Что такое экономическая психология 2 страница
Криминологическая психология занимается психологическими проблемами поведения и формирования личности преступника, мотивами преступления.
Судебная психология исследует психологические особенности поведения участников уголовного процесса, в частности психологию свидетельских показаний, особенности поведения обвиняемого, психологические факторы допроса. В сфере судебной деятельности к профессиональным психологам часто обращаются для проведения психологической экспертизы.
Многие психологи работают в системе Управления внутренних дел (УВД) или непосредственно в исправительных учреждениях. Пенитенциарная (или исправительная) психология изучает психологию заключенного. Специалисты в сфере пенитенциарной психологии занимаются психологической коррекцией поведения и личности осужденных, проводят психологические тесты. Психологи помогают также персоналу исправительных учреждений в их работе с осужденными, в преодолении стрессов и ситуаций с заложниками. За пределами исправительных учреждений акцент в работе психологов ставится на реабилитационной и профилактической работе.
В учебных пособиях по юридической психологии последних лет характеризуются следующие основные сферы деятельности психологов:
криминальная психология,
психология потерпевшего,
психология несовершеннолетних,
психологические основы предварительного расследования,
психология судебной деятельности,
пенитенциарная психология (Васильев, 1997; Чуфаров-
ский, 1995).
12.3. психологическое консультирование в .
ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
Применение психологических знаний способствует раскрытию и расследованию преступлений и перевоспитанию лиц, совершивших преступления. Поэтому психолога часто используют в качестве консультанта по делу на предварительном следствии. В практике работы следователей при раскрытии сложных уголовных дел бывает немало ситуаций, успешному разрешению которых способствует помощь психолога в качестве специалиста-консультанта или эксперта. В ряде случаев (например, раскрытие серийных убийств, совершенных на сексуальной почве, планирование раскрытия деятельности организованной преступной группировки) такая помощь является главным фактором, определяющим успех в раскрытии этих преступлений. Психолог может дать информацию справочного характера о типичных особенностях восприятия, памяти и мышления детей определенного возраста или людей преклонных лет, о характерном влиянии на психические процессы и поведение человека различных психических состояний — алкогольного или наркотического опьянения, стресса,
психологическое консультирование в юридической... "3
сильного страха, дефицита времени. Консультации могут быть даны и по конкретным уголовным делам, например, психолог может задать направление изучения личности обвиняемого в зависимости от вида совершенного им преступления, подсказать возможные источники информации
.о человеке, дать рекомендации по установлению с ним психологического контакта.
Для проникновения в сферу бессознательного подозреваемого может использоваться, например, ассоциативный эксперимент. При этом человеку предлагают быстро отвечать на предъявляемые слова любым словом, пришедшим в голову. Оказывается, что после нескольких десятков попыток в ответах испытуемого начинают появляться слова, связанные с его скрытыми переживаниями.
Такого рода опыт описывается, например, в рассказе К. Чапека "Эксперимент доктора Роуса". Вот краткое содержание рассказа. В чешский городок приезжает американский профессор-психолог, чех по происхождению. Объявляется, что он продемонстрирует свое профессиональное мастерство. Собирается публика — знать города, журналисты и другие лица. Вводят преступника, который подозревается в убийстве. Профессор диктует ему слова, предлагая отвечать первым пришедшим в голову словом. Сначала преступник вообще не желает иметь с ним дело. Но потом игра "в слова" его увлекает, и он в нее втягивается. Профессор дает сначала нейтральные слова: пиво, улица, собака. Но постепенно он начинает включать слова, связанные с обстоятельствами преступления. Предлагается слово "кафе", ответ — "шоссе", дается слово "пятна", ответ — "мешок" (потом было выяснено, что пятна крови были вытерты мешком); на слово "спрятать" — ответ "зарыть", "лопата" —'"яма", "яма" — "забор" и т. д.
Короче говоря, после сеанса по рекомендации профессора полицейские отправляются в некоторое место около забора, раскапывают яму и находят спрятанный труп (Ча-
i пек, 1981).
Сотрудничество с психологом приобретает большое
1 значение при расследовании дел об организованной преступности и групповых преступлениях. Психолог может помочь выявить структуру группы, выяснить сложившееся распределение ролей, ее лидеров, способствовать поиску уязвимого звена и эффективного способа воздействия на него в процессе расследования дела.
Сотрудничество следователя с психологом не ограничивается взаимодействием в процессе следствия. Деятельность следователя предъявляет повышенные требования к его стрессоустойчивости, саморегуляции психического состояния, работоспособности. Поэтому психолог может помочь следователю преодолеть негативные эмоциональные состояния, предупредить развитие профессиональной деформации.
Роль психолога в качестве специалиста регламентируется соответствующей статьей Уголовно-процессуального кодекса. Психолог может быть привлечен к участию в производстве следственных действий — допроса, обыска, осмотра места происшествия. Результаты деятельности специалиста фиксируются в протоколе следственного действия.
Закон предусматривает участие педагога в допросе малолетних и несовершеннолетних. Эта функция может быть поручена детскому психологу как специалисту, обладающему научными знаниями в области психологии детей и подростков, владеющему профессиональными навыками общения с ними. Здесь психолог может скорректировать формулировки вопросов следователя для их адекватного восприятия ребенком, дать сведения, которые следователь может использовать для оценки показаний малолетнего свидетеля. Психолог может подсказать тактику проведения допроса, помочь создать неофициальную атмосферу, сгладить возможное состояние скованности, настороженности, недоверия ребенка, преодолеть негативистскую позицию подростка, стыдливость и стеснение несовершеннолетней потерпевшей от Полового посягательства.
Сходные задачи решает психолог в производстве следственных действий в отношении лиц с признаками умственной отсталости.
12.4. судебно-психологическая экспертиза
Оценка личности обвиняемого, потерпевшего или свидетеля — одна из важных задач судебно-следственного процесса. Например, в Германии, Польше и Чехии общая психологическая характеристика личности служит необходимым компонентом любого вида судебно-следственного дела. Значительное место в деятельности экспертов-пси-• хологов этих стран занимает исследование несовершеннолетних правонарушителей с целью определения их способности нести уголовную ответственность за свои деяния. В других европейских странах, например в Польше, исследованию психолога-эксперта подлежат индивидуально-психологические особенности свидетелей, условия, в которых воспринимались ими определенные факты, содержание показаний и некоторые другие обстоятельства. , (Васильев, 1997, с.34).
Судебно-психологическая экспертиза представляет собой исследование, проведенное экспертом на основе специальных знаний в области психологии. Одним из условий объективного экспертного заключения становится научная надежность применяемых методов. Задачей эксперта-психолога может стать общая психологическая характеристика личности (так называемый психологический портрет). Эксперт на основании своих профессиональных знаний выявляет качества личности, позволяющие сделать вывод о психологическом облике человека.
Важно'учитывать и мотивы преступления. Однако это обстоятельство по сравнению с другими наиболее трудно для исследования, поскольку мотивы не всегда осознаются преступником, либо подменяются им социально-приемлемой мотивировкой. По некоторым делам практически отсутствуют прямые доказательства мотива преступления. Для их установления недостаточно обычных доказательств. Такие преступления относят зачастую к безмотивным. Но поскольку полностью безмотивных преступлений не бывает, для выяснения мотива преступления могут использоваться специальные познания в области психологии.
Судебно-психологическая экспертиза помогает полнее понять личность обвиняемого и мотивы его криминогенного поведения. С целью уменьшения ошибок, допускаемых иногда судами при квалификации преступлений, целесообразно обязательное проведение такой экспертизы по делам о преступлениях несовершеннолетних, при "неосознаваемых" мотивах взрослых преступников и при наличии показаний, дающих основание полагать, что преступление было обусловлено аффектогенным мотивом. При помощи судебно-психологической экспертизы удается объяснить поведение обвиняемого, выяснить его психологическую установку и стимулы, побудившие его к действию.
Судебно-психологическая экспертиза может проводиться также при расследовании дорожно-транспортных происшествий и несчастных случаев. При этом может изучаться, например, наличие или отсутствие у лица, управляющего техническим устройством, психического состояния, существенно повлиявшего на его способность управлять этим техническим устройством (на транспорте, в производстве).
Цель экспертизы — заключение, которое после соответствующей его проверки и оценки следователем или судом будет доказательством по уголовному делу. Но экспертная деятельность психолога в отличие от деятельности суда и следствия не носит социально-оценочного характера. В компетенцию судебно-психологической экспертизы не входит оценка юридических признаков субъективной стороны преступления, юридическая квалификация, моральная оценка личности и поведения подэкспертного, решение вопросов медицинской диагностики. Юридическим основанием для производства судебно-психологической экспертизы является соответствующее постановление следователя или определение Суда.
К компетенции судебно-психологической экспертизы относятся:
- установление способности несовершеннолетних об-
виняемых, имеющих признаки отставания в психическом развитии, полностью сознавать значение своих действий, и определение того, в какой мере они способны руководить ими;
- установление способности обвиняемых, потерпевших
и свидетелей адекватно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания;
- установление способности потерпевших по делам об
изнасиловании (в том числе малолетних и несовершеннолетних) правильно понимать характер и значение совершаемых с ними действий и оказывать сопротивление;
- установление наличия или отсутствия у подэкспертного в момент совершения преступления состояния аффекта или иных непатологических эмоциональных состояний (сильного страха, депрессии, эмоционального стресса, фрустрации), способных существенно влиять на его сознание и деятельность;
- установление наличия у лица, предположительно
покончившего жизнь самоубийством, в период, предшествовавший его смерти, психического состояния, предрасполагавшего к самоубийству, и определение возможных причин возникновения этого состояния;
- установление ведущих мотивов в поведении человека
и мотивации отдельных поступков;
- установление индивидуально-психологических осо-
бенностей подэкспертного, способных существенно повлиять на его поведение и на формирование у него намерения совершить преступление;
- установление структуры преступной группы и взаимоотношений в ней на основе имеющихся данных о психологических особенностях участников этой группы (Васильев, 1997, с.534—535).
При назначении судебно-психологической экспертизы I должны быть правильно сформулированы вопросы, которые ставятся перед экспертом. Они не должны выходить за I рамки его профессиональной компетенции. Так, напри-i мер, недопустима подмена психологических понятий ("аф-| фект", "эмоциональное состояние", "эмоциональная ! реакция") правовыми ("внезапно возникшее сильное душевное волнение"). Перед экспертом-психологом не мо-( гут быть поставлены вопросы относительно достоверности показаний допрашиваемых лиц (Васильев, 1997, с.534—535).
Судебно-психологическая экспертиза — одно из средств, обеспечивающих соблюдение уголовно-процессуального закона при производстве предварительного расследования и рассмотрения дела в суде. Заключение эксперта наряду с другими фактическими данными служит доказательством по уголовному делу. Уголовно-правовое значение судебно-психологической экспертизы заключено в том, что она способствует установлению признаков личности, входящих в качестве элементов в состав преступления: возраста, внезапно возникшего сильного душевного волнения, беспомощного состояния потерпевшего, мотива преступления. Экспертиза в состоянии дать полную характеристику личности обвиняемого, без исследования которой нельзя установить по некоторым категориям дел юридический мотив совершения преступления.
Данные, полученные в ходе экспертного исследования, помогают также правильной организации процесса оказания исправительного воздействия на лицо, совершившее преступление. Судьи, заинтересованные в определении меры наказания и тактики исправления преступника, нуждаются в характеристике его индивидуальности не только с правовых, но и с психологических позиций. Такие свойства, как эмоциональная несдержанность психопатов, внушаемость олигофренов, утомляемость и аффективная взрывчатость лиц с остаточными явлениями органического поражения мозга, повышенная чувствительность людей, страдающих неврозами, могут обусловливать их склонность к эксцессам, некритическое отношение к внушающим воздействиям непосредственного окружения и ослабление волевой регуляции поведения. У этих лиц иначе формируется чувство вины, а также проявляется специфичность восприятия властных санкций, связанных с наказанием. Перечисленные свойства важно учитывать для обоснованного применения конкретных мер воздействия.
12.5.пенитенциарная психология
Важнейшее направление деятельности юридического психолога — пенитенциарная (исправительная) психология. Для успешной работы в этой сфере ему необходимы знания уголовно-исполнительного права, педагогики, психологии труда, социальной психологии. Перед исправительными учреждениями стоят сложные задачи по перевоспитанию лиц, совершивших преступления, приобщению их к трудовой деятельности и адаптации к нормальному существованию в обществе. Важная роль в этом процессе может принадлежать психологу.
Пенитенциарная психология изучает изменения личности осужденного, факторы, положительно влияющие на него и способствующие активной перестройке его личности: режим, труд, коллектив, различные воспитательные воздействия. Среди преступников, признанных вменяемыми, есть значительное количество невротиков и психопатов. Для их перевоспитания наряду с обычными мерами необходима разработка медико-психологических методов воздействия.
Наказание преследует три цели:
1) покарать,
2) исправить и перевоспитать осужденного,
3) предупредить преступление (Васильев, 1997, с.624).
Все три цели наказания имеют различное психологическое обоснование. Юридическая психология разрабатывает также новые направления работы в исправительных учреждениях, при которых в формировании личности заключенного принимают участие психологи и психотерапевты (особенно это относится к людям с психическими отклонениями: психопатам, невротикам, наркоманам, алкоголикам).
Еще одна проблема исправления преступников связана с тем, что администрация мест лишения свободы и в том числе ее воспитательский корпус часто не обладают достаточной психолого-педагогической культурой, гуманным отношением к заключенным. Это нередко приводит к формальным мерам и формальной организации процесса отбытия наказания и способствует дальнейшей деформации личности заключенного. Например, определение правил режима должно быть всегда психологически обоснованным и целесообразным. Работникам исправительных учреждений важно знать, как разные типы осужденных и каждый из них в отдельности воспринимают и переживают те или иные режимные ограничения. Поэтому важная роль психологов может заключаться в распространении психологических знаний и формировании психологической культуры воспитателей, работающих с осужденными. Весьма актуальна в деятельности уголовно-исполнительной системы проблема адаптации освобожденного к условиям нормального существования в нормальной социальной среде на свободе. Необходима специальная работа по психологической подготовке осужденных к жизни в новых условиях. Это также может быть важной задачей деятельности психолога.
К значимым проблемам юридической психологии относится профилактика противоправного поведения, в частности профилактическая работа с несовершеннолетними правонарушителями. Для того чтобы успешно проводить такую работу, должны исследоваться условия, при которых формируется противоправное поведение личности. Особое значение при этом имеет выяснение роли микросреды: семьи и сверстников.
Карательная функция в работе исправительных учреждений должна уступить место более тонким методам индивидуального воздействия, основанным на глубоком психологическом знании личности осужденного. Цели психологической коррекции поведения должны выйти на первый план. Актуальным становится диалог с осужденным как альтернатива репрессивным мерам. Это требует участия в воспитательном процессе в стенах тюрем и колоний разных специалистов: социологов, психологов, священнослужителей.
Среди осужденных (особенно молодых) растет количество лиц с различными отклонениями от психической нормы: психопатией, легкой дебильностью, акцентуациями характера. Успешное воспитательное воздействие на этих лиц может быть обеспечено в результате комплекса медицинских, психологических и педагогических методов, а это требует взаимодействия психолога, психиатра и педагога.
Гуманизация уголовно-исполнительной системы, очевидно, будет осуществляться через разработку и внедрение более мягких мер наказания, сокращение сроков наказания, введение мер социальной защиты, альтернативных лишению свободы, индивидуализацию мер наказания по отношению к лицам, совершившим преступление (Васильев, 1997, с.643). Все это потребует серьезных и всесторонних психологических исследований по разработке и внедрению широкого спектра психолого-педагогических методов воздействия на осужденных, а также участия психологов в практической работе в системе исправительных учреждений.
литература
1. Васильев В.Л. Юридическая психология. СПб.: Питер Пресс, 1997.
2. Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. М., 1996.
3. Петровский А.В. История советской психологии. М.: Просвещение, 1967.
4. Чапек К. Рассказы. М., 1981.
5. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. М.: Юристъ, 1995.
13.1.история психологии спорта
Широкие возможности применения профессиональных психологических знаний существуют в спорте. Психология спорта изучает закономерности психической деятельности людей в условиях тренировок и соревнований.
Психология спорта принадлежит к числу очень молодых прикладных отраслей психологической науки. Понятие "психология спорта" впервые появилось в статьях Пьера де Кубертена — основателя Олимпийских игр современности. Они публиковались в самом начале XX столетия и имели описательный характер. В 1913 году на специальном конгрессе по психологии спорта, организованном по его инициативе Международным олимпийским комитетом в Лозанне, она получила свое "крещение".
Инициатива Пьера де Кубертена и Лозаннский конгресс послужили стимулом к изучению проблем психологии спорта. В период с 1920 по 1940 год их изучение довольно активно велось в Германии, США и других странах. Однако глубокой научной разработки проблемы психологии спорта тогда не получили (Джамгаров, Луни (ред.), 1979, с. 12).
Психология спорта интенсивно развивалась уже после второй мировой войны. Причиной тому послужил бурный рост спортивных достижений во всем мире и повышение престижности спорта. Особенно ярко это проявлялось на олимпийских играх и мировых первенствах по видам спорта. В 1965 году по инициативе Итальянской федерации спортивной медицины в Риме был организован первый конгресс по психологии спорта. Было создано Международное общество психологии спорта (ИССП). Это стало свидетельством международного признания психологии спорта.
После Римского состоялись еше три конгресса: в 1968 году в Вашиппхже, в 1973 году — в Мадриде и в 1977 году — в Праге. С 1970 года издается официальный орган ИССП— "Международный журнал психологии спорта".
Создание ИССП стимулировало образование региональных объединений психологии спорта. Так, в 1967 году возникло Североамериканские общество психологии спорта, в 1969 — Европейская ассоциация психологии спорта i (ФЕПСАК). В разные годы затем организовывались национальные общества спортивной психологии в Канаде, Японии, ФРГ, Англии, Франции, Бразилии, Австралии и других странах.
Доклады по психологии спорта содержатся в программах XVIII и XX Международных психологических конгрессов, Олимпийского научного конгресса 1972 года в Мюнхене, Всемирного конгресса "Спорт в современном обществе, состоявшегося в 1974 году в Москве.
В настоящее время научная разработка психологии | спорта ведется в большинстве стран мира.
В истории отечественной психологии временем рождения психологии физического воспитания и спорта можно считать даты выхода в свет первых научных работ. Первыми в 1925—1926 годах были исследования, выполненные проф. П. А. Рудиком на кафедре психологии ГЦОЛИФК ("Влияние мускульной работы на процесс реакции", "Исследование реакции в применении к основным вопросам физической культуры") и Т.Р. Никитиным ("Значение внушения и подражания в деле физического воспитания"). В 1927 году в Москве была издана, а в 1930 — переиздана монография профессора А.П. Нечаева "Психология физической культуры". В эти же годы были опубликованы работы А.Ц. Пуни, посвященные изучению влияния соревнований по настольному теннису, лыжных гонок и др. на психическую сферу спортсменов, и работы профессора Украинского психоневрологического института З.И. Чуч-марева о влиянии школьных уроков физической культуры | на интеллектуальные функции школьников и их умение управлять собой. С 1930 года началась разработка вопросов психологии физического воспитания и спорта на кафедре психологии института им. П.Ф. Лесгафта (Джамгаров, Пуни (ред.), 1979, с.13-15).
В те годы основными центрами разработки психологии спорта были кафедры психологии Центрального института физической культуры и института физической культуры им. П.Ф. Лесгафта, а также психотехнические отделения Ленинградского (зав. проф. А.К. Борсук) и Центрального (зав. проф. П.А. Рудик) научно-исследовательских институтов физической культуры. В середине тридцатых годов в ГЦОЛИФК и ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта изучение вопросов психологии спорта было включено в курс психологии, читавшийся студентам. Были разработаны первые программы специального курса "Психология спорта".
Во время Великой Отечественной войны психологи спорта занимались разработкой научно обоснованных путей восстановления функций центральной и периферической нервной системы, опорно-двигательного аппарата, а также восстановлением высших психических функций (гнозиса, праксиса, мышления, речи и др.).
В послевоенные годы психология физического воспитания и спорта развивалась очень интенсивно. В этот период расширилась база научных исследований. В них принимали участие кафедры педагогики и психологии целого ряда институтов физической культуры. Расширился круг решаемых проблем. Основные направления исследований включали изучение: психологии личности спортсмена и тренера, психологических особенностей спортивной деятельности, психологических основ обучения и воспитания в спорте. Изучались также психологические аспекты спортивного соревнования, психологические основы подготовки спортсменов к соревнованиям, регуляции и саморегуляции деятельности и состояний спортсменов до, во время и после соревнований. Уделялось внимание также социально-психологическим аспектам физического воспитания и спорта, возрастным психологическим особенностям физического воспитания и спорта.
В 1952 году в Институте психологии АПН РСФСР А.Ц. Пуни защитил первую в истории психологии докторскую диссертацию на тему "Психология спорта". Позже появились монографии по психологии спорта О.А. Черниковой, А.Ц. Пуни, В.Г. Норакидзе, С.Ч. Геллерштейна, Г.М. Гагаевой, А.В. Родионова, Н.А. Худадова, А.А. Лалая-на и др. Стали издаваться сборники трудов по психологии
спорта. В 1958 году вышел первый учебник по психологии для институтов физической культуры, написанный П.А. Рудиком. Специальный раздел учебника посвящен психологии спорта.
Психология физического воспитания и спорта как специальная отрасль психологической науки входила в программы Всесоюзных совещаний по психологии, а затем Всесоюзных съездов общества психологов СССР. Традиционными были специальные Всесоюзные совещания и конференции по психологии спорта. Первое такое совещание по инициативе кафедры психологии ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта было организовано в 1956 году в Ленинграде.
Послевоенное развитие психологии физического воспитания и спорта характеризуется большим сближением ее с практикой. Послевоенный период характеризуется также организационным укреплением психологии физического воспитания и спорта. В 1948 году была создана комиссия по психологии спорта при научно-методическом (впоследствии научном) совете Комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР. Она по существу стала органом, объединявшим советских психологов спорта. Психологи спорта всегда играли активную роль в работе Общества психологов СССР. В мае 1987 года впервые в СССР создана Федерация спортивной психологии.
13.2. цели изадачи психологииспорта
Основные цели психологии спорта — изучение психологических закономерностей формирования у спортсменов и команд спортивного мастерства и качеств, необходимых для участия в соревнованиях, а также разработка психологически обоснованных методов тренировки и подготовки к соревнованиям (Мельников (ред.), 1987, с.199). Достижение этих целей предполагает решение следующих конкретных задач:
1. Изучение влияния спортивной деятельности на психику спортсменов:
а) психологический анализ соревнований (общий и конкретный по отдельным видам спорта);
б) выявление характера влияния соревнований на спортсменов;
в) определение требований, предъявляемых соревнованиями к психике спортсмена;
г) определение (совместно с представителями других спортивных наук) совокупности моральных, волевых и других психологических качеств, необходимых спортсменам для успешного выступления на соревнованиях;
д) психологический анализ условий тренировочной деятельности и спортивного быта.
2. Разработка психологических условий для повышения
эффективности спортивных тренировок. Психология спорта призвана раскрыть механизмы и закономерности совершенствования спортивного мастерства, пути формирования специальных знаний, умений и навыков, а также условия, обеспечивающие успешность коллективных действий спортсменов. Все это требует от психологов:
а) психологического обоснования существующих методов и средств спортивной тренировки и поиска новых;
б) определения путей для максимального использования возможностей организма спортсмена, как за счет развития психических функций, так и за счет создания аппаратурных методов тренировки (например, использования систем с "биологической обратной связью");
в) разработки методов психологического описания отдельных видов спорта (психограмм), методов психодиагностики спортивных способностей, социальной структуры и психологического климата команды;
г) разработки научно обоснованных методов моделирования соревновательной обстановки в условиях тренировок.
3. Разработка психологических основ предсоревновательной подготовки спортсменов. В настоящее время коренным образом меняются содержание и характер предсоревновательной подготовки спортсменов. Для успешного выступления в соревнованиях уже недостаточно высокого уровня только физической и тактической подготовленности. Наряду с двигательными сенсомоторными навыками и умениями приобретают значимость интеллектуальные навыки, а также навыки коллективных действий. Поэтому в предсоревновательной подготовке все большую роль начинают играть различные психические процессы и состояния. Возрастает значение психологических факторов и, как следствие, психологической подготовки спортсменов к участию в соревнованиях. Разработка методов и приемов такой подготовки — одна из главных функций психологии спорта. Реализация этой функции предполагает:
а) изучение закономерностей функционирования психики в условиях соревнований и разработка методов повышения устойчивости и надежности соревновательной деятельности;