Словарь основных психологических понятий
АБСОЛЮТНЫЙ ПОРОГ ОЩУЩЕНИЙ - минимальная величина раздражителя любой модальности (светового, звукового и др.), способного вызвать едва заметное ощущение.
АБСТРАКЦИЯ — мысленное выделение какого-либо признака или свойства предмета, явления с целью его более детального изучения.
АВТОРИТАРНЫЙ (властный, директивный) — характеристика человека как личности или его поведения в отношении других людей, подчеркивающая склонность пользоваться преимущественно недемократическими методами воздействия на них: давление, приказы, распоряжения и т.п.
АВТОРИТЕТНОСТЬ — способность человека иметь определенный вес среди людей, служить для них источником идей и пользоваться их признанием и уважением..
АДАПТАЦИЯ — приспособление органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их наилучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней перегрузки.
АКТИВНОСТЬ — понятие, указывающее на способность живых существ производить спонтанные движения и изменяться под воздействием внешних или внутренних стимулов-раздражителей,
АКЦЕНТУАЦИЯ— выделение какого-либо свойства или признака на фоне других, его особенное развитие.
АЛЬТРУИЗМ— черта характера, побуждающая человека бескорыстно приходить на помощь людям и животным.
АМБИВАЛЕНТНОСТЬ— двойственность, противоречивость. В психологии чувств обозначает одновременное присутствие в душе человека противоположных, несовместимых друг с другом стремлений, касающихся одного и того же объекта.
АМНЕЗИИ— нарушения памяти.
АНАЛИЗАТОР— понятие, предложенное И.П.Павловым. Обозначает совокупность афферентных и эфферентных нервных структур, участвующих в восприятии, переработке и реагировании на раздражители (см.)..
АНТИЦИПАЦИЯ— предвосхищение, ожидание наступления чего-либо.
АПАТИЯ— состояние эмоционального равнодушия, безразличия и бездеятельности:
АППЕРЦЕПЦИЯ— состояние особенной ясности сознания, его сосредоточенности на чем-либо или некоторая внутренняя сила, направляющая течение мысли и ход психических процессов.
АПРАКСИЯ— нарушение движений у человека.
АССОЦИАЦИЯ— соединение, связь психических явлений друг с другом.
АССОЦИАЦИОНИЗМ— психологическое учение, использовавшее ассоциацию как главный объяснительный принцип всех психических явлений. А. господствовал в психологии XVIII— XIX вв.
АТРИБУЦИЯ— приписывание какого-либо непосредственно не воспринимаемого свойства предмету, человеку или явлению.
АТТРАКЦИЯ— привлекательность, влечение одного человека к другому, сопровождающееся положительными эмоциями.
АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА— комплекс специальных упражнений, основанных на самовнушении и используемых человеком для управления собственными психическими состояниями и поведением.
АУТИЗМ— нарушение нормального хода мышления под влиянием болезни, психотропных или иных средств. Уход человека от реальности в мир фантазий и грез. .
АФАЗИИ— нарушения речи.
АФФЕКТ— кратковременное, бурно протекающее состояние сильного эмоционального возбуждения, возникающее в результате фрустрации или какой-либо иной, сильно действующей на психику причины, обычно связанной с неудовлетворением очень важных для человека потребностей.
АФФЕРЕНТНЫЙ— понятие, характеризующее ход процесса нервного возбуждения по нервной системе в направлении от периферии тела к головному мозгу.
АФФИЛИАЦИЯ— потребность человека в установлении, сохранении и упрочении эмоционально положительных: дружеских, товарищеских, приятельских отношений с окружающими людьми.
БАРЬЕР ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ- внутреннее препятствие психологической природы (нежелание, боязнь, неуверенность и т.п.), мешающее человеку успешно выполнить некоторое действие. Часто возникает в деловых и личных взаимоотношениях людей и препятствует установлению между ними открытых и доверительных отношений.
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ— характеристика психологических свойств, процессов и состояний человека, находящихся вне сферы его сознания, но оказывающих такое же влияние на его поведение, как и сознание.
БИХЕВИОРИЗМ— учение, в котором в качестве предмета психологических исследований рассматривается только поведение человека и изучается его зависимость от внешних и внутренних материальных стимулов. Б. отрицает необходимость и возможность научного исследования собственно психических явлений. Основателем Б. считается американский ученый Д.Уотсон.
БОЛЬШАЯ ГРУППА— значительное по количественному составу социальное объединение людей, образованное на основании какого-либо абстрагированного (см. абстракция) социально-демографического признака: пола, возраста, национальности, профессиональной принадлежности, социального или экономического положения и т.п.
БРЕД — ненормальное, болезненное состояние психики человека, сопровождающееся фантастическими образами, видениями, галлюцинациями (см. также аутизм).
БРЕЙНСТОРМИНГ — специальный метод организации совместной групповой творческой работы людей, рассчитанной на повышение их умственной активности и решение сложных интеллектуальных задач.
ВАЛИДНОСТЬ — качество метода психологического исследования, выражающееся в его соответствии тому, для изучения и оценки чего он изначально был предназначен.
ВЕРА — убежденность человека в чем-либо, не подкрепляемая убедительными логическими аргументами или фактами.
ВЕРБАЛЬНОЕ НАУЧЕНИЕ— приобретение человеком жизненного опыта, знаний, умений и навыков через словесные инструкции и разъяснения.
ВЕРБАЛЬНЫЙ — относящийся к звуковой человеческой речи.
ВИКАРНОЕ НАУЧЕНИЕ— приобретение человеком знаний, умений и навыков через прямое наблюдение и подражание наблюдаемому объекту.
ВЛЕЧЕНИЕ— желание, или потребность, что-либо сделать, побуждающее человека к соответствующим действиям.
ВНИМАНИЕ — состояние психологической концентрации, сосредоточенности на каком-либо объекте.
ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ— особенный вид человеческой речевой деятельности, непосредственно связанный с бессознательными, автоматически протекающими процессами перевода мысли в слово и обратно.
ВНУШАЕМОСТЬ — податливость человека действию внушения.
ВНУШЕНИЕ — неосознанное влияние одного человека на другого, вызывающее определенные изменения в его психологии и поведении.
ВОЗБУДИМОСТЬ — свойство живой материи приходить в состояние возбуждения под влиянием раздражителей и сохранять его следы в течение некоторого времени.
ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ- область психологии, изучающая психологические особенности людей разного возраста, их развитие и переходы из одного возраста в другой.
ВОЛЯ— свойство (процесс, состояние) человека, проявляющееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками. Проявляется в преодолении препятствий, возникающих на пути достижения сознательно поставленной цели.
ВООБРАЖЕНИЕ— способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им.
ВОСПОМИНАНИЕ(припоминание) — воспроизведение по памяти какой-либо ранее воспринятой информации. Один из основных процессов памяти.
ВОСПРИЯТИЕ— процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств. Завершается формированием образа.
ВРЕМЯ РЕАКЦИИ— интервал времени между началом действия какого-либо стимула и появлением в организме определенной реакции на него.
ВТОРАЯ СИГНАЛЬНАЯ СИСТЕМА— система речевых знаков, символов, вызывающих у человека такие же реакции, как и реальные объекты, которые этими символами обозначены.
ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ- преобразованные под влиянием жизни в обществе, обучения и воспитания психические процессы человека. Понятие введено Л.С.Выготским в рамках культурно-исторической теории развития В.п.ф. (см.).
ВЫТЕСНЕНИЕ— один из защитных механизмов (см.) в психоаналитической теории личности (см. психоанализ). Под действием В. из памяти человека выводятся из сознания в сферу бессознательного сведения, вызывающие у него сильные неприятные эмоциональные переживания.
ГАЛЛЮЦИНАЦИИ— нереальные, фантастические образы, возникающие у человека во время болезней, влияющих на состояние его психики (см. также аутизм, бред).
ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ- отрасль психологической науки, изучающая происхождение психических явлений и их связь с генотипом человека.
ГЕНЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД— метод изучения психических явлений в развитии, устанавливающий их происхождение и законы преобразования по мере развития (см. также исторический метод),
ГЕНИАЛЬНОСТЬ — высший уровень развития у человека каких-либо способностей, делающий его выдающейся личностью в соответствующей области или сфере деятельности.
ГЕНОТИП — совокупность генов или каких-либо качеств, полученных человеком в наследство от своих родителей.
ГЕШТАЛЬТ — структура, целое, система.
ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ — направление психологических исследований, возникшее в Германии в начале XX в. в период открытого кризиса психологической науки. Гештальтпсихология утверждала приоритет структуры, или целостности (см. гешталът) в организации психических процессов, законах и динамике их протекания.
ГИЛОЗОИЗМ — философское учение о всеобщей одухотворенности материи, утверждающее, что чувствительность как элементарная форма психики присуща всем без исключения вещам, существующим в природе.
ГИПНОЗ — вызванное внушающим воздействием временное отключение сознания человека или снятие сознательного контроля над собственным поведением.
ГОМЕОСТАЗ — нормальное состояние равновесия органических и других процессов в живой системе.
ГРЕЗЫ — фантазии, мечты человека, рисующие в его воображении приятные, желаемые картины будущей жизни.
ГРУППА — совокупность людей, выделенная на основе какого-либо одного или нескольких, общих для них признаков (см. также малая группа).
ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА— направление исследований в социальной психологии, в котором изучается процесс возникновения, функционирования и развития разных групп.
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ- отрасль психологии, в которой человек рассматривается как высшее духовное существо, ставящее перед собой цель самосовершенствования и стремящееся к ее достижению. Г.п. возникла в первой половине XX в. Основоположниками считаются американские ученые Г.Оллпорт, А.Маслоу и К.Роджерс.
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ— (см. отклоняющееся поведение).
ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ(обезличивание) — временная утрата человеком психологических и поведенческих особенностей, характеризующих его как личность.
ДЕПРЕССИЯ— состояние душевного расстройства, подавленности, характеризующееся упадком сил и снижением активности.
ДЕТЕРМИНАЦИЯ— причинное обусловливание (см. детерминизм).
ДЕТЕРМИНИЗМ— философско-гносеологическое учение, утверждающее наличие и возможность установления объективных причин всех явлений, существующих в мире.
ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ— отрасль возрастной психологии, в которой изучается психология детей разного возраста, от рождения до окончания школы.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ— специфический вид человеческой активности, направленной на творческое преобразование, совершенствование действительности и самого себя.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДМЕТНАЯ— деятельность, подчиненная в своем течении особенностям предметов материальной и духовной культуры, созданных людьми. Рассчитана на усвоение способов правильного употребления этих предметов людьми и развитие их способностей.
ДИСПОЗИЦИЯ— предрасположенность, готовность человека к определенным внешним или внутренним действиям.
ДИСТРЕСС— отрицательное влияние стрессовой ситуации на деятельность человека, вплоть до ее полного разрушения.
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ- отрасль психологической науки, изучающая и объясняющая психологические и поведенческие различия людей.
ДРАЙВ— понятие, обозначающее неосознаваемое внутреннее влечение общего характера, порождаемое некоторой органической потребностью. Используется в психологии мотивации и в теории научения.
ДУАЛИЗМ— учение о независимом, самостоятельном существовании тела и души. Берет свое начало в работах древних философов, но полное развитие получает в средние века. Развернуто представлено в работах французского философа РДекарта.
ДУША— старое, использовавшееся в науке до появления слова «психология» название совокупности явлений, исследуемых в современной психологии.
ЖЕЛАНИЕ — состояние актуализированной, т.е. начавшей действовать, потребности, сопровождаемое стремлением и готовностью сделать что-либо конкретное для ее удовлетворения.
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ— совокупность видов активности, объединяемых понятием «жизнь» и свойственных живой материи.
ЗАБЫВАНИЕ— процесс памяти, связанный с утратой следов прежних воздействий и возможности их воспроизведения (см. воспоминание).
ЗАДАТКИ— предпосылки к развитию способностей. Могут быть врожденными и приобретенными при жизни.
ЗАМЕЩЕНИЕ(сублимация) — один из защитных механизмов, представляющих собой подсознательную замену одной, запретной или практически не достижимой, цели на другую, разрешенную и более доступную, способную хотя бы частично удовлетворить актуальную потребность.
ЗАРАЖЕНИЕ— психологический термин, обозначающий бессознательную передачу от человека к человеку каких-либо эмоций, состояний, побуждений.
ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ— психоаналитическое понятие (см. психоанализ), обозначающее совокупность бессознательных приемов, с помощью которых человек, как личность, оберегает себя от психологических травм.
ЗАПОМИНАНИЕ— один из процессов памяти, обозначающий введение в память вновь поступающей информации.
ЗНАК— символ или объект, служащий заменителем другого объекта.
ЗНАЧЕНИЕ(слова, понятия) — то содержание, которое вкладывают в данное слово или понятие все употребляющие его люди.
ЗООПСИХОЛОГИЯ— отрасль психологической науки, изучающая поведение и психологию животных.
ИДЕНТИФИКАЦИЯ— отождествление.
ИДЕОМОТОРИКА — влияние мыслей на движения, проявляющееся в том, что всякая мысль о движении сопровождается едва заметным реальным движением наиболее подвижных частей тела: рук, глаз, головы или туловища. Эти движения зачастую являются непроизвольными и скрытыми от сознания самого человека, совершающего их.
ИЛЛЮЗИИ — феномены восприятия, воображения и памяти, существующие только в голове человека и не соответствующие какому-либо реальному явлению или объекту.
ИМПЛИЦИТНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ- устойчивое, прижизненно сформировавшееся у человека представление о взаимосвязи внешнего облика, поведения и черт личности людей, на основе которого он судит о людях в условиях недостаточной информации о них.
ИМПРИНТИНГ — вид приобретения опыта, занимающий промежуточное положение между научением и врожденными реакциями.
ИМПУЛЬСИВНОСТЬ — характерологическая черта человека, проявляющаяся в его склонности к быстротечным, непродуманным действиям и поступкам.
ИНДИВИД — отдельно взятый человек в совокупности всех присущих ему качеств: биологических, физических, социальных, психологических и др.
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ — своеобразное сочетание индивидных (см. индивид) свойств человека, отличающее его от других людей.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ- устойчивое сочетание особенностей выполнения разных видов деятельности одним и тем же человеком.
ИНИЦИАТИВА — проявление человеком активности, не стимулированной извне и не определяемой не зависящими от него обстоятельствами.
ИНСАЙТ (озарение, догадка) — неожиданное для самого человека, внезапное нахождение решения какой-либо проблемы, над которой он долго и настойчиво думал.
ИНСТИНКТ — врожденная, малоизменяемая форма поведения, обеспечивающая приспособление организма к типичным условиям его жизни.
ИНТЕЛЛЕКТ — совокупность умственных способностей человека и некоторых высших животных, например, человекообразных обезьян.
ИНТЕРАКЦИЯ— взаимодействие.
ИНТЕРАКЦИОНИЗМ— учение, утверждающее, что все прижизненно приобретаемые человеком психологические свойства, качества и виды поведения являются результатом взаимодействия его внутреннего мира и внешней среды.
ИНТЕРЕС— эмоционально окрашенное, повышенное внимание человека к какому-либо объекту или явлению.
ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ— переход из внешней для организма среды во внутреннюю. Применительно к человеку И. означает превращение внешних действий с материальными предметами во внутренние, умственные, оперирующие символами. Согласно культурно-исторической теории формирования высших психических функций И. является основным механизмом их развития.
ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ— нарушение нормального хода одного процесса вмешательством другого.
ИНТРОВЕРСИЯ— обращенность сознания человека к самому себе; поглощенность собственными проблемами и переживаниями, сопровождаемая ослаблением внимания к тому, что происходит вокруг. И. является одной из базовых черт личности.
ИНТРОСПЕКТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ- отрасль психологических исследований, существовавшая в основном в XIX в. Основным методом исследования в И.п. была интроспекция.
ИНТРОСПЕКЦИЯ— метод познания психических явлений путем самонаблюдения человека, т.е. внимательного изучения самим человеком того, что происходит в его сознании при решении разного рода задач.
ИНТУИЦИЯ— способность быстро находить верное решение задачи и ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, а также предвидеть ход событий.
ИФАНТИЛИЗМ— проявление детских черт в психологии и поведении взрослого человека.
ИСТОРИЧЕСКИЙ МЕТОД— метод изучения психических явлений в их развитии в зависимости от исторических условий жизни человека.
КАТАРСИС — очищение. Психоаналитический (см. психоанализ) термин, обозначающий душевное облегчение, наступающее у человека после сильных эмоциональных переживаний типа аффекта или стресса.
КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ— метод психологического исследования, при котором не используются количественные показатели, а выводы делаются только на основе логических рассуждений по поводу полученных фактов.
КЛИМАТ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ- общая социально-психологическая характеристика состояния малой группы, в особенности человеческих взаимоотношений, сложившихся в ней.
КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ— одно из современных направлений исследований в психологии, объясняющее поведение человека на основе знаний и изучающее процесс и динамику их формирования.
КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС— противоречие в системе знаний человека, порождающее у него неприятные переживания и побуждающее его к действиям, направленным на устранение этого противоречия.
КОЛЛЕКТИВ— высокоразвитая малая группа людей, отношения в которой строятся на позитивных нормах морали. К. обладает повышенной эффективностью в работе.
КОММУНИКАЦИИ— контакты, общение, обмен информацией и взаимодействие людей друг с другом.
КОМПЕНСАЦИЯ— способность человека избавляться от переживаний по поводу собственных недостатков (см. комплекс неполноценности) за счет усиленной работы над собой и развития других положительных качеств. Понятие К. введено А.Адлером.
КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ- сложное состояние человека, связанное с недостатком каких-либо качеств (способностей, знаний, умений и навыков), сопровождаемое глубокими отрицательными эмоциональными переживаниями по этому поводу.
КОНСТАНТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ- свойство воспринимать объекты и видеть их относительно постоянными по величине, форме и цвету в изменяющихся физических условиях восприятия.
КОНТЕНТ-АНАЛИЗ— метод психологического изучения различных текстов, позволяющий по их содержанию судить о психологии создателей этих текстов.
КОНФЛИКТ ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ- состояние неудовлетворенности человека какими-либо обстоятельствами его жизни, связанное с наличием у него противоречащих друг другу интересов, стремлений, потребностей, порождающих аффекты и стрессы.
КОНФЛИКТ МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ- трудноразрешимое противоречие, возникающее между людьми и вызванное несовместимостью их взглядов, интересов, целей, потребностей.
КОНФОРМНОСТЬ— некритическое принятие человеком чужого неправильного мнения, сопровождаемое неискренним отказом от собственного мнения, в правильности которого человек внутренне не сомневается. Такой отказ при конформном поведении обычно мотивирован какими-либо конъюнктурными соображениями.
КОЭФФИЦИЕНТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ-числовой показатель умственного развития человека, получаемый в результате применения специальных тестов, предназначенных для количественной оценки уровня развития интеллекта человека.
КРИЗИС— состояние душевного расстройства, вызванное длительной неудовлетворенностью человека собой и своими взаимоотношениями с окружающим миром. К. возрастной нередко возникает при переходе человека из одной возрастной группы в другую.
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ- теория, объясняющая процесс формирования и развития высших психических функций человека на основе культурных и общественно-исторических условий существования людей. Разработана в 20—30-е годы Л.С. Выготским.
ЛАБИЛЬНОСТЬ— свойство нервных процессов (нервной системы), проявляющееся в способности проводить определенное количество нервных импульсов за единицу времени. Л. также характеризует скорость возникновения и прекращения нервного процесса.
ЛИБИДО— одно из основных понятий психоанализа. Обозначает некоторый вид энергии, чаще всего биохимической, которая лежит в основе потребностей и поступков человека. Понятие Л. введено в научный оборот З.Фрейдом.
ЛИДЕР— член группы, чей авторитет, власть или полномочия безоговорочно признаются остальными членами малой группы, готовыми следовать за ним.
ЛИДЕРСТВО— поведение лидера в малой группе. Приобретение или утрата им лидерских полномочий, осуществление им своих лидерских функций.
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ— относящийся к языку.
ЛИЧНОСТЬ— понятие, обозначающее совокупность устойчивых психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность.
ЛОГОТЕРАПИЯ— психотерапевтический метод (см. психотерапия), рассчитанный на то, чтобы придать утратившей смысл жизни человека более определенное духовное содержание, обратить внимание и сознание человека к подлинным нравственным и культурным ценностям. Предложен австрийским психиатром В. Франклом и основан на осознании человеком своей ответственности перед людьми и самим собой.
ЛОКАЛИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ(свойств и состояний человека) — представленность в структурах головного мозга человека места расположения там основных психических функций, состояний и свойств, их связь с конкретными анатомо-физиологическими отделами и структурами мозга.
ЛОКАЛЬНЫЙ — ограниченный, местный.
ЛОКУС КОНТРОЛЯ— понятие, характеризующее локализацию причин, исходя из которых человек объясняет свое собственное поведение и наблюдаемое им поведение других людей. Внутренний Л.к. — это поиск причин поведения в самом человеке, а внешний Л.к. — их локализация вне человека, в окружающей его среде. Понятие Л.к. введено американским психологом Ю.Роттером.
ЛОНГИТЮДНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ- длительное по времени своего проведения научное исследование процессов формирования, развития и изменения каких-либо психических или поведенческих явлений.
ЛЮБОВЬ— высшее духовное чувство человека, богатое разнообразными эмоциональными переживаниями, основанное на благородных чувствах и высокой морали и сопровождаемое готовностью сделать все от себя зависящее для благополучия любимого человека.
МАЗОХИЗМ— самоунижение, самоистязание человека, связанное с неудовлетворенностью собой и убежденностью, что причины жизненных неудач находятся в нем самом (см. внутренний локус контроля). М. — одно из главных понятий, используемых в типологии социальных характеров, предложенной немецко-американским ученым Э.Фроммом.
МАЛАЯ ГРУППА— небольшая по численности совокупность людей, включающая от 2—3 до 20—30 человек, занятых общим дел и имеющих прямые личные контакты друг с другом.
МАССОВИДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ ПСИХИКИ- социально-психологические явления, возникающие в массах людей (население, толпа, масса, группа, нация и т.п.). М.я.п. включают слухи, панику, подражание, заражение, внушение и др.
МГНОВЕННАЯ ПАМЯТЬ— память, рассчитанная на очень короткое по времени сохранение в голове человека следов воспринятого материала. М.п. действует, как правило, только во время самого процесса восприятия.
МЕЛАНХОЛИК— человек, чье поведение характеризуется замедленностью реакций на действующие стимулы, а также речевых, мыслительных и двигательных процессов.
МЕЧТЫ— планы человека на будущее, представленные в его воображении и реализующие наиболее важные для него потребности и интересы.
МИМИКА— совокупность движений частей лица человека, выражающих его состояние или отношение к тому, что он воспринимает (представляет, обдумывает, припоминает и т.п.).
МОДАЛЬНОСТЬ— понятие, обозначающее качество ощущений, возникающих под действием определенных раздражителей.
МОТИВ ВЛАСТИ— устойчивая черта личности, выражающая собой потребность одного человека в обладании властью над другими людьми, стремление господствовать, управлять, распоряжаться ими.
МОТИВ— внутренняя устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека.
МОТИВ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА— потребность добиваться успехов в разных видах деятельности, рассматриваемая как устойчивая личностная черта.
МОТИВ ИЗБЕГАНИЯ НЕУДАЧИ- более или менее устойчивое стремление человека избегать неудач в тех ситуациях жизни, где результаты его деятельности оцениваются другими людьми. М.и.н. — черта личности, противоположная мотиву достижения успехов.
МОТИВАЦИЯ— динамический процесс внутреннего, психологического и физиологического управления поведением, включающий его инициацию, направление, организацию, поддержку.
МОТИВИРОВКА— разумное обоснование, объяснение самим человеком его поступков, которое не всегда соответствует истине.
МЫШЛЕНИЕ— психологический процесс познания, связанный с открытием субъективно нового знания, с решением задач, с творческим преобразованием действительности.
НАБЛЮДЕНИЕ— метод психологического исследования, рассчитанный на непосредственное получение нужной информации через органы чувств.
НАВЫК— сформированное, автоматически осуществляемое движение, не требующее сознательного контроля и специальных волевых усилий для его выполнения.
НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ- способ практического решения задач, предполагающий зрительное изучение ситуации и практические действия в ней с материальными предметами.
НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ- способ решения задач, включающий наблюдение за ситуацией и оперирование образами составляющих ее предметов без практических действий с ними.
НАМЕРЕНИЕ— сознательное желание, готовность что-либо сделать.
НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ- понятие, обозначающее совокупность потребностей и мотивов личности, определяющих главное направление ее поведения.
НАПРЯЖЕННОСТЬ — состояние повышенного физического или психологического возбуждения, сопровождаемое неприятными внутренними чувствами и требующее разрядки.
НАСТРОЕНИЕ — эмоциональное состояние человека, связанное со слабо выраженными положительными или отрицательными эмоциями и существующее в течение длительного времени.
НАУЧЕНИЕ — приобретение знаний, умений и навыков в результате жизненного опыта.
НЕВРОТИЗМ— свойство человека, характеризующееся его повышенной возбудимостью, импульсивностью и тревожностью.
НЕГАТИВИЗМ— демонстративное противодействие человека другим людям, непринятие им разумных советов со стороны других людей. Часто встречается у детей в период возрастных кризисов.
НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ— отрасль психологической науки, изучающая связь психических процессов, свойств и состояний с работой мозга.
НЕОБИХЕВИОРИЗМ— направление в психологии, пришедшее на смену бихевиоризма в 30-е годы XX в. Характеризуется признанием активной роли психических состояний в управлении поведением. Представлен в учениях американских психологов Э.Толмена, К.Халла, Б.Скиннера.
НЕОФРЕЙДИЗМ— учение, возникшее на базе психоанализа З.Фрейда. Связано с признанием существенной роли общества в формировании личности и с отказом от рассмотрения органических потребностей как единственной основы социального человеческого поведения.
НОРМЫ СОЦИАЛЬНЫЕ— принятые в данном обществе или группе правила поведения, регулирующие взаимоотношения людей.
ОБЕЗЛИЧИВАНИЕ— (см. деперсонализация).
ОБОБЩЕНИЕ— (см. абстракция) — выделение общего из множества частных явлений. Перенос однажды сформированных знаний, умений и навыков на новые задачи и ситуации.
ОБРАЗ— обобщенная картина мира (предметов, явлений), складывающаяся в результате переработки информации о нем, поступающей через органы чувств.
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ— процесс получения информации о состояниях партнера по общению с целью улучшения общения и достижения желаемого результата.
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ— область психологической науки, изучающая общие закономерности психики и поведения человека, разрабатывающая основные понятия и представляющая главные законы, на основе которых формируется, развивается и функционирует психика человека.
ОБЩЕНИЕ — обмен информацией между людьми, их взаимодействие.
ОБЫДЕННОЕ СОЗНАНИЕ — усредненный уровень сознания масс людей, составляющих данное общество. О.с. отличается от научного сознания невысокой достоверностью и точностью имеющихся в нем сведений.
ОБЪЕКТИВАЦИЯ— процесс и результат локализации образов восприятия во внешнем мире — там, где располагается источник воспринимаемой информации.
ОДАРЕННОСТЬ — наличие у человека задатков к развитию способностей.
ОЖИДАНИЕ — одно из основных понятий когнитивной психологии, выражающее способность предвосхищения человеком будущих событий.
ОНТОГЕНЕЗ— процесс индивидуального развития организма или личности.
ОПЕРАТИВНАЯ ПАМЯТЬ— вид памяти, рассчитанный на сохранение информации в течение определенного времени, необходимого для выполнения некоторого действия или операции.
ОПЕРАЦИЯ— система движений, связанных с выполнением конкретного действия, направленных на достижение его цели.
ОПРЕДМЕЧИВАНИЕ— диалектико-материалистическое понятие, обозначающее процесс и результат воплощения в предметах деятельности человека, составляющих материальную и духовную культуру, его же способностей.
ОПРОС— метод психологического изучения, в процессе применения которого людям задаются вопросы и на основе ответов на них судят о психологии этих людей.
ОПРОСНИК ЛИЧНОСТНЫЙ- метод исследования личности, основанный на использовании системы письменных или устных, заранее продуманных вопросов, адресованных человеку, чьи психологические особенности подлежат изучению.
ОРГАНЫ ЧУВСТВ— телесные органы, специально предназначенные для восприятия, переработки и хранения информации. О.ч. включают рецепторы, нервные пути, проводящие возбуждения в мозг и обратно, а также центральные отделы нервной системы человека, перерабатывающие эти возбуждения.
ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ РЕАКЦИЯ (РЕФЛЕКС) - реакция организма на новые стимулы, проявляющаяся в общей его активизации, в сосредоточении внимания, в мобилизации сил и ресурсов.
ОСМЫСЛЕННОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ - свойство человеческого восприятия приписывать воспринимаемому объекту или явлению определенный смысл, обозначать его словом, относить к определенной языковой категории.
ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ (ДЕВИАНТНОЕ) ПОВЕДЕНИЕ - поведение человека, отклоняющееся от установленных правовых или нравственных норм, нарушающее их.
ОТКРЫТЫЙ КРИЗИС ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ - критическое состояние в психологической науке, возникшее в начале XX в. и связанное с ее неспособностью удовлетворительно разрешить ряд актуальных теоретических и практических проблем.
ОТНОСИТЕЛЬНЫЙ ПОРОГ ОЩУЩЕНИЯ - величина, на которую должен измениться раздражитель, действующий на органы чувств, чтобы одновременно изменилось и вызываемое им ощущение.
ОТРАЖЕНИЕ — философско-гносеологическое понятие, относящееся к теории познания. В соответствии с ним все психические процессы и состояния человека рассматриваются как отражения в голове человека объективной, не зависимой от него действительности.
ОТЧУЖДЕНИЕ — процесс или результат утраты для человека значения или личностного смысла (см. смысл личностный) того, что раньше привлекало его внимание, было для него интересным и важным.
ОЩУЩЕНИЕ — элементарный психический процесс, представляющий собой субъективное отражение живым существом в виде психических явлений простейших свойств окружающего мира.
ПАМЯТЬ — процессы запоминания, сохранения, воспроизводства и переработки человеком разнообразной информации.
ПАМЯТЬ ГЕНЕТИЧЕСКАЯ — память, обусловленная генотипом, передаваемая из поколения в поколение.
ПАМЯТЬ ДОЛГОВРЕМЕННАЯ — память, рассчитанная на длительное хранение и многократное воспроизведение информации при условии ее сохранения.
ПАМЯТЬ КРАТКОВРЕМЕННАЯ — память, рассчитанная на хранение информации в течение небольшого промежутка времени, от нескольких до десятков секунд, до тех пор, пока содержащаяся в ней информация не будет использована или переведена в долговременную память.
ПАМЯТЬ ОПЕРАТИВНАЯ — (см. оперативная память).
ПАНИКА — массовидное явление психики, характеризующееся возникновением одновременно у многих людей, находящихся в контактах друг с другом, чувств страха, беспокойства, а также беспорядочных, хаотичных движений и непродуманных действий.
ПАНТОМИМИКА — система выразительных движений, совершаемых при помощи тела.
ПАРАПСИХОЛОГИЯ — область психологии, изучающая необычные, не поддающиеся научному объяснению явления, связанные с психологией и поведением людей.
ПАТОПСИХОЛОГИЯ — область психологических исследований, связанная с изучением отклонений в психике и поведении человека при различных заболеваниях.