Функциональный подход в исследованиях памяти
3. Память на слова, предъявленные визуально. Бэддли предположил, что в
визуальном коде существует система, аналогичная системе логогенов (ра-
ботающих главным образом в лексическом коде). Эта визуальная система
отвечает за переработку визуальных фрагментов слов (слогов, буквосоче-
таний) и проявляется в перепутывании слов и псевдослов, имеющих одни
и те же фрагменты. Она составляет основу беглого чтения.
В работе Б.М. Величковского, В.Н. Каптелинина [Величковский, Кап-
телинин, 1983] исследовался «эффект превосходства слова», который со-
стоит в большей эффективности идентификации буквы в контексте сло-
ва, по сравнению с идентификацией буквы в контексте псевдослова и на-
бора букв. Авторы выявили, что в основе этого эффекта лежат два компо-
нента: орфографическая упорядоченность (присущая словам родного язы-
ка) и знакомость (лексическая) слова. При искажении шрифта избиратель-
но ухудшается работа только второго компонента.
Взаимодействие уровней (модулей) при переработке информации
Мы видели, что модульные модели памяти не в состоянии ответить на воп-
рос, почему некоторые знания актуализируются быстро и без труда, тогда
как другие требуют для своей актуализации усилий, не всегда приводящих
к желаемому результату (феномен «на кончике языка»). Была высказана
идея, что работа памяти не может быть адекватно описана с помощью ста-
тичных модулей, так как знания перерабатываются и актуализируются в
соответствии с целями, стоящим перед индивидом. В частности, в преде-
лах КП были разделены две функции — хранения и переработки — что по-
зволило ввести понятие оперативной памяти.
Моторная память
Моторная память — ее моторные компоненты — участвует в работе всех
выше перечисленных модулей. Моторные компоненты, или перцептивные
автоматизмы, влияют на организацию восприятия. В экспериментах не
только на зрительной, но и слуховой модальности выявлено много фактов
так называемой предперцелтивной подготовки, основанной на построении
новых моторных команд, смысл которых состоит в настройке работающе-
го сенсорного органа на оптимальное восприятие.
В модели оперативной памяти Бэддли работа артикуляционной петли со-
стоит в проговаривании акустической (но прежде всего лексической) инфор-
мации. Она представляет собой моторные компоненты лексической памя-
ти (программы артикуляции). Петля может работать автоматически и под
управлением центральных механизмов. При автоматической работе петли
в ней поддерживаются примерно три стимула. Этот объем, вычисленный в
экспериментах Бэддли, определяется временем, в течение которого лекси-
ческая информация циркулирует в петле в течение 1,5—2 с. При уменьше-
нии длительности вокализации лексических единиц возрастает их число, т.е.
увеличивается объем кратковременной памяти. В работе Ю. Бреденкампа
Глава 5.Память
[Бреденкамп, 1995], например, механизмом вокализации в артикуляцион-
ной петле (т.е. моторными компонентами) объясняются данные о том, что
«китайцы имеют лучшую кратковременную память на цифры по сравнению
с американцами и объем кратковременной памяти англичан больше, чем у
жителей Уэльса» [Бреденкамп, 1995, с. 74].На участие моторных инвариант
в понимании речи указывает Либерман. Согласно его гипотезе опознание
звуков речи происходит на основе знания артикуляции. Подтверждением
этой гипотезы могут служить результаты, полученные Радо (цит. по: [Bonnet,
1995)). Испытуемым предъявляли два ряда стимулов: фонемы и движения
губ. В том случае, если между акустической и моторной информацией не
было соответствия, то испытуемый «слышал» фонемы, которые соответство-
вали движению губ.
В экспериментах Нильсона [Nilsson et al., 1989] сравнивалась роль мо-
торных компонентов в понимании текста инструкций. Автор строит кри-
вую забывания для инструкций только прочитанных и для инструкций,
прочитанных и исполненных. Несмотря на то, что продуктивность припо-
минания для первых ниже, чем для вторых, кривые имеют сходный харак-
тер. По мнению автора, это можно объяснить действием единых моторных
механизмов, обеспечивающих не только исполнение, но и понимание вер-
бальных инструкций, описывающих моторные действия.
Моторные компоненты можно также рассматривать в качестве единиц
моторной памяти, в частности при построении движений. Для исполне-
ния любого действия необходимо предварительное программирование по-
следовательности и темпоральной упорядоченности отдельных его компо-
нентов. Н.А. Бернштейн [Бернштейн, 1990] при анализе построения про-
граммы действия указывал на необходимость существования в долговре-
менной памяти моторных, или двигательных, энграмм, которые представ-
ляют собой формулы движения. Эти энграммы извлекаются из памяти в
том случае, когда возникает необходимость реализации соответствующей
им программы. В цикле экспериментов, направленных на анализ органи-
зации движения, автор показал, что никакое действие не повторяется, а
всегда заново строится. В нем всегда присутствуют консервативные (за-
фиксированные в мнемических схемах) и динамические компоненты, ко-
торые определяются текущей ситуаций. Поэтому выбор той или иной мо-
торной программы зависит от антиципации результата движения.
С помощью микроструктурного анализа действия Н.Д. Гордеева [Горде-
ева, 1995] выявила структуру моторного образа движения, состоящего из
волны, направленной на выполнение моторной задачи, и квантов действия,
обеспечивающих реализацию волны на операциональном уровне.