Словарь основных психологических понятий

АБСОЛЮТНЫЙ ПОРОГ ОЩУЩЕНИЙ - минимальная ве­личина раздражителя любой модальности (светового, звукового и др.), способного вызвать едва заметное ощущение.

АБСТРАКЦИЯ — мысленное выделение какого-либо при­знака или свойства предмета, явления с целью его более деталь­ного изучения.

АВТОРИТАРНЫЙ (властный, директивный) — характери­стика человека как личности или его поведения в отношении других людей, подчеркивающая склонность пользоваться пре­имущественно недемократическими методами воздействия на них: давление, приказы, распоряжения и т.п.

АВТОРИТЕТНОСТЬ — способность человека иметь опреде­ленный вес среди людей, служить для них источником идей и пользоваться их признанием и уважением..

АДАПТАЦИЯ — приспособление органов чувств к особенно­стям действующих на них стимулов с целью их наилучшего вос­приятия и предохранения рецепторов от излишней перегрузки.

АКТИВНОСТЬ — понятие, указывающее на способность жи­вых существ производить спонтанные движения и изменяться под воздействием внешних или внутренних стимулов-раздражителей,

АКЦЕНТУАЦИЯ— выделение какого-либо свойства или при­знака на фоне других, его особенное развитие.

АЛЬТРУИЗМ— черта характера, побуждающая человека бес­корыстно приходить на помощь людям и животным.

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ— двойственность, противоречивость. В психологии чувств обозначает одновременное присутствие в душе человека противоположных, несовместимых друг с дру­гом стремлений, касающихся одного и того же объекта.

АМНЕЗИИ— нарушения памяти.

АНАЛИЗАТОР— понятие, предложенное И.П.Павловым. Обозначает совокупность афферентных и эфферентных нервных структур, участвующих в восприятии, переработке и реагирова­нии на раздражители (см.)..

АНТИЦИПАЦИЯ— предвосхищение, ожидание наступле­ния чего-либо.

АПАТИЯ— состояние эмоционального равнодушия, безраз­личия и бездеятельности:

АППЕРЦЕПЦИЯ— состояние особенной ясности созна­ния, его сосредоточенности на чем-либо или некоторая внутренняя сила, направляющая течение мысли и ход психических процессов.

АПРАКСИЯ— нарушение движений у человека.

АССОЦИАЦИЯ— соединение, связь психических явлений друг с другом.

АССОЦИАЦИОНИЗМ— психологическое учение, исполь­зовавшее ассоциацию как главный объяснительный принцип всех психических явлений. А. господствовал в психологии XVIII— XIX вв.

АТРИБУЦИЯ— приписывание какого-либо непосредственно не воспринимаемого свойства предмету, человеку или явлению.

АТТРАКЦИЯ— привлекательность, влечение одного челове­ка к другому, сопровождающееся положительными эмоциями.

АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА— комплекс специальных уп­ражнений, основанных на самовнушении и используемых че­ловеком для управления собственными психическими состоя­ниями и поведением.

АУТИЗМ— нарушение нормального хода мышления под вли­янием болезни, психотропных или иных средств. Уход человека от реальности в мир фантазий и грез. .

АФАЗИИ— нарушения речи.

АФФЕКТ— кратковременное, бурно протекающее состоя­ние сильного эмоционального возбуждения, возникающее в результате фрустрации или какой-либо иной, сильно действую­щей на психику причины, обычно связанной с неудовлетворе­нием очень важных для человека потребностей.

АФФЕРЕНТНЫЙ— понятие, характеризующее ход процес­са нервного возбуждения по нервной системе в направлении от периферии тела к головному мозгу.

АФФИЛИАЦИЯ— потребность человека в установлении, сохранении и упрочении эмоционально положительных: дру­жеских, товарищеских, приятельских отношений с окружаю­щими людьми.

БАРЬЕР ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ- внутреннее препятствие психологической природы (нежелание, боязнь, неуверенность и т.п.), мешающее человеку успешно выполнить некоторое дей­ствие. Часто возникает в деловых и личных взаимоотношениях людей и препятствует установлению между ними открытых и доверительных отношений.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ— характеристика психологических свойств, процессов и состояний человека, находящихся вне сфе­ры его сознания, но оказывающих такое же влияние на его по­ведение, как и сознание.

БИХЕВИОРИЗМ— учение, в котором в качестве предмета психологических исследований рассматривается только поведе­ние человека и изучается его зависимость от внешних и внут­ренних материальных стимулов. Б. отрицает необходимость и возможность научного исследования собственно психических явлений. Основателем Б. считается американский ученый Д.Уотсон.

БОЛЬШАЯ ГРУППА— значительное по количественному составу социальное объединение людей, образованное на осно­вании какого-либо абстрагированного (см. абстракция) соци­ально-демографического признака: пола, возраста, националь­ности, профессиональной принадлежности, социального или экономического положения и т.п.

БРЕД — ненормальное, болезненное состояние психики че­ловека, сопровождающееся фантастическими образами, виде­ниями, галлюцинациями (см. также аутизм).

БРЕЙНСТОРМИНГ — специальный метод организации со­вместной групповой творческой работы людей, рассчитанной на повышение их умственной активности и решение сложных интеллектуальных задач.

ВАЛИДНОСТЬ — качество метода психологического иссле­дования, выражающееся в его соответствии тому, для изучения и оценки чего он изначально был предназначен.

ВЕРА — убежденность человека в чем-либо, не подкрепляе­мая убедительными логическими аргументами или фактами.

ВЕРБАЛЬНОЕ НАУЧЕНИЕ— приобретение человеком жиз­ненного опыта, знаний, умений и навыков через словесные инс­трукции и разъяснения.

ВЕРБАЛЬНЫЙ — относящийся к звуковой человеческой речи.

ВИКАРНОЕ НАУЧЕНИЕ— приобретение человеком зна­ний, умений и навыков через прямое наблюдение и подражание наблюдаемому объекту.

ВЛЕЧЕНИЕ— желание, или потребность, что-либо сделать, побуждающее человека к соответствующим действиям.

ВНИМАНИЕ — состояние психологической концентрации, сосредоточенности на каком-либо объекте.

ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ— особенный вид человеческой рече­вой деятельности, непосредственно связанный с бессознатель­ными, автоматически протекающими процессами перевода мысли в слово и обратно.

ВНУШАЕМОСТЬ — податливость человека действию вну­шения.

ВНУШЕНИЕ — неосознанное влияние одного человека на другого, вызывающее определенные изменения в его психоло­гии и поведении.

ВОЗБУДИМОСТЬ — свойство живой материи приходить в состояние возбуждения под влиянием раздражителей и сохра­нять его следы в течение некоторого времени.

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ- область психологии, изу­чающая психологические особенности людей разного возраста, их развитие и переходы из одного возраста в другой.

ВОЛЯ— свойство (процесс, состояние) человека, проявля­ющееся в его способности сознательно управлять своей психи­кой и поступками. Проявляется в преодолении препятствий, воз­никающих на пути достижения сознательно поставленной цели.

ВООБРАЖЕНИЕ— способность представлять отсутствую­щий или реально не существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им.

ВОСПОМИНАНИЕ(припоминание) — воспроизведение по памяти какой-либо ранее воспринятой информации. Один из основных процессов памяти.

ВОСПРИЯТИЕ— процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств. Завершается формированием образа.

ВРЕМЯ РЕАКЦИИ— интервал времени между началом дей­ствия какого-либо стимула и появлением в организме опреде­ленной реакции на него.

ВТОРАЯ СИГНАЛЬНАЯ СИСТЕМА— система речевых зна­ков, символов, вызывающих у человека такие же реакции, как и реальные объекты, которые этими символами обозначены.

ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ- преобразован­ные под влиянием жизни в обществе, обучения и воспитания психические процессы человека. Понятие введено Л.С.Выготским в рамках культурно-исторической теории развития В.п.ф. (см.).

ВЫТЕСНЕНИЕ— один из защитных механизмов (см.) в пси­хоаналитической теории личности (см. психоанализ). Под дей­ствием В. из памяти человека выводятся из сознания в сферу бессознательного сведения, вызывающие у него сильные непри­ятные эмоциональные переживания.

ГАЛЛЮЦИНАЦИИ— нереальные, фантастические образы, возникающие у человека во время болезней, влияющих на со­стояние его психики (см. также аутизм, бред).

ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ- отрасль психологиче­ской науки, изучающая происхождение психических явлений и их связь с генотипом человека.

ГЕНЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД— метод изучения психических явлений в развитии, устанавливающий их происхождение и за­коны преобразования по мере развития (см. также историче­ский метод),

ГЕНИАЛЬНОСТЬ — высший уровень развития у человека каких-либо способностей, делающий его выдающейся личностью в соответствующей области или сфере деятельности.

ГЕНОТИП — совокупность генов или каких-либо качеств, полученных человеком в наследство от своих родителей.

ГЕШТАЛЬТ — структура, целое, система.

ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ — направление психологических исследований, возникшее в Германии в начале XX в. в период открытого кризиса психологической науки. Гештальтпсихология утверждала приоритет структуры, или целостности (см. гешталът) в организации пси­хических процессов, законах и динамике их протекания.

ГИЛОЗОИЗМ — философское учение о всеобщей одухотво­ренности материи, утверждающее, что чувствительность как эле­ментарная форма психики присуща всем без исключения ве­щам, существующим в природе.

ГИПНОЗ — вызванное внушающим воздействием времен­ное отключение сознания человека или снятие сознательного контроля над собственным поведением.

ГОМЕОСТАЗ — нормальное состояние равновесия органи­ческих и других процессов в живой системе.

ГРЕЗЫ — фантазии, мечты человека, рисующие в его вооб­ражении приятные, желаемые картины будущей жизни.

ГРУППА — совокупность людей, выделенная на основе ка­кого-либо одного или нескольких, общих для них признаков (см. также малая группа).

ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА— направление исследований в социальной психологии, в котором изучается процесс воз­никновения, функционирования и развития разных групп.

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ- отрасль психоло­гии, в которой человек рассматривается как высшее духовное существо, ставящее перед собой цель самосовершенствования и стремящееся к ее достижению. Г.п. возникла в первой половине XX в. Основоположниками считаются американские уче­ные Г.Оллпорт, А.Маслоу и К.Роджерс.

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ— (см. отклоняющееся поведение).

ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ(обезличивание) — временная ут­рата человеком психологических и поведенческих особенностей, характеризующих его как личность.

ДЕПРЕССИЯ— состояние душевного расстройства, подавлен­ности, характеризующееся упадком сил и снижением активности.

ДЕТЕРМИНАЦИЯ— причинное обусловливание (см. детер­минизм).

ДЕТЕРМИНИЗМ— философско-гносеологическое учение, утверждающее наличие и возможность установления объектив­ных причин всех явлений, существующих в мире.

ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ— отрасль возрастной психологии, в которой изучается психология детей разного возраста, от рож­дения до окончания школы.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ— специфический вид человеческой ак­тивности, направленной на творческое преобразование, совер­шенствование действительности и самого себя.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДМЕТНАЯ— деятельность, подчи­ненная в своем течении особенностям предметов материальной и духовной культуры, созданных людьми. Рассчитана на усвое­ние способов правильного употребления этих предметов людь­ми и развитие их способностей.

ДИСПОЗИЦИЯ— предрасположенность, готовность чело­века к определенным внешним или внутренним действиям.

ДИСТРЕСС— отрицательное влияние стрессовой ситуации на деятельность человека, вплоть до ее полного раз­рушения.

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ- отрасль психо­логической науки, изучающая и объясняющая психологические и поведенческие различия людей.

ДРАЙВ— понятие, обозначающее неосознаваемое внутрен­нее влечение общего характера, порождаемое некоторой орга­нической потребностью. Используется в психологии мотивации и в теории научения.

ДУАЛИЗМ— учение о независимом, самостоятельном суще­ствовании тела и души. Берет свое начало в работах древних фи­лософов, но полное развитие получает в средние века. Разверну­то представлено в работах французского философа РДекарта.

ДУША— старое, использовавшееся в науке до появления слова «психология» название совокупности явлений, исследуе­мых в современной психологии.

ЖЕЛАНИЕ — состояние актуализированной, т.е. начавшей действовать, потребности, сопровождаемое стремлением и го­товностью сделать что-либо конкретное для ее удовлетворения.

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ— совокупность видов активности, объединяемых понятием «жизнь» и свойственных живой материи.

ЗАБЫВАНИЕ— процесс памяти, связанный с утратой сле­дов прежних воздействий и возможности их воспроизведения (см. воспоминание).

ЗАДАТКИ— предпосылки к развитию способностей. Могут быть врожденными и приобретенными при жизни.

ЗАМЕЩЕНИЕ(сублимация) — один из защитных механиз­мов, представляющих собой подсознательную замену одной, за­претной или практически не достижимой, цели на другую, раз­решенную и более доступную, способную хотя бы частично удов­летворить актуальную потребность.

ЗАРАЖЕНИЕ— психологический термин, обозначающий бессознательную передачу от человека к человеку каких-либо эмоций, состояний, побуждений.

ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ— психоаналитическое поня­тие (см. психоанализ), обозначающее совокупность бессознатель­ных приемов, с помощью которых человек, как личность, обе­регает себя от психологических травм.

ЗАПОМИНАНИЕ— один из процессов памяти, обозначаю­щий введение в память вновь поступающей информации.

ЗНАК— символ или объект, служащий заменителем другого объекта.

ЗНАЧЕНИЕ(слова, понятия) — то содержание, которое вкла­дывают в данное слово или понятие все употребляющие его люди.

ЗООПСИХОЛОГИЯ— отрасль психологической науки, изу­чающая поведение и психологию животных.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ— отождествление.

ИДЕОМОТОРИКА — влияние мыслей на движения, прояв­ляющееся в том, что всякая мысль о движении сопровождается едва заметным реальным движением наиболее подвижных час­тей тела: рук, глаз, головы или туловища. Эти движения зача­стую являются непроизвольными и скрытыми от сознания са­мого человека, совершающего их.

ИЛЛЮЗИИ — феномены восприятия, воображения и памя­ти, существующие только в голове человека и не соответствую­щие какому-либо реальному явлению или объекту.

ИМПЛИЦИТНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ- устойчивое, прижизненно сформировавшееся у человека представление о взаимосвязи внешнего облика, поведения и черт личности лю­дей, на основе которого он судит о людях в условиях недоста­точной информации о них.

ИМПРИНТИНГ — вид приобретения опыта, занимающий промежуточное положение между научением и врожденными реакциями.

ИМПУЛЬСИВНОСТЬ — характерологическая черта челове­ка, проявляющаяся в его склонности к быстротечным, непро­думанным действиям и поступкам.

ИНДИВИД — отдельно взятый человек в совокупности всех присущих ему качеств: биологических, физических, социальных, психологических и др.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ — своеобразное сочетание инди­видных (см. индивид) свойств человека, отличающее его от дру­гих людей.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ- устой­чивое сочетание особенностей выполнения разных видов дея­тельности одним и тем же человеком.

ИНИЦИАТИВА — проявление человеком активности, не сти­мулированной извне и не определяемой не зависящими от него обстоятельствами.

ИНСАЙТ (озарение, догадка) — неожиданное для самого че­ловека, внезапное нахождение решения какой-либо проблемы, над которой он долго и настойчиво думал.

ИНСТИНКТ — врожденная, малоизменяемая форма пове­дения, обеспечивающая приспособление организма к типичным условиям его жизни.

ИНТЕЛЛЕКТ — совокупность умственных способностей че­ловека и некоторых высших животных, например, человекооб­разных обезьян.

ИНТЕРАКЦИЯ— взаимодействие.

ИНТЕРАКЦИОНИЗМ— учение, утверждающее, что все при­жизненно приобретаемые человеком психологические свойст­ва, качества и виды поведения являются результатом взаимо­действия его внутреннего мира и внешней среды.

ИНТЕРЕС— эмоционально окрашенное, повышенное вни­мание человека к какому-либо объекту или явлению.

ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ— переход из внешней для организма среды во внутреннюю. Применительно к человеку И. означает превращение внешних действий с материальными предметами во внутренние, умственные, оперирующие символами. Соглас­но культурно-исторической теории формирования высших психи­ческих функций И. является основным механизмом их развития.

ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ— нарушение нормального хода одно­го процесса вмешательством другого.

ИНТРОВЕРСИЯ— обращенность сознания человека к са­мому себе; поглощенность собственными проблемами и пере­живаниями, сопровождаемая ослаблением внимания к тому, что происходит вокруг. И. является одной из базовых черт личности.

ИНТРОСПЕКТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ- отрасль психоло­гических исследований, существовавшая в основном в XIX в. Основным методом исследования в И.п. была интроспекция.

ИНТРОСПЕКЦИЯ— метод познания психических явлений путем самонаблюдения человека, т.е. внимательного изучения самим человеком того, что происходит в его сознании при ре­шении разного рода задач.

ИНТУИЦИЯ— способность быстро находить верное реше­ние задачи и ориентироваться в сложных жизненных ситуаци­ях, а также предвидеть ход событий.

ИФАНТИЛИЗМ— проявление детских черт в психологии и поведении взрослого человека.

ИСТОРИЧЕСКИЙ МЕТОД— метод изучения психических явлений в их развитии в зависимости от исторических условий жизни человека.

КАТАРСИС — очищение. Психоаналитический (см. психоа­нализ) термин, обозначающий душевное облегчение, наступаю­щее у человека после сильных эмоциональных переживаний типа аффекта или стресса.

КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ— метод психологического ис­следования, при котором не используются количественные по­казатели, а выводы делаются только на основе логических рас­суждений по поводу полученных фактов.

КЛИМАТ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ- общая социально-психологическая характеристика состояния малой группы, в особенности человеческих взаимоотношений, сложив­шихся в ней.

КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ— одно из современных направлений исследований в психологии, объясняющее пове­дение человека на основе знаний и изучающее процесс и дина­мику их формирования.

КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС— противоречие в системе знаний человека, порождающее у него неприятные пережива­ния и побуждающее его к действиям, направленным на устра­нение этого противоречия.

КОЛЛЕКТИВ— высокоразвитая малая группа людей, отно­шения в которой строятся на позитивных нормах морали. К. обладает повышенной эффективностью в работе.

КОММУНИКАЦИИ— контакты, общение, обмен информа­цией и взаимодействие людей друг с другом.

КОМПЕНСАЦИЯ— способность человека избавляться от переживаний по поводу собственных недостатков (см. комплекс неполноценности) за счет усиленной работы над собой и разви­тия других положительных качеств. Понятие К. введено А.Адлером.

КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ- сложное состояние человека, связанное с недостатком каких-либо качеств (способ­ностей, знаний, умений и навыков), сопровождаемое глубокими отрицательными эмоциональными переживаниями по это­му поводу.

КОНСТАНТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ- свойство восприни­мать объекты и видеть их относительно постоянными по вели­чине, форме и цвету в изменяющихся физических условиях вос­приятия.

КОНТЕНТ-АНАЛИЗ— метод психологического изучения раз­личных текстов, позволяющий по их содержанию судить о пси­хологии создателей этих текстов.

КОНФЛИКТ ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ- состояние неудов­летворенности человека какими-либо обстоятельствами его жиз­ни, связанное с наличием у него противоречащих друг другу интересов, стремлений, потребностей, порождающих аффекты и стрессы.

КОНФЛИКТ МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ- трудноразрешимое противоречие, возникающее между людьми и вызванное несов­местимостью их взглядов, интересов, целей, потребностей.

КОНФОРМНОСТЬ— некритическое принятие человеком чужого неправильного мнения, сопровождаемое неискренним отказом от собственного мнения, в правильности которого че­ловек внутренне не сомневается. Такой отказ при конформном поведении обычно мотивирован какими-либо конъюнктурны­ми соображениями.

КОЭФФИЦИЕНТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ-числовой показатель умственного развития человека, получае­мый в результате применения специальных тестов, предназна­ченных для количественной оценки уровня развития интеллек­та человека.

КРИЗИС— состояние душевного расстройства, вызванное дли­тельной неудовлетворенностью человека собой и своими взаимо­отношениями с окружающим миром. К. возрастной нередко возни­кает при переходе человека из одной возрастной группы в другую.

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ВЫ­СШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ- теория, объясняющая процесс формирования и развития высших психических функций человека на основе культурных и общественно-исторических условий существования людей. Разработана в 20—30-е годы Л.С. Выготским.

ЛАБИЛЬНОСТЬ— свойство нервных процессов (нервной системы), проявляющееся в способности проводить определен­ное количество нервных импульсов за единицу времени. Л. так­же характеризует скорость возникновения и прекращения нер­вного процесса.

ЛИБИДО— одно из основных понятий психоанализа. Обоз­начает некоторый вид энергии, чаще всего биохимической, ко­торая лежит в основе потребностей и поступков человека. По­нятие Л. введено в научный оборот З.Фрейдом.

ЛИДЕР— член группы, чей авторитет, власть или полномо­чия безоговорочно признаются остальными членами малой груп­пы, готовыми следовать за ним.

ЛИДЕРСТВО— поведение лидера в малой группе. Приобре­тение или утрата им лидерских полномочий, осуществление им своих лидерских функций.

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ— относящийся к языку.

ЛИЧНОСТЬ— понятие, обозначающее совокупность устой­чивых психологических качеств человека, составляющих его ин­дивидуальность.

ЛОГОТЕРАПИЯ— психотерапевтический метод (см. психо­терапия), рассчитанный на то, чтобы придать утратившей смысл жизни человека более определенное духовное содержание, об­ратить внимание и сознание человека к подлинным нравствен­ным и культурным ценностям. Предложен австрийским психи­атром В. Франклом и основан на осознании человеком своей ответственности перед людьми и самим собой.

ЛОКАЛИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ(свойств и состояний человека) — представленность в структурах головно­го мозга человека места расположения там основных психиче­ских функций, состояний и свойств, их связь с конкретными анатомо-физиологическими отделами и структурами мозга.

ЛОКАЛЬНЫЙ — ограниченный, местный.

ЛОКУС КОНТРОЛЯ— понятие, характеризующее локали­зацию причин, исходя из которых человек объясняет свое соб­ственное поведение и наблюдаемое им поведение других лю­дей. Внутренний Л.к. — это поиск причин поведения в самом человеке, а внешний Л.к. — их локализация вне человека, в окружающей его среде. Понятие Л.к. введено американским пси­хологом Ю.Роттером.

ЛОНГИТЮДНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ- длительное по вре­мени своего проведения научное исследование процессов фор­мирования, развития и изменения каких-либо психических или поведенческих явлений.

ЛЮБОВЬ— высшее духовное чувство человека, богатое раз­нообразными эмоциональными переживаниями, основанное на благородных чувствах и высокой морали и сопровождаемое го­товностью сделать все от себя зависящее для благополучия лю­бимого человека.

МАЗОХИЗМ— самоунижение, самоистязание человека, свя­занное с неудовлетворенностью собой и убежденностью, что причины жизненных неудач находятся в нем самом (см. внут­ренний локус контроля). М. — одно из главных понятий, исполь­зуемых в типологии социальных характеров, предложенной немецко-американским ученым Э.Фроммом.

МАЛАЯ ГРУППА— небольшая по численности совокупность людей, включающая от 2—3 до 20—30 человек, занятых общим дел и имеющих прямые личные контакты друг с другом.

МАССОВИДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ ПСИХИКИ- социально-пси­хологические явления, возникающие в массах людей (населе­ние, толпа, масса, группа, нация и т.п.). М.я.п. включают слухи, панику, подражание, заражение, внушение и др.

МГНОВЕННАЯ ПАМЯТЬ— память, рассчитанная на очень короткое по времени сохранение в голове человека следов воспринятого материала. М.п. действует, как правило, только во время самого процесса восприятия.

МЕЛАНХОЛИК— человек, чье поведение характеризуется замедленностью реакций на действующие стимулы, а также ре­чевых, мыслительных и двигательных процессов.

МЕЧТЫ— планы человека на будущее, представленные в его воображении и реализующие наиболее важные для него по­требности и интересы.

МИМИКА— совокупность движений частей лица человека, выражающих его состояние или отношение к тому, что он вос­принимает (представляет, обдумывает, припоминает и т.п.).

МОДАЛЬНОСТЬ— понятие, обозначающее качество ощуще­ний, возникающих под действием определенных раздражителей.

МОТИВ ВЛАСТИ— устойчивая черта личности, выражаю­щая собой потребность одного человека в обладании властью над другими людьми, стремление господствовать, управлять, рас­поряжаться ими.

МОТИВ— внутренняя устойчивая психологическая причи­на поведения или поступка человека.

МОТИВ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА— потребность добиваться успехов в разных видах деятельности, рассматриваемая как ус­тойчивая личностная черта.

МОТИВ ИЗБЕГАНИЯ НЕУДАЧИ- более или менее устой­чивое стремление человека избегать неудач в тех ситуациях жизни, где результаты его деятельности оцениваются другими людьми. М.и.н. — черта личности, противоположная мотиву до­стижения успехов.

МОТИВАЦИЯ— динамический процесс внутреннего, психо­логического и физиологического управления поведением, вклю­чающий его инициацию, направление, организацию, поддержку.

МОТИВИРОВКА— разумное обоснование, объяснение са­мим человеком его поступков, которое не всегда соответствует истине.

МЫШЛЕНИЕ— психологический процесс познания, свя­занный с открытием субъективно нового знания, с решением задач, с творческим преобразованием действительности.

НАБЛЮДЕНИЕ— метод психологического исследования, рассчитанный на непосредственное получение нужной инфор­мации через органы чувств.

НАВЫК— сформированное, автоматически осуществляемое движение, не требующее сознательного контроля и специаль­ных волевых усилий для его выполнения.

НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ- способ прак­тического решения задач, предполагающий зрительное изуче­ние ситуации и практические действия в ней с материальными предметами.

НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ- способ решения задач, включающий наблюдение за ситуацией и оперирование образами составляющих ее предметов без практических дейст­вий с ними.

НАМЕРЕНИЕ— сознательное желание, готовность что-ли­бо сделать.

НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ- понятие, обозначаю­щее совокупность потребностей и мотивов личности, определя­ющих главное направление ее поведения.

НАПРЯЖЕННОСТЬ — состояние повышенного физическо­го или психологического возбуждения, сопровождаемое непри­ятными внутренними чувствами и требующее разрядки.

НАСТРОЕНИЕ — эмоциональное состояние человека, свя­занное со слабо выраженными положительными или отрицательными эмоциями и существующее в течение длительного времени.

НАУЧЕНИЕ — приобретение знаний, умений и навыков в результате жизненного опыта.

НЕВРОТИЗМ— свойство человека, характеризующееся его повышенной возбудимостью, импульсивностью и тревожностью.

НЕГАТИВИЗМ— демонстративное противодействие чело­века другим людям, непринятие им разумных советов со сторо­ны других людей. Часто встречается у детей в период возраст­ных кризисов.

НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ— отрасль психологической науки, изучающая связь психических процессов, свойств и состояний с работой мозга.

НЕОБИХЕВИОРИЗМ— направление в психологии, при­шедшее на смену бихевиоризма в 30-е годы XX в. Характеризу­ется признанием активной роли психических состояний в уп­равлении поведением. Представлен в учениях американских пси­хологов Э.Толмена, К.Халла, Б.Скиннера.

НЕОФРЕЙДИЗМ— учение, возникшее на базе психоанали­за З.Фрейда. Связано с признанием существенной роли обще­ства в формировании личности и с отказом от рассмотрения органических потребностей как единственной основы социаль­ного человеческого поведения.

НОРМЫ СОЦИАЛЬНЫЕ— принятые в данном обществе или группе правила поведения, регулирующие взаимоотноше­ния людей.

ОБЕЗЛИЧИВАНИЕ— (см. деперсонализация).

ОБОБЩЕНИЕ— (см. абстракция) — выделение общего из множества частных явлений. Перенос однажды сформирован­ных знаний, умений и навыков на новые задачи и ситуации.

ОБРАЗ— обобщенная картина мира (предметов, явлений), складывающаяся в результате переработки информации о нем, поступающей через органы чувств.

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ— процесс получения информации о со­стояниях партнера по общению с целью улучшения общения и достижения желаемого результата.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ— область психологической науки, изучающая общие закономерности психики и поведения чело­века, разрабатывающая основные понятия и представляющая главные законы, на основе которых формируется, развивается и функционирует психика человека.

ОБЩЕНИЕ — обмен информацией между людьми, их взаи­модействие.

ОБЫДЕННОЕ СОЗНАНИЕ — усредненный уровень созна­ния масс людей, составляющих данное общество. О.с. отлича­ется от научного сознания невысокой достоверностью и точно­стью имеющихся в нем сведений.

ОБЪЕКТИВАЦИЯ— процесс и результат локализации об­разов восприятия во внешнем мире — там, где располагается источник воспринимаемой информации.

ОДАРЕННОСТЬ — наличие у человека задатков к развитию способностей.

ОЖИДАНИЕ — одно из основных понятий когнитивной пси­хологии, выражающее способность предвосхищения человеком будущих событий.

ОНТОГЕНЕЗ— процесс индивидуального развития организ­ма или личности.

ОПЕРАТИВНАЯ ПАМЯТЬ— вид памяти, рассчитанный на сохранение информации в течение определенного времени, не­обходимого для выполнения некоторого действия или операции.

ОПЕРАЦИЯ— система движений, связанных с выполнени­ем конкретного действия, направленных на достижение его цели.

ОПРЕДМЕЧИВАНИЕ— диалектико-материалистическое по­нятие, обозначающее процесс и результат воплощения в пред­метах деятельности человека, составляющих материальную и ду­ховную культуру, его же способностей.

ОПРОС— метод психологического изучения, в процессе при­менения которого людям задаются вопросы и на основе отве­тов на них судят о психологии этих людей.

ОПРОСНИК ЛИЧНОСТНЫЙ- метод исследования лич­ности, основанный на использовании системы письменных или устных, заранее продуманных вопросов, адресованных челове­ку, чьи психологические особенности подлежат изучению.

ОРГАНЫ ЧУВСТВ— телесные органы, специально пред­назначенные для восприятия, переработки и хранения инфор­мации. О.ч. включают рецепторы, нервные пути, проводящие возбуждения в мозг и обратно, а также центральные отделы нервной системы человека, перерабатывающие эти возбуждения.

словарь основных психологических понятий - student2.ru словарь основных психологических понятий - student2.ru ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ РЕАКЦИЯ (РЕФЛЕКС) - реакция организма на новые стимулы, проявляющаяся в общей его ак­тивизации, в сосредоточении внимания, в мобилизации сил и ресурсов.

ОСМЫСЛЕННОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ - свойство человече­ского восприятия приписывать воспринимаемому объекту или явлению определенный смысл, обозначать его словом, отно­сить к определенной языковой категории.

ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ (ДЕВИАНТНОЕ) ПОВЕДЕНИЕ - по­ведение человека, отклоняющееся от установленных правовых или нравственных норм, нарушающее их.

ОТКРЫТЫЙ КРИЗИС ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ - критическое состояние в психологической науке, возникшее в начале XX в. и связанное с ее неспособностью удовлетвори­тельно разрешить ряд актуальных теоретических и практиче­ских проблем.

ОТНОСИТЕЛЬНЫЙ ПОРОГ ОЩУЩЕНИЯ - величина, на которую должен измениться раздражитель, действующий на ор­ганы чувств, чтобы одновременно изменилось и вызываемое им ощущение.

ОТРАЖЕНИЕ — философско-гносеологическое понятие, от­носящееся к теории познания. В соответствии с ним все психи­ческие процессы и состояния человека рассматриваются как от­ражения в голове человека объективной, не зависимой от него действительности.

ОТЧУЖДЕНИЕ — процесс или результат утраты для челове­ка значения или личностного смысла (см. смысл личностный) того, что раньше привлекало его внимание, было для него ин­тересным и важным.

ОЩУЩЕНИЕ — элементарный психический процесс, пред­ставляющий собой субъективное отражение живым существом в виде психических явлений простейших свойств окружающего мира.

ПАМЯТЬ — процессы запоминания, сохранения, воспроиз­водства и переработки человеком разнообразной информации.

ПАМЯТЬ ГЕНЕТИЧЕСКАЯ — память, обусловленная гено­типом, передаваемая из поколения в поколение.

ПАМЯТЬ ДОЛГОВРЕМЕННАЯ — память, рассчитанная на длительное хранение и многократное воспроизведение инфор­мации при условии ее сохранения.

ПАМЯТЬ КРАТКОВРЕМЕННАЯ — память, рассчитанная на хранение информации в течение небольшого промежутка вре­мени, от нескольких до десятков секунд, до тех пор, пока со­держащаяся в ней информация не будет использована или пе­реведена в долговременную память.

ПАМЯТЬ ОПЕРАТИВНАЯ — (см. оперативная память).

ПАНИКА — массовидное явление психики, характеризующе­еся возникновением одновременно у многих людей, находя­щихся в контактах друг с другом, чувств страха, беспокойства, а также беспорядочных, хаотичных движений и непродуманных действий.

ПАНТОМИМИКА — система выразительных движений, со­вершаемых при помощи тела.

ПАРАПСИХОЛОГИЯ — область психологии, изучающая не­обычные, не поддающиеся научному объяснению явления, свя­занные с психологией и поведением людей.

ПАТОПСИХОЛОГИЯ — область психологических исследо­ваний, связанная с изучением отклонений в психике и поведе­нии человека при различных заболеваниях.

Наши рекомендации