из условий, позволяющих реализовать задатки, являются особенности семейного воспитания. Вероятность обнаружения у детей каких-либо способностей более высока, когда родители проявляют заботу о развитии способностей своих детей, чем когда дети предоставлены сами себе.
Для развития способностей ребенка важны все этапы становления его как личности. И нельзя надеяться на то, что, став, старше ребенок сможет наверстать все упущенное.
По мере взросления ребенка происходит качественно новое и в некоторых отношениях одностороннее усиление возможностей развития. Такой переход от возраста к возрасту означает не только рост, обогащение психических свойств, но и их качественное преобразование - возможно затухание, прекращение действия одних способностей и возникновения новых. Все вместе ведет к общему подъему уровня развития.
Возрастные особенности как бы подготавливают и временно сохраняют благоприятные условия для успешного становления тех или иных сторон умственных способностей. Возрастные особенности, можно сказать, выступают как составная часть самих детских особенностей.
К формированию и росту способностей имеет отношение не только возрастающий с годами уровень умственного развития, но и сами внутренние условия этого развития. Так, можно сказать о возрастных предпосылках способностей, имея в виду обусловленные возрастом повышенные возможности развития психики в тех или иных направления деятельности.
Детская одаренность
Подтверждением того, что проявление детской одаренности обусловлено в большинстве своем именно возрастными, возникающими в определенную пору жизни, особенностями, можно считать стремительный подъем способностей у ребенка, приближение его умственных показателей к показателям, свойственным взрослым людям, в той же мере, как и снижение темпа умственного развития в последующие годы жизни.
Так в отличие от зрелости, именно в детские годы факторами формирования способностей являются внутренние условия формирования возрастного развития.
Индивидуальный уровень и своеобразие способностей растущего человека не являются чем-то внешним по отношению к его возрастным особенностям, т.к. многое от выраженности у ребенка тех или иных возрастных свойств, от различия в темпе приближения к зрелости. Возрастные особенности не только вытесняют друг друга по мере взросления, но и закрепляются в личности, у кого-то в большой, у кого-то меньшей мере. Эта неодинаковость, неравномерность возрастного развития является существенным условием для становления индивидуальных различий по способностям.
Единство возрастного и индивидуального с наибольшей остротой выступает у одаренных детей. У таких детей с особой силой проявляются достоинства их возраста. Но даже самое полное развитие достоинств только своего возраста не может объяснить всего того богатства возможностей, которым блещет одаренный ребенок. Специальные исследования показывают, что чрезвычайные умственные достижения присущи тем детям, у которых одновременно выступают достоинства и последующего возраста.
Например, такая возрастная черта у подростков, как настойчивость, обретает особую силу, если становится присущей детям младшего возраста с их повышенной восприимчивостью. У рано развившихся детей сближение, а затем и совмещение по времени особенностей настоящего и последующего возрастных периодов, сочетание возрастных факторов, идущих от разных периодов детства, обусловливают как бы удвоение, а может быть, и многократное усиление предпосылок умственного развития.