Результаты психолого-педагогического изучения Эльдара X., 3 года 8 мес

Выписка из истории развития

Возраст матери во время беременности 23 года. Беременность первая с угрозой выкидыша. Роды в срок со стимуляцией.

Вес при рождении - 4 кг, рост - 55 см. По шкале Апгар - 8,8 балла. Из роддома привезен в неврологическое отделение в тяжелом состоянии с диагнозом: тяжелая перинатальная энцефалопатия.

Раннее развитие с задержкой: голову держит с 2 мес, сидеть начал в 9 мес, первые шаги - в 1,5 года, речевое развитие с задержкой. На первом году жизни неоднократно лечился с диагнозом ПЭП. В 10 мес - судорожный синдром, гипертензионно-гидроцефальный синдром. В настоящее время состоит на учете у невропатолога с диагнозом ММД.

Психолого-педагогическая характеристика

Поступил в детский сад по направлению ПМПК с диагнозом: органическая задержка психического развития. Посещает дошкольную группу для детей с ЗПР с сентября 2001 г. Жалобы при поступлении: низкий уровень речевого развития, двигательная неловкость, нарушение координации, не играет с игрушками. К условиям детского сада адаптировался быстро. Требует к себе повышенного внимания со стороны взрослых. Со сверстниками играть не любит, но агрессии не проявляет. Наблюдается склонность к уединению. На занятиях быстро устает, отвлекается. Заинтересованности не проявляет, не подчиняется требованиям взрослого на занятиях.

Запас знаний и умений снижен. Навыки самообслуживания развиты недостаточно - затрудняется при одевании и раздевании, неправильно держит ложку, не всегда опрятен.

Условия семейного воспитания удовлетворительные. Родители осознают необходимость коррекционно-развивающей работы с ребенком, проявляют заинтересованность в работе с учреждением.

Протокол обследования

Дата обследования 04.03.2002 - 06.03.20021

Название методики Выполнение
1. Исследование мышления;  
а) собери гербарий Выполняет самостоятельно
б) доски Сегена (из 6 элементов) Выполняет самостоятельно
в) складывание разрезных картинок:  
2 части Выполняет самостоятельно
3 части Выполняет с помощью взрослого

Окончание протокола



Название методики Выполнение
2. Исследование конструктивного праксиса:  
а) конструирование по подражанию (строительный конструктор) Простые постройки: башня из 5 - 6 кубиков, поезд - выполняет самостоятельно
б) конструирование по реальному зрительному образцу (строительный конструктор) Дорожка, стол - выполняет самостоятельно. Более сложные (дом с дорожкой, дом с забором) - не выполняет
в) конструирование по подражанию (из палочек) Дорожка, заборчик - выполняет самостоятельно
г) конструирование по образцу (из палочек) Треугольник, квадрат - не выполняет
3. Исследование восприятия (3-й уровень):  
а) соотнесение по форме ("подбери ключик к замку") Выполняет самостоятельно
б) выполнение инструкции "Дай красный" (основные цвета) Выполняет самостоятельно, но иногда путает цвета
в) сравнение и дифференциация по величине (трехсоставная матрешка) Самостоятельно выполнить не может
4. Исследование памяти (вербальный уровень):  
а) игра в прятки С заданием справляется
б) попросить ребенка сказать, с кем он живет, во что он любит играть, а также назвать свое имя и фамилию; повторить вопрос "Сегодня на улице много грязи и луж?" Задание выполняет частично (называет фамилию, имя, но в вопросе повторяет только 2 - 3 слова)
в) выполнить по памяти серию инструкций: встать, открыть дверь, подойти к столу, открыть коробку, взять карандаш Выполняет только 3 - 4 действия (норма: 2 года - 3 - 4 действия, 3 года - 5 действий)
5. Исследование речи:  
а) установить, названия каких действий знакомы ребенку Ребенку знакомы названия бытовых действий (сидеть, читать, спать, кушать и т.д.)
б) установить, может ли ребенок узнавать знакомые предметы, изображенные на картинках Да, может
в) установить, сложилось ли у ребенка понимание направленности действия, места действия или для кого это действие совершается Нет

Заключение по результатам обследования

В начале исследования контакт затруднен, ребенок несколько скован и насторожен. Но контакт быстро установился, ребенок эмоционально воспринимал задания, но быстро уставал, отвлекался. Ориентирован на похвалу. Продуктивно выполнять задания мог только с помощью взрослого. Наиболее эффективной оказалась обучающая помощь, задания по аналогии выполнял после 1 - 2 показов. Трудности при выполнении заданий во многом были связаны с низкой умственной работоспособностью, истощаемостью ребенка. Постоянно нуждался в дозировании нагрузок и смене видов деятельности.

При исследовании были получены следующие результаты: запас знаний и представлений существенно ниже возрастной нормы, наглядно-образное и наглядно-действенное мышление развито недостаточно. Память снижена. Речевое развитие не соответствует возрасту ребенка: при построении речевого высказывания отмечается аграмматизм, не понимает косвенных падежей. Активный и пассивный словарь недостаточны. Имеют место нарушения моторного развития. Мелкая моторика развита недостаточно. Согласованные действия рук не сформированы. При выполнении заданий фактически игнорирует левую руку.

Итак, в структуре нарушения психического развития отмечаются недостатки моторики, низкий уровень развития мышления, недостатки речевого развития, нарушения памяти, несформированность сенсорных процессов.

Ребенок нуждается в коррекционно-развивающей работе, направленной на формирование высших психических функций, преодоление недостатков речевого и моторного развития.

Наши рекомендации